Автор: Жеребина Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №4
Населённый пункт: г. Аша
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: «Пластилиновые чудеса»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши
Челябинской области
Мастер-класс для педагогов
«Пластилиновые чудеса»
Составитель:
Воспитатель
Жеребина Е.В.
Аша
2021
Мастер-класс для педагогов
«Пластилиновые чудеса»
Цели: создание условий для плодотворной творческой деятельности
участников мастер-класса.
Задачи:
- расширить знания педагогов в вопросе «пластилинография» и ее
значение в развитии ребенка;
-
познакомить
с
приемами
и
особенностями
при
работе
с
пластилином, используемые в «пластилинографии»;
- смастерить с педагогами корзинку с цветами.
Оборудование: плотный
картон,
наборы
пластилина,
влажные
салфетки для рук, стеки, природный и бросовый материалы.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на
нашей сегодняшней встрече. Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Материал я не простой,
Из брусочков и цветной.
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай (пластилин) Молодцы!
Правильно, это пластилин. Скажите, пожалуйста, что развивается у
ребенка в процессе лепки из пластилина? (ответы педагогов)
Да, совершенно верно – у детей развивается мышление, речь,
воображение, творческие способности и мелкая моторика.
Коллеги,
вы
слышали
о
нетрадиционной
технике
«Пластилинография»? (ответы)
Сегодня я вам расскажу и покажу, как с помощью нетрадиционного
приема Пластилинография можно развивать мелкую моторику
детей. Мой мастер класс называется «Пластилиновые чудеса».
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, «Ум ребенка
находится на кончиках пальцев...».
У большинства детей с ОНР
наблюдается
недоразвитие
мелкой
моторики:
пальцы
малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.
Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского
творчества. Он очень хорошо используется в пластилинографии.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного
искусства,
принцип которой заключается в создании лепной
картины
с
изображением
полуобъемных
предметов
по
горизонтальной поверхности.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию
мышечного
напряжения
и
расслаблению,
развивает
детское
воображение, художественное и пространственное мышление, будит
фантазию, побуждает детей к самостоятельности. Данная техника
хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь
желаемого
результата
и
вносит
определённую
новизну
в
деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более
согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок
подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как
письмо.
Виды пластилинографии, которые мы используем:
1. Прямая
пластилинография (изображение
лепной
картины из пластилина на горизонтальной плоскости);
2. Контурная пластилинография (изображение объекта по
контуру с использованием «жгутиков»);
3. Мозаичная
пластилинография (изображение
лепной
картинки на горизонтальной поверхности с помощью
шариков из пластилина);
4. Многослойная
пластилинография (объемное
изображение
лепной
картины
на
горизонтальной
поверхности с последовательным нанесением слоев).
III. Практическая часть.
Сегодня я вас познакомлю еще с одним видом нетрадиционного
рисования. Речь сегодня пойдет о рисование пластилином из
шприца.
- Перед вами шприцы с отрезанными наконечниками.
1. Сначала сделаем жгутики, которыми мы будем выкладывать
рисунок. Вытащим поршень из цилиндра шприца и кусочек
пластилина отправляем в шприц, вставим поршень на свое место и
немного прижмем пластилин.
2. Теперь шприц с пластилином помещаем в емкость с горячей
водой на несколько минут, горизонтально, чтобы размягчить
пластилин.
3. Извлекаем шприц из воды, надавливаем на него и получаем
аккуратные жгутики нужной длины. Дайте пластилину немного
охладиться, чтобы жгуты стали более твердыми. Теперь можно
формировать форму колбасок в зависимости от рисунка. Из тонких
жгутиков
получаются
очень
красивые
спирали,
ими
можно
заполнять
детали
рисунка,
а
можно
просто
выкладывать
пластилиновые жгуты рядом по форме нарисованных объектов.
У меня есть красивая корзиночка, но она пустая. Я предлагаю вам
украсить ее цветами с помощью пластилина из шприца.
Самостоятельная работа педагогов.
Пока фокус группа работает, мы с вами продолжим.
Вопросы аудитории:
1. Коллеги, кто-нибудь владеет этими приемами?
Как вы думаете, что дает детям эта техника? (мышление, речь,
воображение, творческие способности и мелкая моторика. )
Мы с вами разделимся на две команды. Предлагаю вам тоже
сделать цветок, «Цветик - семи цветик», но только разной техникой.
Вам мозаичной технике. А вам прямой технике.
Мы рисуем пластилином
Разноцветные картины:
Солнце, звезды и луну,
Детства добрую страну!
Утро, вечер, день и ночь
Мы рисуем - сутки прочь!
Пластилин в руках - Волшебный,
Все, что хочешь сотворим,
И для старой доброй Сказки
Дверь в наш мир приотворим! -
Мы можем работать в этой технике не только индивидуально, но
и коллективно.
Теперь,
предоставляю
слово
фокус-группе
(показывают
и
рассказывают, что у них получилось)
Какие вы молодцы, самые настоящие художники. Посмотрите,
какие
у
вас
замечательные
работы
получились.
Техникой
пластилином из шприца можно создавать целые картины, особенно
если перед вами чистый лист без контура. Фантазируйте и творите!
IV. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Закончить нашу встречу я хочу словами Василия Александровича
Сухомлинского,
«Истоки способностей и дарования детей на
кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше
уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для
взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...»
Благодарю за активную и творческую работу!