Напоминание

"Педагогика и искусство танца"


Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогика и искусство танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Педагогика и искусство танца»

Автор:

Куликова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»

Санкт-Петербург

2021г.

«…в первую очередь учить танцевать тех,

кто хочет, но так, чтобы каждый захотел…»

Труд танцевального педагога есть целый мир мудрого и вечного, и, как результат, на

сцене – сердца и души артистов, в зрительном зале - человеческие судьбы, и все сливается в

единую гармонию режиссерского замысла.

Учительство - это искусство и труд, сравнимый с трудом писателя или композитора,

но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музы-

ку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую, личным примером,

своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Педагог - не только профессия,

суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения че-

ловека в человеке. Это очень важные идеи, о которых я много размышляю, каждый раз пере-

ступая порог танцевального зала в ЦИ «Эдельвейс»

Приморского района г. Санкт Петербур-

га.

На сегодняшний день в коллективе, где я работаю, занимается более 700 детей в возрасте

от 4 до 18 лет. Коллектив позиционирует себя как коллектив нового поколения, где, бережно

сохраняя традиции хореографии, идёт поиск новых путей ее развития и совершенствования.

Я и мои коллеги смотрим на хореографию шире, чем просто на досуг или физкультуру, и

стараемся не просто научить танцевать, а дать детям широкий спектр знаний об истории хо-

реографического искусства, национальных традициях разных народов, а также сформировать

художественный вкус и развить личностные качества каждого ребенка.

Я убеждена, что обучение и воспитание могут существовать только в неразрывной

связи. И наша задача — так организовать творческий процесс в коллективе, чтобы дать воз-

можность каждому научиться быть ответственным, честным, целеустремленным, миролюби-

вым, не бояться трудностей и преодолевать любые преграды, с уверенностью смотреть в зав-

трашний день.

Наши воспитанники смогли раскрыть свои таланты и получить бесценный опыт вы-

ступлений на больших концертных площадках. Многие районные и городские праздники

уже невозможно представить без этих юных артистов. Я счастлива, что во всех достижениях

мы стремимся быть актуальными, активными, общественно - значимыми, современными и в

этом есть частица моей души, моего труда и жизненного опыта.

2

Сегодня, в условиях ужесточившейся жизни, проникновения коммерциализации в ду-

ховную сферу, размывания нравственных критериев и усилившейся межнациональной роз-

ни, в воспитании ребенка важно опираться на нравственные основы жизни, на сохранение

человеческого в наших детях. Я считаю необходимостью формирование общей культуры,

опирающейся на национальную самоидентификацию и принципы интернационализма. Я, че-

рез обучение танцам разных народов, хочу заложить нравственные основы, которые будут их

внутренним стержнем и сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям. Я хочу

научить их правилам общения и умению жить среди людей.

В процессе работы и постоянного самообразования каждый педагог пропускает через

себя опыт многих педагогических поколений и создает свой собственный подход, в котором

есть и традиция, и новаторство, и креативность личности. Я сейчас говорю о педагогическом

творчестве. Я советую обратиться к работам Виктора Абрамовича Кан-Калика «Педагогиче-

ская деятельность как творческий процесс», «Грамматика общения» и др., где он говорит о

творческом процессе в педагогике, как о личностном, включающем в себя органичное взаи-

модействие творческого процесса педагога и ученика.

«Творческий процесс педагога

рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного мно-

жества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педа-

гогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной пе-

дагогической индивидуальности, не стандартные педагогические решения, опосредованные

особенностями педагогического воздействия».

Педагог должен уметь видеть педагогический процесс целостно, знать все факторы,

определяющие его результативность и осуществлять осознанный выбор оптимальных вари-

антов обучения для конкретных условий. Здесь проявляются и профессионализм, и мастер-

ство, и новаторство, и артистизм, если хотите…

Педагог-профессионал способен увидеть педагогическую задачу, самостоятельно

сформулировать ее, проанализировать сложившуюся ситуацию и найти наиболее эффектив-

ные средства решения.

Педагог-мастер может привнести в учебный процесс все новое, что накоплено в тео-

рии и практике с учетом специфики конкретных педагогических обстоятельств. Развитое пе-

дагогическое самосознание способствует приобретению своего собственного индивидуаль-

ного стиля работы.

Педагог-новатор достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально

меняя педагогическую действительность. Его кредо — формировать творческую направлен-

ность обучаемого. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей

каждого ученика. Педагог-новатор — всегда педагог-стратег, умеющий организовать доста-

3

точно развитую систему обратной связи и адаптации, как самого себя, так и эволюционное

развитие коллектива учащихся через продуктивное общение.

Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на

свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им

научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедли-

вости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от

актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнооб-

разные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных

ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, форми-

рующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не толь-

ко внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества. Я с

большим уважением отношусь к родителям своих воспитанников. Они выбрали именно наш

коллектив, а, значит, мы совместно сделаем все возможное, чтобы дети получили лучшее

из того, что может дать искусство танца и совместное творчество. Опираясь на взаимопони-

мание в тандеме «преподаватели-дети-родители», можно достигать очень высоких результа-

тов. Родители – наши первые помощники. Самое приятное – это видеть, что и родители увле-

чены тем же, чем их ребёнок. Вместе с ним они трудятся, радуются и переживают! В таком

единении сила и успех!

В этой связи можно выделить профессионально-важные качества личности необходимые,

по моему мнению, современному педагогу. Это - гражданская ответственность, коммуника-

тивность, социальная активность, любовь к детям, высокая духовная и общая культура, по-

требность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессио-

нальная компетентность и креативность, работоспособность, компьютерная подготовлен-

ность, доброта, тактичность.

Опираясь на свой небольшой педагогический опыт, я ориентируюсь на лучшие образ-

цы хореографического и педагогического искусства, которыми так богата в первую очередь

русская и мировая культура в целом. Постоянное совершенствование методик преподавания

делает работу педагога более систематизированной, а занятия для детей насыщенными и ин-

тересными.

Добиться положительных результатов в хореографии можно только при условии, что

работа ведется с раннего возраста, систематически и целенаправленно, с использованием

различных форм, средств и методов воспитательного воздействия и в сотрудничестве с роди-

телями. Нередкий факт поведения современных детей – равнодушие, а порой черствое и же-

стокое отношение к окружающему миру и друг к другу. Поэтому, моя задача посеять доброе

зерно взаимоотношений, которое впоследствии, составит основу нравственной личности. До-

4

бро - есть корень всех благородных качеств. Каждое занятие начинается с эмоционального

настроя, позволяющего педагогу, с одной стороны увидеть эмоциональную настроенность

детей, а с другой – проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориен-

тировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать тем са-

мым эмоционально – положительную основу занятия, в которой мы начинаем совместное

творчество. А творчество может быть разным, от простого разучивания танцевальных эле-

ментов, до крупных танцевальных постановок и сводных репетиций.

Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни,

выражение своего отношения к образному исполнению, полет мысли, сила воображения,

опирающегося на знания и навыки, которые формирует педагог. Здесь очень важно то, как

он это делает.

Сказка – есть форма выражения народной мудрости, к которой может прикоснуться

детское сознание. Из них ребенок черпает множество познаний: представление о времени и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, с традициями разных наро-

дов. Сказка помогает разобраться в таких понятиях, как добро и зло, дружба и предательство,

искренность и лесть и т. д. Занятия проводятся в интересной, увлекательной, постоянно ме-

няющейся форме (путешествие на ковре – самолете, поиски пропавшего героя сказки по его

следам, составление гороскопа на сказочного героя…);

Игра помогает мне разнообразить форму занятий. Она активизирует чувства и отно-

шение ребенка, его представление об окружающем мире. В игре дети учатся общению, взаи-

модействию друг с другом, учатся сопереживать и сорадоваться, познают на практике значе-

ние простых понятий: хорошо – плохо. Часто игра исполняет роль упражнения, соревнова-

ния. Применяя на занятиях игровую технологию, дети учатся управлять собственным пове-

дением в различных жизненных ситуациях и учатся находить нестандартные решения, учат-

ся владеть своим телом и тренируют его, не замечая нагрузки. Использование подвижных и

музыкальных игр, а также других игровых приемов, позволяет на всех занятиях обеспечить

необходимую для детей этого возраста смену видов деятельности.

Занятия требуют со стороны педагога высокой эмоциональности и самоотдачи. Поэто-

му на занятиях я ориентируюсь на личное своеобразие каждого ребенка.

При организации и проведении занятий использую следующие принципы:

- принцип развивающей среды: ярко, доступно, интересно; я играю, творю, отдыхаю;

- принцип гармонии, познания и творчества;

- принципы систематичности и последовательности;

- принцип вариативности, динамичности, разнообразия видов деятельности и форм работы с

детьми;

5

- принцип сотрудничества (ребенок активный участник образовательного процесса); прин-

цип конструктивности (образовательный процесс направлен на поиск совершенствования и

развития ребенка).

Одним из важнейших методов работы с детьми является метод наглядности. На заня-

тии используется конкретные материалы: литературный материал (сказки), видеофильмы,

иллюстрации, фотографии, новые компьютерные технологии, позволяющие делать видео-

съемку и сразу показывать ее исполнителям.

Затем я организую наблюдение, рассматривание и обсуждение, беседу. При этом важ-

но побудить ребенка к сопереживанию, к способности сформулировать, и по-доброму, вы-

сказать свое мнение, тем самым, воспитывая чувство доброты, сострадания, справедливости,

любви к танцу и общему делу.

Наблюдение за детьми в этот момент позволяет выявить присущее каждому ребенку

особенности поступков, интересов, отношений с окружающими. Свободная комфортная об-

становка, создаваемая на занятиях, способствует естественному раскованному поведению де-

тей, проявлению их истинных чувств.

Поэтому на занятиях организуются различные формы общения:

- деловое (дети получают знания: что, почему и как надо делать);

- познавательное (дети получают новую информацию о предмете и устанавливают

связи между ними);

- личностное (потребность ребенка во взаимоотношении и сопереживании). Проводя

наблюдения, анализируя результаты, педагог получает возможность предусмотреть зону

ближайшего развития для всей группы в целом и каждого ребенка в отдельности.

В

своей

работе

придерживаюсь

заповедей:

• Принимать ребёнка таким, каков он есть. Моя исходная позиция, как педагога, в этом во-

просе – доверие, опора на имеющийся у ребёнка потенциал, поиск и развитие его дарований,

способностей.

• Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Быть справедливым –

это значит увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребёнка.

• «Лучший пример – это личный пример!» Быть примером для детей в жизни и поступках, в

любви к танцу, к культурным традициям своего народа, увлечённости творчеством.

• Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.

• Неталантливых детей не бывает.

• Тот, кто творит и умеет любить, не способен вершить зло.

6

Самое заветное для меня желание, чтобы у моих воспитанников был добрый ум и мудрое

сердце в стройном, сильном и здоровом теле.

Сеять «зёрна доброты» - честность и благородство, великодушие, любовь к своей Ро-

дине, уважение к другим народам и их культурным традициям – благородное дело.

«Кем быть?» - рано или поздно каждый определит сам. А вот каким быть? - на этот вопрос

ответ найдешь не сразу. Мои воспитанники, знают - самая главная в мире профессия - Быть

Человеком на Земле. Я - начальная маленькая ступенька в их жизни, но необходимая для

того, чтобы подняться выше.

Вывод прост: чем раньше ребенок погрузится в атмосферу любви и доброты в семье,

на занятиях, в общении с окружающими, тем успешнее он будет себя реализовывать во всех

сферах деятельности и жить в гармонии с собой и окружающим миром. А танец станет для

него естественным проявлением эмоций и чувств, для кого – то профессией, для кого – то

увлечением на всю жизнь.

7



В раздел образования