Напоминание

Использование внеклассного времени в рамках курса "Современная музыка и её влияние на социально-политические процессы в современном обществе".


Автор: Островерхова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель музыки и мировой художественной культуры
Учебное заведение: МОУ "СОШ№ 40 с УИОП" г. Воркуты
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Из опыта работы.
Тема: Использование внеклассного времени в рамках курса "Современная музыка и её влияние на социально-политические процессы в современном обществе".
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы. Использование внеклассного времени в рамках курса

«Современная музыка и её влияние на социально-политические процессы в

современном обществе».

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о своём опыте внедрения курса «Современная музыка

и

её

влияние

на

социально-политические

процессы

в

современном

обществе»

в

рамках

внеклассной работы.

У каждого учителя музыки рано или поздно возникает вопрос: как и чем занять учащихся

во внеклассной деятельности? Кто-то скажет, что у него такой проблемы не было, и нет, чего

изобретать колесо, когда стремление учащихся к пению столь рьяно выражено, а урок музыки

не может удовлетворить учеников в полной мере, ведь есть и учебный материал, который

необходимо изучить. Найдутся и таки, которые скажут, что современной музыки достаточно в

учебной программе, особенно те, кто использует программу Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,

Т.С. Шмагиной.

Но давайте не будем лукавить и признаем, что Джаз, рок-опера и мюзикл на сегодняшний

день вряд ли могут быть интересным для современных подростков. Дело не в трудностях или в

невозможности тематического обновления учебной программы. Проблема в нас. Мы не имеем

времени на изучение современных тенденций в современном мире музыки, а потому не считаем

нужным как-то просвещать своих учеников. А между тем, и это стоит признать, что влияние

современной музыки на социум каждой страны отдельно и всего цивилизованного мира в целом

совершенно очевидно. Никого не пугает, что, не смотря на полноценные уроки музыки и

качественное, я надеюсь, выполнение программного плана, ценителей хорошей музыки больше

не становится? Их становится всё меньше и меньше, СМИ делают своё дело…

Учащиеся развиваются в информационном обществе, хотя слово «развиваются» весьма

сомнительно. Как бы мы не старались, но отвадить ребёнка от компьютера или других гаджетов

совершенно

невозможно!

Всё

своё

свободное

время

большинство

учащихся

отводят

компьютерным играм, а в них много музыки, или общаются в соцсетях, где происходит обмен

любой информацией, в т.ч. и музыкой. Многие подростки становятся членами различных

молодёжных субкультур, где немаловажную, а порой фундаментальную роль играют различные

современные музыкальные течения.

Есть педагоги, которые видят эту проблему, стараются как-то повлиять на ситуацию, даже

меняют

её.

Возможно,

кто-то

из

коллег

достиг

определённых

успехов

в

решении

данной

проблемы. Но поделиться опытом не спешат.

Имея взрослого сына и дочку в нежном возрасте, прочувствовала данную проблему лично,

и задумалась, как действительно воспитать хороший вкус у ребёнка? Несколько лет я прилежно

изучала энциклопедии современной музыки, благо они теперь есть в свободном доступе в

интернете, познакомилась с массой музыкантов разных стилей, направления и течений. И

решила внедрить в рамках внеклассной работы курс для учащихся 7 – 8 классов по теме

«Современная

музыка

и

её

влияние

на

социально-политические

процессы

в

современном

обществе».

Занятия

проходят

по

следующему

алгоритму: Индуктор (клип, вопрос на злобу дня,

освещение

проблемы,

требующая

разрешения). Терминология.

Поисковая

деятельность,

музыкальных

примеров

(лучше

зрительных). Анализ примера.

Поиск или демонстрация

аналога

из

прошлого.

Анализ

аналога.

Определение

симпатии

или

антипатии

(такое

непременно

происходит). Полемика

или

дискуссия

с

аргументами.

Определение

социальной

и

культурной

ценности

изучаемого

направления

или

течения. Домашнее

задание: найти похожую музыку или музыку в том же стиле. Рефлексия.

Продолжительность занятия 60-90 мин.

Проанализировав содержание энциклопедий, могу отметить, что наиболее приемлемой по

изложению и стилистике является энциклопедия Козлова. В ней совмещены обзоры социальной

и политической картины в мире на разных

исторических этапах с музыкой современности.

Представлены

так

же

имена

музыкантов XX

века.

Хороша

энциклопедия

и

в

терминологическом плане.

Содержание курса:

1.

Джаз:

А) Истоки (родина, социально-политическая обстановка, и.т.д);

Б) Стили и жанры джаза;

В) Великие имена джаза.

Г) Джаз в зарубежном и отечественном кинематографе.

2.

Эпоха рок-н-ролла:

А) Истоки (родина, социально-политическая обстановка, и.т.д);

Б) Великие имена

В) Проблема отцов и детей. Рокабилли и тутти-фрутти.

3. Британский рок 60-е годы XXв.

Социально-политическая обстановка, Скифл, Тред, Мёрсей бит, «Битлз»,

битломания

1.США – 60-е годы.

Социально-политическая обстановка, Фолк рок, песня борьбы и протеста.

Движение Хиппи, Эйсид рок, Блюз рок, Хард рок.

2. 70- е годы:

Социально-политическая обстановка, Музыка в СССР, Виноградная гроздь

направлений в западной музыке 70-х. Панки.

3.80-е годы:

Социально-политическая обстановка. Музыка в СССР, формирование понятия шоу

бизнес на западе, рождение новых направлений в современной музыке. Видео клип.

Научно-технический прогресс и электронная музыка.

4.90-е годы:

Социально-политическая обстановка. Распад СССР, падение Берлинской стены,

шоу бизнес в России, зарождение клубных направлений. Фестивали и конкурсы.

5.Миллениум:

Социально-политическая обстановка, Альтернативная музыка, фьюжн в музыке,

научно-технический прогресс и музыка.

6.Музыка XXI века:

Виртуальная музыка, музыка для цифровых технологий, музыка для компьютерных

игр. Альтернативная музыка. Поп-музыка. Отечественный шоу бизнес.

Телевизионные музыкальные проекты. Политика и музыка.

Так

выглядит

тематическое

содержание

внеклассных

занятий,

рассчитанный

на

70

занятий в год.

Подчеркиваю, что курс «Современная музыка и её влияние на социально-политические

процессы в современном обществе» не является вариантом тематического обновления учебной

программы, но являясь частью дополнительного или углублённого обучающего компонента,

которая способна обогатить музыкальный опыт учащихся, а главное поможет сформировать

эстетический вкус.

Кроме

того

данный

курс

вполне

соответствует

требованиям

ФГОС,

т.к.

развивает

следующие

компетенции

у

учащихся:

ценностно-смысловую,

общекультурную,

учебно-

познавательную, информационную, коммуникативную и, конечно, компетенцию личностного

самосовершенствовании.

Надеюсь, что среди вас, уважаемые коллеги, непременно найдутся единомышленники, кто

не терпит стагнации в своей профессии и для вас окажется полезным мой педагогический опыт.

Я желаю вам новых творческих высот, талантливых учеников и личного счастья!

Благодарю за внимание!

Учитель музыки: Татьяна Валентиновна Островерхова,

МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты.

Педагогический стаж: 26 лет.



В раздел образования