Напоминание

Музыкальная память


Автор: Горбан Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная память
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Проблема памяти является одной из самых актуальных в педагогике и

психологии. Процесс формирования и развития памяти исследовался в течении

десятилетий и продолжает активно изучаться в настоящее время. Психология

рассматривает память как особый вид отражения окружающего нас мира,

действительности.

Основной

чертой

памяти

человека

ее

созидательный,

осмысленный характер. Исследованиями психологов доказано взаимодействие

памяти

с

интеллектуальной

деятельностью

личности,

его

профессией,

эмоциональным отношением к запоминаемому материалу. Одним из наиболее

существенных факторов, влияющих на память, является мышление человека, его

знания, эрудиция, кругозор. По мнению П.П.Блонского, «память, поднимаясь в

связи с развитием все на более высокую ступень познания, тем самым все более и

более приближается к мышлению».

Процесс запоминания включает в себя такие категории мышления, как анализ

и синтез, обобщение и сравнение, опирается на них и становится более

осмысленным и прочным. Современными исследованиями в области психологии

доказана взаимосвязь эмоционального и рационального в деятельности человека,

причем эмоциональное восприятие сопровождается осознанием его, и чем богаче

эмоциональная реакция, тем глубже интеллектуальная обработка. Это положение

целиком относится к процессу развития памяти, так как запоминание связано с

осмыслением материала и эмоциональным отношением к нему.

Процесс запоминания, по мнению ученых-психологов, может быть – в

зависимости

от

характера

его

направленности

производительным

или

непроизводительным.

Производительное

запоминание

характеризуется

сознательной целенаправленностью на осуществление той или иной проблемы,

например установкой на выучивание наизусть. Ученые считают, что наиболее

эффективным может быть произвольное запоминание, опирающееся на активную

умственную

деятельность.

Непроизвольное

запоминание

характеризуется

отсутствием мнемонической задачи, а деятельность, ведущая к запоминанию,

направлена на решение других задач. Непроизвольное запоминание имеет

большое практическое значение; важна также его роль в игровой и трудовой

деятельности человека.

Общие закономерности развития памяти распространяются на музыкальную

память.

«Музыкальная

память

представляет

собой

способность

человека

к

запоминанию,

сохранению

в

сознании

и

последующему

воспроизведению

музыкального материала». Для музыканта – исполнителя и педагога значение

памяти очень велико, так как игра наизусть дает возможность ярче воплотить

художественный образ, проявить свое отношение к данному произведению.

Эффективное развитие личности музыканта, его эрудиция, мышление зависят во

многом от количества сочинений, сохраненных в памяти.

Игре наизусть, именно этому виду деятельности придавали большое значение

крупные музыканты. Р.Шуман считал, что «аккорд, сыгранный как угодно свободно

по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память». По

мнению И.Гофмана, «игра на память необходима для свободы исполнения».

Музыкальная память подразделяется на несколько видов: слухообразную,

двигательно-моторную, эмоциональную и зрительную. А.Д.Алексеев утверждает,

что « … важно, чтобы у пианиста были развиты по крайней мере три вида памяти –

слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального

исполнительства, логическая, связанная с пониманием содержания произведения,

важная

именно

для

исполнителя-инструменталиста».

Формирование

слухо-

образной памяти связано с преобразованием внутренних слуховых представлений,

которые являются основой запоминания музыкального материала. Т.Л.Беркман в

книге «Индивидуальное обучение музыке» подчеркивает значение взаимосвязи

процессов

развития

внутреннего

слуха

и

музыкальной

памяти.

Активное

запоминание произведений создает благоприятные условия для формирования

внутреннеслуховых представлений.

Большое значение для выучивания музыкального репертуара имеет логическая

память. «Музыка – прежде всего логика, - говорит С.Е.Фейнберг, - как бы мы не

определяли музыку, мы всегда найдем в ней последовательность глубоко

обусловленных звучаний, и эта обусловленность родственна той деятельности

сознания, которую мы называем логикой». Логическая память подразумевает

активное включение мышления человека, умение анализировать, обобщить,

сравнить. Должен присутствовать многосторонний анализ произведения; «следует

разобраться

в

тематическом

материале,

структуре

его,

особенностях

гармонического языка. Необходим «целостный» анализ, то есть … такой анализ,

который на объективной научной основе раскрывает содержание произведения в

единстве с его формой».

Метод целостного анализа, применяемый при разучивании музыкального

репертуара, дает возможность приобретения и усвоения музыковедческих и

теоретических знаний, которые помогают более глубокому и осмысленному

подходу к раскрытию содержания, вводят в соответствующий мир образов,

ассоциируются с определенным звуковым туше, динамической выразительностью.

Данные

целостного

анализа

направляют,

делают

продуманной,

логической

последовательную работу над музыкальным материалом, что в свою очередь

эффективно

способствует

запоминанию.

Для

раскрытия

авторского

замысла

произведения немаловажное значение имеет осмысление всей структуры и каждой

части в отдельности, охват музыкальной формы в целом. Известный болгарский

музыкант А.Стоянов указал на необходимость анализировать структуру и форму

изучаемого репертуара. В методических трудах А.П.Щапова также высказывается

мысль о значении структурного анализа для осознания общего плана развития

произведения,

его

образно-эмоционального

содержания.

Для

осознанного

исполнения произведения необходимо уметь расчленять текст на смысловые

разделы, а затем соединять воедино законченные построения. Мысль все время

должна быть направлена на логическое развитие произведения, которое как бы

фильтруется

через

сознание.

Каждое

новое

исполнение

произведения

предполагает мыслительный охват его в целом, умение начинать с любой

смысловой грани, что, несомненно, способствует развитию памяти.

В формировании и развитии музыкальной памяти существенное значение

имеет изучение гармонии в тесной взаимосвязи с осмыслением музыкальной

формы, так как, являясь логическим началом в музыке, гармония помогает понять

строение музыкальных произведений и их частей. «Как никакой другой элемент, -

пишет В.А.Цуккерман, - гармония демонстрирует закономерность, взаимную связь и

рациональную последовательность своих частей. Но дело отнюдь не только в

демонстрации собственной закономерности. Как никакой другой элемент, гармония

выявляет общую логику музыкального развития».

Процесс рационального освоения репертуара с целью эффективного развития

музыкальной памяти должен включать следующие важные моменты:

1.

Анализ формы музыкального произведения, то есть выяснение его

структуры и композиционно-драматургического плана.

2.

Выяснение

общих

интонационных

особенностей

произведения,

вытекающих из своеобразия музыкального языка композитора.

3.

Установление конкретных смысловых связей между структурой целого

произведения и отдельными частями.

4.

Определение

особенностей

и

взаимосвязей

основных

средств

художественной выразительности, примененных в произведении.

Таким образом, целостный анализ музыкальных произведений способствует

глубокому осознанию содержания, структуры, средств выразительности изучаемого

репертуара, что в свою очередь благотворно влияет на развитие логической памяти.

Научными исследованиями доказана тесная взаимосвязь эмоционального и

интеллектуального

в

процессе

любого

творчества,

включая

музыкально-

исполнительское. «Музыка есть путь к познанию огромного и содержательного

мира человеческих чувств… - читаем в книге Б.М.Теплова. – Лишенная своего

эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством». По мнению

В.И.Додонова, «эмоции и мышление имеют одни истоки и тесно переплетаются

друг с другом в своем функционировании на высших уровнях».

Это

теоретическое

положение

согласуется

с

современной

музыкальной

практикой,

отражая

ее

основную

тенденцию

к

интеллектуализации

форм

художественной деятельности. Каждый из этих двух процессов (эмоциональный и

интеллектуальный),

взаимодействующих

и

взаимодополняющих,

имеет

свою

специфику и выполняет определенные функции. Всегда наряду с эмоциональным

восприятием

произведения

необходимо

активировать

интеллектуальные

возможности учащихся , что имеет большое значение и во многом определяет

содержание дальнейшей работы над музыкальным репертуаром. Исполнителю

необходимо «живейшее восприятие» музыкального произведения, эмоциональная

реакция.

Известно, что единство эмоции и мысли подчеркивал Н.К.Метнер в книге

«Муза и мода». Он отмечал, что мысль без чувства – эта рассудочность, так как и

чувство без мысли – всего лишь ощущение. «Тот, кто только переживает искусство,

говорил Г.Г.Нейгауз, - остается навсегда лишь любителем, кто только размышляет о

нем, будет исследователем-музыковедом, исполнителю необходим синтез и

антитезисы: живейшего восприятия и соображения». Интересным представляется

высказывание Г.Берлиоза: «В музыке проявляется одновременно и чувство, и

разум, от каждого занимающегося ею, будь то исполнитель или композитор, она

требует природного изучения и глубоких размышлений».

Невозможно воплощение художественного отношения к нему. Если мышление

эмоционального переживания, без эмоционального отношения к нему. Если

мышление создает понятия, то пережитые эмоции ведут к возникновению

эмоциональных обобщений. Г.М.Коган отмечал важную роль эмоциональных

факторов для высокой эффективности запоминания. «Та музыка, которая вас

потрясет, тронет, взволнует до глубины души, запомнится… ибо трудно и мало

эффективно учить на память «холодным способом». Запоминание музыки перестает

быть проблемой лишь при горячей отливке». Безусловно, интерес к музыкальному

сочинению, «влюбленность» в него существенно влияет на запоминание.

Итак, логическая и эмоциональная память взаимодействуют в процессе

выучивания наизусть музыкального материала.

Произвольное и непроизвольное запоминание – эти два направления

существуют в музыкальной педагогике и теории музыкального исполнительства.

Установка на выучивание наизусть музыкальных сочинений - важнейшее условие

произвольного запоминания, опирающегося на осмысление репертуара, приемов и

способов работы над ним. А.Б.Гольденвейзер, который советовал начинать работу

над произведением с выучивания его наизусть. Естественно, вначале необходимо

осуществить подробный анализ его. К.Н.Игумнов также рекомендовал приступать к

выучиванию музыкального сочинения на память на начальном этапе работы. При

этом он придавал большое значение предварительному ознакомлению с пьесой и

детальному анализу ее по нотам.

Многие музыканты считают, что при усвоении музыкального произведения не

стоит выделять запоминание как целенаправленное действие, так как оно

осуществляется в процессе работы пианиста над репертуаром, то есть рекомендуют

непроизвольное запоминание. «Отсутствие всякого нажима со стороны педагога на

благоприятное запоминание, - утверждает Г.П.Прокофьев, - входит существенным

фактором в благоприятное протекание процесса запоминания». Такой же точки

зрения придерживались Г.Г.Нейгауз и С.Т.Рихтер, которые не считали необходимым

специально выучивать на память. По мнению С.Е.Фейнберга, пианисту полезно

больше уделять времени детальному разбору нового сочинения по нотам и только

после этого приступить к выучиванию на память. А.Г. Рубинштейн предостерегал от

преждевременного

выучивания

наизусть,

так

как

можно

что-то

упустить

в

изучаемом сочинении.

Преодоление и освоение технических трудностей музыкальных произведений

требует

двигательной

активности,

формирования

двигательно-моторного

компонента музыкальной памяти, значение которого велико для музыканта-

исполнителя,

-

в

данном

случае

осуществляется

также

непроизвольное

запоминание.

Итак, активная музыкальная деятельность, включающая как интеллектуально-

эмоциональное, так и виртуозно-техническое освоение музыкального репертуара,

успешно обеспечивает соединение процессов произвольного и непроизвольного

запоминания. Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- формирование и развитие музыкальной памяти происходит в соответствии с

общими законами психологии и педагогики;

- процесс формирования и развития музыкальной памяти связан со всем

строем

психической

жизни

человека,

его

мышлением,

профессиональной

деятельностью.



В раздел образования