Автор: Хорошавцева Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №26
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Комплексное занятие
Тема: "Тайны дождя"
Раздел: дошкольное образование
Конспект комплексного занятия во
второй младшей группе
Хорошавцевой Натальи Сергеевны
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе
Тема: «Тайны дождя»
Вид занятия: познавательное.
Задачи:
Образовательные:
- объяснить причины возникновения дождя;
- учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии;
слабый дождь – пунктирные линии)
- учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;
- закрепить знания о цветах.
Развивающие:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- побуждать детей экспериментировать;
- развивать мелкую моторику, зрительное внимание;
- развивать умение соотносить слова и действия.
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми,
собственной деятельности, ее результату.
- воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы:
показ,
чтение
стихов,
потешек;
игровые
изобразительные
движения
однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».
Предварительная работа:
чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных
потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за
сезонными изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение занятия:
- раздаточный материал: комплект для экспериментирования
по количеству детей:
поднос, губка, две глубокие емкости с разным количеством воды, глубокая тарелка,
салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей: кисточкая. Маленькая посуда с краской,
подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, ватные палочки, зубные щетки,
пластмассовые вилки, альбомный лист - ватман.
- демонстрационный материал:
- комплект картинок «Признаки весны», аудиозапись «Шум дождя», мольберт,
дидактическая игрушка «Капелька»
Организационный момент
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Ребята, сегодня у нас в
гостях наша любимая подружка Капелька. А почему вы такие хмурые? Давайте мы
улыбнемся Капельке, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко –
ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
(Звучит аудиозапись «Шум дождя». Дети встают перед воспитателем полукругом).
Основная часть
В.; Ребята, а что же это у нас шумит?
Дети:( Машина проезжает. Ветер на улице шумит. Дождь идет.)
В.: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых
детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
В.: Ребята, а вы знаете откуда берется дождик?
Дети: ( С неба капает. Из тучки берется.)
В.: Правильно , из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Дети: (Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать.)
В.: Ребята, а Капелька любезно согласилась помочь нам узнать тайны волшебного дождя.
Прежде чем приступить к работе, Капелька для вас приготовила небольшой сюрприз.
В: Давайте посмотрим, что это за сюрприз? (Воспитатель вносит в комнату коробку. Дети
открывают ее и изучают содержимое. В коробке находятся фартуки для проведения
опытов. Дети надевают фартуки, воспитатель помогает им в этом процессе, после
приглашает пройти к столам и занять свои места на которых стоят подносы с губками,
стаканы с водой и глубокие тарелочки).
В.: Ира, скажи пожалуйста, что у нас на подносе?.
Ира: Губки.
В.: Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?
Дети:( кирпичик, на тучку).
В.: Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. Возьмите их и определите какие они на
ощупь?
Дети: Сухие и лёгкие (и другие предположительные ответы).
А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет?
(Дети берут губку-тучку и сжимают в руке).
В.: Почему не идет водичка?
Дети: (нет в нем водички, губка сухая).
В: В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет.
У каждого из вас тарелка с водой, представьте, что это – реки, моря из которых
тучка «пьет» воду. Возьмите свои «тучки» и опустите их в воду. Обратите внимание,
как «туча» наполняется водой. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!
Теперь расскажите, какой стала туча?
Дети: Тяжёлая, мокрая (и другие предположительные ответы).
В: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите ее. Что у вас получилось?
Дети: (из тучки польётся дождь, вода).
Воспитатель (индивидуально обращается
к
детям):
София,
скажи,
пожалуйста,
какой дождь у тебя получился: сильный или слабый?
Дети: Сильный.
В: Такой дождь называется проливной. Вот так, соберутся капельки вместе в тучке, а
когда им становится тесно, убегают из нее на землю, падают дождем.
В.: Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся
капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают
дождем.
Спасибо нашей Капельке, она помогла нам узнать, какие тайны хранит
волшебный дождик. И давайте мы с Капелькой поиграем.
Игра называется «Тучка и капельки»
Физкультминутка. (Проводится подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки,
воспитатель-туча.
В.: Дети – капельки летите.
И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).
Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам - динь,
динь.
По
корягам-
буль,
буль.
По
осоке-
ш-ш
(дети
передвигаются
«
паровозиком». Воспитатель: Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились
в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в
хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили,
что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали
капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются
вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к
воспитателю).
В.: А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь.
Но сначало надо поиграть с нашими пальчиками, чтобы они хорошо рисовали .
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще:
Будет травка гуще!
В: Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь.(дети
садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На
лист бумаги приклеена заранее голубая тучка). (нетрадиционная техника рисования)
В.: Ребята, что вы видите на своем листочке?
Дети.: (голубое небо, голубая тучка).
В.: Правильно, тучку. А теперь все возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы она
находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в
потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем
ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в
медленном темпе. Девочки рисуют проговаривая «кап, кап, кап» пунктирные линии. А
мальчики рисуют сплошные линии не отрывая кисть от листа. (Воспитатель мольберте
рисует сильный и слабый дождь).
Заключительная часть: подведение итогов!