Напоминание

Статья Можно ли заставить подростка учиться?


Автор: Давыдов Дмитрий Александрович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258 Колпинского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Статья Можно ли заставить подростка учиться?
Раздел: среднее образование





Назад




Статья Можно ли заставить подростка учиться?

Давыдов Дмитрий Александрович,

педагог-психолог,

Школа №258 Колпинского района

Как найти мотивацию для учебы и решить проблемы со школой

В конце учебного года ваш ребенок "съехал" по всем предметам и, кажется,

махнул рукой на учебу. Вы выдохнули с наступлением школьных каникул и

решили дать ему и себе отдохнуть и вернуться к вопросу успеваемости

ближе к школе. Что ж, сейчас самое время – можно спокойно обсудить

проблемы, которые возникли со школой, и попробовать их решить.

Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но,

как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и если их

сгруппировать, станет понятно, по каким каналам и куда утекает энергия,

которая должна быть направлена на учебу. Самые большие "черные дыры" я

бы обозначила так: нагрузка, отношения, увлечения.

Одна из причин снижения познавательной мотивации в том, что учеба

вследствие многих процессов и обстоятельств жизни ребенка не является

ценной и значимой деятельностью. Найти первопричину важнее борьбы с

последствиями.  Важно разобраться с причинами снижения интереса к

учебе и уменьшить влияние этих событий и обстоятельств на жизнь

ребенка.

Возможные причины

1. Вы раньше времени отдали ребенка в школу, переоценив его

возможности. Теперь

ему

приходится

все

время

«догонять»

своих

одноклассников.

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Помнить, что

интеллектуальные

способности

ребенка

и

зрелость

его

общих

познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его

несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или

запомнить. Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не

«дозрел», терпеливо принимайте, что он – далеко не первый! Скорее всего,

это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете

его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать

ошибки, доверять.

2. У ребенка отсутствует четкая организация жизни. Это во многом

определяет школьные достижения! Если в повседневной жизни царит хаос,

а в планировании дня —спонтанность, вряд ли можно ожидать от школьника

организованности и дисциплинированности в учебе. Стихийный или очень

динамичный график приводит к эмоциональному стрессу, утомлению, что

вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать.

ЧТО

ДЕЛАТЬ

и

КАКУЮ

ПОЗИЦИЮ

ЗАНЯТЬ?

Грамотное

управление своим временем — залог успешной и интересной жизни. Режим,

четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода),

уроки, потом – личные дела, игры, прогулка. Привычный круг домашних

обязанностей помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью

и уверенность в завтрашнем дне.

3. Жизнь ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Современные

родители нередко стремятся создать для ребенка избыточную развивающую

среду, пытаясь так спланировать каждый свободный час, чтобы он работал на

развитие. С раннего детства – масса кружков, секций, репетиторов,

настольных игр, музеев, развлечений. Ребенок устает от потока информации,

от общения, и начинает инстинктивно их избегать.

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Снизить темп и

интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в

выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься

любимыми делами или даже вовсе ничего не делать.

4. Ребенок много времени проводит с гаджетами. В связи с этим у него

формируется и закрепляется тип восприятия информации, который сейчас

называют

«клиповым

мышлением»

предпочтение

воспринимать

информацию короткими фрагментами. Помимо этого, нервная система

стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая

за компьютером или «зависая» в телефоне.

ЧТО

ДЕЛАТЬ

и

КАКУЮ

ПОЗИЦИЮ

ЗАНЯТЬ?

Важно

сбалансировать

время,

проведенное

с

гаджетами,

с

прикладной

деятельностью, учитывая полезное время за компьютером: обозначая, что

находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день,

включать сюда время, проведенное, например, на сайте «Учи.ру» или

потраченное на создание презентации для доклада. С возрастом это время

может увеличиваться, но важно не забывать, что делать заметки и

пользоваться будильником можно не только посредством телефона.

5. Родители по-прежнему воспринимают подростка как маленького

ребенка. Если

родители

не

перестроили

формат

взаимоотношений

с

подросшим ребенком и по-прежнему решают ЗА него, не давая права

планировать, контролировать, принимать решения и т.п., то ребенок входит в

позицию

«выученной

беспомощности»

снижается

уровень

его

инициативности и самостоятельности («Решите за меня. Мне все равно.»).

Это не только приведет к тому, что вы будете сидеть НАД НИМ как «плохой

полицейский», заставляя делать уроки, но и в целом сформируете у него

модель потребительского отношения и к жизни, и к вам.

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Передавать ребенку

ответственность не только за его личные дела, но и за некоторые семейные.

Сегодня пусть он сам решит, в какой последовательности сделать уроки,

завтра — когда он их готовит и готовит ли вообще, сам исправит или НЕ

исправит плохую оценку, договорившись с учителем, сам выберет себе

секции на год и т.п.

Дайте возможность ребенку не только принимать решения за себя,

но и спланировать общий семейный день, купить продукты для ужина или

выходного дня, подобрать себе одежду на определенную сумму, ища скидки

и распродажи в Интернете.



В раздел образования