Автор: Пивоварчик Анастасия Александровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258 Колпинского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: «Использование массовых форм патриотического воспитания в школе»
Раздел: среднее образование
ГБОУ школа № 258 СПб. 2021-2022 уч.г.
Пивоварчик Анастасия Александровна.,
Педагог – организатор
Тема: «Использование массовых форм патриотического воспитания в школе»
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек,
преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к
чему-нибудь.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу.
Мы понимаем, что сегодня работаем в условиях обновлённой
системы ценностей патриотического воспитания и условно может
быть разделена на главные сферы:
• духовно-патриотическую (признание и сохранение великого
духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как
высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и
достоинство, духовная зрелость);
• нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему
народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям
и
моральным
принципам,
добросовестность,
честность,
коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким,
этикет);
• историко-патриотическую (верность героическому прошлому
и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической
правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение
исторической памяти и преемственности поколений);
• государственно-патриотическую (приоритет национальных
ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и
целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и
воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие
в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и
государстве).
ГБОУ школа № 258 СПб. 2021-2022 уч.г.
И система Воспитательной работы школы 258 опирается на
традиции интеллектуальных и творческих событий и достижений,
традиции патриотических практик, через изучение истории Санкт-
Петербурга и истории России, содействует созданию и сохранению
традиции
военно-спортивного
направления
и
детского
общественного объединения и учитывает сегодняшний день…
Нынешние
школьники
нередко
поражают
взрослостью
суждений, определенной независимостью.
Их идеалы менее романтичны;
Они утрачивают безграничную веру в сказку, в незыблемость
авторитета взрослых (учителей, родителей); у них новые интересы,
ориентации.
Направить их в нужное русло – дело союза - учителя и
родителей.
Основные усилия в организации работы по гражданской позиции и
патриотическому
воспитанию
учащихся
сосредоточены
на
следующих направлениях:
проведение мероприятий, связанных с реализацией требований
Федеральных законов «О днях воинской славы (победных днях)
России», «Об увековечивании памяти погибших при защите
Отечества», мероприятий, посвященных юбилейным датам и
памятным событиям в военной истории России, города Санкт–
Петербурга и Колпино;
расширение сети патриотических объединений на базе школы;
привлечение
к
воспитательной
работе
всех
участников
образовательного
процесса
(учителей,
родительской
общественности, учащихся);
Общешкольные Проекты школы 258:
«Память поколений»
«300 дел в подарок городу Колпино»;
«Я в этом городе живу, я этот город знаю»
ГБОУ школа № 258 СПб. 2021-2022 уч.г.
Для воспитания будущих патриотов в лице современной
молодежи, необходимо сотрудничество учебных заведений, семьи,
педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно
достичь
желаемой
цели
—
воспитать
истинного
патриота.
Учащимся школы №258 предоставлены различные возможности для
реализации своих потребностей и интересов.
Благодаря современным подходам к процессу патриотического
воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на
свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и
культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
Патриотическое воспитание заложено и в каждом уроке.
Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с
родной природой, экологической ценностью своего края.
На уроках физкультуры, ОБЖ, уроках здоровья учитель
воспитывает любовь к спорту, подготавливает юношей к службе в
армии, формирует у детей здоровый образ жизни.
Уроки
математики,
информатики
дают
представление
о
развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность,
музыка, хореография развивают творческие способности учащихся,
прививают
чувство
прекрасного,
знакомят
с
национальной
культурой.
Уроки русского языка, чтения, истории формируют у учащихся
культуру русского речевого общения, изучают историю России,
исторические события в произведениях соотечественников.
Вопросы, которые встают перед нами….
С чего начинается гражданско-патриотическое воспитание в школе?
Стоит ли в наше время уделять этому вопросу пристальное
внимание?
И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о
патриотизме?
Если задуматься, какой станет наша жизнь, если из истории,
русского языка, нашего лексикона исчезнут такие понятия, как
«патриотизм», «Родина», «Отчизна», «духовность», «долг».
ГБОУ школа № 258 СПб. 2021-2022 уч.г.
Мы считаем, что при реализации патриотического воспитания
школьников необходимо использовать методы, способствующие:
- ориентации на
продолжительный
процесс накопления
знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств;
- формированию у воспитанников собственной позиции, оценки
явлений окружающей жизни,
действий,
поступков,
имеющих
патриотическую
направленность;
учету
изменений,
которые
произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору
примеров и образцов гражданской деятельности.
Если говорить об эффективных формах патриотического
воспитания, то в своей работе школа 258 использует наряду с
традиционными формами – инновационные (нестандартные)
массового
охвата
обучающихся
для
патриотического
воспитания:
Это:
-
проведение концертов с праздничными программамам,
литературно-музыкальными
композициями
в
КДЦ
«ИЖОРСКИЙ»
для
ветеранов
труда
Ижорского
завода,
тружеников тыла, детей Великой Отечественной войны!
- единые Уроки Мужества «Отечества славные сыны»;
- Выездные сборы школьные «Мы в команде РДШ»
-
квест-игры
«Бегом
по
Колпино»,
военно-спортивные
состязания и игры «Огненные километры»;
-
проведение
митингов
у
мемориала
«Элемента
противотанкового заграждения переднего края Обороны Колпино»,
находящейся на территории школы, и всегда участие в митингах
города воинской Славы;
- Акции (Акция представляет собой большое комплексное
мероприятие и/или комплекс мероприятий, объединённых одной
целью
и
тематикой),
социально-значимое
событие,
продолжительность которого зависит от поставленных задач.
ГБОУ школа № 258 СПб. 2021-2022 уч.г.
Для того чтобы придать значимость проводимой акции и
получить
от
нее
не
только
общественный
резонанс,
но
и
воспитательный
результат,
необходимо
действовать
целенаправленно и отслеживать содержание, а также организацию
проводимых в период акции мероприятий.
Акция должна проходить ярко, чтобы в душе каждого юного
патриота остался след:
- «От сердца к сердцу»
- массовое (хоровое) исполнение песен «Поют города воинской
славы»
- «Ленинградская гвоздика Памяти» (к 27 января)
- «Гвоздика Победы» (к 9 Мая)
- «Свеча Памяти»
- «Вахта памяти»;
- «Синий платочек»
линейки, посвященные памятным датам истории и др
Проведение
подобных
мероприятий
не
может
оставить
молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю
старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И
подтверждением этого является всё возрастающее число молодых
людей, желающих принять активное участие в организации и
проведении патриотических мероприятий.
Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив
положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа
помогает
раскрыть
индивидуальные
особенности
каждого
из
учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке. Включать
старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и
полезно. Это обогащает их личный опыт. Патриотизм тесно
переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием,
поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.
Проведение массовых мероприятий способствует расширению
кругозора детей и подростков, формированию чувства приобщения
ГБОУ школа № 258 СПб. 2021-2022 уч.г.
к жизни страны и мирового сообщества целью которых является
дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных
исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.