Автор: Оксана Николаевна Кислицына
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: СП Детский сад МАОУ СШ №143
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука Л"
Раздел: дошкольное образование
Подгрупповое занятие
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях
Игра-путешествие - разновидность игровой ситуации, что предполагает
в ней:
1.
Наличие единого сюжета
2.
Преодоление трудностей
3.
Встречи с разными персонажами
Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, отражают реальные факты
или события, но обычное раскрывает через необычное, простое через
загадочное, трудное через преодолимое, необходимое через интересное.
Цель игры – путешествия: усилить впечатление, придать познавательному
содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на
то, что находится рядом, но не замечается ими.
Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление
игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Театрализация может быть частью игры – путешествия.
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного
возраста (5-6 лет); время проведения 20 мин.
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляционный уклад звука Л;
закрепить произношение звука Л изолировано, в слогах, словах,
словосочетаниях; обогащать и активизировать словарь существительных;
формировать грамматический строй речи (учить словоизменению:
уменьшительно-ласкательная и увеличительная форма существительных,
существительных по родам (ж.р., м.р.)).
Коррекционно-развивающие: развивать: артикуляционную и пальчиковую
моторику; силу голоса, фонематический слух, восприятие, слуховое
внимание; силу голоса, внимание и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к речевой
деятельности; проявлять самостоятельность, инициативу в решении речевых
задач; воспитывать самоконтроль над речью, воспитывать навыки
взаимодействия, активности.
Оборудование: экспонаты мини-музея; костюмы сказочных персонажей;
мультимедийная установка для показа презентации заданий; дидактическое
пособие «Определи место звука в слове», картинки для артикуляционной
гимнастики и логопедических игр; пуговицы на зеленой ткани – 4 набора;
карточки с чистоговорками; сундук, игрушки.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
Л
СОГЛАСНЫЙ
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЙ
ЯЗЫЧНО-ЗУБНОЙ (индивидуально-альвеолярный)
СМЫЧНО-ПРОХОДНОЙ
ТВЁРДЫЙ
СОНОРНЫЙ
I. Организационный момент
Добрый день!
- Ребята, вспомните, какой звук мы научились правильно произносить? (Звук
[Л].)
Уточнение артикуляции звука [л]
- Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]? (Рот открыт, губы
растянуты в улыбку, зубки раздвинуты, кончик широкого языка упирается в
верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. (Дети показывают и
произносят звук изолированно).
- Какой это звук? (Твердый, согласный, звонкий.) Будем стараться правильно
произносить звук [Л]!
II. Основная часть
Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки» (слова: Ю.Ким, музыка:
В.Дашкевич)
Жили-были дед да баба.
Как-то сидел дед и поесть захотел.
Вот говорит бабке:
Дед: Испеки, бабка, колобок.
Бабка: Дед, а муки-то нет.
Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам
поскреби, по амбару помети!
Авось муки и наберётся.
(Бабка заходит в избу).
Логопед: Взяла старуха перышко,
по сусекам поскребла, по амбару помела,
и набралось муки пригоршни с 2-3.
Логопед:- Поможем бабушке испечь колобок?
- А чтобы колобок получился весёлым и хорошо умел петь давай, сделаем
зарядку для язычка:
Артикуляционная
гимнастика
УЛЫБКА
Колобок наш – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
КАЧЕЛИ
Сел Колобок наш на качели
И взлетел он выше ели.
Даже солнышка коснулся,
А потом назад вернулся.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
Каждый день, как и ребята,
Зубки чистит Колобок.
Вверх-вниз щётка ходит,
Белизну зубам наводит.
(Бабка достаёт из печи колобок)
Сдобный, пышный, круглощекий.
У него румяный бок,
Убегает по дорожке
И зовется: КоЛобок
Логопед: - Давайте слегка улыбнёмся, поднимем язычок за верхние зубки и
споём, песенку весёлого колобка (Дети:
лллллллллллллллллллллллл)
Развитие силы голоса
Пропойте песенку с разной громкостью, но будьте внимательны, если на
экране кленовый лист летит вниз – поёте тихо, а летит вверх – тогда громко!
Развитие фонематического слуха и восприятия
Логопед: - Поможем Бабушке накрыть на стол, чтобы угостить колобка, да и
немного поиграем. Будем хлопать в ладоши, когда услышим в названии
продукта звук [Л].
Логопед показывает картинки: лайм, молоко, конфеты, шоколад, яблоко. Дети
слушают и хлопают, если слышат звук [Л] в слове
Найдите лишний продукт. (Конфеты). Почему? (Дети: конфеты лишние, нет
звука Л.)
- Молодцы, помогли!
Скажите, а в имени Колобок есть звук [Л] или нет? Где в этом слове он
находится: в начале, в середине или в конце?
- Покажи, где место звука [Л] в слове Колобок? ( Ребёнок на
демонстрационном пособии (из трёх окон), во второе окошко вставляет
Колобка и объясняет, где находится звук в слове).
(Бабка ставит колобок на подоконник).
- Положила бабка колобок на окошко остывать.
А колобок прыг за окно — и покатился себе
по тропинке в осенний лес.
Бежит Колобок, приговаривая:
Колобок:
Я по сусекам скребён,
По амбару метён,
В печку сажен,
На окошке стужён!
Я от Дедушки ушел и от
Бабушки ушел!
Колобок:
Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в шапочке Зайца).
Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Зайчик! Я выполню твоё задание.
А вы, ребята, мне поможете? (Да)
Произношение звука [Л]в слогах, развитие мелкой моторики пальцев рук
Логопед: - Нам нужно перебраться через болото. Пальчиками шагаем по
камешкам и произносим красиво слоги (дети шагают указательным и
средним пальцами обеих рук по пуговицам приклеенными на зеленую ткань
и произносят слоги.).
Ла –ла – ла; лы – лы – лы; ло – ло – ло; лу –лу – лу.
- Бежит Колобок, приговаривая:
Колобок: Я по сусекам скребён,
По амбару метен……
Ой, а кто это?
Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
(Из-за куста выходит ребенок в шапочке Волка).
Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я выполню любое твоё задание.
Автоматизация звука [Л] в чистоговорках
Логопед: - А вы, ребята, мне поможете прочитать чистоговорки? (Дети
смотрят на картинки, повторяют слоги и договаривают слова со звуком Л).
- Молодцы, вы помогли Колобку справиться с заданием. Волк отпустил
Колобка.
- И покатился Колобок себе дальше; только Волк его и видел
Бежит Колобок, приговаривая:
Я по сусекам скрёбен,
По амбару метён……
(Из-за куста выходит ребенок в шапочке медведя).
Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, косолапый! Я выполню любое твоё задание!
А вы, ребята, мне поможете?
Физкультминутка «Колобок»
Колобок пошёл гулять,
Стал зарядку выполнять,
Топнул правою ногой,
Топнул левою ногой, Прыгал весело на месте… (сопровождение речи
движениями)
Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в шапочке лисы).
- Не ешь меня, Лиса! Я выполню любое твоё задание. А вы ребята мне
поможете?
Произношение звука [Л] в словах, закрепление навыков словообразования
(уменьшительно-ласкательная и увеличительная форма существительных)
.
Лиса: Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да задание
выполни.
Логопед: - Лиса предлагает вам поиграть в игру «Маленький – большой». Я
буду называть части тела, а вам надо назвать маленькую, большую,
огромную.
Дети:
ЛАДОНЬ – ЛАДОШКА (ЛАДОШЕЧКА) – ЛАДОНИЩЕ;
ГОЛОВА – ГОЛОВУШКА - ГОЛОВИЩА;
ЛОКОТЬ – ЛОКОТОК – ЛОКОТИЩЕ;
ВОЛОС – ВОЛОСИК – ВОЛОСИЩЕ.
Лиса: Что – то не расслышала я тебя, подкатись-ка ближе, да еще задание
выполни!
Колобок обрадовался,
что его послушали, и подкатился близко-близко к
хитрой лисе.
Колобок:
Я по сусекам скребён,
По амбару метен…..
А лисичка, его – Ам! - И…
Хотя…
Логопед:
- Давайте придумаем другой конец в этой сказке.
- Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать словосочетания со
звуком [Л].
Тогда Лиса его не съест, и Колобок вернётся домой!
- А вы, ребята, помогайте Колобку.
Автоматизация
звука
Л
в
словосочетаниях,
словоизменение
существительных по родам (ж.р., м.р.)
Логопед: - У меня есть волшебный сундук. В нём что-то лежит (ребёнок
открывает). Я предлагаю вам узнать и назвать игрушки со словами смелый,
смелая. (Дети называют: смелый малыш, смелый колобок, смелый голубь,
смелый лось, смелая лошадь, смелая золушка, смелая кукла.)
Логопед:
- Колобку все же удалось убежать от Лисы и вернуться доиой!
Но после этого он больше никогда не хвастался…
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!
III. Итог занятия
- Ребята, с каким звуком мы сегодня играли? (Звук [Л]).
- Будем правильно произносить звук [Л]!
- Герои, какой сказки помогали нам сегодня на занятии? («КоЛобок»)
- Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось?
- Колобок и вы ребята, сегодня хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ!
Со всеми заданиями справились, помогли колобку!
Выполнила студент: Кислицына О.Н.
Учитель-логопед __________________________Чжан Л. А.