Напоминание

"Экологическое развитие дошкольников как фактор целостно-развивающейся подрастающей личности"


Автор: Катырова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 33 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Экологическое развитие дошкольников как фактор целостно-развивающейся подрастающей личности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое развитие дошкольников как фактор целостно-

развивающейся подрастающей личности.

Необходимо отметить, что тема экологии не стареет никогда. А в настоящее

время она, как нам кажется, достигла в своей актуальности самого пика, ведь с каждым

днём всё больше мы наблюдаем прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и

детей.

В

результате

загрязнения

почвы,

воды

и

воздуха

люди

питаются

недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой

примесью

выхлопных

газов.

Обострение

экологической

проблемы

диктует

необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения

экологического сознания, культуры природопользования. Данную работу необходимо

начинать в дошкольных образовательных организациях – первом звене системы

непрерывного образования подрастающего поколения россиян. Именно поэтому одним

из ключевых направлений в дошкольном детстве – то есть в то время, когда у ребёнка в

сознании формируются правильные, жизненно-необходимые навыки и ориентиры –

является экологическое воспитание подрастающего поколения. С уверенностью также

можно сказать, что формировать у детей экологическое мышление стоит не только

потому что наша планета, в том числе и наша жизнь, находится в действительно

бедственном положении (70 млн тонн мусора ежегодно в одной только нашей

стране заставляют задуматься о ситуации во всем мире), но и потому что воспитать у

ребенка ответственность, в широком смысле этого слова, невозможно без заботы об

окружающей среде. Мы можем подарить ребенку котенка или щенка, научить

ухаживать за домашним животным, заботиться о ближнем, но Земля огромна и то, в

каком мире будут жить наши дети, зависит действительно от нас.

В

известной

сказке

Антуана

де

Сент-Экзюпери

«Маленький

принц»

озвучивается очень правильная мудрость, которая должна послужить ориентиром для

наших детей: «Есть такое твердое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. –

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою

планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно

отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень

скучная работа, но совсем не трудная». Ещё во главу угла можно привести слова

великого педагога В.А.Сухомлинского, который отмечал: “К тому, кто был глух к

природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не

открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится

чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Всё вышесказанное логично приводит нас к тому, что на первом месте должна

стоять не только цель – формировать

понимание неразрывной связи человека и

природы и сознательное, бережное отношение к ней, но и регулярно развивать уровень

экологической культуры, закреплять экологическое сознание и поведение у детей,

вырабатывать устойчивые навыки грамотного поведения, которое складывается из

отдельных поступков (действий, умений, навыков). На основе обозначенной цели мы

определили следующие задачи:

развитие познавательного интереса к миру природы;

помощь

в

формировании

первичных

навыков

правильного

экологического поведения;

воспитание гуманного, бережного и положительного отношения к

природе;

обучение навыкам наблюдения за природными явлениями и объектами;

восприятие себя, как части природы;

выработка элементарных норм поведения на природе;

формирование желания и умения сохранять природу и оказывать ей

необходимую помощь;

понимание последствия своих действий по отношению к природе и

окружающему миру.

Механизм

реализации

данного

проекта

предполагает

проведение

систематизированной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников

проекта и формированию у них экологической грамотности. Именно системность

экологических занятий, мероприятий принесет воспитанникам намного больше пользы,

здесь необходимо использовать принцип «каждое последующее формирующееся

представление должно вытекать из предыдущего». Как в экологическом образовании

дошкольников, так и в любом другом виде образования системность обеспечит

принцип научности и поведет ребят от простого к сложному.

Также наш проект включает в себя и принцип действия – автор убеждён в том,

что в детях необходимо воспитывать привычку принимать участие в различных

экологически полезных видах деятельности. Уборка снега на участке, посадка цветов

на клумбе, уборка мусора, забота о зимующих птицах и домашних питомцах – эти

мероприятия не должны отталкивать ребенка, они наоборот должны быть ему

привычны с самого раннего возраста, тогда, став взрослым, они не будут его

отталкивать. К тому же – одно дело вести разговоры об охране и помощи природе, а

другое – делать это на практике. Все мероприятия и коллективные дела нашего

долгосрочного

экологического

проекта

нацелены

на

формирование

у

детей

устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать

окружающих людей, любить Родину и свою «малую Родину», любить и беречь

окружающий нас мир природы.

Важнейшим элементом экологического образования дошкольников является

доступность преподаваемого ребенку материала. Использование научных терминов и

излишних цифровых данных мало приемлема. А вот различного рода мероприятия,

погружающего характера, позволяющих наглядно – «здесь и сейчас» – раскрыть

основополагающие каноны экологического воспитания, а также игровая деятельность,

конкурсы и несложные викторины наряду с простыми физическими экспериментами

будет как раз к месту – такая подача воспринимается дошкольниками намного легче.

На данном этапе не стоит забывать и об эмоциональном отношении ребят к

окружающему миру:

развитию эмоционально-ценностного отношения

необходимо

придавать большое значение в любой деятельности, ведь важная роль эмоций в

воспитании дошкольника объясняется особенностями его психического развития.

Кроме того, развитие именно в дошкольном возрасте ценностного отношения к живому

имеет

большое

значение

для

становления

экологически

ориентированного,

гуманистического мировоззрения подрастающего поколения.

Современные тенденции качественного обновления в дошкольном образовании

строятся на возрождении интереса к использованию метода проекта в работе с

дошкольниками. Кроме этого, ключевыми позициями ФГОС является комплексный

подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей,

усиление

образовательного

компонента

в

организации

режимных

процессов,

увеличение доли самостоятельной и совместной деятельности, которые могут быть в

полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.

Именно поэтому технология проектной деятельности становится основной; работа по

данному направлению носит практико-ориентированный характер

Хочется ещё раз хочется акцентировать внимание на то, что

только при

систематизированной работе педагога, его стремлении ежедневно открывать что-то

новое и неизведанное, закреплять уже известное и при активном взаимодействии с

родителями,

их

неравнодушного

отношения

и

заинтересованности,

процесс

экологического становления детей станет комфортным, успешным, а приобретенные

знания в дальнейшем преобразуются в правильные прочные убеждения, обеспечат

формирование мотивов экологически целесообразной деятельности детей, развитие

способности соблюдать правила и нормы поведения в окружающем, расширят

созидательные возможности дошкольников в труде экологического содержания. Пусть

забота о природе станет у детей естественной потребностью, частью их жизни, и тогда

с уверенностью можно говорить о том, что здоровье нашей планеты в надёжных руках!



В раздел образования