Автор: Сыщикова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "СПб ДМШ № 24"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Значение аудиозаписей Марии Гринберг для нашей современности.
Раздел: дополнительное образование
ЗНАЧЕНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ МАРИИ ГРИНБЕРГ ДЛЯ НАШЕЙ
СОВРЕМЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СОНАТ БЕТХОВЕНА f-moll
op.2 № 1 и F-dur op.10 № 2.
Мария Израилевна Гринберг – известная пианистка первой половины ХХ
столетия, ярко проявила себя в различных видах творческой деятельности, в
том числе и в области педагогики. Будучи преподавателем РАМ им.
Гнесиных, она воспитала целую плеяду замечательных профессионалов.
Гринберг – единственная отечественная исполнительница, записавшая на
пластинки тридцать две фортепианные сонаты Бетховена. Записи эти не
утратили своей значимости и сегодня. Игра Гринберг может послужить
эталоном мастерского и строгого прочтения бетховенской музыки.
Будучи крупным бетховенистом, постоянно включая произведения
композитора в репертуар своих учеников, Гринберг нашла оригинальную
форму педагогического самовыражения. На протяжении ряда лет на базе
РАМ им. Гнесиных она работала над созданием аудиозаписей, которые
запечатлели
ее
методические
комментарии
к
двум
наиболее
распространенным в педагогическом процессе сонатам Бетховена - f-moll
op.2 № 1 и F-dur op.10 № 2. По жанру эта запись приближается к открытым
урокам, проходящим в неординарной форме, или, скорее – к лекциям-
концертам,
ибо
комментарии
сопровождаются
и
заключаются
ярким
артистическим показом. Мария Израилевна считала показ одним из
сильнейших средств эмоционального воздействия на ученика. Что касается
вербальных разъяснений, то, по ее убеждению, они главным образом
воздействуют на интеллектуальную сферу.
Работа над созданием аудиозаписей чрезвычайно увлекла Марию
Израилевну. Аудиозаписи Гринберг вышли в свет в феврале 1961 года и
разошлись по стране немалыми тиражами. На протяжении шестидесятых-
1
семидесятых годов ХХ века они широко использовались педагогами
различных учебных заведений – от Детских музыкальных студий и школ до
музыкальных училищ. В консерватории они являли собой интереснейший
материал
для
иллюстрации
курса
методики
преподавания
игры
на
фортепиано. К сожалению, с течением времени аудиозаписи, созданные
Гринберг
постепенно
были
забыты.
Их
вытеснил
мощный
поток
современных материалов. Сегодня, в период небывалого информационного
всплеска, аудиозаписи Гринберг остаются, тем не менее, уникальным
методическим материалом. В основу его положен бесценный опыт крупного
исполнителя и педагога, обладающего яркой творческой индивидуальностью
и умеющего создать на уроке творческую атмосферу эмоциональной
вовлеченности.
«Артистка
возвращает
термину
“интерпретация”
его
исконный, истинный смысл», - отметил Д. Рабинович (4. с. 223). Именно так
можно охарактеризовать и стиль созданных Гринберг аудиозаписей. Мария
Израилевна подчеркивает, однако, что комментарии ее не претендуют на
научность и являются рядом практических субъективных наблюдений в
отношении музыки, которую она играет и любит.
Обратимся к конкретному анализу аудиозаписей Гринберг. Во
вступительном слове пианистка отмечает, что главное – это суметь грамотно
прочесть авторский текст, что лишь поверхностному музыканту это может
показаться несложным. Как полагал И. Гофман, едва ли не каждый пианист
играет не больше того, что написано в нотах, а меньше (1. с. 73). Проблема
сути
и
видимости,
зачастую
является
основной
при
работе
над
произведением. Далеко не все указания автора бывают замечены, либо верно
истолкованы исполнителем. Любая интерпретация содержит в себе элемент
двойственности.
Прежде всего, пианистка выявляет в своих комментариях логику развития
бетховенской формы. Как известно, в плане формообразования Бетховен
явился
новатором.
Гринберг
подчеркивает
те
моменты,
в
которых
композитор отступает от общепринятых канонов сонатной формы или
2
варьирует их. Бетховен, сохраняя классическую стройность сонатной формы,
обогатил
её
выразительными
художественными
приемами
–
яркой
конфликтностью
тем,
острой
борьбой
между
внутритематическими
контрастными элементами.
Немалую роль уделяет она распределению кульминаций, которые должны
отвечать
драматургии
целого.
Мария
Израилевна
разделяет
понятия
«усиление звука» и «драматизация», предостерегая играющего от желания
«погреметь». Так например, характер I части Первой сонаты драматичен, но
динамическое указание
f
в ней встречается сравнительно редко. На
основании этого Гринберг подчеркивает, что понятия эти не идентичны, что
необходимо учитывать.
Подробно освещает Гринберг особенности бетховенской фразировки,
которая непосредственно связана с динамикой, педализацией, аппликатурой.
Исполнение музыки – процесс, в котором активно взаимодействуют
различные грани, что и находит выражение в комментариях Марии
Израилевны. Обращаясь к исполнителю, она цитирует Гераклита, о том, что
никто не был в одной и той же реке дважды, ибо через миг река не та и сам
человек уже не тот. Важно помнить, что тема, в экспозиции и репризе
различна по своему эмоциональному содержанию. Творческая задача
исполнителя обозначить сущность каждой смены в изложении материала
(тональности, штриха, динамики и пр.). Именно таким путем, по мнению
Гринберг, прокладывается путь к созданию собственной интерпретации.
Гринберг считает важным дослушивание окончаний фраз, тем, частей
произведения.
Она говорит:
«Музыка
не
заканчивается
исполнением
последнего аккорда, он еще реет в воздухе, а затем исчезает, и только тогда
исполнитель и вместе с ним слушатель сможет вздохнуть спокойно» (2. тр.2).
Немалое место занимает у Гринберг гармонический анализ произведения,
в
котором
теоретический
разбор
сопровождается
яркими
образными
эпитетами и сравнениями. Подчеркивая, что выбор тональности у Бетховена
не случаен, Мария Израилевна проводит параллель: «Первая» соната f-moll,
3
написана в тональности будущей «Аппассионаты», «Серьезного квартета»
op. 95 и увертюры «Эгмонт». Тему эпизода в ре-бемоль мажоре II части
«Шестой» сонаты она характеризует, как «апполоническую», божественно-
прекрасную светлую и величественно спокойную. Гринберг особо выделяет
те
моменты
перехода
в
далекие
тональности
и
обосновывает
их
драматургическую значимость.
В заключение проведенного анализа, Гринберг исполняет сонаты
целиком. Можно заметить, что показ фрагментов отличается от целостного
исполнения,
что
является
закономерным
в
творческом
процессе.
Вспоминается Г. Нейгауз, который говорил в таких случаях о неизбежной
противоречивости
исполнительства как эстетического феномена(3.с.71).
(Послушаем голос Гринберг и ее игру. Звучит аудиозапись)
В заключение хочется подчеркнуть, что знакомство с аудиозаписями
Гринберг может обогатить творческий процесс современной фортепианной
педагогике, а также побудить музыкантов к новым поискам в области
создания образцов данного жанра в условиях сегодняшнего технического
прогресса.
Список литературы:
1. Гофман И. «Ответы на вопросы о фортепьянной игре» М.,1961
2. Гринберг М. « М.И. Гринберг исполняет и комментирует сонаты
Бетховена № 1 и 6» М., Виста Вера, 2009
3. Нейгауз Г.О. «О фортепианном искусстве» М.,1967
4. Рабинович Д. «Портреты пианистов» М., 1962
4