Напоминание

"Применение интерактивных технологий в условиях современного образовательного процесса в ДОО"


Автор: Брыкина Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 27 "Сказка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сысерть
Наименование материала: статья
Тема: "Применение интерактивных технологий в условиях современного образовательного процесса в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение интерактивных технологий в речевом развитии детей

дошкольного возраста в условиях современного образовательного

процесса в ДОО

Использование интерактивных технологий в ДОО является одним из

эффективных

способов

повышения

мотивации

и

индивидуализации

обучения детей, развития у них творческих способностей и создания

благоприятного

эмоционального

фона

и

позволяет

перейти

от

объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,

при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Внедрение

интерактивных

технологий

в

работу

с

детьми

осуществляется

постепенно,

с

учетом

возрастных

особенностей

дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью,

работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка,

карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой

круг, дерево знаний.

Дадим характеристику каждой технологии.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по

желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться,

последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в

парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного

общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно

выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета

учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них

такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг

друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию

начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного

возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у

детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой

технологии составляет последовательное решение каждым участником

одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает

обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с

другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно

динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и

это

стимулирует

общение

между

детьми.

Интерактивная

технология

«Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как

взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы

используется

интерактивная

технология

«Интервью».

Благодаря

использованию

этой

технологии

у

детей

активно

развивается

диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-

ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам

дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы

«в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята

учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг

другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить

проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология

«Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают

ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот

прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со

стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как

улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому

ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать

причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации

и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладения ребенка коммуникативной деятельностью

внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные

навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки –

картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на

дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют

задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, а

дети слушают, анализируют и дают оценку.

Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи по

развитию свободного общения со взрослыми и детьми и всех компонентов

устной

речи

детей;

способствуют

практическому

овладению

воспитанниками нормами речи, а их использование в непосредственной

образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников,

дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на

вопросы темы занятий.

Делая акцент на использование интерактивных методов обучения в

дошкольных образовательных организациях, необходимо использовать

следующие методы:

1. «Мозговая атака (мозговой штурм)» - один из методов, который

способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод

удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже

может

быть

до

10

мин.),

а

через

некоторое

время

собирается

дополнительная информация по поводу принятия решения. Дети -

участники «мозговой

атаки» должны

выразить

все

возможные

невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые

нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

2.

Дидактическая

игра

играет

немаловажную

роль

среди

педагогических

средств

активизации

процесса

обучения.

Цель

дидактической игры - выполнение учащимся действия, аналогичные тем,

которые имеют место в реальной жизни. Главная задача - осуществить

накапливание, актуализацию и трансформацию в знаниях, умениях и

навыках, накопление личного опыта и творческое развитие личности.

Основной принцип - соблюдение определенной структуры и правил игры.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение знаний, умений и

навыков

способствует

системному

и

целостному

овладению

компетенциями как педагогу, так и обучающемуся.

3. Имитационный тренинг. Цель метода - отработка определенных

навыков и умений по работе со всевозможными техническими средствами

и устройствами. Главная задача - имитация определенной ситуации в

которой в качестве "модели" выступает техническое средство. Основной

принцип - 18 сочетание индивидуальной и совместной работы учащихся.

4.Эвристическая

беседа.

Цель

метода

-

путем

искусно

сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждать учеников

прийти к самостоятельному правильному ответу. Главная задача - создать

ситуацию коллективного поиска, в котором происходит обмен мнениями,

предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных

решений, учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи,

активизируя мышление друг друга. Основной принцип - правильное

формулирование и постановка вопросов.

5.Метод проектов. Рекомендуется проводить с дошкольниками

монопроекты,

содержание

которых

ограничивается

рамками

одной

образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются

задачи

из

разных

образовательных

областей

программы.

Темы

монопроектов

по

речевому

развитию

дошкольников

могут

быть

следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «раз – словечко, два –

словечко»

(формировать

у

детей

интерес

к

словотворчеству

и

поэтическому слову); «использование приёмов мнемотехники для развития

монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и

фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из

окружающей жизни); «Путешествие в Читалию» (формировать интерес и

потребность детей в чтении художественной литературы); «Развитие

диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через

изучение

основ

журналистики»

(ознакомление

с

творческими

профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д.,

совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?»

(развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?»

(освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном

общении).

Младшей группе возможно использование краткосрочных мини-

проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций:

«Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в

соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с

правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам

(животным)

найти

мам»

(узнавание,

называние

и

установление

соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними

особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения

с ними) и др.

Проекты

в

средней

группе

предполагают

обязательное

использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий

проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов

для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы,

бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?»,

«Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются

познавательной и социально-нравственной направленностью тематики:

«Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Тайна

третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная

книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и

знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду

или

группе.

Результатом

проектной

деятельности

может

быть

коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей

всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

6. Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа

конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии;

кейс-иллюстрации; фото-кейсы); метод инцидента; метод ситуационно-

ролевых

игр;

метод

разбора

деловой

корреспонденции;

игровое

проектирование; метод дискуссии. Сущностью кейс-технологий является

анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления,

способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является

формой существования мышления, между речью и мышлением существует

единство» (С.Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети:

учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить

свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку

зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в

дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать

помощь.

Кейс-технологии формируют

навыки

коммуникативного

воздействия

детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде;

умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение

адекватно

реагировать

в

возникающих

конфликтных

ситуациях;

обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять

самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной

жизни без затруднений.

7.Микрофон - метод работы, в ходе которого дети вместе с

воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или

игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например,

ребенок

берет

микрофон,

рассказывает

в

нескольких

предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все

высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

8.Вдвоем - метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие

пары

и

выполняют

предложенное

задание,

например,

по

очереди

описывают картину.

9. Цепочка - метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания

и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например,

составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки

в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования

данного метода: первый ребенок называет объект, второй - его свойство,

третий - объект с теми же свойствами. Например, морковь - морковь

сладкая - сладким бывает сахар - сахар белый - белым бывает снег… и т.д.

10.Снежный

ком

-

метод

работы,

в

ходе

которого

дети

объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или

выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность

действий каждого члена группы. Например, строят дом, где заранее

договариваются об очередности действий каждого члена команды и о

цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

11.Показуха - метод работы, в ходе которого предлагается детям

поделиться на команды, каждая из которых загадывает слово и, используя

невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая

должна его отгадать.

12.«А что было бы, если бы…?» - метод работы, в ходе которого

предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например,

«А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы,

если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому

подобное.

13.Сказка наоборот - метод работы, в ходе которого предлагается

детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому,

заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает

задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды,

составленной по-другому. Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них

собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба

варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка

прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется,

баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не

сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

14.Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила

составления синквейна:

- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее

главную идею;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную

мысль;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках

темы;

- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к

теме;

- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря методу синквейна изученный материал приобретает

эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся

соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас;

совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

активизируется

и

развивается

мыслительная

деятельность;

совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-

либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся

определять грамматическую основу предложений.

Кроме

вышеназванных

интерактивных

методов

обучения

дошкольников в практике работы активно используются следующие:

творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и

деловые,

игры-имитации,

игры-соревнования

(старший

дошкольный

возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и

аудиоматериалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и

тому подобное.

Интерактивные игры, упражнения и занятия по формированию

у

старших

дошкольников

речевых

умений

состоит

из

серии

интерактивных игр, упражнений и занятий. Они сгруппированы в 5

блоках:

раз словечко, два словечко (обогащение активного словаря);

веселая грамматика (грамматический строй речи);

таинственный мир звуков (звуковая культура речи);

грамматика фантазии (связная монологическая речь);

радость общения (связная диалогическая речь).

Основной целью представленных игр и упражнений является идея

создания

интерактивной

среды

и

интерактивного

взаимодействия

субъектов образовательного процесса для развития коммуникативно-

речевой

компетентности

детей

дошкольного

возраста.

Обучение

происходит в активном взаимодействии всех детей, включая педагога.

Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-

ориентированному подходу. Они предполагают сообучение, причём и

ребёнок,

и

педагог

являются

субъектом

(носителем

предметно-

практической деятельности, источником активности) образовательного

процесса. При этом педагог часто выступает лишь в роли организатора

процесса, создателя условий для проявления инициативы дошкольников.

Интерактивные

методы

направлены

на

формирование

у

дошкольников новых качеств и умений:

активизируется

индивидуально-интеллектуальная

активность

каждого дошкольника;

развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать

коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность,

создается ситуация успеха);

формируются условия для самообразования, саморазвития личности

каждого ребёнка.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и

интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4

ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем. При

оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно»,

а

говорить:

«интересно»,

«необычно»,

«хорошо»,

«прекрасно»,

«оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит

на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает - он не учится.

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно

используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины

(по А. Кононко): привычка многих воспитателей использовать в работе

объяснительно-иллюстративные,

монологические

методы,

проявлять

конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам

других; недоверие определенной части педагогов к инновационным

диалоговым методам, опасения их; дефицит опыта их эффективного

применения,

активного

самоопределения,

принятия

ответственных

решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то); опасение

выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной,

неумелой; заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;

склонность к чрезмерной критике; неумение быстро переключаться,

приспосабливаться

к

новым

условиям

и

требованиям;

несформированность педагогической рефлексии, способности объективно

себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями

времени.

Необходимость

внедрения

в

образовательный

процесс

интерактивных методов очевидна, поскольку: сегодня, как никогда ранее,

повышаются

требования

к

обновлению

дошкольного

образования

воспитанников;

происходит

дифференциация

и

индивидуализация

образования

дошкольников;

изменяются

требования

к

качеству

дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой

подготовленности,

но

и

элементарной

жизненной

компетенции

выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной

жизни, постоянно их обновлять и обогащать.

Напрямую о применении именно этих методов с детьми младшего и

среднего дошкольного возраста говорить нельзя в связи со спецификой

данного возраста. Здесь нужно начинать с элементов применения методов

мозгового

штурма,

элементов

эвристической

беседы,

развивающие

большинство психических процессов

дошкольника. О полномерном

интерактивном

обучении

можно

говорить,

начиная

со

старшего

дошкольного возраста.



В раздел образования