Автор: Куптелеуова Альбина Жумагуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Крутовская ООШ"
Населённый пункт: село Крутое, Астраханская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах."
Раздел: начальное образование
Цель: научить детей слышать звучащее
слово, каждый звук в отдельности и
позицию этого звука; уметь производить
звуковой анализ слова;
1.
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные
:
бер
.
г
,
в
.
кзал
,
з
.
мл
.
ника
,
ж
.
лез
.,
г
.
рох
, .
сина
,
уч
.
ник
,
пл
.
ток
,
с
.
рень
,
с
.
пог
,
к
.
пуста
, .
рех
.
2.
Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими
согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце
слова:
завтрак
,
народ
,
адрес
,
рисунок
,
морковь
,
портрет
,
багаж
,
карандаш
,
салют
,
овёс
,
билет
,
язык
.
3.
Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте
пропущенные буквы, поставьте знак ударения:
г
.
рой
,
адр
.
с
,
ур
.
жай
,
р
.
кета
,
ябл
.
к
.,
п
.
нал
,
т
.
пор
,
п
.
суда
,
б
.
лот
..
4.
Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
5.
Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором,
третьем слоге.
6.
Игра «Из каких слов выпали гласные?».
д
.
р
.
вн
.
п
.
ртр
.
т
м
.
л
.
т
.
к
с
.
л
.
м
.
Зябнут ноги, щиплет нос
Старый дедушка …/
мороз
/
Живут коровы далеко.
Дают всем детям…/
молоко
/
Есть у нее четыре шины.
А называется…/
машина
/
Растет в лесу, как и калина
Наивкуснейшая…/
малина
/
Цель: развитие орфографической
зоркости учащихся
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную
гласную, поставь ударение.
Цв
_
ток
,
л
_
сица
,
в
_
да
,
к
_
рова
,
м
..
дведь
,
м
_
док
,
з
яц
,
зв
_
рек
,
с
_
бака
.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель
,
огурец
,
помидор
,
овощ
,
морковь
,
огород
.
Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой
нужно запомнить.
Помидор
,
шубка
,
жираф
,
морковь
,
моряк
,
огород
,
дуб
,
картофель
,
ковер
,
огурец
,
молодец
,
овощ
,
гнездо
.
Спиши, исправляя ошибки.
Весь
день
отец
агародничал
:
сажал
капустную
рассаду
,
полол
траву
на
грядках
,
обрезал
засохшие
ветки
малины
.
В
середине
сентября
начинают
копать
картофель
.
Пусто
было
в
агароде
:
ни
морковки
,
ни
огурчика
.
Фрукты
и
оващи
перед
едой
мойте
горячей
водой
.
Цели:
совершенствование умения распознавать и подбирать
однокоренные слова,
углубление представления у учащихся о
словообразовательной роли приставок и суффиксов,
формирование умения разбирать слова по составу,
развитие умения точно употреблять в письменной речи
словарные слова с приставками и суффиксами.
Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи
чего они образовались.
Огород
,
овощ
,
картофель
,
огурец
,
помидор
,
морковь
.
Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом
-н-.
Огород
,
овощ
,
картофель
,
огурец
,
помидор
,
морковь
Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Помидор
,
помидорчик
,
помидорина
,
помидорчики
,
помидорный
.
Огурец
,
огурчик
,
огуречник
,
огурцы
,
огуречный
.
Огородик
,
огородник
,
огород
,
огородничать
,
огородники
,
огородишко
.
Морковь
,
морковка
,
морковник
,
морковки
,
морковный
.
.
Цель:
осознание учащимися морфологического
строя русского языка.
Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из
словаря, отвечающие на вопрос к т о?
...
на
ухо
наступил
.
Слово
–
не
...,
вылетит
–
не
поймаешь
.
Составьте предложения, правильно подбирая предлоги.
Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж
существительного.
Дети
читали
книги
... (
космонавт
).
Заяц
быстро
нёсся
... (
лес
).
Подберите к словарным словам однокоренные слова разных
частей речи.
адрес
(
адресный
,
адресок
,
адресовать
)
ветер
(
ветерок
,
ветреный
,
обветрить
)
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Определите склонения существительных.
интересный
случай
берёзовая
аллея
Цели:
закрепить те теоретические сведения, которые
дети получили по синтаксису, показать
школьникам роль языковых единиц в речи, в
общении между людьми,
помочь разобраться в структуре несложных по
своему построению и составу словосочетаний и
предложений,
сознательно составлять словосочетания и
предложения.
Составьте предложение с данными словами.
ветер
,
капуста
,
осина
,
товарищ
Составьте предложения с данными
словосочетаниями.
веселый
праздник
,
красивая
одежда
,
детский
рисунок
,
узкая
лестница
К данным словам подбери подходящее по смыслу
слово из словаря.
Трусливый
...,
безрогая
....
рыжая
...,
косолапый
...,
охотничья
...
Составь предложение
с одним из словосочетаний.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
Хорош
... –
белый
,
а
охотник
–
смелый
.
...
черна
,
да
молоко
у
нее
бело
.
Цель:
учить объяснять значения слов как
прямые, так и переносные, выяснять
многозначность слов, разбираться в
отношениях между синонимами и
антонимами, составлять с ними
словосочетания и предложения.
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими
словами.
Голодная
мычит
,
сытая
жует
,
всем
ребятам
молоко
дает
.
В
лесу
живет
,
кур
крадет
.
С
хозяином
дружит
,
дом
сторожит
,
живет
под
крылечком
,
а
хвостик
колечком
.
Замените предложение одним словарным словом.
Составьте с этим словом свое предложение,
Крупный
хищный
зверь
,
с
длинной
густой
шерстью
и
короткими
толстыми
ногами
.
Хвост
пушистый
,
мех
золотистый
.
Бросать
слова
на
ветер
(говорить впустую,
необдуманно).
Галопом
по
Европе
(поверхностно,
несерьёзно).
Держать
язык
за
зубами
(молчать, не
говорить лишнего).
Ждать
у
моря
погоды
(надеяться на что-
либо, самостоятельно ничего не
предпринимать).
Обвести
вокруг
пальца
(обмануть).
Результативность