Автор: Давыдов Дмитрий Александрович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258 Колпинского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Статья Можно ли заставить подростка учиться?
Раздел: среднее образование
Статья Можно ли заставить подростка учиться?
Давыдов Дмитрий Александрович,
педагог-психолог,
Школа №258 Колпинского района
Как найти мотивацию для учебы и решить проблемы со школой
В конце учебного года ваш ребенок "съехал" по всем предметам и, кажется,
махнул рукой на учебу. Вы выдохнули с наступлением школьных каникул и
решили дать ему и себе отдохнуть и вернуться к вопросу успеваемости
ближе к школе. Что ж, сейчас самое время – можно спокойно обсудить
проблемы, которые возникли со школой, и попробовать их решить.
Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но,
как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и если их
сгруппировать, станет понятно, по каким каналам и куда утекает энергия,
которая должна быть направлена на учебу. Самые большие "черные дыры" я
бы обозначила так: нагрузка, отношения, увлечения.
✅
Одна из причин снижения познавательной мотивации в том, что учеба
вследствие многих процессов и обстоятельств жизни ребенка не является
ценной и значимой деятельностью. Найти первопричину важнее борьбы с
последствиями. Важно разобраться с причинами снижения интереса к
учебе и уменьшить влияние этих событий и обстоятельств на жизнь
ребенка.
Возможные причины
1. Вы раньше времени отдали ребенка в школу, переоценив его
возможности. Теперь
ему
приходится
все
время
«догонять»
своих
одноклассников.
⚡
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Помнить, что
интеллектуальные
способности
ребенка
и
зрелость
его
общих
познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его
несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или
запомнить. Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не
«дозрел», терпеливо принимайте, что он – далеко не первый! Скорее всего,
это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете
его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать
ошибки, доверять.
2. У ребенка отсутствует четкая организация жизни. Это во многом
определяет школьные достижения! Если в повседневной жизни царит хаос,
а в планировании дня —спонтанность, вряд ли можно ожидать от школьника
организованности и дисциплинированности в учебе. Стихийный или очень
динамичный график приводит к эмоциональному стрессу, утомлению, что
вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать.
⚡
ЧТО
ДЕЛАТЬ
и
КАКУЮ
ПОЗИЦИЮ
ЗАНЯТЬ?
Грамотное
управление своим временем — залог успешной и интересной жизни. Режим,
четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода),
уроки, потом – личные дела, игры, прогулка. Привычный круг домашних
обязанностей помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью
и уверенность в завтрашнем дне.
3. Жизнь ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Современные
родители нередко стремятся создать для ребенка избыточную развивающую
среду, пытаясь так спланировать каждый свободный час, чтобы он работал на
развитие. С раннего детства – масса кружков, секций, репетиторов,
настольных игр, музеев, развлечений. Ребенок устает от потока информации,
от общения, и начинает инстинктивно их избегать.
⚡
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Снизить темп и
интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в
выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься
любимыми делами или даже вовсе ничего не делать.
4. Ребенок много времени проводит с гаджетами. В связи с этим у него
формируется и закрепляется тип восприятия информации, который сейчас
называют
«клиповым
мышлением»
—
предпочтение
воспринимать
информацию короткими фрагментами. Помимо этого, нервная система
стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая
за компьютером или «зависая» в телефоне.
⚡
ЧТО
ДЕЛАТЬ
и
КАКУЮ
ПОЗИЦИЮ
ЗАНЯТЬ?
Важно
сбалансировать
время,
проведенное
с
гаджетами,
с
прикладной
деятельностью, учитывая полезное время за компьютером: обозначая, что
находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день,
включать сюда время, проведенное, например, на сайте «Учи.ру» или
потраченное на создание презентации для доклада. С возрастом это время
может увеличиваться, но важно не забывать, что делать заметки и
пользоваться будильником можно не только посредством телефона.
5. Родители по-прежнему воспринимают подростка как маленького
ребенка. Если
родители
не
перестроили
формат
взаимоотношений
с
подросшим ребенком и по-прежнему решают ЗА него, не давая права
планировать, контролировать, принимать решения и т.п., то ребенок входит в
позицию
«выученной
беспомощности»
—
снижается
уровень
его
инициативности и самостоятельности («Решите за меня. Мне все равно.»).
Это не только приведет к тому, что вы будете сидеть НАД НИМ как «плохой
полицейский», заставляя делать уроки, но и в целом сформируете у него
модель потребительского отношения и к жизни, и к вам.
⚡
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Передавать ребенку
ответственность не только за его личные дела, но и за некоторые семейные.
Сегодня пусть он сам решит, в какой последовательности сделать уроки,
завтра — когда он их готовит и готовит ли вообще, сам исправит или НЕ
исправит плохую оценку, договорившись с учителем, сам выберет себе
секции на год и т.п.
❗
Дайте возможность ребенку не только принимать решения за себя,
но и спланировать общий семейный день, купить продукты для ужина или
выходного дня, подобрать себе одежду на определенную сумму, ища скидки
и распродажи в Интернете.