Автор: Карповец Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Детский дом"
Населённый пункт: г. Орск Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учись управлять бюджетом
Раздел: среднее образование
Воспитательский час
Тема: «Учись управлять бюджетом»
Цель дидактическая: содействие в формировании умений воспитанников планировать
и расходовать свой бюджет; воспитание чувства бережливости; вырабатывать умение
преодолевать трудности.
Цель коррекционная: коррекция и развитие социально-личностной компетенции.
Форма проведения: познавательный час - практикум
Оборудование: ИКТ: презентация по теме занятия, видеоурок «Азбука денег»; схемы
«Виды бюджета», дидактический материал «Методы планирования бюджета»; списки
продуктов, школьных принадлежностей, предметов гигиены и их цены для
практической работы; дидактическая игра «Найди продолжение пословицы», «Вопросы
на сообразительность».
Ход занятия:
План воспитательского часа.
1.1 Организационный момент. Мобилизующее начало «Начнем наш разговор»
1.2 Введение в тему. Работа с пословицей «Копейка рубль бережет»
1.3 Сообщение темы. Постановка целей.
2. Основная часть
2.1 Ознакомление с понятиями. Бюджет. Доход. Расход. Бюджет сбалансированный,
избыточный, дефицитный.
2.2 Просмотр мультфильма «Семейный бюджет» из серии «Азбука денег»
2.3 Фронтальная работа. Интерактивная беседа «Надо ли планировать свой бюджет?».
2.4 Информационный блок. Методы планирования бюджета: «Метод конвертов».
2.5 Практическая работа. «Учимся планировать свои расходы». Обсуждение
предложенных вариантов.
3. Заключительная часть.
3.1 Итог. Дидактическая игра «Найди продолжение пословицы», «Вопросы на
сообразительность».
3.2 Рефлексия деятельности «Поделись впечатлениями»
1. Вводная часть.
1.1 Организационный момент. Мобилизующее начало «Начнем наш разговор»
- Начнем наш разговор:
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!
1.2 Введение в тему. Работа с пословицей «Копейка рубль бережет»
Слайд 1
- Ребята, наша жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши
желания и мечты. И хотим мы того или нет, но деньги – неотъемлемая часть нашей
жизни. Нам без них в магазинах не продадут продукты или одежду, в кинотеатр или
другое заведение не пустят, пожить в квартире (пускай и своей) без своевременной
оплаты не позволят. Так что этим бумажкам в нашей жизни приходится уделять время,
пытаться их как-то контролировать.
Слайд 2 - У русского народа есть такая пословица: «Копейка рубль бережет».
- Как можно объяснить её смысл? (Объяснение ребят)
Пословица используется, как совет быть бережливым, не тратить деньги попусту, а
научиться тратить деньги с умом. Быть аккуратными в трате денег, стараться не
растратиться.
1.3 Сообщение темы. Постановка целей.
Слайд 3 - Тема нашего воспитательского часа: «Учись управлять бюджетом».
- Что же делать, чтобы деньги на самое необходимое были всегда? Проблема, которая
волнует многих.
Слайд 4 – И чтобы как то найти пути решения этой проблемы мы сегодня:
* рассмотрим понятие «Бюджет»,
* вспомним, какие бывают источники доходов,
* выясним, что такое расходы
* попробуем составить список расходов на месяц
* и подумаем, почему нужно бережно относиться к бюджету.
2. Основная часть
2.1 Ознакомление с понятиями. Бюджет. Доход. Расход. Бюджет сбалансированный,
избыточный, дефицитный.
- Что такое бюджет? Для начала давайте определимся с понятием этого слова.
- Хочу обратить ваше внимание на то, что когда заходит разговор о бюджете, то чаще
всего подразумевают бюджет личный или семейный. Поэтому оба эти понятия мы
постараемся рассматривать вместе, в паре. Слайд 5
Бюджет – в переводе с английского языка означает «кожаный денежный мешок».
Бюджет – смысловое значение этого слова очень сходно с понятиями «баланс,
равновесие». Более того, бюджет – это и есть баланс, одна часть которого доходы, другая
– расход.
Слайд 6 Доход – это все денежные и материальные средства, полученные человеком в
результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Если говорить о
семейном доходе то, это все денежные и материальные средства, поступающие в семью,
в результате полезной деятельности членов семьи.
- Из чего может складываться доход?
Но кроме доходов есть еще и расходы.
Слайд 7 Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение каких-либо
потребностей.
Исходя из доходов и расходов бюджет может быть:
- сбалансированным
- избыточным или профицитным (Если вы тратите меньше, чем получаете, то
возникают накопления)
- дефицитным (Если вы тратите больше, чем получаете, то возникают долги)
Таким образом, бюджет – это своеобразный план личного существования или план
семьи.
2.2 Просмотр мультфильма «Семейный бюджет»
- В продолжение темы и для закрепления понятий - просмотр мультфильма «Семейный
бюджет», из серии «Азбука денег тетушки Совы»
Слайд 8
2.3 Фронтальная работа. Интерактивная беседа «Надо
ли планировать бюджет?
»
- Скажите, как вы думаете, надо ли планировать бюджет? (Ответы детей).
- А почему? (чтобы знать расходы, чтобы расходы не превышали доходы, чтобы не
делать ненужных приобретений, чтобы сэкономить и собрать некоторую сумму денег
и потратить их на что-то важно и нужное).
- Я тоже считаю, что планировать бюджет обязательно надо, хотя бы для того, чтобы
заранее рассчитать, сколько денег поступит в мой бюджет, сколько и на что их можно
будет потратить.
- У тех, кто планирует свой бюджет, все происходит в их жизни спокойно, без особых
переживаний, духовных травм и эмоций.
- А если ведется планирование семейного бюджета, то решение денежных вопросов не
только не приводит к конфликтным ситуациям, но даже наоборот сближают, сплачивают
семью.
2.4 Информационный блок. Методы планирования бюджета:
- В древних рукописях деньги сравнивали с домашним скотом, за которым надо
ухаживать. Древние люди считали глупцом человека, который попусту тратит деньги, т.
е. выгоняет их из дома.
- Сегодня существует множество способов планирования своего или семейного
бюджета. Нужно найти тот, который подойдет именно вам.
Слайд 9 «Метод конвертов».
Смысл «метода конвертов» заключается в том, что все расходы делятся на категории и
для каждой из них заводится свой конверт. Вы сами формируете статьи расходов и
прикидываете, сколько денег требует каждая из них. Основная задача – использовать
деньги в конвертах строго по назначению. Если в конце месяца в каком-то конверте
остаются деньги, их желательно отправить в накопления.
Слайд 10
2.5 Практическая работа. «Учимся планировать свои расходы» - Рассмотрим
жизненную ситуацию, которая всех вас ожидает в скором будущем. Вы выпустились из
детского дома, заселились в общежитие. У вас началась самостоятельная жизнь. Каждый
из вас будет получать стипендию в учебном заведении, в которое вы поступите, в
среднем около 4 тысяч в месяц. Это будут деньги на питание и предметы первой
необходимости: школьные принадлежности, предметы гигиены. На одну стипендию
прожить довольно сложно, но, как показывает практика, возможно. Нужно только
«включить» сообразительность.
- Сегодня я предлагаю вам потренироваться в составлении списка расходов вашей
стипендии. Сразу давайте определимся, что на одежду 2 раза в год осенью и весной вам
будут выделяться специальные деньги – от 6000 руб. до 10.000 рублей, поэтому нет
необходимости тратить стипендию сразу на покупку вещей, можно немного подождать.
А если сэкономить и эти деньги, то появится возможность покупки для души.
Слайд 11 - У каждого из вас списки продуктов, школьных принадлежностей,
предметов гигиены и их цены. Давайте ознакомимся с ними внимательно и приступим
к работе.
Обсуждение предложенный вариантов.
- Что делать, если денег не хватает? (Надо подумать, от чего ещё временно можно
отказаться, на чём можно сэкономить?)
Вывод: Надо учиться жить по средствам, и при этом не страдать, что не все покупки по
карману.
Редко даже самые обеспеченные люди, семьи проживают, не познав финансовых
трудностей.
3. Заключительная часть.
3.1 Итог. Дидактическая игра «Найди продолжение пословицы», «Вопросы на
сообразительность».
Слайд 12
- Хочу дать вам совет: «Старайтесь быть разумными, а не богатыми. Богатства можно
лишиться, разумность всегда останется с вами».
1. Все ли можно купить за деньги? Не все на свете продается и покупается. Есть на
земле то, что ни за какие деньги не купишь. Слайд 13
Чтобы убедиться в этом, закончите фразы:
за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
за деньги можно купить часы… (но не время)
за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
2. Найдите продолжение пословицы. Слайд 14
Начало
пословицы
Продолжение
Копейка
рубль
бережет
а рубль голову стережет
Денег
наживёшь
без нужды проживёшь
Деньги счет
любят
а хлеб меру
Без
копейки
рубля нет
Уговор
дороже
Денег
3.2
Рефлексия деятельности «Поделитесь своими впечатлениями»
Слайд 15
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрел…
7. Я научился…
8. У меня получилось …
9. Я смог…
10. Я попробую…
11. Мне захотелось…
Список цен на продукты первой необходимости
№
Наименование
Цена
1
Хлеб 1 буханка
30 рублей
2
Батон 1 буханка
32 рубля
3
Картофель 1 кг
39 рублей
4
Масло сливочное / спред 200 гр
40 рублей
5
Масло растительное рафинированное (без
запаха)
104 рубля
6
Тушенка 1 банка
(свинина, или говядина, или курица)
105 рублей
7
Макароны 1 упаковка, 500 гр
45 рублей
8
Сосиски, сардельки («Желен») 1 кг
189 рублей
9
Колбаса вареная 1 кг («Желен»)
249 рублей
10
Колбаса копченая 1 кг («Желен»)
200 рубля
12
Чай в пакетиках (1 упаковка - 25 штук)
30 рублей
13
Сахар песок, 1 кг
59 рублей
14
Кетчуп
60 рублей
15
Майонез
71 рублей
16
Лапша б/п 1 пачка
8 рублей
17
Крупа «Гречка» (1 упаковка – 5 пакетиков)
129 рублей
18
Крупа «Рис» (1 упаковка – 5 пакетиков)
84 рубля
19
Печенье 1 кг
80 рублей
20
Конфеты 1 кг
160 рублей
21
Сыр твердый 0,5 кг
150 рублей
22
Сыр плавленный в коробке 100 гр
15 рублей
23
Молоко пакет 1 литр
35 рублей
24
Соль 1 пачка – 1 кг
10 рублей
25
Яйца 1 десяток
60 рублей
26
Овощи: лук, капуста, морковь
100 рублей
27
Фрукты
150 рублей
Список цен необходимых предметов
№
Наименование
Цена
1
Лекарства
500 рублей
2
Бытовая техника: электрический чайник
1000 рублей
3
Посуда: сковорода, кастрюля, таз и т.д.;
1000 рублей
4
Деньги на проезд (на неделю)
300 рублей
Все ли можно купить за деньги? Не все на свете продается и покупается. Есть на земле
то, что ни за какие деньги не купишь. Чтобы убедиться в этом, закончите фразы:
за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
за деньги можно купить икону… (но не веру)
за деньги можно купить часы… (но не время)
за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)
за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Если всерьез задуматься, то можно сделать вывод — купить за деньги можно далеко не
все.
3) Ситуации в задачах смоделированы, т. е. даны примерные суммы, так как цены
постоянно меняются.
Задача. Ежедневно мама дает Никите 50 рублей в школу на карманные расходы: купить
булочку в столовой или сок. Сколько времени Николаю придется отказывать себе в
сладостях, чтобы накопить на футбольный мяч стоимостью 1.000 рублей?
Упражнение «Фантазёры»
Представьте, что вам на день рождения подарили подарочную карту на сумму 5000
рублей для покупки разного товара (еды, игрушки, одежду, обувь) в супермаркете.
Составьте рассказ о своих возможных расходах.
Задача. Коле нравится велосипед за 4500 рублей. Так как родители Коли копят на новый
телевизор, и в семье нет свободных денежных средств, то Коля предложил родителям
купить велосипед в рассрочку, для этого 1.500 рублей родители оплатят сразу, а
остальную сумму семья будет выплачивать следующие 10 месяцев ежемесячно равными
частями. Сколько рублей будут выплачивать родители Коли каждый месяц?
4.500-1500= 3000 руб останется платить на 10 месяцев
3000:10=300 рублей в месяц
4) Банковская карта
Для любых покупок нам нужны деньги: с ними можно пойти в магазин и приобрести
различные товары и услуги. Но иногда нужно, чтобы деньги самостоятельно «добежали»
до покупки или «добежали» быстрее, чем мы до нее доберемся.
Например, для летнего отдыха на море нужно забронировать и оплатить номер в отеле,
который находится в другом городе или другой стране. Так что же, получается: придется
взять билет на самолет, положить деньги в чемодан и лететь оплачивать отдых?
Или тебе нужно купить вещь, в обычном магазине ее нет, но есть в Интернетмагазине.
Как же рассчитаться с помощью Интернета?
В современном мире существует огромное количество способов расчетов и самый
удобный это расчеты с помощью банковской карты.
Банковская карта — это пластиковая карточка, связанная с индивидуальным счетом в
банке, которая предоставляет возможность владельцу карты оплачивать товары и услуги,
а также получать наличные деньги в банках или банкоматах (банковских автоматах).
- А что вы знаете о банковской карте? Предлагаю ответить на несколько вопросов.
Подведем итог: