Напоминание

«Радуга творчества» Основное общее образование (социальное направление)


Автор: Руденко Татьяна Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Змеиногорская СОШ №1"
Населённый пункт: Змеиногорск
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6-7 класс
Тема: «Радуга творчества» Основное общее образование (социальное направление)
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №1»

Змеиногорского района

9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по технологии

«Радуга творчества»

Основное общее образование

6 – 7 класс

(социальное направление)

2019– 2020 учебный год

Составитель:

Руденко Татьяна Алексеевна

учитель технологии

первая квалификационная категория

г. Змеиногорск 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по внеурочной деятельностипо технологии «Радуга творчества»направлена

на формирование культуры человека, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение и

воспитание хорошего эстетического и художественного вкусов, ориентирована на сохранение

национальной культуры, традиций преемственности поколений.

Программа рассчитана на 2года обучения. Это даёт возможность учащимся пополнить свои

знания и приобрести новые умения и навыки по вязанию крючком, ручной вышивке и работе с

тканью.

Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с

культурой нашего народа.

Программа предполагает использование различных традиционных методов обучения и новых

форм работы, таких как, объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на

занятии, контроль выполнения задания, использование фотографий, использование журналов,

сотрудничество с центром детского творчества и посещение выставок, что позволит разнообразить

работу кружка и сформировать хороший эстетический и художественный вкусы.

В целях экономии материальных затрат необходимо нацеливать детей на повторное

использование старых и бывших в употреблении вещей. Такой подход к данной проблеме научит

девочек быть бережливыми и хорошими хозяйками.

Цель курса:

развивать и воспитывать широко образованную, культурную, творческую,

инициативную и предприимчивую личность на основе формирования устойчивой мотивации к

рукоделию с помощью обучения детей лоскутному шитью, народной игрушке, ручной вышивке и

вязанию – как одним из самых распространённых и любимых видов декоративно – прикладного

творчества.

Задачикурса:

- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности;

- духовно – эмоциональное обогащение личности;

- духовно-нравственное воспитание личности;

- формирование эстетического восприятия действительности;

- привитие интереса и любви к декоративно – прикладному творчеству;

- воспитание уважительного отношения к труду;

- развитие трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования

изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;

- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей;

- развитие руки, глазомера через формирование практических умений;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка, предоставление ему возможности

самореализации, познания и развития собственных возможностей и способностей;

- развитие инициативности, изобретательности, гибкости мышления;

- воспитание патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций

своего и других народов.

Программа разработана для обучающихся 6 и 7 класса, рассчитана на 68 учебных часов за два

года (1 час в неделю).

Достижение целей и решение задач предполагается решать посредством использования

элементов метода проектов, и его сочетания с традиционными методами, способами и формами

обучения (обсуждения и дискуссии, работа в группах, создание благоприятной среды для

исследования, взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и

других аспектов образования).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Радуга творчества»

обеспечивает достижение учащимися 6 – 7-х классов следующих личностных, метапредметных и

предметных результатов.

1.

Личностные результаты

Личностными результатами освоения программы являются:

проявление познавательных интересов и активности;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение

установками,

нормами

и

правилами

научной

организации

умственного

и

физического труда;

осознание

необходимости

общественно

полезного

труда

как

условия

безопасной

и

эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей

деятельности.

2.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами являются:

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям

способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в

ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

проявление

инновационного

подхода

к

решению

практических

задач

в

процессе

моделирования изделия или технологического процесса;

поиск новых решений возникшей технологической или организационной проблемы;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

моделирование объектов и технологических процессов;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и

показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых

технологических процессах;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

производства;

соблюдение

норм

и

правил

безопасности

познавательно-трудовой

деятельности

и

созидательноготруда.

3.

Предметные результаты

Предметными результатами являются:

В познавательной сфере:

рациональное использование технической и технологической информации для проектирования

и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

владение алгоритмами и методами решения организационных итехнологических задач;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии,

информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих

технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в

технологических процессах;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления информации;

В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и

проектировании объекта труда;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования с учетом требований технологии

и материально-энергетических ресурсов в технологических процессах с учетом областей их

применения;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и

ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и

гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и

показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование

результатов

труда

и

проектной

деятельности;

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных

средств и труда.

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование изделия; моделирование художественного оформления объекта

труда и оптимальное планирование работ;

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и

научной организации труда;

В коммуникативной сфере:

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований

действующих нормативов и стандартов;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

В физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и

выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических

операций.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

1.Обработка бумаги и картона

( 6 класс-2 часа; 7 класс-1 часа)

Подбор рисунка и последовательность выполнения изделия в технике - квиллинг.

Разметка заготовок для выполнения объемных поделок, работа с шаблонами. Выполнение

блоков для панно оригами модульного конструирования, подбор эскиза, расчет

количества блоков. Последовательность сборки. Варианты украшения и оформления.

Выполнение декоративной работы в технике - квиллинг и модульного конструирования.

2.Использование нетрадиционных материалов в рукоделии

(6 класс-2часа; 7 класс-2 часа)

Конструирование,

сборка

и

оформление

объемного

изделия

сложной

формы.

Изготовление изделия из подручного материала.

3.Бисероплетение

(6 класс-3 часов; 7 класс-2 часа)

История развития бисероплетения , виды бисера, стеклярус, дополнительные материалы,

способы крепления.

Виды простейших узоров, работа по схемам. Особенности

выполнения плоских и объемных работ. Использование изделий из бисера в интерьере и

для украшения костюма. Украшение из бисера и текстильных материалов.

4.Вышивание

(6 класс-2часа; 7 класс-4 часов)

Сведения из истории. Вышивка счётными швами.Вышивка лентами. Способы украшения

изделия вышивкой лентами.

5.Обработка текстильных материалов

( 6 класс-9 часов; 7 класс-5 часов)

Знакомство с различными видами декоративно- прикладного искусства нашего региона.

Сведения из истории создания изделий из лоскута и аппликации. Возможности лоскутной

пластики и аппликации. Материалы для лоскутной пластики, их подготовка к работе.

Инструменты, приспособления, шаблоны для раскроя. Технология соединения деталей

между собой и с подкладкой. Способы украшения. Выполнение объемных цветов и

листьев. Техника канзаши - изготовление цветов. Изготовление поделок - сувениров,

мягкой игрушки, кукол.

6.Валяние.

( 6 класс-5часов; 7 класс-5 часов)

Сведения из истории. Материалы

и

инструменты, приспособления. Технология

выполнения сухого и мокрого валяния. Особенности технологического процесса при

валянии. Особенности ухода за

изделиями

в технике – валяние. Валяние(панно,

сувениры-зайчики, котики, куколки).

7.Вязание

( 6 класс-8 часов; 7 класс-5 часов)

Сведения из истории. Материалы и инструменты. Технология выполнения, убавление и

прибавление петель. Изготовление помпона, кисточки. Особенности ухода за вязанными

изделиями. Вязание поделок - сувениров (сказочные домики,гномики,зайчики,котики).

Вязание элементов для декорации.

8.Ручная роспись ткани

( 6 класс-3часов; 7 класс-6 часов)

Сведения из истории, виды батика, материалы и приспособления. Способы украшения.

Свободная роспись изделия. Холодный, горячий, узелковый батик.

Формы организации ВУД: групповые, индивидуальные, парная, экскурсии.

Виды деятельности обучающихся: зарисовки в различных техниках и разными

материалами

по

выбору,

изготовление

цветов

с

помощью

техники

«Оригами»,

выполнения аппликации «Букет цветов» (технология выполнения обрывной аппликации),

изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек, изготовление салфеток,

шитье мягких игрушек, особенности построения фигур, выполнение творческих работ,

выставка для родителей.

Тематическое планирование

№ п/

п

Название раздела, темы

6класс

7класс

1

Обработка бумаги и картона

2

2

Плоскостная композиция. Квиллинг

Бумажная пластика. Объемные поделки и

украшения

2

Оригами. Изготовление и сборка блоков,

крепление на основу

2

2

Использование нетрадиционных

материалов в рукоделии

2

2

Подбор материала. Обработка деталей,

сборка, оформление изделия.

2

2

3

Бисероплетение

3

2

Виды бисера, история. Простейшие узоры

Изделия для оформления интерьера, броши

3

2

4

Вышивание

2

4

Вышивка счётными швами. Украшение

изделия вышивкой.

2

Вышивка лентами. Украшение изделия

вышивкой.

4

5

Обработка текстильных материалов

9

7

Работа с тканью (лоскутная пластика,

аппликация).

2

Изделия наоснове квадратов,

треугольников, круга (техника «йо-йо»,

лоскутное шитьё).

2

2

Раскрой мягкой игрушки (сувенир-кукла),

сувенирные игрушки, предметы быта.

5

5

6

Валяние

5

5

Технология валяния (сухое валяние)

3

1

Технология валяния (мокрое валяние)

2

4

5

Вязание

8

5

Способы вязания крючком.

3

2

Изготовление помпона, кисточки.

Изготовление сувениров.

5

3

6

Ручная росписьткани

3

7

Виды батика. Роспись по ткани (узелковый

батик, свободная роспись ткани)

2

1

Роспись ткани(холодный, горячий батик)

1

6

ИТОГО:

34

34

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Тема занятия

Количество часов

всего

теор

практ

Обработка бумаги и картона - 2 часа

1-2

Оригами. Изготовление

и

сборка блоков, крепление

на основу.

2

1

1

Использование нетрадиционных материалов в

рукоделии- 2 часа

3-4

Подбор материала.

Обработка деталей, сборка,

оформление изделия.

2

1

1

Бисероплетение - 3 часов

5-7

Изделия

для

оформления

интерьера, броши.

3

1

2

Вышивание - 2часа

8-9

Вышивка счётными швами.

Украшение изделия

вышивкой.

2

1

1

Обработка текстильных материалов - 9 часов

10-11

Работа с тканью (лоскутная

пластика, аппликация)

2

1

1

12-13

Изделия

на

основе

квадратов,

треугольников,

круга

(техника

«йо-йо»,

лоскутное шитьё).

2

1

1

14-18

Раскрой мягкой игрушки

(сувенир-кукла).

5

1

4

Валяние - 5 часов

19-23

Технология валяния

( сухое валяние)

5

1

4

Вязание -8 часов

24-26

Способы вязания крючком

3

1

2

27-31

Изготовление сувениров

5

1

4

Ручная роспись ткани - 3 часов

32-33

Виды батика .Роспись

ткани ( узелковый батик,

свободная роспись ткани)

2

1

1

34

Виды батика .Роспись ткани

(холодный, горячий батик)

1

1

Всего: 34 часов

7класс

Тема занятия

Количество часов

всего

теор

практ

Обработка бумаги и картона - 2 часа

1-2

Бумажная пластика.

Объёмные поделки и

украшения

2

1

2

Использование нетрадиционных материалов в

рукоделии - 4 часа

3-4

Подбор материала.

Обработка деталей,

сборка, оформление

изделия.

2

1

1

Бисероплетение - 2 часа

5-6

Изделия для оформления

интерьера, броши.

2

1

1

Вышивание - 4 часов

7-10

Вышивка лентами.

Украшение изделия

вышивкой.

4

1

3

Обработка текстильных материалов - 7 часов

11-12

Изделия

на

основе

квадратов, треугольников,

круга (техника «йо-йо»,

лоскутное шитьё).

2

1

1

13-17

Раскрой мягкой игрушки

(сувенир-кукла).

5

1

4

Валяние - 5 часов

18

Технология валяния

( сухое валяние)

1

1

19-22

Технология валяния

( мокрое валяние)

4

1

3

Вязание – 5 часов

23-24

Способы вязания

крючком

2

1

1

25-27

Изготовление сувениров

3

1

2

Ручная роспись ткани - 7 часов

28

Виды батика .Роспись

ткани ( узелковый батик,

свободная роспись ткани)

1

1

29-34

Виды батика. Роспись

ткани ( холодный,

горячий батик)

6

1

5

ВСЕГО: 34часов

Список литературы

Уроки труда. 5 кл. Макраме. Вышивание. Поурочные планы

Авт.-сост.:

Припеченкова С.

И.

/

Глушкова Э. Ю.

Волгоград,

Учитель

, 2009

Панфилова Т.Ф. Пластмасса- конструкционный материал, Школоа и

производство,2002,№5



В раздел образования