Автор: Медведюк Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №336 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Партнёрство с психологом – ключ к успеху»
Раздел: среднее образование
«Партнёрство с психологом – ключ к успеху».
Сегодня, когда педагог – психолог, по своим функциям и назначению так необходим
современной школе, руководители образовательных учреждений России, оптимизируя штатное
расписание, сокращают его ставку. Возникает вопрос: «Почему?».
Проблема роли педагога – психолога в школе, круга его функциональных обязанностей,
приоритетов и результатов деятельности была актуальной всегда. В условиях модернизации
образования вопрос: «Нужен ли психолог школе?» - зазвучал ещё острее. По всей видимости, ответ
нужно искать не только в качестве образовательных услуг, оказываемых педагогом – психологом, но и в
качестве образовательного учреждения, в котором он работает.
В школе, развитие которой идёт стихийно спонтанно, где внедряется мало инновационных
программ и технологий, психолог не нужен, даже, если он профессионал высокого класса.
Инновационному образовательному учреждению, с современным менеджментом, осознающему
перспективы своего дальнейшего развития, такой специалист необходим. Причём, специалист, который
будет жить профессиональной жизнью, полной творчества и научного поиска, иначе он не будет
востребован детьми, их родителями и педагогами.
Как построить профессиональную деятельность педагога – психолога в инновационной
школе? Как сделать её эффективной и качественной?
В каждой развивающейся школе своя модель взаимодействия с психологом, свои изыскания,
свои проекты. В этом процессе универсальных рецептов быть не может. Всё зависит от философии
школы, особенностей педагогического процесса, коллектива детей, родителей, учителей и от многого
другого. В нашей школе партнёрство с психологом – это ключ к успеху в деле профессиональной
подготовки классного руководителя.
Почему мы пришли именно к такой системе взаимодействия?
Дело в том, что классному руководителю сегодня необходимо уметь применять множество
теоретических
и
практических
рекомендаций,
которые
предлагает
современная
психолого-
педагогическая наука. Причём, использовать их творчески, комплексно, не выхолащивая и не упрощая
содержания научных идей, исключая путь проб и ошибок. Между тем далеко не все педагоги готовы к
осуществлению деятельности по обоснованию, подбору диагностических и развивающих психолого-
педагогических
технологий.
На
практике
необходимые
профессиональные
умения
и
навыки
самостоятельно осваивает небольшое число педагогов, а на выбор тех или иных эффективных методик
и приёмов у учителя порой затрачивается значительный профессиональный период. Согласитесь,
психолог может помочь решить эту задачу, обеспечив деятельность классного руководителя в школе
психолого-педагогическим инструментарием развития и саморазвития.
Так в нашем учреждении родилась идея проекта «От развития личности учителя к
развитию личности ученика», руководителем которого была назначена я, педагог – психолог. Цель
проекта заключалась в создании для классного руководителя школы информационно – методического
пособия, отвечающего потребностям практики, ориентированного на психолого-педагогическую
подготовку профессионала, способного работать в рамках школьной концепции.
С 2003 по 2005 год в нашем учебном заведении велась теоретическая разработка пособия и
его экспериментальная апробация. В этом творческом процессе участвовали все: и дети, и их родители,
и педагоги. По сути, проект стал коллективным творческим делом, особая роль в котором, конечно же,
была отведена педагогу – психологу. В мае 2005 года педагогическим советом было принято решение о
внедрении пособия в воспитательную практику учителей.
Что представляет собой наше информационно – методическое пособие?
Прежде всего, остановлюсь на его названии. Путём длительных споров и редактирования мы
пришли к следующей формулировке: «Создание и развитие воспитательной системы класса в логике
педагогики поддержки» (Рис. 1.).
Рис. 1. Титульный лист
информационно-методического
пособия
Выбранная формулировка названия, на наш взгляд, выражает главный мотив создания пособия –
это оказание информационно - методической помощи каждому педагогу в деле построения
воспитательной системы класса. Название отражает воспитательную концепцию школы и содержание
методических материалов, что придаёт пособию адресность.
Пособие состоит
из
введения,
двух
частей
и двадцати семи
приложений практико-
ориентированного характера. В первой части изложены актуальные задачи модернизации воспитания,
сформулированы проблемы его развития в нашей школе, обоснована воспитательная концепция
учреждения. Здесь же сформулированы цели, задачи, приоритетные направления процесса воспитания в
учреждении, описана педагогика поддержки как средство, которое по целевым ориентирам,
соответствует нашей воспитательной практике.
Во второй части пособия представлены различные информационно – методические материалы и
описаны диагностические методы, которые призваны оказать классному руководителю помощь в
воспитании личности ребёнка и развитии коллектива класса.
В помощь классным руководителям авторским коллективом предложены во второй части
пособия экономичные и удобные в использовании методические материалы. Такие разработки, как
«Форма для фиксирования плана работы классного руководителя», «Примерная схема педанализа
воспитательной работы за учебный год», «Карта-схема оценки воспитательного мероприятия» в
практике работы наших классных руководителей пользуются большой популярностью.
При отборе методов для пособия предпочтение отдавалось тем средствам, которые не требуют
больших временных и энергетических затрат классного руководителя на проведение исследований и
фиксацию их результатов. Такой подход, на наш взгляд, высвобождает время педагога на
профессиональное совершенствование и непосредственную воспитательную работу с ребёнком,
коллективом класса.
Решая задачу достижения максимально возможных результатов воспитательного процесса при
рациональных трудозатратах классного руководителя, в пособии учителям предложено несколько
оригинальных
бланков
для
фиксации
результатов
исследований,
разработанных
авторским
коллективом:
Бланк фиксации результатов изучения социальной адаптированности детей к школе (к
методике В.И.Чирковой, О.Л.Соколовой «Схема экспертной оценки адаптированности ребенка к
школе»);
Бланки оценки уровня воспитанности для каждой возрастной группы (к методике
Г.Н.Сибирцовой «Уровень воспитанности»);
Бланк фиксирования результатов педагогического наблюдения за детьми группы риска (к
методическим рекомендациям Л.Я.Олиференко «Социально-педагогическая поддержка детей группы
риска»).
Как правило, бланк фиксации представляет собой таблицу, изображённую в удобном формате А-
4. В неё вносятся фамилии учеников класса и баллы (оценки, уровни) по различным критериям и
шкалам, определённых той или иной методикой. Учитель путем простого суммирования быстро
получает количественный результат по каждому ребенку и классу в целом, выявляет критические
показатели (конкретные качества личности), которые необходимо корректировать. В исследования с
применением бланков возможно включение и самих обучающихся, и их родителей, и педагогов –
предметников. Это позволяет классному руководителю соотносить оценки и самооценки, выявлять
наличие или отсутствие расхождений во мнениях. Количественная фиксация результатов исследования
на бланке, без качественного анализа, как правило, является достаточным условием для психолого-
педагогической помощи детям, нуждающимся в поддержке, что делает используемые методики весьма
экономичными.
Согласитесь,
отобрать
экономичные
психолого-педагогические
технологии,
теоретически их обосновать одному классному руководителю без профессиональной помощи педагога
– психолога довольно сложно.
Каков механизм внедрения пособия?
С сентября 1998 года руководством нашей школы, в помощь классным руководителям был
внедрен обучающий спецкурс для педагогов – «Азбука классного руководителя». С 2005 года работа
«Азбуки» базируется на созданном нами пособии. Доступность его информационных материалов
обеспечивается школьной локальной сетью. Деятельность спецкурса носит интегративный характер
(теоретический, практический и исследовательский модули).
Организация работы теоретического модуля входит в функционал заместителя директора по
учебно-воспитательной работе. В его рамках рассматриваются фундаментальные проблемы воспитания,
и осуществляется философская, психологическая, социально-педагогическая подготовка классного
руководителя для практической реализации педагогики поддержки.
Организация работы практического модуля – функциональная обязанность заместителя
директора по воспитательной работе. Основное назначение данного модуля – помощь классным
руководителям в овладении методами педагогической поддержки. Задачи практического модуля
реализуются совместно с психологом.
Организация работы исследовательского модуля полностью входит в компетенцию педагога-
психолога, который сопровождает диагностическую функцию классного руководителя. В рамках
исследовательского
модуля
педагоги
знакомятся
с
диагностическими
методами,
общепсихологическими требованиями и принципами их использования, учатся грамотно применять в
воспитательной практике методики, предложенные в пособии.
Как осуществляется управление внедрением пособия?
В нашей школе с 2000 года функционирует информационно-аналитическая система управления
(ИАСУ) образованием. (Рис. 2. Информационно-аналитическая система управления в школе).
Рис. 2. Информационно-аналитическая система управления в школе
В ее структуре информационно-аналитический канал учителя (классного руководителя) и
социально-психологическая служба, на базе которой организован отдел мониторинга.
В целях
Система управления школой
Система управления воспитательным процессом
Система управления методической деятельностью МОУСОШ № 10
Система управления образовательным процессом
Система социально-
психологической
службы
Информационно-аналитическая
система управления
образовательным
(воспитательным) процессом
Отдел мониторинга
Информационно-аналитический
канал учителя, родителя,
обучающегося
управления внедрением пособия в состав информационных измерений классного руководителя с 2005
года вошли:
1. Информационные измерения уровня воспитанности ребенка (по Г.Н. Сибирцовой)
2. Информационные измерения уровня адаптированности ребенка к школьному обучению (по
В.И. Чирковой, О.Л. Соколовой).
Эти измерения с проводимым с 2000 года социометрическим исследованием мы называем
базовыми, или основными. Результаты исследований классных руководителей циклично поступают в
отдел мониторинга, где осуществляется анализ и передача информации о ходе воспитательного
процесса различным пользователям. Диагностическая информация используется для принятия
управленческих решений, служит прекрасным дополнением к традиционным формам методической
работы с классным руководителем. Руководит всем этим процессом заместитель директора по учебно-
воспитательной работе.
Каковы результаты?
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что внедрение пособия в образовательную практику
позволило нам «вырастить» классного руководителя, способного качественно работать в рамках нашей
воспитательной концепции. Каждый педагог ориентирован на практическое воплощение педагогики
поддержки, обеспечивает развитие ребенка, используя в работе результаты проводимых исследований.
Профессиональное развитие получили диагностическая, аналитическая, контрольно-оценочная функции
педагогов, усовершенствовались знания и умения, необходимые для практической реализации
педагогики поддержки. В школе осуществлён единый подход к фиксированию итогов проводимых
исследований, оформлению дневников динамических наблюдений за обучающимися. Несмотря на
вариативность воспитательных систем, «дневники» классных руководителей имеют общую структуру и
единый «лейтмотив». В целом внедрение пособия в совокупности со всей методической деятельностью
в школе обусловили качественный рост профессионального уровня классного руководителя.
Подтверждением этому является уровень воспитанности обучающихся, который за последние два года
повысился на 41,3%
На мой взгляд, активное участие педагога – психолога в проектной работе – прекрасное средство
оптимизации его профессиональной деятельности.