Автор: Федорова Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и
благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от
чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы
воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие —
одних расчетливых эгоистов.
Никола Шамфор
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельтев Толстой
Одной из задач в формировании личности дошкольника является
обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень
овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка,
его жизненным опытом. В этом плане велика роль
художественной
литературы.
И эстетические,
и особенно
нравственные
(этические)
представления
дети
должны
вынести
именно
из художественных
произведений,
а не из нравоучительных
рассуждений
воспитателей
по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний
по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее мораль по поводу
прочитанного
приносит
большой,
часто
непоправимый
вред;
«разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу
утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.
Нужно
целиком
довериться
воспитательным
возможностям
художественного
текста.
Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно,
читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом
людей,
со
сверстниками,
их
радостями,
а
порой
и
неудачами.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на
чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать
желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать
человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
В.Г.Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для
воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта
способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
У детей дошкольного возраста имеются представления об основных
категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти
представления часто наивны, своеобразны и наша задача – знать их
содержание,
чтобы
направлять
нравственное
развитие
детей.
Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют
примеры
из
детской
литературы,
которые
позволяют
раскрыть
дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие
человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний.
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно
вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости,
жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Проведя анкетирование среди родителей по вопросам воспитания детей, я
выяснила,
что родители недостаточно внимания придают вопросам
нравственного воспитания, мало читают детям, не придают должной роли
книге.
А книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним
на всю жизнь. С книги начинается его знакомство, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В своей практике я постоянно использую произведения художественной
литературы. Стараюсь, чтобы часы чтения проходили в задушевной,
дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям.
Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями,
сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям
эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого
отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный
мир.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину,
конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем
сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о
действительности.
Правило
морали
приобретает
в
художественном
произведении живое содержание.
Я
использую
художественную
литературу
как
средство
развития
человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости,
чувства гражданственности. В связи с этим обращаю особое внимание на
отбор
произведений,
методику
чтения
и
проведение
бесед
по
художественным произведениям, с целью формирования у детей гуманных
чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь
и деятельность детей
Решая задачи воспитания детей средствами искусства, я обращаюсь к
классической русской и переводной литературе, к советской литературе и
поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого,
С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,
А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Р. Киплинга, Ш.
Перро,
братьев
Гримм,
Г.-Х.
Андерсена,
произведения
советских
писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А.
Барто, С. Михалкова и др.
Мною был составлен перспективный план работы по разделу «Ребенок и
книга», что позволяет
проводить работу по воспитанию чувств детей
целенаправленно и комплексно. В него вошли темы:
1. В отношении с близкими людьми.
2. В отношении со сверстниками.
З.С людьми в общественных местах.
4. В отношении к животным и природе
5. Взаимоотношение ребенка с окружающими его людьми.
6.Отношение к себе.
При этом использую повторное чтение, которое углубляет чувства и
представления
детей.
Совсем
не
обязательно
читать
детям
много
художественных
произведений,
но
важно,
чтобы
все
они
были
высокохудожественными и глубокими по мысли.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого я подбираю
близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ
В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н.
Носова «Карасик».
Постепенно
ребенок
научится
сравнивать
не
только
поступки
литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.
Для всестороннего развития чувств, я включаю детей в различную
деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети
создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организую выставки:
«Моя любимая книга», «Сказки А. С. Пушкина», «Книги о труде», «К. И.
Чуковский» и др., подбираю фильмы к произведениям, уже знакомым
детям. Кроме того, способствую развитию детских игр по мотивам
рассказов и сказок.
Особенно
вдохновенно
действуют
дети,
когда
самостоятельно
разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
Активно
использую
проблемно-практические
ситуации,
с
которых
начинается процесс размышления. Решая проблемную ситуацию, ребенок
сравнивает и сопоставляет, самостоятельно пытается найти ответы на
вопросы,
требующие
осмысления
ситуации
и
мотивов
поведения,
сравнивать свою точку зрения с мнением других, а так же участвовать в
диалоге, постепенно понимая окружающий мир и самого себя.
Также в играх – драматизациях создаю реальные ситуации в группе,
опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в
данном коллективе.
В
своей
работе
использую
креативные
схемы
и
задания
-
это
незавершенные
схемы,
рисунки
дающие
возможность
совершать
личностно-ориентированный подход к ребенку.
Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция
семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло
вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка,
сближало его с родными людьми. Поэтому столь актуальной становится в
наше время работа с родителями по приобщению детей к чтению. Я
использую такие формы работы, как:
Родительские собрания в форме круглого стола, «мозговой штурм»
Консультации
Поэтические чтения «Родители – детям»
Круглый стол «Встречи в кругу семьи»
Анкетирование
Показ родителями спектаклей
Посещение родителями открытых мероприятий
Изготовление буклетов с рекомендуемым списком литературы для
чтения
Совместное творчество детей и родителей «Сказку с мамой сочиняем
сами»
Встречи в семейном клубе
Встречи с сотрудниками библиотеки
При
встрече
с
родителями
я
объясняю
им
что,
положительный
эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм,
душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического
здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей
жизни, имеет огромное значение для формирования представлений
ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными
средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем,
склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все
эмоциональные реакции. Я
говорю родителям: «Если вам что-то не
нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-
то степени является вашим зеркальным отражением.»
Все это помогает мне реализовывать задачи нравственного воспитания.
Таким образом, художественная литература является универсальным
развивающее - образовательным средством, выводя ребенка за пределы
непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с
широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них,
обеспечивая богатую языковую среду.
Целенаправленная работа дает свои положительные результаты. Дети
получают
удовольствие
от
общения
с
книгой,
сочувствуют
и
сопереживают героям произведения, пытаются соотнести свое поведение с
поступками героя, оценивать себя и других детей с позиций этических
норм, представленных в художественных образах. Они охотнее вступают в
общение, выполняют элементарные правила культуры общения.
Свое выступление
я хотела бы закончить словами
Ларисы
Борисовны Фесюковой: «Так хочется, чтобы добра на нашей планете
Земля было больше! Так хочется, чтобы мы с вами не опоздали с
главнейшим! Так хочется, чтобы мы воспитали особенный вид моральной
целеустремленности: пусть дети помнят добро и забывают, прощают
обиды, пусть они с детства сердцем познают то, что добро мудрее войны, а
любовь побеждает зло….»