Автор: Трефилова Татьяна Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми"
Раздел: дополнительное образование
Работа с одарёнными детьми в изостудии «Гамма»
Педагог Трефилова Т.А.
В изостудии учащиеся занимаются изобразительной деятельностью по дополнительной
общеобразовательной программе «Мир творчества», которая состоит из 4-х модулей.
Принимаются дети 7 – 10 лет на основании письменного заявления родителей (законных
представителей), при наличии
свободных мест. Прежде чем зачислить ребёнка, педагог
беседует с родителями и с ребёнком с целью выяснения мотивации к занятиям. Важно, чтобы
желание было не только у родителей, но и у детей. И, конечно, это должно быть прежде всего
желание со стороны ребёнка научиться рисовать, узнать новое в области изобразительного
искусства. Со стороны родителей – желание приобщить ребёнка к миру прекрасного, раскрыть
и развить творческий потенциал, а не просто зачислить куда-нибудь, чтобы ограничить
количество свободного времени.
Но каковы бы ни были желания детей и родителей, педагог должен заинтересовать всех
детей, стремиться к выполнению цели программы «Мир Творчества»: обучение основам
изобразительной грамоты и творческое развитие детей средствами изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя
развитию
воображения
и
фантазии,
пространственного
мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности,
вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством
совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное.
Вступительных испытаний, с выявлением способностей и умений детей, при зачислении не
проводится. Поэтому в одной группе оказываются дети разного уровня подготовки и разных
способностей к изобразительной деятельности.
В первые недели 1-го модуля ведётся наблюдение за учащимися и выявление наиболее
способных детей и творчески одарённых. Одарённость – явление нечастое – это сочетание
креативности и высоких интеллектуальных способностей. Креативность – это способность
создавать что-то новое, отличающееся от традиционных представлений. Одарённый ребёнок в
первые недели занятий начинает выделяться проявлением яркой индивидуальности в своих
работах. Очень часто такие дети, выслушав педагога, работу выполняют самостоятельно,
ориентируясь на своё мнение и своё видение. Одарённые дети уже на начальной стадии
обучения способны критически относиться к своему творчеству и при необходимости
самостоятельно корректировать свои работы. Но, тем не менее, несмотря на наличие
собственного мнения, всегда внимательно слушают объяснения педагога, запоминают,
обдумывают,
и
выполняют
задание
исходя
из
полученных
знаний
и
собственных
умозаключений.
Выявлять одарённых детей в коллективе очень важно. Особенно творчески одарённых. Для
этого есть важные причины.
1. Именно такие дети не всегда способны к активному общению среди сверстников, не
способны сразу «уютно» чувствовать себя в новом коллективе. Одарённые дети, как правило,
очень чувствительны, ранимы и подвержены скрытым внутренним переживаниям. Первая
задача педагога помочь ребёнку адаптироваться в новой социальной среде и впоследствии
раскрыться, утвердиться как личности.
2. Очень важно помнить, что наличие природной одарённости ещё не является залогом успеха
во взрослой жизни. Необходимо приложить труд не только со стороны ребёнка, но в первую
очередь со стороны взрослых – родителей и педагогов.
Изостудия – это как раз то место, где должно быть сделано всё для творческого развития
одарённой личности и создания предпосылок для успешной и счастливой будущей жизни.
Важно не упустить ни одного ребенка, требующего особого внимания педагога и выявить
потенциально одарённую личность.
Для успешной работы с одарёнными детьми ставятся и решаются определённые задачи.
1.
Постоянное
совершенствование
своих
педагогических
и
профессиональных
компетенций.
Одарённые дети не всегда принимают на веру всё, что даёт педагог. Поэтому встреча с
одаренными учащимися является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном
плане. Чтобы выдержать этот экзамен надо постоянно пополнять багаж своих знаний и умений.
Для успешного общения с такими учащимися изучать вопросы психологии. Необходимо
заслужить уважение ребёнка.
2.
Организация
системной
работы
по
развитию
способностей,
творческого
и
интеллектуального потенциала одарённых детей.
Отслеживать успехи и неудачи. Выяснять их причины. Искать пути преодоления.
3.
Создание дружеской, доброжелательной атмосферы в детском коллективе.
Иногда талантливые и одарённые дети не понимаются и не принимаются сверстниками,
часто становятся «белыми воронами» и объектами для насмешек. Дети, обладающие тонкой
душевной организацией, воспринимают это очень болезненно. Педагог должен заметить и
сделать всё, чтобы предотвратить такую ситуацию в коллективе. Регуляция педагогом
эмоциональной атмосферы в коллективе детей 7 – 8 лет вполне реальна. И в его силах
сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя хорошо и с желанием шёл на занятия.
4.
Бережное отношение педагога к хрупкой психике всех детей и особенно одарённых
младшего школьного возраста.
Очень тактично подходить к анализу детских работ. Во-первых, отмечать достоинства и
плюсы работы. Находить больше тёплых и хороших слов для похвалы. И лишь затем говорить о
недостатках. Во время коллективного обсуждения работ, в правильное русло направлять
высказывания детей.
5.
Учёт индивидуальных творческих возможностей детей.
Педагог должен строить свою работу используя технологии личностно-ориентированного
обучения и внутригрупповой уровневой дифференциации. В результате это позволит привлечь
к активной работе на занятии всех детей, а значит более ярко увидеть уровень способностей и
одаренности каждого обучающегося. Видя больший потенциал учащегося, ставить перед ним
более сложные задачи.
6.
Активно включать в процесс обучения ребёнка.
Во время занятия дети слушают, запоминают, думают, рисуют. Но очень важно, чтобы ребёнок
был ещё и эмоционально включён в эти процессы. Лишь только в этом случае мы можем
говорить о глубоком усвоении знаний и умений. Чтобы включить эмоции ребёнка – педагог
должен включить свои. Подобрать интересный материал и преподнести его ярко и
эмоционально.
7.
Привлечение родителей.
Семья – это та среда, где с первых дней своей жизни формируется личность ребёнка.
Влияние родителей первостепенно и авторитет родителей для детей младшего школьного
возраста значителен. Поэтому важно, чтобы родители понимали значение творческого развития
ребенка и принимали в этом большое участие.
С этой целью проводится большая работа с родителями. Начинается она с индивидуальных
бесед при приёме заявлений о зачислении. На организационном родительском собрании также
уделяется внимание вопросам о пользе творческого развития детей. Проводятся тематические
родительские собрания с целью расширить знания родителей в области воспитания детей.
Темы собраний: «Эстетическое воспитание детей», «Значение дополнительного образования в
воспитании и развитии детей», «Как воспитывать творческую личность».
На итоговых
родительских собраниях говорится о достижениях детей: итоги различных конкурсов и
выставок, демонстрируются работы учащихся, посещение выставки творческих работ учащихся
ДДТ «Россыпи детских талантов». Родители должны видеть результат обучения детей.
При выявлении детей
одарённых и обладающих способностями к изобразительной
деятельности, родители ставятся в известность. Для этого проводится индивидуальная беседа.
В течении всего периода обучения в изостудии родители ставятся в известность о всех
достижениях и успехах ребёнка. Развитие одарённых детей будет успешным, если это будет
совместная работа с родителями.
Приёмы и формы работы с одарёнными детьми.
Знания, предусмотренные программой, преподносятся с опережением.
Практически все темы программы «Мир творчества» рассчитаны на развития творческого
потенциала учащихся. Особенно 1 и 2 модуля. Так как 7 – 9 лет – это самый благоприятный
возраст для творческой деятельности. В целом дети ещё не умеют критически относиться к
своим работам. Но это не относится к одарённым детям. Поэтому в индивидуальном порядке
объясняются некоторые аспекты построения композиции, линейной перспективы, элементы
цветоведения.
Способствовать самостоятельности учащихся в создании учебных и творческих работ.
Иногда приходится учащимся помогать в решении композиционных задач особенно при
создании тематической композиции. Провести беседу по предлагаемой теме так, чтобы вызвать
живой интерес и эмоциональный отклик. Тонко руководить деятельностью ребёнка, чтобы
последнее слово в решении вопроса было за ним. И он чётко осознал это.
Повышать уверенность учащегося в собственных силах.
Оказывать помощь в процессе занятий ребёнку приходится довольно часто. Но практическую
помощь следует аккуратно и минимально. В целом работа должна быть выполнена
непосредственно самим ребёнком. Работу следует отметить, найти слова для похвалы. Это
способствует формированию уверенности.
Создание ситуаций успеха.
В первую очередь это демонстрация работы в группе учащихся, сопровождаемая похвалой и
отметкой положительных, особенных сторон работы.
В течение учебного года в кабинете проводятся тематические мини-выставки, где
представлены
лучшие
работы.
Конечно,
здесь
появляются
работы
каждого
ребёнка.
Почувствовать вкус успеха полезно всем. Но особенно много работ именно способных и
одарённых детей.
Дважды в год в МАУ ДО «ДДТ» проводятся выставки детского творчества. Это полугодовая
выставка по итогам первого полугодия и итоговая выставка «Россыпи детских талантов». Здесь
представлены лучшие достижения учащихся. Открытие выставки происходит торжественно с
приглашением гостей, родителей. Такое общественное признание радует детей и очень полезно
для их самооценки.
С большой ответственностью дети подходят к участию в городских и региональных
конкурсах. Особенно тщательно готовятся к очному конкурсу рисунков и плакатов на тему «Я
выбираю жизнь». Это городской ежегодный конкурс. Особенность заключается в том, что дети
со всех образовательных учреждений приходят в ДШИ и должны за 2 часа выполнить рисунок
самостоятельно.
Подготовка
идёт
заранее.
Предлагается
всем
желающим
придумать
композицию. Затем сообща выбираем наиболее интересные по идейному содержанию и
оригинальному композиционному решению. Далее ребята тренируются, чтобы работа была
интересна и в цветовом исполнении и выполнена в течении двух часов.
Активно участвуют ребята и в ежегодных городских выставках-конкурсах проводимых на
базе музея.
Большая часть учащихся и в первую очередь одарённые дети принимают участие в
дистанционных конкурсах творческих работ.
Проектная и исследовательская деятельность.
Вот уже на протяжении нескольких лет одарённые дети привлекаются к работе над
проектами. Именно в процессе такой деятельности раскрываются все стороны одарённости –
интеллектуальные возможности и креативность. Совместно с учащимся разрабатывается
траектория создания проекта. Ребёнок работает над каждым этапом в меру сил соответственно
своему возрасту. Ставятся в известность и привлекаются к участию родители. Педагог,
совместно с ребёнком,
анализирует проделанную работу, при необходимости вносит
коррективы в проделанную работу, согласовав их с автором.
Учащиеся 1 и 2 модулей принимают участие в конкурсе творческих проектов младших
школьников «Творческий салют». Затем, некоторые учащиеся продолжают работать над своим
проектом, дополняют его, изучив более подробно свою тему. Иногда проводят исследования. И
уже с новым, расширенным проектом участвуют в конкурсах более высокого уровня. Это
конкурс проектных и исследовательских работ младших школьников «Гости из будущего» и
региональный этап Фестиваля творческих инициатив и открытий «Леонардо». Эти конкурсы
помогают в приобретении опыта публичных выступлений и создают предпосылки успешной
социализации. Учащиеся изостудии всегда являются победителями или призёрами этих
значимых конкурсов.
Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).
ИОМ – это индивидуальная форма обучения. Является одним из способов реализации
задачи индивидуализации образовательного процесса.
Разрабатывается ИОМ только в
сотрудничестве и диалоге с ребёнком. Педагог выступает в роли наставника, который может
что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и,
тем более, не принуждать. Цель индивидуального образовательного маршрута – создать
благоприятные условия и создать психологическую комфортную обстановку для успешного
развития личности ребёнка.
ИОМ помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать творческую
мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность;
развивать навыки
самооценки; формировать умение ставить цели и их решать; воспитывает самоорганизацию.
Индивидуальный образовательный маршрут создаётся в том случае, если ребёнок легко и
быстро усваивает темы программы «Мир творчества» по сравнению с другими учащимися.
Чтобы одарённый ребёнок мог планомерно развиваться дальше и не потерял интерес к
изобразительной деятельности, создаётся ИОМ.
Краткосрочный ИОМ создаётся для подготовки детей к выставке или к конкурсу.
Очень важно создать ИОМ и вести работу в соответствии с ним для подготовки и
реализации творческих или исследовательских проектов.
Важно не упустить ни одного ребенка, требующего особого внимания педагога и выявить
потенциально одарённую личность.
Наличие в группе способных и одарённых детей
способствует творческому росту каждого. Детям есть на кого ориентироваться, за кем
следовать, чтобы достичь большего
Но это не значит, что работа педагога должна быть сосредоточена в основном на
одарённых детях, а работа с остальными будет вестись по остаточному принципу. Педагог
несёт ответственность пред каждым ребёнком и пред каждым родителем. Ведь родители
привели своих детей, доверили и ждут результатов все. Независимо от степени одарённости или
её отсутствия вообще.