Автор: Попова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №123 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Волшебные салфетки"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Волшебные салфетки"
Воспитатель: Попова О. А.
Март – апрель 2022 г
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,
настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов
необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития
движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки
принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,
необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него
разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в
продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С.
Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его
способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе
представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное
отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем
развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными
предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом,
познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним
из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является –
работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных
видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой,
потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей
нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом:
рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от
конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность,
простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую
потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и
навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого
результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более
увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов
изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования
из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном
варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым
фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные
композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы,
дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность
детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить
творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им
чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на
формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Тип проекта: творческо–исследовательский, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: март – апрель 2022 г.
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, воспитатель, родители.
Цель проекта: Формирование у детей основ знаний и представлений о
разновидностях бумаги (салфеток). Развитие ручной умелости у детей через
укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного
изобразительного творчества детей и взрослых.
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для
себя волшебный мир салфеток, постичь свойства, структуру, насладиться
палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться
конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их
использования.
Задачи проекта:
• обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие видов бумаги
в нашей жизни;
• познакомить детей со свойствами и особенностями салфеток и постараться
открыть их новые возможности;
• формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством объемной аппликации;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная
пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с
клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает
фактуру, плотность, цвет);
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• воспитание навыков аккуратной работы с салфеткой;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных
работах;
• развитие творческого потенциала родителей и детей;
• активизировать личностную позицию ребенка.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
• определение темы
• формулировка цели и определение задач
• подбор материалов по теме проекта
• создание развивающей среды для опытнической деятельности по выяснению
свойств бумажной салфетки
• информирование родителей о предстоящей деятельности
2. Основной этап.
• Планирование работы с детьми, подбор и разработка конспектов НОД.
• Планирование работы с родителями, подбор и разработка мероприятий,
проводимых с участием родителей.
• Реализация проекта, осуществление запланированных мероприятий.
3. Заключительный этап.
•Сбор информации:
- о качестве реализации проекта
- об уровне усвоения детьми основных приемов работы с бумажной салфеткой
- о развитии ручной умелости
• Фотоотчёт по реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение основными приёмами в технике «бумажная пластика»:
обрывание, сминание, скатывание в комок.
2. Умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего
мира посредством объемной аппликации.
3. Умение использовать разные способы и приемы работы с
бумажными салфетками.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Продукты проектной деятельности:
1. Выставки детских работ с использованием бумажных салфеток.
2. Выставка коллективных работ (картин) «Бумажные фантазии».
3. Составление альбома лучших работ детей.
4. Мастер- класс для мам на 8 марта «Цветы для мамы»
5. Фотоотчёт по реализации данного проекта.
Тематический план работы с детьми
(Месяц Тема Задачи)
Март
Познавательно-исследовательская деятельность
(НОД «Путешествие в бумажное царство»)
«Свойства бумаги и бумажной салфетки»
Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие видов бумаги в
нашей жизни. Опытническим путем выяснить качества и свойства бумаги и
бумажных салфеток.
Познакомить с техникой «бумажный комочек».
«Цветы в подарок маме»
Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из
них осенний пейзаж. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить
начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
«Петушок – золотой гребешок»
Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной
технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое
восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое
отношение к маме, желание ее порадовать.
Апрель
«Бабочка – красавица»
Продолжать упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки,
составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Воспитывать
самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.
«Волшебная рыбка»
Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять
изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать
интерес к животному миру.
Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать
из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать
цветовое восприятие.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация «Использование нетрадиционных техник аппликации как
средство развития творческих способностей детей дошкольного
возраста» (март).
2. Мастер-класс для мам на 8 марта «Цветы для мамы» (март).
3. Совместная выставка работ детей и родителей (апрель).
Литература:
1.Аппликации и поделки из бумаги для детей -М: Стрекоза,2010.
2. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс,
2009 г.
3. НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника –
бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество
России, 2007.
5. Интернет ресурсы.