Напоминание

"Устная речь. Культура устной речи" (русский язык 10 класс).


Автор: Круглая Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Устная речь. Культура устной речи" (русский язык 10 класс).
Раздел: полное образование





Назад




РУССКИЙ НАРОД СОЗДАЛ РУССКИЙ ЯЗЫК –

ЯРКИЙ, КАК РАДУГА ПОСЛЕ ВЕСЕННЕГО

ЛИВНЯ, МЕТКИЙ, КАК СТРЕЛЫ, ПЕВУЧИЙ И

БОГАТЫЙ, ЗАДУШЕВНЫЙ, КАК ПЕСНЯ НАД

КОЛЫБЕЛЬЮ.

ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? ЭТО ВЕСЬ НАРОД.

ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ЕГО ЯЗЫК.

А. Н.

ТОЛСТОЙ

- КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВА

ИЗВЕСТНОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ?

УСТНАЯ РЕЧЬ.

КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ.

Продолжить работу по культуре устной речи,

формировать коммуникативную компетенцию,

умение анализировать текст, и, конечно же, самое

главное – повторить разделы языкознания,

которые способствуют развитию устной речи.

Сформулируйте цель нашего урока?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ РЕЧЬ?

Общаться;

делиться мыслями ,чувствами;

договориться о чём- нибудь;

согласовать свои действия;

похвалить, развеселить, рассмешить;

предостеречь, посоветовать, остановить.

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ

Устная речь предполагает отношения

«говорящий- слушающий», что создаёт

коммуникативную ситуацию.

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ

АДРЕСАТА

1. Темп речи может меняться и зависеть от

эмоционального состояния говорящего.

2. Тембр речи (разница звуковых колебаний).

3. Громкость голоса.

4. Интонация.

С помощью интонации человеку удаётся передавать

малейшие оттенки чувств.

5. Мимика и жесты делают устную речь более

выразительной.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ( НЕСЛОВЕСНЫЕ )СРЕДСТВА

ОБЩЕНИЯ ОЧЕНЬ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В

РАЗГОВОРЕ , ДОПОЛНЯЯ И РАЗЪЯСНЯЯ

СКАЗАННОЕ

Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное

состояние.

Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

КАЧЕСТВ А ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Правильность

Чистота

Богатство

Точность

Выразительность

Уместность

Логичность

РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ В

ПРЕДЛОЖЕННЫХ СЛОВАХ.

ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ: 3

МИН.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Добыча, прибывший, средства,

закупорить, премировать,

вероисповедание, водопровод,

избаловать, обеспечение, договор,

завсегдатай, облегчить, завидно,

баловать, озвучение, ивовый,

сливовый.

ПРОВЕРИМ!

добЫча, прибЫвший, срЕдства,

закУпорить, премировАть,

вероисповЕдание, водопровОд,

избаловАть, обеспЕчение,

договОр, завсегдАтай,

облегчИть, завИдно, баловАть,

озвУчение, Ивовый, слИвовый.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

1 слово – 1 балл.

17-14 баллов – «5»;

13-11 баллов – «4»;

10-8 баллов – «3».

ПРАВИЛЬНОСТЬ

ПАРОНИМЫ

Паронимы (от греч. para — рядом, возле и

onoma — имя) — это однокоренные слова одной

части речи, близкие по звучанию, но имеющие

разные лексические значения, например:

прогрессивный — прогрессирующий, злой —

злостный, водный — водяной.

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫБЕРЕТЕ ОДНО,

ГДЕ НЕВЕРНО УПОТРЕБЛЕНО ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО,

ИСПРАВЬТЕ ЛЕКСИЧЕСКУЮ ОШИБКУ, ПОДОБРАВ К

ВЫДЕЛЕННОМУ СЛОВУ ПАРОНИМ.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно

употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не

перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее

одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к

морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

1

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ

нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения

окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты

ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги

В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года

исправительных работ вызвало недовольство

горожан.

4

2

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова

ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый

материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ

новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

ТОЧНОСТЬ, ПОНЯТНОСТЬ

Короче, гуляет князь Гвидон по берегу

моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам

царевна-лебедь как бы плывёт.

ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНО

ЧИСТОТА

БОГАТСТВО

«САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДА — ЭТО ЯЗЫК, — ЯЗЫК,

НА КОТОРОМ ОН ПИШЕТ, ГОВОРИТ, ДУМАЕТ.

ДУМАЕТ! ЭТО НАДО ПОНЯТЬ ДОСКОНАЛЬНО, ВО ВСЕЙ

МНОГОЗНАЧНОСТИ И МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ ЭТОГО ФАКТА.

ВЕДЬ ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ВСЯ СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ РОДНОЙ ЕМУ ЯЗЫК. ЭМОЦИИ, ОЩУЩЕНИЯ —

ТОЛЬКО ОКРАШИВАЮТ ТО, ЧТО МЫ ДУМАЕМ, ИЛИ

ПОДТАЛКИВАЮТ МЫСЛЬ В КАКОМ-ТО ОТНОШЕНИИ, НО МЫСЛИ

НАШИ ВСЕ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЯЗЫКОМ».

Дмиитрий Сергееевич Лихачёв — советский и

российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор

филологических наук, профессор.

Председатель правления Российского фонда культуры.

Академик АН СССР. Герой Социалистического Труда.

28 ноября 1906 г. – 30 сентября 1999 г.

Утро было праз..ничное, жаркое; _____________, _____________ трезвонили

над Донцом, над з..леными горами колокола, уносились туда, где в

______________ воздухе стремилась к небу белая церковка на горном

перевале. Говор _________ __________ над рекой, а на баркасе пр..бывало по

ней в монастырь всё больше и больше народу, всё ______________ п..стрели

праз..ничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка

______________ и _______________ погнала её против течения по

________________ воде Донца, в тени б..реговой зелени. И девичье личико, и

солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так ________________ в это

______________ утро.

(Слова для справок: легко и быстро, прозрачной, радостно, наперебой, гуще,

гулом стоял, ясном).

На месте пропусков вставьте буквы и слова,

изобразительно-выразительные средства, используя

справочный материал.

УТРО БЫЛО ПРАЗДНИЧНОЕ, ЖАРКОЕ; РАДОСТНО,

НАПЕРЕБОЙ ТРЕЗВОНИЛИ НАД ДОНЦОМ, НАД

ЗЕЛЕНЫМИ ГОРАМИ КОЛОКОЛА, УНОСИЛИСЬ ТУДА, ГДЕ В

ЯСНОМ ВОЗДУХЕ СТРЕМИЛАСЬ К НЕБУ БЕЛАЯ ЦЕРКОВКА

НА ГОРНОМ ПЕРЕВАЛЕ. ГОВОР ГУЛОМ СТОЯЛ НАД

РЕКОЙ, А НА БАРКАСЕ ПРИБЫВАЛО ПО НЕЙ В МОНАСТЫРЬ

ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ НАРОДУ, ВСЁ ГУЩЕ ПЕСТРЕЛИ

ПРАЗДНИЧНЫЕ МАЛОРОССИЙСКИЕ НАРЯДЫ. Я НАНЯЛ

ЛОДКУ, И МОЛОДЕНЬКАЯ ХОХЛУШКА ЛЕГКО И БЫСТРО

ПОГНАЛА ЕЁ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ ПО ПРОЗРАЧНОЙ ВОДЕ

ДОНЦА, В ТЕНИ БЕРЕГОВОЙ ЗЕЛЕНИ. И ДЕВИЧЬЕ ЛИЧИКО,

И СОЛНЦЕ, И ТЕНИ, И БЫСТРАЯ РЕЧКА – ВСЁ БЫЛО ТАК

ПРЕЛЕСТНО В ЭТО МИЛОЕ УТРО.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ЛОГИЧНОСТЬ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ВЫБЕРЕТЕ ПОСЛОВИЦУ, ПОДГОТОВЬТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ

УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВЫБРАННОЙ ВАМИ ПОСЛОВИЦЕ.

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает).

Язык до Киева доведёт.

Язык языку весть подаёт.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Ласковым словом и камень растопишь

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Язык голубит, язык и губит.



В раздел образования