Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах."


Автор: Куптелеуова Альбина Жумагуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Крутовская ООШ"
Населённый пункт: село Крутое, Астраханская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах."
Раздел: начальное образование





Назад




Цель: научить детей слышать звучащее

слово, каждый звук в отдельности и

позицию этого звука; уметь производить

звуковой анализ слова;

1.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные

:

бер

.

г

,

в

.

кзал

,

з

.

мл

.

ника

,

ж

.

лез

.,

г

.

рох

, .

сина

,

уч

.

ник

,

пл

.

ток

,

с

.

рень

,

с

.

пог

,

к

.

пуста

, .

рех

.

2.

Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими

согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце

слова:

завтрак

,

народ

,

адрес

,

рисунок

,

морковь

,

портрет

,

багаж

,

карандаш

,

салют

,

овёс

,

билет

,

язык

.

3.

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте

пропущенные буквы, поставьте знак ударения:

г

.

рой

,

адр

.

с

,

ур

.

жай

,

р

.

кета

,

ябл

.

к

.,

п

.

нал

,

т

.

пор

,

п

.

суда

,

б

.

лот

..

4.

Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

5.

Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором,

третьем слоге.

6.

Игра «Из каких слов выпали гласные?».

д

.

р

.

вн

.

п

.

ртр

.

т

м

.

л

.

т

.

к

с

.

л

.

м

.

Зябнут ноги, щиплет нос

Старый дедушка …/

мороз

/

Живут коровы далеко.

Дают всем детям…/

молоко

/

Есть у нее четыре шины.

А называется…/

машина

/

Растет в лесу, как и калина

Наивкуснейшая…/

малина

/

Цель: развитие орфографической

зоркости учащихся

Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную

гласную, поставь ударение.

Цв

_

ток

,

л

_

сица

,

в

_

да

,

к

_

рова

,

м

..

дведь

,

м

_

док

,

з

яц

,

зв

_

рек

,

с

_

бака

.

Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Картофель

,

огурец

,

помидор

,

овощ

,

морковь

,

огород

.

Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой

нужно запомнить.

Помидор

,

шубка

,

жираф

,

морковь

,

моряк

,

огород

,

дуб

,

картофель

,

ковер

,

огурец

,

молодец

,

овощ

,

гнездо

.

Спиши, исправляя ошибки.

Весь

день

отец

агародничал

:

сажал

капустную

рассаду

,

полол

траву

на

грядках

,

обрезал

засохшие

ветки

малины

.

В

середине

сентября

начинают

копать

картофель

.

Пусто

было

в

агароде

:

ни

морковки

,

ни

огурчика

.

Фрукты

и

оващи

перед

едой

мойте

горячей

водой

.

Цели:

совершенствование умения распознавать и подбирать

однокоренные слова,

углубление представления у учащихся о

словообразовательной роли приставок и суффиксов,

формирование умения разбирать слова по составу,

развитие умения точно употреблять в письменной речи

словарные слова с приставками и суффиксами.

Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи

чего они образовались.

Огород

,

овощ

,

картофель

,

огурец

,

помидор

,

морковь

.

Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом

-н-.

Огород

,

овощ

,

картофель

,

огурец

,

помидор

,

морковь

Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Помидор

,

помидорчик

,

помидорина

,

помидорчики

,

помидорный

.

Огурец

,

огурчик

,

огуречник

,

огурцы

,

огуречный

.

Огородик

,

огородник

,

огород

,

огородничать

,

огородники

,

огородишко

.

Морковь

,

морковка

,

морковник

,

морковки

,

морковный

.

.

Цель:

осознание учащимися морфологического

строя русского языка.

Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из

словаря, отвечающие на вопрос к т о?

...

на

ухо

наступил

.

Слово

не

...,

вылетит

не

поймаешь

.

Составьте предложения, правильно подбирая предлоги.

Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж

существительного.

Дети

читали

книги

... (

космонавт

).

Заяц

быстро

нёсся

... (

лес

).

Подберите к словарным словам однокоренные слова разных

частей речи.

адрес

(

адресный

,

адресок

,

адресовать

)

ветер

(

ветерок

,

ветреный

,

обветрить

)

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Определите склонения существительных.

интересный

случай

берёзовая

аллея

Цели:

закрепить те теоретические сведения, которые

дети получили по синтаксису, показать

школьникам роль языковых единиц в речи, в

общении между людьми,

помочь разобраться в структуре несложных по

своему построению и составу словосочетаний и

предложений,

сознательно составлять словосочетания и

предложения.

Составьте предложение с данными словами.

ветер

,

капуста

,

осина

,

товарищ

Составьте предложения с данными

словосочетаниями.

веселый

праздник

,

красивая

одежда

,

детский

рисунок

,

узкая

лестница

К данным словам подбери подходящее по смыслу

слово из словаря.

Трусливый

...,

безрогая

....

рыжая

...,

косолапый

...,

охотничья

...

Составь предложение

с одним из словосочетаний.

Восстанови пословицы, используя словарные слова.

Хорош

... –

белый

,

а

охотник

смелый

.

...

черна

,

да

молоко

у

нее

бело

.

Цель:

учить объяснять значения слов как

прямые, так и переносные, выяснять

многозначность слов, разбираться в

отношениях между синонимами и

антонимами, составлять с ними

словосочетания и предложения.

Отгадай загадки и составь словосочетания с этими

словами.

Голодная

мычит

,

сытая

жует

,

всем

ребятам

молоко

дает

.

В

лесу

живет

,

кур

крадет

.

С

хозяином

дружит

,

дом

сторожит

,

живет

под

крылечком

,

а

хвостик

колечком

.

Замените предложение одним словарным словом.

Составьте с этим словом свое предложение,

Крупный

хищный

зверь

,

с

длинной

густой

шерстью

и

короткими

толстыми

ногами

.

Хвост

пушистый

,

мех

золотистый

.

Бросать

слова

на

ветер

(говорить впустую,

необдуманно).

Галопом

по

Европе

(поверхностно,

несерьёзно).

Держать

язык

за

зубами

(молчать, не

говорить лишнего).

Ждать

у

моря

погоды

(надеяться на что-

либо, самостоятельно ничего не

предпринимать).

Обвести

вокруг

пальца

(обмануть).

Результативность



В раздел образования