Напоминание

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Краснобаева Екатерина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: посёлок Зимовники
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность

проблемы

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста:

«Мы должны строить свое будущее на

прочном

фундаменте,

и

такой

фундамент – патриотизм.

От того, как сегодня мы воспитываем

молодежь, зависит будущее России

как

современного,

эффективного

государства».

Президент РФ В.В.Путин

Самое важное в этом лозунге, это слово «фундамент», то есть именно

то, на чем мы будем возводить нашу «Личность». И очень значимо, что

сейчас в понятие фундамента закладывают чувство патриотизма на уровне

государственной образовательной политики, где Патриотическое воспитание

становится синонимом формирования будущего гражданина.

Давайте ответим на главный вопрос для нас, как для педагогов: чувство

патриотизма – оно наследуется или формируется? Вот истина!!!

Патриотическое чувство не заложено в генах, оно не возникает само по

себе, это социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется.

Это

результат

длительного

целенаправленного

воспитательного

воздействия на личность человека, начиная с самого детства.

Вот самая главная истина!

Потому что мы с вами знаем, как никто другой, что дошкольное детство –

важнейший

период

становления

личности

человека,

когда

чувства

господствуют над всеми сторонами жизни ребенка и можно посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и

семье, родному городу, к культуре своего народа, чувство гордости за

достижения страны, гордость за мужество воинов; развивать интерес к

доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем

человеке эту любовь, это уважение, это умение ценить то, что тебе дано!

Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного

Стандарта ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества».

Но нельзя не брать во внимание, что в нашей жизни произошли сложные,

противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники,

появились новые, которые нам навязывают европейские тренды. Молодое

поколение забывает русскую народную культуру, традиции, народные игры,

это

все

оказывает

влияние

на

находящегося

в

рамках

конкретной

социокультурной среды современного ребенка. Сегодня наше общество

переживает

переоценку

идеалов,

иногда

ставятся

под

сомнение

общечеловеческие

ценности,

что

может

привести

к

необратимым

последствиям. Вот почему сейчас на федеральном уровне заговорили о

нравственно – патриотическом воспитании – как одном из важнейших

звеньев системы воспитательной работы в ДОО!

Ведь

все

понимают,

что

огромная

потенциальная

сила

детства

заключается в овладении ребенком человеческой культурой. А овладеть

духовными и практическими способами человеческих отношений к миру

ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Очень важно помнить, что «социальное подражание» может ускорить

приобретение новых моделей поведения, тех моделям поведения, которые

представлены ребенку в семье.

Концепция социального научения

показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он

усваивает привычки, нормы поведения в современном обществе.

В последние же годы, в связи с глобальными изменениями в обществе,

информатизацией, к сожалению, уходит общение ребенка со взрослыми,

подменяясь

бездушными

техническими

средствами:

планшетами,

телефонами,

телевизором,

интерактивными

говорящими

игрушками,

рассказывающими сказки совами и т.д.

Происходит замена истинных ценностей человеческих отношений:

любви, общения, эмоционального и тактильного контакта ребенка с

близкими людьми на технические бездушные средства и современные

достижения цивилизации.

Почему сейчас наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей,

почему входит в оборот понятие «социальное сиротство», это все показатели

разрыва тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим

поколением. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы

постоянно слышали и сами пели гимн своей страны на многих общественных

мероприятиях, то сейчас о нем говорят в основном негативно.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. На второй

план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети –

будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её

будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не

считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.

Почему

необходимо

устанавливать

контакт

с

семьей

в

данном

стремлении?

Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону - это

повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день,

единство воспитательных воздействий и их последовательность со

стороны педагогов и родителей. Очень важно помнить, что «социальное

подражание» может ускорить приобретение новых моделей поведения, тех

моделям поведения, которые представлены ребенку в семье. Концепция

социального научения

показывает, как ребенок приспосабливается в

современном мире, как он усваивает привычки, духовно-нравственные

нормы поведения в современном обществе.

Общепринятое в педагогической психологии понятие

нравственной

воспитанности как системы устойчивых нравственно-ценных мотивов,

проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его

поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах, позволяет

обозначить

основные

показатели

нравственной

воспитанности,

проявляющейся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Характеризуя уровень нравственной воспитанности каждого ребенка

следует ориентироваться на то, что ребенок знает, как относится к своим

родителям, к дедушке и бабушке, воспитателям и работникам детского сада,

почему важно ценить их труд, уважать их мнение.

Важно делиться с родителями бесценными инструментами воспитания,

пропагандируя закладку нравственных качеств: например, соучастия и

помощи в домашних делах, делать тематические выходные дни «Мы мамины

помощники», «С папой можно все, что угодно», и проводить трансляции и

фотоотчеты в родительском чате, воспитывать сопереживание и сочувствие,

если близким плохо, ребенок не должен думать, что родители – это роботы

на батарейках, вы можете просто полежать, попросить ребенка налить вам

сока, укрыть одеялом, «пожалеть», обнять, поцеловать. Ведь, часто скрывая

свои чувства, не рассказывая о них своим детям, мы получаем потребителей

и задаемся вопросом: почему так? Начинаем винить влияние современного

общества, а сами не делаем ничего, чтобы избежать этих ошибок в

воспитании подрастающего поколения. Важно смотреть совместно с детьми

мультфильмы (например, «ЛУНТИК», «Фиксики», «Три кота» «Тима –

Тома», «Спайдермен» и др.), которые являются реальным средством

воспитания

моральных

и

нравственных

качеств

ребенка,

наглядно

демонстрируют взаимовыручку, уважение и

дружеские чувства, умение

прийти на помощь, договориться, совершать добрые дела, обращая внимание

детей и расставляя акценты « Что хорошо- что плохо», проговаривать как

можно избежать конфликтов, или решить их самостоятельно, быть на одной

волне с ребенком, в теме, так скажем, не ориентироваться на непонятных

детям героев вашего детства.

Результатом эффективного взаимодействия является формирование у

родителей (законных представителей) педагогической компетентности в

вопросах развития и воспитания нравственных качеств, формирования

патриотического фундамента , а так же позиции в умение понимать своего

ребёнка, принимать его чувства, слышать его мнение, строить с ним

совместную деятельность и правильное общение.

Нам не нужно грузиться глобальными, сложносформированными для

восприятия задачами, нам важно понимать суть и не терять время на

расшифровку, давайте закладывать простые и доступные для формирования

качества здесь и сейчас.

А можем ли мы заложить в детях любовь к Родине? КОНЕЧНО!

Как это сделать спросите вы?

Через воспитание гордости за нее, восхищение ее природными ресурсами,

ее богатствами, ее мощью в географических масштабах – чаще показывать на

глобусе или карте масштабы нашей страны, сравнивать с территориями

других стран, знакомить с ее героями, вызвать желание быть, например, в

числе великих спортсменов нашей родины, великих ученых, стремится быть

лучшими и прославить свою страну!

Почему сейчас возникает острая проблема профориентации? В юности у

многих подростков нет четкого понимания кем я хочу стать? Потому что

потерян пласт закладки чувств великих стремлений быть космонавтом,

врачом, учителем, как многие из нас мечтали в детстве и становились пусть

не космонавтами, а хорошими инженерами, авиапилотами, гениальными

врачами, которые до сих пор прославляют нашу родину. Ведь от нас

зависит ,что ролевая игра теряет силу,

проживание социальных ролей

становится скудным, какие роли примеряют на себя дети в сюжетно-ролевой

игре

нашей

современности:

визажист,

стилист,

менеджер,

насколько

глубинные эмоциональные проживания образов эти профессии вызывают?

Как усложняется сюжетная линия этой игры с вашим участием? Этому

тоже важно учить родителей на различных открытых просмотрах и

практических мастер –классах, просить проводить презентации профессий

самих же родителей : Врача, педагога, полицейского, пожарного, чтобы

поднимать авторитет этих профессий в глазах детей!

Почему на современном этапе развития дошкольного образования

большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов

и форм работы к патриотическому воспитанию дошкольников.

Ответ прост!

Дети — «важнейший приоритет государственной политики России».

И наш президент В.В. Путин внёс законопроект о патриотическом

воспитании детей.

В документе предлагают внести в определение воспитания детей

«формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к

памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и

правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,

бережного отношения к культурному наследию и традициям народа».

Патриотическое воспитание хотят сделать частью образовательных программ

— включить их «рабочую программу воспитания» и «календарный план

воспитательной работы». В пояснительной записке говорится, что принятие

проекта

поможет

«всестороннему

духовному,

нравственному

и

интеллектуальному развитию»

В связи с этим, Одна из приоритетных

целей деятельности

образовательной организации связана с обновлением содержания работы с

детьми и родителями на основе социокультурных ценностей, воспитания

патриотизма и формирование нравственных качеств.

Оптимальным решением поставленных целей является

построение

целостной

системы

педагогического

образовательного

пространства,

посредством которого реализуются стратегия приоритетной работы ДОУ ,

как через интегративный подход, реализуя задачи

образовательных

областей, так и на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через

усвоение

национальных

культур

в

процессе

игровой

и

досуговой

деятельности.



В раздел образования