Автор: Стоянова Валерия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 города Когалыма
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Когалым
Наименование материала: Конспект урока математики в 4 классе
Тема: "Решение логических задач"
Раздел: начальное образование
Конспект урока математики в 4 классе на тему: «Решение
логических задач»
Класс: 4
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема урока: «Решение логических задач».
Цель урока:
научить учащихся решать логические задачи разными
способами.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с логическими задачами для
решения, которых можно использовать таблицы и круги Эйлера-Венна.
Развивающие:
развитие логического мышления с помощью решения
логических задач.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету
математика.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся решать логические задачи разными способами.
Личностные:
уметь
проводить
самооценку
на
основе
критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: научатся определять цели учебной деятельности
самостоятельно, соотносить выполненное задание с образцом учителя.
Познавательные
УУД:
познакомятся
с
новым
математическими
знаниями.
Методы и приёмы: словесный, практический, используется групповая
работа, анализ, логические задачи-шутки, задачи на сообразительность, задачи
для решения, которых можно использовать таблицы и круги Эйлера-Венна.
Формы организации урока: фронтальная, групповая.
Основные понятия: круги Эйлера-Венна.
Ресурсы (оборудование): ноутбук, презентация, тетради, ручки.
Ход урока:
1) Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Учащиеся: приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Учитель: Ребята, как выдумаете, что такое логика?
Учащиеся: учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: Логика-наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.
Наука
здравомыслия.
В любой науке логика служит одним из основных
инструментов.
Учитель: Что помогает развивать логику мышления?
Учащиеся: Логические задачи и задания.
Учитель: Да, правильно.
Учитель: Тема нашего урока «Логика – гимнастика ума».
Учитель: Ребята, сегодня наш урок пройдёт необычно в форме
соревнования. Я предлагаю, вам разделится на группы.
3) Актуализация знаний.
Учитель: Какие задачи вы уже знаете?
Учащиеся: Головоломки, ребусы, кроссворды, задачи рисунки, задачи с
неполным условием, задачи-шутки и т. д.
Учитель: Мы с вами знаем уже так много задач.
Учитель: Сейчас я буду задавать вопросы каждой группе, а ваша задача
дать на них правильный ответ.
Учитель: Сколько солнце раз в году встает? Сколько минут в 3 часах?
Что тяжелее пуд пуха или пуд железа? Когда сутки короче зимой или
летом? Полтора судака стоят полтора рубля, сколько стоят тринадцать судаков?
Сколько 9 в ряду от 1 до 100?
Учащиеся: каждая группа отвечает на вопросы.
Учитель: Молодцы. Вы хорошо справились.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, предлагаю вам решить ещё пару задач, но на этот раз
они будут немного сложнее. Вам нужно как можно быстрее назвать ответ, но
при этом вам нужно объяснить, почему вы выбрали именно этот ответ.
Учитель: 1. "3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и
встретили еще двух товарищей - учеников первой смены. Сколько всего
товарищей шло в школу?"
2. "Рыболов за 2 мин. Поймал 4 рыбки. Сколько таких же рыбок он
поймает за 6 мин?"
3.
Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала
каждая лошадь?
4. Что было завтра, а будет вчера?
5. Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?
6. Если в 11 часов ночи идёт дождь, то возможно ли через 48 часов
солнечная погода?
7. Чтобы сварить 1 кг мяса требуется один час. Сколько времени
потребуется для варки ½ кг мяса?
8. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них?
Учащиеся: отвечают на вопросы.
Учитель: Ребята вы большие молодцы. Очень быстро решили все задачи.
5) Первичная проверка понимания
Учитель: Давайте сейчас попробуем решить задачи, для которых нам
нужно таблица. Такие задачи мы часто встречаем в учебнике по математике.
Учитель: У каждого из трех друзей – Максима, Влада и Сергея живут
котята: серый, чёрный и рыжий. У Максима и Влад живёт не чёрный котёнок.
Серый котёнок живёт не у Максима. Какого цвета котёнок живёт у каждого из
мальчиков?
Учащиеся: решают задачу. Один работает у доски остальные в тетради.
Учитель:
Ребята,
решение
логической
задачи
удобно
объяснить,
используя таблицу. Начать решение нужно с двойного условия. У Максима и
Влада живёт не чёрный котёнок, значит, он может быть только у Сергея.
Серый котёнок живёт не у Максима, значит у Максима – рыжий котенок, а
серый – у Влада.
Учитель: Посмотрите на следующую задачу.
Учитель: Ребята из нашего класса любят спорт. Известно, что 7 ребят
увлекаются хоккеем, 8 человек – лыжами. Из них 3 занимаются и хоккеем и
лыжами. Сколько мальчиков в классе?
Учитель: Эту задачу мы можем решить с помощью кругов Эйлера-Венна.
Учащиеся: решают задачу. Один работает у доски остальные в тетради.
Учитель: Изобразим два множества, так как два вида спорта. В одном я
буду фиксировать друзей, которые увлекаются хоккеем, а в другом – лыжами.
Поскольку некоторые ребята увлекаются и тем и другим видом спорта, то круги
нарисую так, чтобы у них была общая часть. В общей части ставим цифру 3. В
оставшейся части «хоккеистов» круга ставим цифру 4 (7-3=4). В свободной
части «лыжников» круга ставим цифру 5 (8-3=5). А теперь рисунок сам
подсказывает, что всего в классе 4+3+5=12
серый
чёрный
рыжий
Максим
-
-
+
Влад
+
-
-
Сергей
-
+
-
Учитель: Вы хорошо справились с заданиями.
6) Первичное закрепление.
Учитель: Сейчас вам нужно самостоятельно со своей группой решить
задачу. Эта задача имеет несколько способов решений. Вам нужно найти как
можно больше способов рений этой задачи.
Учитель:
К Лене на день рождения пришли гости с подарками.
Получилось так, что подарили только букеты цветов и воздушные шарики.
Шесть гостей подарили только букеты цветов, четыре – воздушные шарики.
Сколько было гостей?
Учащиеся: выполняют работу в группах.
Учитель: Давай проверим, что у вам получилось.
Задача предполагает несколько решений. Поэтому мы точно не знаем,
брал ли кто-нибудь из гостей два подарка.
Решение.
Предполагается,
что
каждый
гость
с
одним
подарком.
Следовательно, гостей 10.
Решение. Предполагается, что 1 из гостей пришел и с шариком, и с
букетом цветов. Следовательно, 6+3=9 гостей.
Решение. Предполагается, что 2 из гостей пришли с двумя подарками.
Следовательно, гостей 8. 4+4.
Решение. Предполагается, что 3 из гостей пришли с двумя подарками.
Следовательно, 6+1=7.
Учитель: Молодцы ребята. Каждая группа постаралась.
6)
Информация
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению.
Учитель: В качестве домашнего задании, я предлагаю вам составить
логическую
задачу-шутку
или
задачи
для
решения,
которых
можно
использовать таблицы и круги Эйлера-Венна.
7) Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся: Что можно решать задачи разными способами.
Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке. Закончите любое из
предложений.
Я научился
Мне удалось
Мне было трудно
Учащиеся: высказывают свою точку зрения.
Учитель: Вы сегодня хорошо постарались. Спасибо за урок.