Автор: Катырова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 33 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Экологическое развитие дошкольников как фактор целостно-развивающейся подрастающей личности"
Раздел: дошкольное образование
Экологическое развитие дошкольников как фактор целостно-
развивающейся подрастающей личности.
Необходимо отметить, что тема экологии не стареет никогда. А в настоящее
время она, как нам кажется, достигла в своей актуальности самого пика, ведь с каждым
днём всё больше мы наблюдаем прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и
детей.
В
результате
загрязнения
почвы,
воды
и
воздуха
люди
питаются
недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой
примесью
выхлопных
газов.
Обострение
экологической
проблемы
диктует
необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения
экологического сознания, культуры природопользования. Данную работу необходимо
начинать в дошкольных образовательных организациях – первом звене системы
непрерывного образования подрастающего поколения россиян. Именно поэтому одним
из ключевых направлений в дошкольном детстве – то есть в то время, когда у ребёнка в
сознании формируются правильные, жизненно-необходимые навыки и ориентиры –
является экологическое воспитание подрастающего поколения. С уверенностью также
можно сказать, что формировать у детей экологическое мышление стоит не только
потому что наша планета, в том числе и наша жизнь, находится в действительно
бедственном положении (70 млн тонн мусора ежегодно в одной только нашей
стране заставляют задуматься о ситуации во всем мире), но и потому что воспитать у
ребенка ответственность, в широком смысле этого слова, невозможно без заботы об
окружающей среде. Мы можем подарить ребенку котенка или щенка, научить
ухаживать за домашним животным, заботиться о ближнем, но Земля огромна и то, в
каком мире будут жить наши дети, зависит действительно от нас.
В
известной
сказке
Антуана
де
Сент-Экзюпери
«Маленький
принц»
озвучивается очень правильная мудрость, которая должна послужить ориентиром для
наших детей: «Есть такое твердое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. –
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою
планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно
отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень
скучная работа, но совсем не трудная». Ещё во главу угла можно привести слова
великого педагога В.А.Сухомлинского, который отмечал: “К тому, кто был глух к
природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не
открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится
чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Всё вышесказанное логично приводит нас к тому, что на первом месте должна
стоять не только цель – формировать
понимание неразрывной связи человека и
природы и сознательное, бережное отношение к ней, но и регулярно развивать уровень
экологической культуры, закреплять экологическое сознание и поведение у детей,
вырабатывать устойчивые навыки грамотного поведения, которое складывается из
отдельных поступков (действий, умений, навыков). На основе обозначенной цели мы
определили следующие задачи:
развитие познавательного интереса к миру природы;
помощь
в
формировании
первичных
навыков
правильного
экологического поведения;
воспитание гуманного, бережного и положительного отношения к
природе;
обучение навыкам наблюдения за природными явлениями и объектами;
восприятие себя, как части природы;
выработка элементарных норм поведения на природе;
формирование желания и умения сохранять природу и оказывать ей
необходимую помощь;
понимание последствия своих действий по отношению к природе и
окружающему миру.
Механизм
реализации
данного
проекта
предполагает
проведение
систематизированной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников
проекта и формированию у них экологической грамотности. Именно системность
экологических занятий, мероприятий принесет воспитанникам намного больше пользы,
здесь необходимо использовать принцип «каждое последующее формирующееся
представление должно вытекать из предыдущего». Как в экологическом образовании
дошкольников, так и в любом другом виде образования системность обеспечит
принцип научности и поведет ребят от простого к сложному.
Также наш проект включает в себя и принцип действия – автор убеждён в том,
что в детях необходимо воспитывать привычку принимать участие в различных
экологически полезных видах деятельности. Уборка снега на участке, посадка цветов
на клумбе, уборка мусора, забота о зимующих птицах и домашних питомцах – эти
мероприятия не должны отталкивать ребенка, они наоборот должны быть ему
привычны с самого раннего возраста, тогда, став взрослым, они не будут его
отталкивать. К тому же – одно дело вести разговоры об охране и помощи природе, а
другое – делать это на практике. Все мероприятия и коллективные дела нашего
долгосрочного
экологического
проекта
нацелены
на
формирование
у
детей
устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать
окружающих людей, любить Родину и свою «малую Родину», любить и беречь
окружающий нас мир природы.
Важнейшим элементом экологического образования дошкольников является
доступность преподаваемого ребенку материала. Использование научных терминов и
излишних цифровых данных мало приемлема. А вот различного рода мероприятия,
погружающего характера, позволяющих наглядно – «здесь и сейчас» – раскрыть
основополагающие каноны экологического воспитания, а также игровая деятельность,
конкурсы и несложные викторины наряду с простыми физическими экспериментами
будет как раз к месту – такая подача воспринимается дошкольниками намного легче.
На данном этапе не стоит забывать и об эмоциональном отношении ребят к
окружающему миру:
развитию эмоционально-ценностного отношения
необходимо
придавать большое значение в любой деятельности, ведь важная роль эмоций в
воспитании дошкольника объясняется особенностями его психического развития.
Кроме того, развитие именно в дошкольном возрасте ценностного отношения к живому
имеет
большое
значение
для
становления
экологически
ориентированного,
гуманистического мировоззрения подрастающего поколения.
Современные тенденции качественного обновления в дошкольном образовании
строятся на возрождении интереса к использованию метода проекта в работе с
дошкольниками. Кроме этого, ключевыми позициями ФГОС является комплексный
подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей,
усиление
образовательного
компонента
в
организации
режимных
процессов,
увеличение доли самостоятельной и совместной деятельности, которые могут быть в
полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.
Именно поэтому технология проектной деятельности становится основной; работа по
данному направлению носит практико-ориентированный характер
Хочется ещё раз хочется акцентировать внимание на то, что
только при
систематизированной работе педагога, его стремлении ежедневно открывать что-то
новое и неизведанное, закреплять уже известное и при активном взаимодействии с
родителями,
их
неравнодушного
отношения
и
заинтересованности,
процесс
экологического становления детей станет комфортным, успешным, а приобретенные
знания в дальнейшем преобразуются в правильные прочные убеждения, обеспечат
формирование мотивов экологически целесообразной деятельности детей, развитие
способности соблюдать правила и нормы поведения в окружающем, расширят
созидательные возможности дошкольников в труде экологического содержания. Пусть
забота о природе станет у детей естественной потребностью, частью их жизни, и тогда
с уверенностью можно говорить о том, что здоровье нашей планеты в надёжных руках!