Автор: Егорова Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Чувашскомайнская ООШ" Алексеевский муниципальный райн РТ
Населённый пункт: село Чувашская Майна
Наименование материала: Система работы с одаренными детьми
Тема: Обобщение опыта о системе работы с одаренными детьми «Взращиваем незаурядных!»
Раздел: среднее образование
Из опыта работы:
«Организация исследовательской работы с детьми при подготовке
к научно- практической конференции»
Я, Егорова Ирина Александровна,
работаю учителем математики в
МБОУ «Чувашскомайнская ООШ» Алексеевского района РТ больше 35 лет.
Работать учителем я начала сразу же после окончания института. Мне
нравится ходить на работу, к чему располагает уют нашей школы, очень
отзывчивый и дружный коллектив и, конечно же, учащиеся. Наши учителя
всегда готовы помочь друг другу. Это мне очень помогло в первые годы
работы в школе. Мы делимся между собой новостями, опытом, пожеланиями.
Сама я очень заинтересована в своём предмете.
В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод
проектов. Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы,
грамотно ставить цели, последовательно идти к их достижению. Все эти и
многие другие качества могут органично развиваться при использовании
проектной технологии обучения как в классе, так и во внеурочной
деятельности. Речь пойдёт об исследовательских конструктивных проектах.
Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим
конференциям. Особенностью такой работы является получение на выходе
конечного продукта в виде презентации, экскурсии, сценария и т. д.
Первый раз в 2016 году на заочный этап представили работу «Числа-
творения человеческого ума» ученицы 9 класса на республиканский фестиваль
«Паруса науки» в Городской дворец творчества детей и молодёжи №1 г.
Набережные Челны. Заочный этап не прошли. Получили письмо с критерием
оценки исследовательских работ в табличной форме, всего 12 критерий; было
указано, за что - сколько баллов из максимального. Нашу работу оценили
суммарным баллом 15 из 25. Я заново изучила свою работу. Выделила
минусы. Продолжила работу над минусами.
Как подготовить учеников к участию в научной конференции?
Выбираем тему.
Всё начинается с выбора темы.
Если объявлена общая тема «Год
экологии», бессмысленно писать о связи математики с экологией. Процент
участников, выбравших те же темы, очень высок, поэтому конкурировать
будет сложно. Да и исследовать в этих направлениях практически нечего.
Значит, мы рискуем превратить нашу работу в реферат, а это крайне
нежелательно. Таким образом, наиболее предпочтительны темы узкой
направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Обращаю
внимание на темы-спутники. Так, например, в связи с экологией мы
подготовили работу «Экология моей малой Родины в математических
расчётах».
Воспитанница стала победителем в номинации «Юный исследователь» в
районном фестивале «Любознательные исследователи окружающего мира-
2017» в лаборатории «Первая ступенька».
Формирование рабочей группы проекта
Если с темой определилась, необходимо грамотно сформировать рабочую
группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик —
если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.
Выбор учеников.
Не следует сужать круг потенциальных участников работы отличниками.
У нас был один отличник-выпускник в последние пять лет. Он активно
участвовал олимпиадных движениях. Способный ученик. Занимал призовые
места 8,9 классе по многим предметам, и на уровне республики. На
сегодняшний день ни одного отличника по школе.
При отборе я обращаю внимание на тех учащихся, которые способны с
головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны
работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества —
коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция. У
нас мало учеников. Классах по 4 ученика в среднем: один успевает на «2»,
другой на «3», третий на «3» и на «4», четвертый на «4». Его мотивируют
участвовать в научно-практических конференциях и по другим предметам.
Эти дети участвуют: внешкольных мероприятиях, выступают в сельском Доме
культуры с художественными номерами и в спортивных соревнованиях на
уровне района. Выбор без выбора.
Формулируем цели и задачи проекта
Далее последовательно поставим цель или цели, разработаю задачи,
чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку
проекта формируем уже на данном этапе, не оставляя на потом.
Планирование работы.
Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что
проводить
исследование
придётся
без
отрыва
от
основной
учебной
деятельности. Собираем материал для подготовки проекта все по отдельности,
у
каждого
обнаружится
свой
взгляд
на
проблему,
очевиден
будет
оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.
Координация проекта.
Координировать такую работу несомненно придётся учителю - мне, как
руководителю проекта. Работа должна выполняться учащимся, а не мной. Я –
руководитель, значит я только процесс. Как руководитель должна следить за
соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы
проекта, как в оформлении, так и в содержании. Обязательно тщательно
изучаю общие положения, проверяю, соответствует ли утверждённая нами
тема общей цели конференции, обращаю внимание на требования к
конечному продукту проекта, я должна направить подопечного: что искать,
где можно найти, помочь с материалом. Затем проанализирую собранный
материал, помогаю скомпоновать и разбить на параграфы, что-то добавлю,
что-то убираю. Ещё раз проанализирую готовый материал, снабжаю его
наглядностью, проверю наличие необходимых пунктов, прорепетируем
выступление.
Сбор информации.
На
сбор
информации
даю
не
слишком
много
времени,
детали,
необходимые для разработки проекта, мы найдём в ходе самого исследования.
Недели вполне достаточно.
Обсуждаем материалы проекта с другими учениками.
Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь
интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся
своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше.
Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное.
Этот этап работы занимает ещё неделю.
Продукт проекта.
Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое
важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит
напрямую финальная оценка. Предположим, таким конечным продуктом
будет сценарий, в поддержку которого нужно сделать презентацию. Это
наиболее живой компонент проекта.
Презентация проекта.
На что следует обратить внимание? Нужно учитывать, что мало провести
исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец,
представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила
высокую оценку. Последнее зачастую становится главным, т.к вашу работу
прочтёт скорее всего один эксперт, который лишь напишет на неё рецензию, а
за презентацией проекта будет наблюдать вся комиссия и зрительный зал,
полный конкурентов.
Работа над презентацией.
Учим
текст,
начинаем
репетиции
и
параллельно
работаем
над
презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является
самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми
я занимаюсь с учащимися, является их выполнение, особое внимание мы
уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш
козырь.
Ещё один важный момент в презентации конечного продукта —
интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать
презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть. В лучшем положении
оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры...
Нужно включить зал в свою работу. Во время выступления необходимо иметь
связь с залом. Например: «Обратите внимание...», «Вам понравилось...?», «Не
правда ли...»
Уверяю вас, это отлично работает.
Продолжительность выступления.
И последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан,
«выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста,
сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь
важно всё. К презентации работы нужно отнестись как к рекламе. Ваша цель
— заинтересовать, воодушевить, ничего более.
Кроме
того,
необходимо
провести
предварительное
представление
исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе, а затем в
расширенной аудитории перед учащимися и учителями школы. Этот этап не
просто позволяет выступающим получить опыт публичных выступлений, но и
стимулирует
других
учащихся
присоединиться
в
будущем
к
исследовательской деятельности. После выступлений учащиеся обсуждают,
анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.
При ответах на вопросы
во время защиты проекта не забудьте о
простых правилах, учу учеников. Если заданный вопрос выходит за рамки
вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкреплённый
результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было
предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на
следующем этапе.
Заключение.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1.
Исследовательская
деятельность
помогает
учащимся
успешнее
обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей
профессии.
5.
Выступая
много
раз
перед
аудиторией,
учащиеся
учатся
аргументировать, доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать
научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность
осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами
научной и творческой работы.
Таким
образом,
процесс
формирования
у
учащихся
навыков
исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика.
Информация о участиях на научно-практических конференциях.
1.Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Юность в древнем Биляре», 2018г.(«Билярская средняя общеобразовательная
школа »Алексеевского муниципального района РТ).
2.Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Афанасьевские чтения», 2018 г.(«Отдел образования Исполнительного
комитета Черемшанского муниципального района РТ ».
3.Открытый Всероссийский творческий конкурс «Пушкинские чтения»,
номинация- научно- исследовательские ( проектные ) работы, 2019
(Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №78
им. А.С.Пушкина» г. Набережные Челны РТ.
4.XVII Международная молодежная научно- практическая конференция
имени
Каюма
Насыри,2019
(Казанский
(Приволжский
)
федеральный
университет).
5.Республиканская
научно-практическая
конференция
школьников
«Юность
в
древнем
Биляре»,
2020г.
(«Билярская
средняя
общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района РТ).
6.VII Республиканская научно-практическая конференция
школы «Фәнсар» имени М.И.Махмутова, 2022 (Татарстанский
республиканский молодежный общественный фонд «Сэлэт»,
государственное бюджетное учреждение «Молодежный центр «Сэлэт».