Автор: Голышева Анна Сергеевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №41"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие лидерских качеств обучающихся"
Раздел: среднее образование
Тема статьи: «Развитие лидерских качеств обучающихся 5-6
классов».
Глава 1. Характерные особенности лидеров различных групп
Вопрос лидерства на протяжении истории человечества является
актуальным. При изучении курса Всеобщей истории и истории России мы
сталкиваемся с такими процессами, как борьба за власть, престолонаследие,
кризисы власти. Вышеперечисленные темы опосредовано знакомят нас с
темой лидерства. Впервые знакомство с определением, структурой процесса
становления
лидером
мы
встречаемся
в
шестом
классе
на
уроках
обществознания.
Изучая
структурные
особенности
социальных
групп,
меня
заинтересовало, как люди становятся лидерами: предрасположенность на
генном уровне или можно достичь этой роли вовремя развития собственных
личностных
качеств?
Если
лидерские
качества
можно
развить
самостоятельно, то в каком возрастном периоде? Имеется ли намек и
взаимосвязь изучаемой темы на уроке обществознания с вершиной развития
данных качеств в возрасте 11-13 лет? По мере исследования буду разбираться
с поставленными вопросами.
Изучение темы я решила с раскрытия термина. «Лидер» произошло от
английского «Leader»
– ведущий, первый. Говоря о значении слова, я
обратилась к словарю знаменитого лингвиста Ожегова Сергея Ивановича. В
словаре дана следующая расшифровка понятия: «Глава, руководитель
политической партии, общественно-политической организации или вообще
какой-нибудь
группы
людей;
человек,
пользующийся
авторитетом
и
влиянием в каком-нибудь коллективе»
[Ожегов С.И., 1994, с. 496].
Из значения слова становится понятно – лидер ведет за собой людей в
коллективе и имеет авторитетный статус, а группы могут быть любой
этимологии и численности. Важно, чтобы ведущий человек группы
пользовался авторитетом и избирался на добровольной основе, мог брать на
себя ответственность в выполнении важных задач.
Мне стало интересно, можно ли по внешнему виду, поведению в
группе, выявить лидера. Предметом исследования я выбрала несколько
школьных классов МБОУ «Гимназия №41», спортивную команду по
плаванию, компанию друзей и семью. Я рассматривала малые (по виду)
группы, но абсолютно разные по своему характеру.
В моей семье лидером является отец – глава семейства. Его положение
в структуре семьи видно невооруженным взглядом. Во-первых, он умеет
находить решение любых проблем. Во-вторых, при совершении ошибок, он
обязательно объясняет, где она была совершена и какие шаги необходимо
предпринять, чтобы в дальнейшем не совершать неправильные шаги. В-
третьих, папа обладает твердой походкой и строгими чертами лица.
В компании друзей лидер, который выполняет задачи – отсутствует, но
есть подруга, которая выстраивает атмосферу. При размолвках, она обладает
способностью – успокоить и примирить, убеждает в правильности решения и
советует, как вести в той или иной ситуации в школе или с родителями. С
ней можно поговорить «по душам». Из наблюдения за группой друзей, я
сделала
вывод
о
том,
что
подруга
умеет
создать
эмоционально-
доверительную атмосферу.
В спортивной команде по плаванию абсолютным лидером является
тренер. Данная информация считывается по нескольким характеристикам.
Внешние данные (походка и ровная осанка) говорят о том, что тренер очень
уверенный в себе человек с поставленным строгим голосом и активной
жестикуляцией во время соревнований и занятий. Он всегда ставит перед
каждым членом команды общие и частные задачи, помогает в их реализации.
Тренер строг, но справедлив, дисциплина на тренировках идеальная, что
говорит о его несомненном лидерстве.
Последние рассмотренные мной группы были один шестой и один
пятый классы МБОУ «Гимназия №41». В моем классе есть лидер - староста.
Старостой она стала впоследствии отличной учебы. Она разбирается во
многих общеобразовательных предметах: математика, английский язык,
2
русский язык, биология, история. Перед важной самостоятельной или
контрольной работой староста собирает класс и объясняет моменты, которые
вызывают наибольшие трудности. Помощь от лидера сближает класс и очень
помогает в написании работ. Ее доброта и спокойствие влияет на наш
доброжелательный климат и успеваемость в коллективе. В пятом классе дело
обстоит иначе. По наблюдению за ребятами, я не выявила абсолютного
лидера группы. Спросив несколько вопросов классному руководителю, она
ответила, что в классе имеется несколько лидеров: первый участвует в
предложении и организации праздников («Новый год», «День защитника
Отечества»), внеклассных встреч (походы в кино, поездки в музеи). Второй
лидер помогает в учебе, когда его об этом попросят. В отличие от моего
класса, второй лидер не помогает по собственной воле, но отличается
отзывчивостью и отличными результатами учебы. По-моему мнению, лидера
шестого класса можно считать абсолютным и явным, а лидеры пятого класса
делят обязанности и носят статус лидера неосознанно.
Таким образом, изучив малые группы, в которых я состою, могу с
уверенностью сказать, что в каждом коллективе имеется лидер. Лидер может
осознавать свою роль в группе, а может выделяться авторитетом и
уважением
среди
членов
коллектива,
но
не
специально
выполнять
полномочия ведущего члена группы. Наблюдая за группами людей, я
выделила несколько основных характерных особенностей лидеров:
1. Физиологические данные – походка, осанка, выражение лица,
активность жестикуляций;
2. Психоэмоциональные данные – уверенность, строгость, доброта,
чувство
юмора,
сочувствие,
желание
помочь,
умение
слушать
и
разговаривать;
3. Интеллектуальные данные – способность к общеобразовательным
предметам (в случае со школьными группами), профессионализм в своей
деятельности;
3
4. Организаторский талант – умение ставить перед членами группы
цели и помощь в их реализации, умение делать выводы и не расстраиваться
при неудачах [Робинова Ю.А., 2019, с. 39].
4
Глава 2. Психологические особенности обучающихся 5-6 классов
При изучении разных социальных групп, мною было выявлено, что в
различные возрастные периоды, лидеры ведут себя отлично друг от друга. У
взрослых ярко выражаются внешние характеристики. Ведущие члены
данных групп полностью осознают свою роль в коллективе и имеют особые
знания, как вести за собой группу людей, в случае капитана команды, он
обладает знаниями по возрастной психологии и педагогике. У лидеров групп
в возрасте от 11 до 12 лет больше преобладают внутренние характерные
особенности.
Лидеры
раннего
подросткового
периода,
в
основном,
избираются
коллективом
из-за
отзывчивого,
доброго
характера
и
энергичности. Они пользуются популярностью и авторитетом, но, порой,
сами не осознают своей роли и причин выбора коллектива группы.
Для
подробного
изучения
исследуемого
вопроса,
я
изучила
психологические особенности возрастной категории обучающихся 5-6
классов, приравнивающиеся к возрастному отрезку 11-12 лет.
Рассматривая возрастные рамки, ученые расходятся во мнении. Ряд
исследователей не считают период 10-12 лет как подростковый возраст, а
относят к «Детству». Ряд психологов расширяют границы подросткового
возраста из-за более раннего взросления и отличия от предыдущей
возрастной категории.
За
основу,
я
взяла
периодизации
подросткового
времени
отечественного
психолога
Эльконина
Даниила
Борисовича
и
Фонда
Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА). В
первом отрезок времени подразделяется от 11 до 17 лет, где 11-15 лет – это
Подростковый возраст, а 15-17 лет – Ранний юношеский возраст. По
ЮНФПА границы подросткового возраста увеличены на два года с 11 до 19
лет, взвези с воздействием научно-технического прогресса и удлинения
сроков обучения [Неустроева О.В., 2015, с. 65].
5
Подростковый возраст – переходный период между детством и
взрослостью. Временной отрезок, когда «не ребенок» в ускоренном темпе
развивается физически, умственно, морально.
Особенности возрастного периода 11-12 лет:
1.
Потребность в принятии сверстниками;
2.
Формирование социальных навыков общения и сотрудничества
со сверстниками. Проведение опытов в отношениях с другими людьми
(поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена
компаний);
3.
Потребность в самопознании, выражающиеся как во внешних
экспериментах, так и в попытках проанализировать себя и собственные
поступки. Осознание самооценки;
4.
Изменение
в
познавательной
сфере:
смена
повышенной
любознательности в сторону невнимательности, замедления в скорости
выполнения заданий;
5.
Смена привычного ровного эмоционального фона: спокойствие и
жизнерадостность сменяется перепадами настроения, раздражительностью;
6.
Подражание
взрослым
–
потребность
в
самовыражении,
самостоятельности и уважении к себе. Эксперименты во внешности и стиле
общения.
7.
Непокорность
взрослым
–
послушание
сменяется
неповиновением
из-за
выстраивания
собственной
системы
ценности.
Воспитание самостоятельности при помощи проб и ошибок [Кагермазова
Л.Ц., 2010, с. 148].
Основной особенностью возрастного периода 11-12 лет становится
расширение социальных навыков, эксперименты с различными социальными
ролями, где происходит основной момент самопознания с определением
самооценки.
6
Глава 3. Развитие лидерских качеств в раннем подростковом возрасте.
Влияние на образовательный процесс
Исследовав психологические особенности возрастного периода 11-12
лет, становится понятно, что подростки указанной группы пытаются понять
себя, окружающий мир, завести друзей, казаться более взрослыми и
самостоятельными. Основным инструментом становятся многочисленные
эксперименты. В первую очередь, попытка идентифицировать себя как
взрослый, понять, кем являешься, как можешь справляться с проблемами без
помощи старших и завести друзей. Многие подростки начинают менять
внешность: цвет волос, яркий макияж, стиль одежды (более взрослый и
откровенный). По-моему мнению, подобные изменения происходят из-за
желания нравиться другим, получить оценку со стороны сверстников и
взрослых, неважно, положительная она или отрицательная.
Во время социального эксперимента подростки примеряют на себе
различные социальные роли: советчиков, друзей, приятелей и товарищей,
слушателей, генераторов идей, абсолютных лидеров. В этот момент,
подростки, являющиеся обучающимися 5-6 классов, пробуют на себе роль
лидера и идейного вдохновителя среди социальных групп: учебный класс,
компания друзей, спортивные секции, творческие кружки.
Таким
образом,
участвуя
в
процессе
самопознания,
подростки
приобретают организаторский талант, например, организуя поход класса в
кино или ставя новогоднюю сценку-поздравление. Развивают умение
налаживать взаимосвязи, как с взрослыми, так и со сверстниками. Впервые
самостоятельно принимают решения, пытаются показать себя в школе, на
научных конференциях и конкурсах.
Каждый подросток по-разному развивает в себе вышеперечисленные
способности и навыки, тем самым лидерские качества формируются
индивидуально и в разные промежутки времени, с личной степенью
развитости. Оставаясь у некоторых на начальном этапе, у других –
7
развиваясь. При развитии лидерских качеств в раннем подростковом
промежутке времени, могут сформироваться три типа лидерства:
1. Эмоциональные лидеры – выстраивают психологический климат
группы. Умеют мотивировать себя и других участников. Вызывают доверие у
коллектива,
умеют
сплотить
товарищей.
Обычно
заинтересованы
в
жизнедеятельности группы, в данном случае – обучающихся. Пропускают
через себя успехи и неудачи;
2. Деловой – стремится к выполнению поставленных задач. Может
принимать решения, грамотно распределяет обязанности. Анализирует и
проецирует себя через коллектив;
3. Абсолютный – сочетание первого и второго типа.
Изучив
теоретический
материал
по
вопросам
лидерства
и
психологических особенностей, обучающихся 11-12 лет, можно сказать, что
лидерские качества не всегда влияют на образовательный процесс и являются
основным критерием становления лидером в классе. Например, при
эмоциональном типе лидерства, не обязательно поддерживать авторитет при
помощи учебы, так как лидерство может быть опосредованным, как
реализация творческого начала или умение поддержать, быть веселым,
сочувствующим. При деловом или абсолютном типе лидерства, я считаю, что
любознательность и образовательный процесс играет более важную роль, так
как в образовательных группах основной целью является получение
качественного образования и поддержание его. Лидеры, занимающие
позиции второго и третьего типа, предполагают поддержание и выполнение
основной цели класса, при возможности помогая и осуществляя внутренний
контроль, являясь наставниками более слабым обучающимся.
Вышеупомянутые
лидеры
класса
подают
образец
примерного
обучения, и показывают на собственном примере необходимость и важность
образования в школе, выполняя домашние задания, работая в классе, тем
самым подталкивая и воодушевляя класс к достижению положительных
результатов в учебе [Краснощекова Г.А., 2021, с. 104].
8
Я провела анонимный опрос на параллелях 5-6 классов (231 человек):
«1. Являетесь ли вы лидером? 2. Могли бы вы наставлять в учебе тех, кто
нуждается в помощи?»
Первая часть опроса состояла из следующих вопросов:
1. Я считаю себя лидером класса
2. Я не считаю себя лидером класса
3. У меня есть способности к лидерству, но они не развиты
Вторая часть опроса состояла из следующих вопросов:
1. Я могу помогать в учебе одноклассникам
2. Я бы частично смог помочь в учебе (предметы, которые
сам
понимаю)
3. Не смогу/не хочу помочь
Результаты исследования (рис. 1,2).
Таким образом, результаты опроса дали ясную картину того, что
многие обучающиеся 5-6 классов находятся в процессе познания себя.
Лидерские качества еще не развиты в полной мере, но большинство (74%
опрошенных)
уверены
в
собственных
лидерских
качествах.
Второе
исследование
показало
нам
картину
способностей
учеников
к
общеобразовательным предметам в учебной организации. Можно сделать
вывод о том, что ученики с адекватностью подошли к оценке собственных
талантов к учебе, что доказывает о том, что в возрасте 11-12 лет происходит
самопознание и осознание собственных сил и самооценки. Большинство
(69% опрошенных) посчитали, что смогли бы помочь своим одноклассникам
в учебе, но не по всем предметам, а которые понимают больше всего.
9
Заключение
Каждый возрастной период имеет свои характерные черты. Основными
особенностями возрастного периода 11-12 лет (ранний подростковый
возраст) становится расширение социальных навыков, эксперименты с
различными
социальными
ролями,
где
происходит
основной
момент
самопознания с определением личной самооценки.
Для
более
полного
раскрытия
темы
подросткового
лидерства,
необходимо было узнать какой человек будет считаться лидером и можно ли
выявить общие характерные черты главных членов групп. Таких групп мною
было выделено четыре: физиологические данные, психоэмоциональные
данные, интеллектуальные данные, организаторский талант.
Узнав общие черты людей, обладающие лидерскими качествами,
выявив психологические особенности раннего подросткового возраста, было
исследовано влияние лидерских качеств на образовательный процесс. В ходе
исследования
стало
ясно,
что
не
каждый
лидер
стремиться
к
образовательному процессу. Рассматривая типологию лидерства, не всегда
стремятся к образовательной деятельности тип эмоциональных лидеров.
Данный тип во многом не нуждается в поддержке собственного авторитета
путем выполнения различных задач, в том числе при помощи учебы. Цель
эмоциональных
лидеров состоит в
моральной
поддержке
коллектива
создания благополучного климата.
При деловом или абсолютном типе лидерства любознательность и
образовательный
процесс
играет
более
важную
роль,
так
как
в
образовательных группах основной целью является получение качественного
образования и поддержание его.
Подводя итог исследования можно с уверенностью сказать, что многие
обучающиеся 11-12 лет находятся еще на пути познания себя и хотят быть
лидерами, но еще не до конца поняли своих способностей и положительных
качеств, чтобы пользоваться авторитетом и признанием группы.
10
11
Список использованной литературы
1.
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития)
Красноярск: ДПО КГБУ, 2010. – С. 276.
2.
Краснощекова Г.А. Формирование лидерских качеств и умения
работать
в
команде
у
старшеклассников
/
О.А.
Богачева,
Г.А.
Краснощекова
//
Общество:
социология,
психология,
педагогика.
–
Краснодар: ООО «Издательский дом «Хорс», 2021. Вып. 4(84). – С. 103-107.
3.
Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового
возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // European
research. – Красноярск: ООО «Олимп», 2015. Вып. 6(7). – С.64-66.
4.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
2-е изд. – М.: Азъ,1994. – С. 1442.
5.
Робинова Ю.А. Психология лидерства. // Colloquium-journal. –
М.: МПГУ, 2019. – Вып. 21-5(45). – С.36-39.
6.
12
Приложение 1
5%
21%
74%
Опрос 5-6 классов: "Являешься ли ты лидером
класса?"
Я считаю себя лидером
класса
Я не считаю себя лидером
класса
У меня есть способности к
лидерству, но они не раз-
виты
Рисунок 1. Опрос 5-6 классов: «Являешься ли ты лидером класса?»
20%
69%
11%
Опрос 5-6 классов: "Смогли бы вы помогать в
учебном процессе?"
Я могу помогать в учебе
одноклассникам
Я бы частично смог помочь в учебе
(предметы, которые сам понимаю)
Не смогу/не хочу помочь
Рисунок 2.
Опрос 5-6 классов: «Смогли бы вы помогать в учебном
процессе?»
13