Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогика и искусство танца"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Педагогика и искусство танца»
Автор:
Куликова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»
Санкт-Петербург
2021г.
«…в первую очередь учить танцевать тех,
кто хочет, но так, чтобы каждый захотел…»
Труд танцевального педагога есть целый мир мудрого и вечного, и, как результат, на
сцене – сердца и души артистов, в зрительном зале - человеческие судьбы, и все сливается в
единую гармонию режиссерского замысла.
Учительство - это искусство и труд, сравнимый с трудом писателя или композитора,
но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музы-
ку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую, личным примером,
своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Педагог - не только профессия,
суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения че-
ловека в человеке. Это очень важные идеи, о которых я много размышляю, каждый раз пере-
ступая порог танцевального зала в ЦИ «Эдельвейс»
Приморского района г. Санкт Петербур-
га.
На сегодняшний день в коллективе, где я работаю, занимается более 700 детей в возрасте
от 4 до 18 лет. Коллектив позиционирует себя как коллектив нового поколения, где, бережно
сохраняя традиции хореографии, идёт поиск новых путей ее развития и совершенствования.
Я и мои коллеги смотрим на хореографию шире, чем просто на досуг или физкультуру, и
стараемся не просто научить танцевать, а дать детям широкий спектр знаний об истории хо-
реографического искусства, национальных традициях разных народов, а также сформировать
художественный вкус и развить личностные качества каждого ребенка.
Я убеждена, что обучение и воспитание могут существовать только в неразрывной
связи. И наша задача — так организовать творческий процесс в коллективе, чтобы дать воз-
можность каждому научиться быть ответственным, честным, целеустремленным, миролюби-
вым, не бояться трудностей и преодолевать любые преграды, с уверенностью смотреть в зав-
трашний день.
Наши воспитанники смогли раскрыть свои таланты и получить бесценный опыт вы-
ступлений на больших концертных площадках. Многие районные и городские праздники
уже невозможно представить без этих юных артистов. Я счастлива, что во всех достижениях
мы стремимся быть актуальными, активными, общественно - значимыми, современными и в
этом есть частица моей души, моего труда и жизненного опыта.
2
Сегодня, в условиях ужесточившейся жизни, проникновения коммерциализации в ду-
ховную сферу, размывания нравственных критериев и усилившейся межнациональной роз-
ни, в воспитании ребенка важно опираться на нравственные основы жизни, на сохранение
человеческого в наших детях. Я считаю необходимостью формирование общей культуры,
опирающейся на национальную самоидентификацию и принципы интернационализма. Я, че-
рез обучение танцам разных народов, хочу заложить нравственные основы, которые будут их
внутренним стержнем и сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям. Я хочу
научить их правилам общения и умению жить среди людей.
В процессе работы и постоянного самообразования каждый педагог пропускает через
себя опыт многих педагогических поколений и создает свой собственный подход, в котором
есть и традиция, и новаторство, и креативность личности. Я сейчас говорю о педагогическом
творчестве. Я советую обратиться к работам Виктора Абрамовича Кан-Калика «Педагогиче-
ская деятельность как творческий процесс», «Грамматика общения» и др., где он говорит о
творческом процессе в педагогике, как о личностном, включающем в себя органичное взаи-
модействие творческого процесса педагога и ученика.
«Творческий процесс педагога
рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного мно-
жества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педа-
гогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной пе-
дагогической индивидуальности, не стандартные педагогические решения, опосредованные
особенностями педагогического воздействия».
Педагог должен уметь видеть педагогический процесс целостно, знать все факторы,
определяющие его результативность и осуществлять осознанный выбор оптимальных вари-
антов обучения для конкретных условий. Здесь проявляются и профессионализм, и мастер-
ство, и новаторство, и артистизм, если хотите…
Педагог-профессионал способен увидеть педагогическую задачу, самостоятельно
сформулировать ее, проанализировать сложившуюся ситуацию и найти наиболее эффектив-
ные средства решения.
Педагог-мастер может привнести в учебный процесс все новое, что накоплено в тео-
рии и практике с учетом специфики конкретных педагогических обстоятельств. Развитое пе-
дагогическое самосознание способствует приобретению своего собственного индивидуаль-
ного стиля работы.
Педагог-новатор достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально
меняя педагогическую действительность. Его кредо — формировать творческую направлен-
ность обучаемого. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей
каждого ученика. Педагог-новатор — всегда педагог-стратег, умеющий организовать доста-
3
точно развитую систему обратной связи и адаптации, как самого себя, так и эволюционное
развитие коллектива учащихся через продуктивное общение.
Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на
свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им
научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедли-
вости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от
актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнооб-
разные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных
ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, форми-
рующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не толь-
ко внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества. Я с
большим уважением отношусь к родителям своих воспитанников. Они выбрали именно наш
коллектив, а, значит, мы совместно сделаем все возможное, чтобы дети получили лучшее
из того, что может дать искусство танца и совместное творчество. Опираясь на взаимопони-
мание в тандеме «преподаватели-дети-родители», можно достигать очень высоких результа-
тов. Родители – наши первые помощники. Самое приятное – это видеть, что и родители увле-
чены тем же, чем их ребёнок. Вместе с ним они трудятся, радуются и переживают! В таком
единении сила и успех!
В этой связи можно выделить профессионально-важные качества личности необходимые,
по моему мнению, современному педагогу. Это - гражданская ответственность, коммуника-
тивность, социальная активность, любовь к детям, высокая духовная и общая культура, по-
требность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессио-
нальная компетентность и креативность, работоспособность, компьютерная подготовлен-
ность, доброта, тактичность.
Опираясь на свой небольшой педагогический опыт, я ориентируюсь на лучшие образ-
цы хореографического и педагогического искусства, которыми так богата в первую очередь
русская и мировая культура в целом. Постоянное совершенствование методик преподавания
делает работу педагога более систематизированной, а занятия для детей насыщенными и ин-
тересными.
Добиться положительных результатов в хореографии можно только при условии, что
работа ведется с раннего возраста, систематически и целенаправленно, с использованием
различных форм, средств и методов воспитательного воздействия и в сотрудничестве с роди-
телями. Нередкий факт поведения современных детей – равнодушие, а порой черствое и же-
стокое отношение к окружающему миру и друг к другу. Поэтому, моя задача посеять доброе
зерно взаимоотношений, которое впоследствии, составит основу нравственной личности. До-
4
бро - есть корень всех благородных качеств. Каждое занятие начинается с эмоционального
настроя, позволяющего педагогу, с одной стороны увидеть эмоциональную настроенность
детей, а с другой – проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориен-
тировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать тем са-
мым эмоционально – положительную основу занятия, в которой мы начинаем совместное
творчество. А творчество может быть разным, от простого разучивания танцевальных эле-
ментов, до крупных танцевальных постановок и сводных репетиций.
Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни,
выражение своего отношения к образному исполнению, полет мысли, сила воображения,
опирающегося на знания и навыки, которые формирует педагог. Здесь очень важно то, как
он это делает.
Сказка – есть форма выражения народной мудрости, к которой может прикоснуться
детское сознание. Из них ребенок черпает множество познаний: представление о времени и
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, с традициями разных наро-
дов. Сказка помогает разобраться в таких понятиях, как добро и зло, дружба и предательство,
искренность и лесть и т. д. Занятия проводятся в интересной, увлекательной, постоянно ме-
няющейся форме (путешествие на ковре – самолете, поиски пропавшего героя сказки по его
следам, составление гороскопа на сказочного героя…);
Игра помогает мне разнообразить форму занятий. Она активизирует чувства и отно-
шение ребенка, его представление об окружающем мире. В игре дети учатся общению, взаи-
модействию друг с другом, учатся сопереживать и сорадоваться, познают на практике значе-
ние простых понятий: хорошо – плохо. Часто игра исполняет роль упражнения, соревнова-
ния. Применяя на занятиях игровую технологию, дети учатся управлять собственным пове-
дением в различных жизненных ситуациях и учатся находить нестандартные решения, учат-
ся владеть своим телом и тренируют его, не замечая нагрузки. Использование подвижных и
музыкальных игр, а также других игровых приемов, позволяет на всех занятиях обеспечить
необходимую для детей этого возраста смену видов деятельности.
Занятия требуют со стороны педагога высокой эмоциональности и самоотдачи. Поэто-
му на занятиях я ориентируюсь на личное своеобразие каждого ребенка.
При организации и проведении занятий использую следующие принципы:
- принцип развивающей среды: ярко, доступно, интересно; я играю, творю, отдыхаю;
- принцип гармонии, познания и творчества;
- принципы систематичности и последовательности;
- принцип вариативности, динамичности, разнообразия видов деятельности и форм работы с
детьми;
5
- принцип сотрудничества (ребенок активный участник образовательного процесса); прин-
цип конструктивности (образовательный процесс направлен на поиск совершенствования и
развития ребенка).
Одним из важнейших методов работы с детьми является метод наглядности. На заня-
тии используется конкретные материалы: литературный материал (сказки), видеофильмы,
иллюстрации, фотографии, новые компьютерные технологии, позволяющие делать видео-
съемку и сразу показывать ее исполнителям.
Затем я организую наблюдение, рассматривание и обсуждение, беседу. При этом важ-
но побудить ребенка к сопереживанию, к способности сформулировать, и по-доброму, вы-
сказать свое мнение, тем самым, воспитывая чувство доброты, сострадания, справедливости,
любви к танцу и общему делу.
Наблюдение за детьми в этот момент позволяет выявить присущее каждому ребенку
особенности поступков, интересов, отношений с окружающими. Свободная комфортная об-
становка, создаваемая на занятиях, способствует естественному раскованному поведению де-
тей, проявлению их истинных чувств.
Поэтому на занятиях организуются различные формы общения:
- деловое (дети получают знания: что, почему и как надо делать);
- познавательное (дети получают новую информацию о предмете и устанавливают
связи между ними);
- личностное (потребность ребенка во взаимоотношении и сопереживании). Проводя
наблюдения, анализируя результаты, педагог получает возможность предусмотреть зону
ближайшего развития для всей группы в целом и каждого ребенка в отдельности.
В
своей
работе
придерживаюсь
заповедей:
• Принимать ребёнка таким, каков он есть. Моя исходная позиция, как педагога, в этом во-
просе – доверие, опора на имеющийся у ребёнка потенциал, поиск и развитие его дарований,
способностей.
• Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Быть справедливым –
это значит увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребёнка.
• «Лучший пример – это личный пример!» Быть примером для детей в жизни и поступках, в
любви к танцу, к культурным традициям своего народа, увлечённости творчеством.
• Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.
• Неталантливых детей не бывает.
• Тот, кто творит и умеет любить, не способен вершить зло.
6
Самое заветное для меня желание, чтобы у моих воспитанников был добрый ум и мудрое
сердце в стройном, сильном и здоровом теле.
Сеять «зёрна доброты» - честность и благородство, великодушие, любовь к своей Ро-
дине, уважение к другим народам и их культурным традициям – благородное дело.
«Кем быть?» - рано или поздно каждый определит сам. А вот каким быть? - на этот вопрос
ответ найдешь не сразу. Мои воспитанники, знают - самая главная в мире профессия - Быть
Человеком на Земле. Я - начальная маленькая ступенька в их жизни, но необходимая для
того, чтобы подняться выше.
Вывод прост: чем раньше ребенок погрузится в атмосферу любви и доброты в семье,
на занятиях, в общении с окружающими, тем успешнее он будет себя реализовывать во всех
сферах деятельности и жить в гармонии с собой и окружающим миром. А танец станет для
него естественным проявлением эмоций и чувств, для кого – то профессией, для кого – то
увлечением на всю жизнь.
7