Напоминание

Конспект урока русского языка "Отрицательные местоимения"


Автор: Наталья Владимировна Сысоева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока русского языка "Отрицательные местоимения"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Урок по теме «Отрицательные местоимения» разработан в соответствии с программой по русскому

языку Т.А. Ладыженской

Класс: 6

Цели урока:

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к

усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие

навыков

самоконтроля, схематичного

мышления, развитие

навыков

адекватной

самооценки.

Содержательные: дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические

признаки;

формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

развивать

информационную

компетентность

учащихся,

умение

извлекать

информацию

и

обрабатывать.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Используется технология критического мышления, активные технологии

Длительность урока 40 минут

Метод: частично – поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, игровая.

Условия реализации: Учебник Т.А. Ладыженская Русский язык 6 класс

Предполагаемый результат: учащиеся должны научиться отличать отрицательные местоимения от

местоимений других разрядов, распознавать приставки не- и ни - в отрицательных местоимениях.

Конспект урока русского языка по теме «Отрицательные местоимения»

Учитель Сысоева Н.В.

6 А класс

Цели урока:

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к

усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного

мышления, развитие

навыков

адекватной

самооценки.

Содержательные: дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические

признаки;

формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

развивать

информационную

компетентность

учащихся,

умение

извлекать

информацию

и

обрабатывать.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Используется технология критического мышления, активные технологии

Длительность урока 40 минут

Метод: частично – поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах, игровая.

Ход урока

1.Мотивация к деятельности СЛАЙД 1

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Приветствие.

Задание по рядам: 1 – не с сущ., 2- не с прилаг., 3- не с гл.

Открываем тетради, записываем: число, классная работа.

2.Актуализация знаний.

Цель этапа:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, подготовка мышления учащихся и

организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий,

развитие речи.

1)Работа в группах

Игра «Тик-тэк-тоу» - «3предложения» СЛАЙД 2

На каждом листочке бумаги написать, проговаривая, по одному слову на повторяемую

орфограмму «НЕ с разными частями речи». Перемешать, перевернуть и выложить 3 на 3. По сигналу

учителя перевернуть, например, по диагонали три бумажки, со словами составить и записать

предложение.

Прочитываем предложения, проговаривая орфограмму. Каждая группа получает баллы в

зависимости от правильности написания слов, речевых или грамматических ошибок. Можно

добавить балл за самое смешное, красивое, поэтичное и т.д. предложение. 5+1б.

Какая еще часть речи может употребляться с НЕ? (местоимения)

Как пишутся неопределенные местоимения с НЕ? (слитно)

Какая всегда НЕ? (ударная)

2)Индивидуальная работа

Индивидуальная работа у доски (выполняет один учащийся), остальные - в тетрадях.

- Объясните написание орфограммы:

(Не) плохая погода, (не)сомненный успех, (не) спокойный, а тревожный взгляд, ничуть(не)

интересная книга, (не) был дома, ему (не) здоровилось, (не)друг, (не) приятель, а враг, (не) кто,

(не)который, (н..)чего, (н..)кто. .

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Возникновение проблемной ситуации.

-Какие задания вызвали у вас затруднения? (Затрудняются вставить пропущенные буквы в словах:

(н..)чего, (н..)кто. Не знают разряд этих местоимений.)

-Почему возникли затруднения?

Вот именно с этими местоимениями мы сегодня с вами и познакомимся и узнаем, как они пишутся.

Как вы думаете, что они выражают?

Что в них содержится? (отрицание)

Как будут называться такие местоимения?

- Какой теме будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему. Записываем тему в тетрадь.

-Ребята, на какие вопросы для себя мы должны ответить в ходе изучения этой темы.

4. «Открытие нового знания» (построения проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ и обсуждение проекта ее решения

Самостоятельная работа в группах

Мне нечего было делать. Некого винить в моих неудачах. Нет ничего прекраснее русской природы.

Никакие развлечения и никакая страсть не могли меня отвлечь от шахмат. Я ни на что и ни на кого

не обижаюсь. Я ни о чём ещё не сожалел. Нам не о чем больше говорить.

Найдите в предложениях местоимения со значением отсутствия предмета, признака, количества.

Выпишите эти местоимения, распределяя их в два столбика (слитно \ раздельно).

Выделите в местоимениях приставки, расставьте ударения.

Сделайте вывод о значении, образовании и правописании отрицательных местоимений, письменно

ответив на вопросы:

Что обозначают отрицательные местоимения?

Как они образуются?

В каком случае в отрицательных местоимениях пишется не, а в каком – ни ?

В каком случае отрицательные местоимения пишутся в три слова?

*Проверьте себя, прочитав параграф учебника.

Оцените свою работу по 5-ти балльной шкале. 5б.

Мини-вывод:

Местоимения,

выражающие

отсутствие

чего-либо,

называются

отрицательными. СЛАЙД 3

Физминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Игра «Верю – не верю». (Устная отработка правила).

Правила игры:

Учащиеся встают. На слух ученики должны определить правильность

утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При ответе «Верю»

ученики делают шаг вперед, при ответе «Не верю» - шаг назад.

Проведение игры

1)

Отрицательные местоимения образуются от относительных местоимений прибавлением частиц

«не» или «ни», которые превращаются в приставки. «Верю»

2)

Отрицательное местоимение «некого» указывает на предмет. «Верю»

3)

В отрицательном местоимении «никакого» пишу «ни», т.к. без ударения. «Верю»

4)

В относительном местоимении «некого» пишу «не», т.к. приставка под ударением. «Верю»

5)

Местоимение «ни с чем» пишу в три слова, т.к. есть предлог. «Верю»

6)

В местоимении «ни о чем» пишу приставку «не». «Не верю»

7)

В местоимении «ничем» пишу приставку «не». «Не верю»

8)

Местоимение «ни у кого» пишу в три слова, т.к. есть предлог. «Верю»

9)

Местоимение «не с кем» одно слово. «Не верю»

10) В местоимении «ни в чем» пишу частицу «ни», т.к. она ударная. «Не верю»

5.Этап первичного закрепления

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи: формирование умения находить

различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно

писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

1)Прослушайте стихотворение И.Михайловой, которое называется «Про Ничего» СЛАЙД 4

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало.

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?

Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?

Какие

орфограммы

отрицательных

местоимений

можно

повторить

на

материале

стихотворения?

Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

2)Творческий диктант.

- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений,

правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи

учащихся.

Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ),не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать

( ), радоваться ( ).

Проверьте себя и оцените свою работу. СЛАЙД 5 7б.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Прочитайте словосочетания:

(Н..) чего тревожиться, (н..)чего не обнаружить, (н..)кому предложить, (н..) к кому обратиться,

(н..)кому не сообщить, не обращаться (н..) к кому, (н..)чем исправить, (н..) о чем волноваться, нет

(н..)каких известий, как (н..) в чём ни бывало, не отвергай (н..)чьих советов.

Запишите в тетрадь, раскрывая скобки и расставляя ударения.

Графически обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания приставок не и ни.

Проверьте себя. Исправьте ошибки, если они есть. СЛАЙД 6

Поставьте себе оценку за работу.

Найдите фразеологизм, объясните его: как ни в чем не бывало, т.е. делать вид, что ничего не

произошло. 11+ 1б.

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить полученные знания

- Ребята, давайте выполним упражнение 429 в учебнике (п. 75).

8. Рефлексия деятельности

- А теперь подсчитайте количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку.

Критерии выставления оценки:

«5» - 25-31б.

«4» - 17-24б.

«3» - 10-16б.

-О каких местоимениях мы сегодня говорили на уроке?

Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Постарайтесь сформулировать свой ответ, используя отрицательные местоимения

Ничего….

Ничему…..

Нечего…

Нечему….

Например, ничего подобного мы еще не изучали.

Ничего нет интересного, чем открытие новых знаний.

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

На выбор

1.Составить кластер «Не с разными частями речи»

2.Выполнение карточки

3.п.81, упр.464

Раскройте скобки, графически обозначьте написание НЕ или НИ. Найдите пословицу и объясните ее

смысл.

Кто (н..)чего (не) делает, тому всегда некогда. Его (н..)кто не заметил, (н..)кто (не) удерживал.

Больше ждать было (н..)кого. (Н..)кто (н..)чего (не) узнал о происходившем. Мне решительно

скрывать (н..)чего. А теперь мне выехать (н..) на чем, (н..)кому лошадей подковать. Им (н..) в чём

нельзя доверять.



В раздел образования