Напоминание

Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Федорова Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чтение художественной литературы как средство развития речи детей до-

школьного возраста

Развитие детей по направлениям, определенным федеральными госу-

дарственными требованиями, осуществляется через реализацию содержания

программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из

которых "Чтение художественной литературы". Содержание образователь-

ной области "Чтение художественной литературы" направлено на достиже-

ние цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

через решение следующих

задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценност-

ных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественно-

го восприятия эстетического вкуса.

При этом работа по приобщению детей к чтению художественной ли-

тературы строится с учетом принципа интеграции с другими образователь-

ными областями.

В соответствии с новыми федеральными государственными требования-

ми нами были пересмотрены перспективные планы образовательной работы

и приведены в соответствие с данными требованиями.

Содержание работы

планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности,

различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям

близко и интересно.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную,

изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознаком-

ление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями,

произведениями изобразительного искусства. Задачи решаем в процессе не-

посредственной образовательной деятельности, образовательной деятельно-

сти, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и

работе с семьей.

Работа с детьми по образовательной области "Чтение художественной ли-

тературы" реализуется в непосредственной образовательной деятельности,

осуществляется через организацию специально-организованного чтения, по-

мимо ежедневного чтения в свободной форме. Ознакомление детей с художе-

ственной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

Тематические

(чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим

темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из

их детской жизни);

Теоретические

(чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными

их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ.

особенностей текста);

Творческие

(чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал

дошкольников);

Аналитические

(чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст

с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).

В процессе организации совместной деятельности мы используем разно-

образные формы работы.

В настоящее время, нам важно уметь находить такие методы, приемы,

формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитатель-

ный эффект. К таким относится и метод интеграции различных видов ис-

кусств, например, литературы и драматизации. С.Я.Маршак говорил, что

произведение детской литературы может лишь тогда считаться художествен-

ным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную

эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения».

Одним из современных методов приобщения детей к художественной ли-

тературе является проектный метод, который открывает большие возможно-

сти в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех

участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В

основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех

участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудниче-

ство". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с дру-

гом, с родителями и педагогом. Мы начали работу над долгосрочным проек-

том «Секреты бабушкиного сундучка», который поможет глубже рассмот-

реть жанр сказки, наиболее интересный для детей. Попутно ведем работу над

проектом "Откуда пришла книга", что позволит узнать, как создается книга,

люди каких профессий, помогают ей появиться на книжных полках. Так, для

детей, силами родителей, готовится мультимедийная познавательная презен-

тация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети позна-

комятся с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появ-

ляется книга, будут оформлены в коллективный коллаж "Как создается кни-

га?»

Так же мы используем: ролевые игры по литературным сюжетам, инсце-

нирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование,

создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании ска-

зок используются традиционная стилистика, зачины, концовки, при сочине-

нии загадок — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста.

Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы.

Одним из путей повышения качества образовательной работы мы видим

в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направ-

ления дошкольного образования.

На протяжении многих лет взаимодействуем с центральной детского биб-

лиотекой. Проводим различные совместные мероприятия: литературные го-

стиные, творческие вечера, развлечения, праздники, круглые столы и многое

другое. На данных мероприятиях дети демонстрируют свои знания произве-

дений художественной литературы, что способствует повышению их позна-

вательной активности.

Существенным признаком качества современного дошкольного образо-

вания является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников. С

целью формирования у родителей чувства понимания важности и необходи-

мости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от де-

тей и детского сада мы стараемся включить родителей в учебно-воспитатель-

ный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

Наши родители принимают участие в проведении занятий, показывают спек-

такли, участвуют в конкурсах, создают вместе с детьми рукописные книги.

Воспитание у детей интереса к художественной литературе так же способ-

ствует предметно-развивающая среда. Оформленнаая нами библиотечная

зона группы, книжный уголок привлекают интерес и внимание детей и со-

держат разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познава-

тельные и развивающие книги); разные типы книг (книжки - игрушки, книж-

ки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы);

в старшем дошколь-

ном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".

Кроме того, в детском саду оформлена библиотека, которая представляет со-

бой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное поме-

щение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами.

Книжный фонд небольшой, однако, в ней создана атмосфера настоящей биб-

лиотеки

.

Всё это дает дополнительный импульс для духовного развития и

обогащения личности ребенка.

Современная система дошкольного образования использует большое коли-

чество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания

детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма

разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание добро-

го, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к

окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.



В раздел образования