Напоминание

"Работа с одарёнными детьми"


Автор: Трефилова Татьяна Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с одарёнными детьми в изостудии «Гамма»

Педагог Трефилова Т.А.

В изостудии учащиеся занимаются изобразительной деятельностью по дополнительной

общеобразовательной программе «Мир творчества», которая состоит из 4-х модулей.

Принимаются дети 7 – 10 лет на основании письменного заявления родителей (законных

представителей), при наличии

свободных мест. Прежде чем зачислить ребёнка, педагог

беседует с родителями и с ребёнком с целью выяснения мотивации к занятиям. Важно, чтобы

желание было не только у родителей, но и у детей. И, конечно, это должно быть прежде всего

желание со стороны ребёнка научиться рисовать, узнать новое в области изобразительного

искусства. Со стороны родителей – желание приобщить ребёнка к миру прекрасного, раскрыть

и развить творческий потенциал, а не просто зачислить куда-нибудь, чтобы ограничить

количество свободного времени.

Но каковы бы ни были желания детей и родителей, педагог должен заинтересовать всех

детей, стремиться к выполнению цели программы «Мир Творчества»: обучение основам

изобразительной грамоты и творческое развитие детей средствами изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.

Содействуя

развитию

воображения

и

фантазии,

пространственного

мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности,

вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной

отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного

творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать

желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством

совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат

понимать прекрасное.

Вступительных испытаний, с выявлением способностей и умений детей, при зачислении не

проводится. Поэтому в одной группе оказываются дети разного уровня подготовки и разных

способностей к изобразительной деятельности.

В первые недели 1-го модуля ведётся наблюдение за учащимися и выявление наиболее

способных детей и творчески одарённых. Одарённость – явление нечастое – это сочетание

креативности и высоких интеллектуальных способностей. Креативность – это способность

создавать что-то новое, отличающееся от традиционных представлений. Одарённый ребёнок в

первые недели занятий начинает выделяться проявлением яркой индивидуальности в своих

работах. Очень часто такие дети, выслушав педагога, работу выполняют самостоятельно,

ориентируясь на своё мнение и своё видение. Одарённые дети уже на начальной стадии

обучения способны критически относиться к своему творчеству и при необходимости

самостоятельно корректировать свои работы. Но, тем не менее, несмотря на наличие

собственного мнения, всегда внимательно слушают объяснения педагога, запоминают,

обдумывают,

и

выполняют

задание

исходя

из

полученных

знаний

и

собственных

умозаключений.

Выявлять одарённых детей в коллективе очень важно. Особенно творчески одарённых. Для

этого есть важные причины.

1. Именно такие дети не всегда способны к активному общению среди сверстников, не

способны сразу «уютно» чувствовать себя в новом коллективе. Одарённые дети, как правило,

очень чувствительны, ранимы и подвержены скрытым внутренним переживаниям. Первая

задача педагога помочь ребёнку адаптироваться в новой социальной среде и впоследствии

раскрыться, утвердиться как личности.

2. Очень важно помнить, что наличие природной одарённости ещё не является залогом успеха

во взрослой жизни. Необходимо приложить труд не только со стороны ребёнка, но в первую

очередь со стороны взрослых – родителей и педагогов.

Изостудия – это как раз то место, где должно быть сделано всё для творческого развития

одарённой личности и создания предпосылок для успешной и счастливой будущей жизни.

Важно не упустить ни одного ребенка, требующего особого внимания педагога и выявить

потенциально одарённую личность.

Для успешной работы с одарёнными детьми ставятся и решаются определённые задачи.

1.

Постоянное

совершенствование

своих

педагогических

и

профессиональных

компетенций.

Одарённые дети не всегда принимают на веру всё, что даёт педагог. Поэтому встреча с

одаренными учащимися является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном

плане. Чтобы выдержать этот экзамен надо постоянно пополнять багаж своих знаний и умений.

Для успешного общения с такими учащимися изучать вопросы психологии. Необходимо

заслужить уважение ребёнка.

2.

Организация

системной

работы

по

развитию

способностей,

творческого

и

интеллектуального потенциала одарённых детей.

Отслеживать успехи и неудачи. Выяснять их причины. Искать пути преодоления.

3.

Создание дружеской, доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Иногда талантливые и одарённые дети не понимаются и не принимаются сверстниками,

часто становятся «белыми воронами» и объектами для насмешек. Дети, обладающие тонкой

душевной организацией, воспринимают это очень болезненно. Педагог должен заметить и

сделать всё, чтобы предотвратить такую ситуацию в коллективе. Регуляция педагогом

эмоциональной атмосферы в коллективе детей 7 – 8 лет вполне реальна. И в его силах

сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя хорошо и с желанием шёл на занятия.

4.

Бережное отношение педагога к хрупкой психике всех детей и особенно одарённых

младшего школьного возраста.

Очень тактично подходить к анализу детских работ. Во-первых, отмечать достоинства и

плюсы работы. Находить больше тёплых и хороших слов для похвалы. И лишь затем говорить о

недостатках. Во время коллективного обсуждения работ, в правильное русло направлять

высказывания детей.

5.

Учёт индивидуальных творческих возможностей детей.

Педагог должен строить свою работу используя технологии личностно-ориентированного

обучения и внутригрупповой уровневой дифференциации. В результате это позволит привлечь

к активной работе на занятии всех детей, а значит более ярко увидеть уровень способностей и

одаренности каждого обучающегося. Видя больший потенциал учащегося, ставить перед ним

более сложные задачи.

6.

Активно включать в процесс обучения ребёнка.

Во время занятия дети слушают, запоминают, думают, рисуют. Но очень важно, чтобы ребёнок

был ещё и эмоционально включён в эти процессы. Лишь только в этом случае мы можем

говорить о глубоком усвоении знаний и умений. Чтобы включить эмоции ребёнка – педагог

должен включить свои. Подобрать интересный материал и преподнести его ярко и

эмоционально.

7.

Привлечение родителей.

Семья – это та среда, где с первых дней своей жизни формируется личность ребёнка.

Влияние родителей первостепенно и авторитет родителей для детей младшего школьного

возраста значителен. Поэтому важно, чтобы родители понимали значение творческого развития

ребенка и принимали в этом большое участие.

С этой целью проводится большая работа с родителями. Начинается она с индивидуальных

бесед при приёме заявлений о зачислении. На организационном родительском собрании также

уделяется внимание вопросам о пользе творческого развития детей. Проводятся тематические

родительские собрания с целью расширить знания родителей в области воспитания детей.

Темы собраний: «Эстетическое воспитание детей», «Значение дополнительного образования в

воспитании и развитии детей», «Как воспитывать творческую личность».

На итоговых

родительских собраниях говорится о достижениях детей: итоги различных конкурсов и

выставок, демонстрируются работы учащихся, посещение выставки творческих работ учащихся

ДДТ «Россыпи детских талантов». Родители должны видеть результат обучения детей.

При выявлении детей

одарённых и обладающих способностями к изобразительной

деятельности, родители ставятся в известность. Для этого проводится индивидуальная беседа.

В течении всего периода обучения в изостудии родители ставятся в известность о всех

достижениях и успехах ребёнка. Развитие одарённых детей будет успешным, если это будет

совместная работа с родителями.

Приёмы и формы работы с одарёнными детьми.

Знания, предусмотренные программой, преподносятся с опережением.

Практически все темы программы «Мир творчества» рассчитаны на развития творческого

потенциала учащихся. Особенно 1 и 2 модуля. Так как 7 – 9 лет – это самый благоприятный

возраст для творческой деятельности. В целом дети ещё не умеют критически относиться к

своим работам. Но это не относится к одарённым детям. Поэтому в индивидуальном порядке

объясняются некоторые аспекты построения композиции, линейной перспективы, элементы

цветоведения.

Способствовать самостоятельности учащихся в создании учебных и творческих работ.

Иногда приходится учащимся помогать в решении композиционных задач особенно при

создании тематической композиции. Провести беседу по предлагаемой теме так, чтобы вызвать

живой интерес и эмоциональный отклик. Тонко руководить деятельностью ребёнка, чтобы

последнее слово в решении вопроса было за ним. И он чётко осознал это.

Повышать уверенность учащегося в собственных силах.

Оказывать помощь в процессе занятий ребёнку приходится довольно часто. Но практическую

помощь следует аккуратно и минимально. В целом работа должна быть выполнена

непосредственно самим ребёнком. Работу следует отметить, найти слова для похвалы. Это

способствует формированию уверенности.

Создание ситуаций успеха.

В первую очередь это демонстрация работы в группе учащихся, сопровождаемая похвалой и

отметкой положительных, особенных сторон работы.

В течение учебного года в кабинете проводятся тематические мини-выставки, где

представлены

лучшие

работы.

Конечно,

здесь

появляются

работы

каждого

ребёнка.

Почувствовать вкус успеха полезно всем. Но особенно много работ именно способных и

одарённых детей.

Дважды в год в МАУ ДО «ДДТ» проводятся выставки детского творчества. Это полугодовая

выставка по итогам первого полугодия и итоговая выставка «Россыпи детских талантов». Здесь

представлены лучшие достижения учащихся. Открытие выставки происходит торжественно с

приглашением гостей, родителей. Такое общественное признание радует детей и очень полезно

для их самооценки.

С большой ответственностью дети подходят к участию в городских и региональных

конкурсах. Особенно тщательно готовятся к очному конкурсу рисунков и плакатов на тему «Я

выбираю жизнь». Это городской ежегодный конкурс. Особенность заключается в том, что дети

со всех образовательных учреждений приходят в ДШИ и должны за 2 часа выполнить рисунок

самостоятельно.

Подготовка

идёт

заранее.

Предлагается

всем

желающим

придумать

композицию. Затем сообща выбираем наиболее интересные по идейному содержанию и

оригинальному композиционному решению. Далее ребята тренируются, чтобы работа была

интересна и в цветовом исполнении и выполнена в течении двух часов.

Активно участвуют ребята и в ежегодных городских выставках-конкурсах проводимых на

базе музея.

Большая часть учащихся и в первую очередь одарённые дети принимают участие в

дистанционных конкурсах творческих работ.

Проектная и исследовательская деятельность.

Вот уже на протяжении нескольких лет одарённые дети привлекаются к работе над

проектами. Именно в процессе такой деятельности раскрываются все стороны одарённости –

интеллектуальные возможности и креативность. Совместно с учащимся разрабатывается

траектория создания проекта. Ребёнок работает над каждым этапом в меру сил соответственно

своему возрасту. Ставятся в известность и привлекаются к участию родители. Педагог,

совместно с ребёнком,

анализирует проделанную работу, при необходимости вносит

коррективы в проделанную работу, согласовав их с автором.

Учащиеся 1 и 2 модулей принимают участие в конкурсе творческих проектов младших

школьников «Творческий салют». Затем, некоторые учащиеся продолжают работать над своим

проектом, дополняют его, изучив более подробно свою тему. Иногда проводят исследования. И

уже с новым, расширенным проектом участвуют в конкурсах более высокого уровня. Это

конкурс проектных и исследовательских работ младших школьников «Гости из будущего» и

региональный этап Фестиваля творческих инициатив и открытий «Леонардо». Эти конкурсы

помогают в приобретении опыта публичных выступлений и создают предпосылки успешной

социализации. Учащиеся изостудии всегда являются победителями или призёрами этих

значимых конкурсов.

Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

ИОМ – это индивидуальная форма обучения. Является одним из способов реализации

задачи индивидуализации образовательного процесса.

Разрабатывается ИОМ только в

сотрудничестве и диалоге с ребёнком. Педагог выступает в роли наставника, который может

что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и,

тем более, не принуждать. Цель индивидуального образовательного маршрута – создать

благоприятные условия и создать психологическую комфортную обстановку для успешного

развития личности ребёнка.

ИОМ помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать творческую

мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность;

развивать навыки

самооценки; формировать умение ставить цели и их решать; воспитывает самоорганизацию.

Индивидуальный образовательный маршрут создаётся в том случае, если ребёнок легко и

быстро усваивает темы программы «Мир творчества» по сравнению с другими учащимися.

Чтобы одарённый ребёнок мог планомерно развиваться дальше и не потерял интерес к

изобразительной деятельности, создаётся ИОМ.

Краткосрочный ИОМ создаётся для подготовки детей к выставке или к конкурсу.

Очень важно создать ИОМ и вести работу в соответствии с ним для подготовки и

реализации творческих или исследовательских проектов.

Важно не упустить ни одного ребенка, требующего особого внимания педагога и выявить

потенциально одарённую личность.

Наличие в группе способных и одарённых детей

способствует творческому росту каждого. Детям есть на кого ориентироваться, за кем

следовать, чтобы достичь большего

Но это не значит, что работа педагога должна быть сосредоточена в основном на

одарённых детях, а работа с остальными будет вестись по остаточному принципу. Педагог

несёт ответственность пред каждым ребёнком и пред каждым родителем. Ведь родители

привели своих детей, доверили и ждут результатов все. Независимо от степени одарённости или

её отсутствия вообще.



В раздел образования