Напоминание

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования читательской грамотности


Автор: Татьяна Петровна Семенова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть-Бузулукская средняя школа Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: ст.Усть-Бузулукская
Наименование материала: Статья
Тема: Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования читательской грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




Технология развития критического мышления через чтение и письмо как

средство формирования читательской грамотности.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе негативной тенденцией

является снижение интереса к чтению, и, как следствие, уровня читательской

компетенции. Причин этому много: это и утрата культуры семейного чтения, и

замещающее влияние таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио

и видеопродукция, а также большое количество современных гаджетов (смартфоны,

планшеты и т.д.). В период всеобщего перехода к информационному обществу

количество информации и её объём увеличивается в геометрической прогрессии, что

создаёт объективные трудности в отборе информации, её понимании, а это, в свою

очередь, создаёт трудности в использовании необходимых сведений для успешной

учёбы, работы и просто жизнедеятельности.

Федеральный государственный стандарт определяет читательскую компетенцию

как «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать,

понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме,

и успешно её использовать в личных и общественных целях». Она является

фундаментом всех универсальных и предметных учебных действий, т.к. её

формирование происходит в процессе изучения всех учебных предметов, что

позволяет определить читательскую компетентность как основу всех образовательных

результатов, обозначенных в ФГОС. Поэтому создание условий для развития

читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и

основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение

уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя,

который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и

электронных носителях.

Так же, как и многие учителя начальных классов, в своей педагогической

деятельности мне пришлось столкнуться с проблемой низкой мотивации обучающихся

начальных классов к чтению. Как выяснилось, причиной такого отношения к чтению

является элементарное непонимание прочитанного, неразвитость образного мышления

(любим смотреть, а не читать), а также неумение анализировать информацию и

выделять нужную.

Передо мной встал вопрос о том, какая технология может помочь в формировании

читательской грамотности у младших школьников, т.к. именно в начальной школе

закладываются основы осознанного, смыслового чтения, которое является

метапредметным умением, необходимым для дальнейшей продуктивной учебной

деятельности в средних и старших классах. Такой технологией для меня стала

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо», которая была

разработана американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередит, И.Темпл, которые, в

свою очередь, опирались на идеи психологов и педагогов всего мира (Д.Дьюи,

Ж.Пиаже, Л.С.Выготского). На уроке с применением данной технологии тексту

отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют,

трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Роль учителя — в основном координирующая.

Коротко остановлюсь на структуре урока, проводимого в ТРКМЧП. Базовая

модель урока в технологии критического мышления учитывает психологию человека,

особенности его познания, и включает в себя три этапа: вызов, осмысление и

рефлексия.

Первый этап – «вызов», на котором происходит актуализация имеющихся

знаний и постановка целей, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на

которые бы хотел ответить.

Второй этап – «осмысление», на котором происходит непосредственная работа

ученика с текстом («текст» - это и письменный текст, и речь учителя, и

видеоматериал).

Третий этап – «рефлексия», здесь ученик формирует личностное отношение к

тексту, происходит суммирование, систематизация новой информации, исправление

представлений, полученных на стадии вызова. Важность данного этапа состоит в том,

что учитель создаёт условия, при которых становится возможным преобразование

учащимися полученной на уроке информации в личностное знание. Это «момент

истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли

ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова.

Для развития у детей критического мышления рекомендуется соблюдать

описанную выше структуру урока, хотя не всегда это возможно. Но это не мешает

взять на вооружение те приёмы ТРКМ, которые будут эффективны и в традиционном

уроке. По данной технологии существует большое количество статей и книг,

описывающих, какие приемы используются на разных этапах, как они «работают» и

когда их целесообразно использовать. Мне хотелось бы рассказать о тех приёмах,

которые используются мною на уроках для формирования смыслового чтения.

На уроках литературного чтения основным приёмом является «чтение с

остановками» - это такая организация чтения художественного текста (причём текст

может быть и стихотворным), при которой текст заранее делится на части (помечается

первая остановка, вторая и т.д.) и обязательным условием является его новизна (в

противном случае теряется смысл и логика использования приёма). После каждой

остановки учитель задаёт вопросы с учётом иерархии познавательной деятельности

(автор Б.Блум):

- простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Как звали героя?», «Где он

жил?»;

- уточняющие вопросы - обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,

что…?», «Если я правильно понял, то …?». Целью этих вопросов является

предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он

только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей

в сообщении, но подразумевающейся;

- интерпретационные (объясняющие) вопросы - обычно начинаются со слова

«Почему?»: «Почему Филиппок не решался войти в школу?»;

- творческие вопросывопросы, в которых есть частица «бы», элементы

условности, предположения, прогноза: «Как вы думаете, осмелится Филиппок войти в

класс?»;

- оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов: «Как автор относится к герою? Почему?»;

- практические вопросы – вопросы, направленные на установление взаимосвязи

между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

На уроках окружающего мира чаще всего использую приём «Инсерт» - чтение с

пометками. Он заключается в том, что во время чтения текста дети делают на полях

пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть

вопрос. После самостоятельной работы над текстом проводится проверка понимания и

первичное закрепление с помощью вопросов:

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Очень важное значение в работе над пониманием смысловой стороны текста

является умение задавать вопросы по прочитанному, что младшие школьники, да и

постарше тоже, делают с большим трудом. Для этой цели мною используются такие

приёмы, как «Ромашка Блума», или «Кубик Блума», содержащие вопросы, описанные

выше (в этом случае вопросы записываются либо на лепестках ромашки, либо на

гранях кубика), а также очень действенным является прием «Тонкие» и «толстые»

вопросы». Суть его заключается в том, что детям предлагается задать по

прочитанному «тонкие» или «толстые» вопросы. «Тонкие» - это вопросы, требующие

односложного или краткого ответа, например, «Как называется перемещение воздуха в

горизонтальном направлении?», а «толстые» вопросы подразумевают развернутый

ответ, например, «Почему дует ветер?». Ребенок сможет правильно задать вопрос

только в том случае, если он полностью осмыслил прочитанное, и для него нет в нём

ничего непонятного.

Очень показательной стихотворной формой осмысления прочитанного является

синквейн - пятистишие. Это способ творческой рефлексии, который позволяет в

художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Правила написания синквейна:

1.

Одно существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором

идет речь (Филиппок).

2.

Два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства

выбранного предмета (маленький, шустрый).

3.

Три глагола, описывающие совершаемые предметом или объектом действия

(бежал, спотыкнулся, испугался)

4.

Фраза из четырех слов, которая выражает личное отношение автора к предмету

или объекту (Мальчик очень хочет учиться).

5.

Одно слово, характеризует суть предмета или объекта (ученик).

В этой статье показана лишь малая часть приемов, которая используется в данной

технологии на различных уроках. В связи с большим арсеналом приемов и методик,

можно выбрать те, которые близки лично вам, не выходя за рамки данной технологии.

Для определения эффективности данной технологии в обучении в классе была

проведена диагностика по такому критерию, как осознанность чтения. Во 2 классе

высокий уровень осознанности (после прочтения текста ответили на вопросы по

прочитанному) показали 14 учащихся из 20 (70%), а в 3 классе - 17 учащихся из 20

(85%). Сравнительный анализ показывает, что показатель осмысленности чтения

вырос по сравнению с предыдущим.

Таким образом, технология критического мышления, её стратегии и приёмы дают

возможность учащимся осмыслить, оценить и творчески преобразовать информацию,

а учителю целенаправленно организовать работу по формированию читательской

грамотности.

Как и в любой другой технологии, в технологии критического мышления есть

свои преимущества, и есть, разумеется, недостатки. К преимуществам

можно отнести

следующие пункты:

- появляется большая глубина понимания;

- обостряется любознательность, наблюдательность;

- дети становятся более восприимчивыми к опыту других детей: ученики учатся

слушать друг друга;

- в ходе обсуждения появляются несколько трактовок одного и того же содержания

(что опять же способствует более глубокому пониманию);

-развивает активное слушание (дети не только монотонно слушают слова учителя, но и

участвуют в дискуссиях по тому или иному вопросу);

К недостаткам можно отнести следующие пункты:

-не все дети способны работать с большим объёмом информации (не все дети могут

синхронно работать, кто-то будет отставать);

-технология не всегда эффективна в слабых классах (как в принципе и любая другая

развивающая технология);

- приходится тратить значительно больше времени на подготовку к урокам, т.к. нет

никаких готовых методических разработок.



В раздел образования