Автор: Милькина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 "Сказка"
Населённый пункт: г. Ивантеевка, Пушкинский округ, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профориентация дошкольников как эффективный
метод повышения качества образования
Добрый
день,
уважаемые
коллеги.
Сегодня
я
представляю
коллективную работу нашего детского сада № 16 «Сказка» по теме:
«Ранняя
профориентация
дошкольников
как
эффективный
метод
повышения качества образования»
Актуальность решения задачи ранней профориентации дошкольников.
Обновление
системы
дошкольного
образования
ставит
перед
современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок
«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей
себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,
изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им
первоначальных представлений социального характера, в том числе и
ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и
профессиональная направленность в том числе.
Что такое профориентация в ДОУ?
Это - система мероприятий, направленных на выявление личностных
особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему
помощи в разумном выборе профессии.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы
коллектива нашего детского сада.
Проблемы ранней профориентации
Ранняя профориентация дошкольников – тема не новая, С профессиями
знакомили детей всегда. Но мы решили развивать эту тему и работать более
углубленно.
Результаты исследований разных авторов показывают, что первичный
профессиональный выбор
нередко происходит в возрасте до 7 лет.
Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой
первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом
профессии чем-то поразившие воображение ребенка: спортсмен, музыкант,
ветеринар, учитель.
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии
играет семья. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников:
буду шофером, как папа…
Цель нашей работы: обобщение знаний о профессиях в процессе
совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в
реальные практические ситуации.
Задачи профориентационной работы вы также видите на слайде.
1
Для организации работы по ранней профориентации нами была
разработана Программа профориентационной работы, которая охватывает
весь дошкольный возраст, начиная с первой младшей группы и до
подготовительной. В программе прописаны задачи на каждый возрастной
период; перспективный план работы на год по ознакомлению с профессиями
в каждой возрастной группе. В приложении представлены конспекты НОД и
другие методические материалы.
Для получения положительного результата работы нами были
созданы необходимые условия:
психолого–педагогические
условия:
учет
принципов
личностно-
ориентированной педагогики, деятельностного подхода;
организация предметно - развивающей среды, включающей наглядные
пособия,
детскую
литературу,
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
и
дидактических игр, нетрадиционное оборудование;
сотрудничество
всех
субъектов
воспитательно-образовательного
процесса: педагогического коллектива и родителей.
Вначале работы нами была организована входная или первичная
диагностика
«Представление
о
труде
взрослых»
рекомендованная
Урунтаевой и Гризик. Детям предлагалось ответить на вопросы:
1. Для чего люди ходят на работу?
2. Что такое профессия?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
5. Кем работают твои мама и папа?
Таким
образом
выяснялся
первоначальный
уровень
знаний
о
профессиях.
Затем детям из подготовленных наборов костюмов и атрибутов
предлагалось определить свою будущую профессию.
Ознакомлением
с
трудом
взрослых
необходимо
начинать
уже
в
дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о
разных профессиях. На слайде представлены формы работы по ранней
профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду.
- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией
2
Экскурсии
- самый эффективный вид профориентационной работы,
который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий
дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на
словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает
детям лучше узнать всё о той или иной профессии.
Мы используем этот вид работы с самого раннего возраста: экскурсии
по своей группе, в прачечную, в медицинский кабинет, пищеблок.
Экскурсии старших дошкольников носят самый разнообразный
характер: это могут быть учреждения соцкультбыта: дворец культуры,
кинотеатр, театр, аптека, магазин, библиотека, школа, парикмахерская и т.д.
Также проводим экскурсии на почту, в пожарную часть, на железную
дорогу, на хлебозавод и др.
Для знакомства с рабочими профессиями
используем виртуальные экскурсии.
Непосредственно образовательная деятельность - это первый и очень
важный способ ознакомления детей с профессиями. И здесь нельзя умалять
роль воспитателя в передаче знаний. От того, как педагог будет знакомить
детей с профессиями, будет возникать, или наоборот не возникать интерес к
передаваемому ею материалу.
Беседы о людях разных профессий – также очень эффективный вид
профориентационной работы с дошкольниками. Не всегда есть возможность
узнать о той или иной профессии непосредственно на производстве. С этой
целью мы приглашаем людей данной профессии непосредственно в детский
сад.
В формировании профориентации детей важную роль играет чтение
художественных произведений.
Своей эмоциональностью, образностью,
живостью детская книжка пробуждает интерес, уважение к труду, желание
подражать
героям
литературных
произведений,
подобно
им,
хорошо
трудиться
Организация сотрудничества с родителями
Родители нашего дошкольного учреждения активно участвуют в
профориентационной работе, в оформлении выставок и фотовыставок
«Профессии наших пап», «Моя мама на работе», «Трудовые династии».
Также в детском саду организуются «Встречи с интересными людьми», где
дети с удовольствием и большим интересом общаются с родителями –
представителями разных профессий.
Детская игра – это первый профориентатор ребенка – так говорил о
важности
игры
в
профориентационной
работе
Асмолов
Александр
Григорьевич
3
Большое количество своего времени наши дети проводят за игрой.
Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей
старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Особенно
важную
роль
играют сюжетно
-
ролевые
игры
профессионально - ориентированной направленности.
Самостоятельная творческая художественная деятельность
Работу по профориентации можно считать успешной, если у ребенка
появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к
любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость
и самому человеку и окружающим людям.
Итоговая диагностика.
При
организации
итоговой
диагностики
используется
визуальная
методика «5 картинок». Ребенок рассказывает по выбранной им картинке,
что он знает о данной профессии. Оценивание знаний детей осуществляется
по 3-х бальной системе.
Предполагаемые результаты:
дети должны знать и называть профессии взрослых;
владеть обобщающим понятием «профессия»;
называть предметы, необходимые для работы;
уметь имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.
Итоговая
педагогическая
диагностика
покажет
уровень
сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит
скорректировать и спланировать дальнейшую работу.
Спасибо за внимание.
4