Напоминание

«Партнёрство с психологом – ключ к успеху»


Автор: Медведюк Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №336 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Партнёрство с психологом – ключ к успеху»
Раздел: среднее образование





Назад




«Партнёрство с психологом – ключ к успеху».

Сегодня, когда педагог – психолог, по своим функциям и назначению так необходим

современной школе, руководители образовательных учреждений России, оптимизируя штатное

расписание, сокращают его ставку. Возникает вопрос: «Почему?».

Проблема роли педагога – психолога в школе, круга его функциональных обязанностей,

приоритетов и результатов деятельности была актуальной всегда. В условиях модернизации

образования вопрос: «Нужен ли психолог школе?» - зазвучал ещё острее. По всей видимости, ответ

нужно искать не только в качестве образовательных услуг, оказываемых педагогом – психологом, но и в

качестве образовательного учреждения, в котором он работает.

В школе, развитие которой идёт стихийно спонтанно, где внедряется мало инновационных

программ и технологий, психолог не нужен, даже, если он профессионал высокого класса.

Инновационному образовательному учреждению, с современным менеджментом, осознающему

перспективы своего дальнейшего развития, такой специалист необходим. Причём, специалист, который

будет жить профессиональной жизнью, полной творчества и научного поиска, иначе он не будет

востребован детьми, их родителями и педагогами.

Как построить профессиональную деятельность педагога – психолога в инновационной

школе? Как сделать её эффективной и качественной?

В каждой развивающейся школе своя модель взаимодействия с психологом, свои изыскания,

свои проекты. В этом процессе универсальных рецептов быть не может. Всё зависит от философии

школы, особенностей педагогического процесса, коллектива детей, родителей, учителей и от многого

другого. В нашей школе партнёрство с психологом – это ключ к успеху в деле профессиональной

подготовки классного руководителя.

Почему мы пришли именно к такой системе взаимодействия?

Дело в том, что классному руководителю сегодня необходимо уметь применять множество

теоретических

и

практических

рекомендаций,

которые

предлагает

современная

психолого-

педагогическая наука. Причём, использовать их творчески, комплексно, не выхолащивая и не упрощая

содержания научных идей, исключая путь проб и ошибок. Между тем далеко не все педагоги готовы к

осуществлению деятельности по обоснованию, подбору диагностических и развивающих психолого-

педагогических

технологий.

На

практике

необходимые

профессиональные

умения

и

навыки

самостоятельно осваивает небольшое число педагогов, а на выбор тех или иных эффективных методик

и приёмов у учителя порой затрачивается значительный профессиональный период. Согласитесь,

психолог может помочь решить эту задачу, обеспечив деятельность классного руководителя в школе

психолого-педагогическим инструментарием развития и саморазвития.

Так в нашем учреждении родилась идея проекта «От развития личности учителя к

развитию личности ученика», руководителем которого была назначена я, педагог – психолог. Цель

проекта заключалась в создании для классного руководителя школы информационно – методического

пособия, отвечающего потребностям практики, ориентированного на психолого-педагогическую

подготовку профессионала, способного работать в рамках школьной концепции.

С 2003 по 2005 год в нашем учебном заведении велась теоретическая разработка пособия и

его экспериментальная апробация. В этом творческом процессе участвовали все: и дети, и их родители,

и педагоги. По сути, проект стал коллективным творческим делом, особая роль в котором, конечно же,

была отведена педагогу – психологу. В мае 2005 года педагогическим советом было принято решение о

внедрении пособия в воспитательную практику учителей.

Что представляет собой наше информационно – методическое пособие?

Прежде всего, остановлюсь на его названии. Путём длительных споров и редактирования мы

пришли к следующей формулировке: «Создание и развитие воспитательной системы класса в логике

педагогики поддержки» (Рис. 1.).

Рис. 1. Титульный лист

информационно-методического

пособия

Выбранная формулировка названия, на наш взгляд, выражает главный мотив создания пособия –

это оказание информационно - методической помощи каждому педагогу в деле построения

воспитательной системы класса. Название отражает воспитательную концепцию школы и содержание

методических материалов, что придаёт пособию адресность.

Пособие состоит

из

введения,

двух

частей

и двадцати семи

приложений практико-

ориентированного характера. В первой части изложены актуальные задачи модернизации воспитания,

сформулированы проблемы его развития в нашей школе, обоснована воспитательная концепция

учреждения. Здесь же сформулированы цели, задачи, приоритетные направления процесса воспитания в

учреждении, описана педагогика поддержки как средство, которое по целевым ориентирам,

соответствует нашей воспитательной практике.

Во второй части пособия представлены различные информационно – методические материалы и

описаны диагностические методы, которые призваны оказать классному руководителю помощь в

воспитании личности ребёнка и развитии коллектива класса.

В помощь классным руководителям авторским коллективом предложены во второй части

пособия экономичные и удобные в использовании методические материалы. Такие разработки, как

«Форма для фиксирования плана работы классного руководителя», «Примерная схема педанализа

воспитательной работы за учебный год», «Карта-схема оценки воспитательного мероприятия» в

практике работы наших классных руководителей пользуются большой популярностью.

При отборе методов для пособия предпочтение отдавалось тем средствам, которые не требуют

больших временных и энергетических затрат классного руководителя на проведение исследований и

фиксацию их результатов. Такой подход, на наш взгляд, высвобождает время педагога на

профессиональное совершенствование и непосредственную воспитательную работу с ребёнком,

коллективом класса.

Решая задачу достижения максимально возможных результатов воспитательного процесса при

рациональных трудозатратах классного руководителя, в пособии учителям предложено несколько

оригинальных

бланков

для

фиксации

результатов

исследований,

разработанных

авторским

коллективом:

Бланк фиксации результатов изучения социальной адаптированности детей к школе (к

методике В.И.Чирковой, О.Л.Соколовой «Схема экспертной оценки адаптированности ребенка к

школе»);

Бланки оценки уровня воспитанности для каждой возрастной группы (к методике

Г.Н.Сибирцовой «Уровень воспитанности»);

Бланк фиксирования результатов педагогического наблюдения за детьми группы риска (к

методическим рекомендациям Л.Я.Олиференко «Социально-педагогическая поддержка детей группы

риска»).

Как правило, бланк фиксации представляет собой таблицу, изображённую в удобном формате А-

4. В неё вносятся фамилии учеников класса и баллы (оценки, уровни) по различным критериям и

шкалам, определённых той или иной методикой. Учитель путем простого суммирования быстро

получает количественный результат по каждому ребенку и классу в целом, выявляет критические

показатели (конкретные качества личности), которые необходимо корректировать. В исследования с

применением бланков возможно включение и самих обучающихся, и их родителей, и педагогов –

предметников. Это позволяет классному руководителю соотносить оценки и самооценки, выявлять

наличие или отсутствие расхождений во мнениях. Количественная фиксация результатов исследования

на бланке, без качественного анализа, как правило, является достаточным условием для психолого-

педагогической помощи детям, нуждающимся в поддержке, что делает используемые методики весьма

экономичными.

Согласитесь,

отобрать

экономичные

психолого-педагогические

технологии,

теоретически их обосновать одному классному руководителю без профессиональной помощи педагога

– психолога довольно сложно.

Каков механизм внедрения пособия?

С сентября 1998 года руководством нашей школы, в помощь классным руководителям был

внедрен обучающий спецкурс для педагогов – «Азбука классного руководителя». С 2005 года работа

«Азбуки» базируется на созданном нами пособии. Доступность его информационных материалов

обеспечивается школьной локальной сетью. Деятельность спецкурса носит интегративный характер

(теоретический, практический и исследовательский модули).

Организация работы теоретического модуля входит в функционал заместителя директора по

учебно-воспитательной работе. В его рамках рассматриваются фундаментальные проблемы воспитания,

и осуществляется философская, психологическая, социально-педагогическая подготовка классного

руководителя для практической реализации педагогики поддержки.

Организация работы практического модуля – функциональная обязанность заместителя

директора по воспитательной работе. Основное назначение данного модуля – помощь классным

руководителям в овладении методами педагогической поддержки. Задачи практического модуля

реализуются совместно с психологом.

Организация работы исследовательского модуля полностью входит в компетенцию педагога-

психолога, который сопровождает диагностическую функцию классного руководителя. В рамках

исследовательского

модуля

педагоги

знакомятся

с

диагностическими

методами,

общепсихологическими требованиями и принципами их использования, учатся грамотно применять в

воспитательной практике методики, предложенные в пособии.

Как осуществляется управление внедрением пособия?

В нашей школе с 2000 года функционирует информационно-аналитическая система управления

(ИАСУ) образованием. (Рис. 2. Информационно-аналитическая система управления в школе).

Рис. 2. Информационно-аналитическая система управления в школе

В ее структуре информационно-аналитический канал учителя (классного руководителя) и

социально-психологическая служба, на базе которой организован отдел мониторинга.

В целях

Система управления школой

Система управления воспитательным процессом

Система управления методической деятельностью МОУСОШ № 10

Система управления образовательным процессом

Система социально-

психологической

службы

Информационно-аналитическая

система управления

образовательным

(воспитательным) процессом

Отдел мониторинга

Информационно-аналитический

канал учителя, родителя,

обучающегося

управления внедрением пособия в состав информационных измерений классного руководителя с 2005

года вошли:

1. Информационные измерения уровня воспитанности ребенка (по Г.Н. Сибирцовой)

2. Информационные измерения уровня адаптированности ребенка к школьному обучению (по

В.И. Чирковой, О.Л. Соколовой).

Эти измерения с проводимым с 2000 года социометрическим исследованием мы называем

базовыми, или основными. Результаты исследований классных руководителей циклично поступают в

отдел мониторинга, где осуществляется анализ и передача информации о ходе воспитательного

процесса различным пользователям. Диагностическая информация используется для принятия

управленческих решений, служит прекрасным дополнением к традиционным формам методической

работы с классным руководителем. Руководит всем этим процессом заместитель директора по учебно-

воспитательной работе.

Каковы результаты?

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что внедрение пособия в образовательную практику

позволило нам «вырастить» классного руководителя, способного качественно работать в рамках нашей

воспитательной концепции. Каждый педагог ориентирован на практическое воплощение педагогики

поддержки, обеспечивает развитие ребенка, используя в работе результаты проводимых исследований.

Профессиональное развитие получили диагностическая, аналитическая, контрольно-оценочная функции

педагогов, усовершенствовались знания и умения, необходимые для практической реализации

педагогики поддержки. В школе осуществлён единый подход к фиксированию итогов проводимых

исследований, оформлению дневников динамических наблюдений за обучающимися. Несмотря на

вариативность воспитательных систем, «дневники» классных руководителей имеют общую структуру и

единый «лейтмотив». В целом внедрение пособия в совокупности со всей методической деятельностью

в школе обусловили качественный рост профессионального уровня классного руководителя.

Подтверждением этому является уровень воспитанности обучающихся, который за последние два года

повысился на 41,3%

На мой взгляд, активное участие педагога – психолога в проектной работе – прекрасное средство

оптимизации его профессиональной деятельности.



В раздел образования