Напоминание

«Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»


Автор: Милькина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 "Сказка"
Населённый пункт: г. Ивантеевка, Пушкинский округ, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников как эффективный метод повышения качества образования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранняя профориентация дошкольников как эффективный

метод повышения качества образования

Добрый

день,

уважаемые

коллеги.

Сегодня

я

представляю

коллективную работу нашего детского сада № 16 «Сказка» по теме:

«Ранняя

профориентация

дошкольников

как

эффективный

метод

повышения качества образования»

Актуальность решения задачи ранней профориентации дошкольников.

Обновление

системы

дошкольного

образования

ставит

перед

современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок

«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей

себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,

изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им

первоначальных представлений социального характера, в том числе и

ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и

профессиональная направленность в том числе.

Что такое профориентация в ДОУ?

Это - система мероприятий, направленных на выявление личностных

особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему

помощи в разумном выборе профессии.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы

коллектива нашего детского сада.

Проблемы ранней профориентации

Ранняя профориентация дошкольников – тема не новая, С профессиями

знакомили детей всегда. Но мы решили развивать эту тему и работать более

углубленно.

Результаты исследований разных авторов показывают, что первичный

профессиональный выбор

нередко происходит в возрасте до 7 лет.

Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой

первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом

профессии чем-то поразившие воображение ребенка: спортсмен, музыкант,

ветеринар, учитель.

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии

играет семья. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников:

буду шофером, как папа…

Цель нашей работы: обобщение знаний о профессиях в процессе

совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в

реальные практические ситуации.

Задачи профориентационной работы вы также видите на слайде.

1

Для организации работы по ранней профориентации нами была

разработана Программа профориентационной работы, которая охватывает

весь дошкольный возраст, начиная с первой младшей группы и до

подготовительной. В программе прописаны задачи на каждый возрастной

период; перспективный план работы на год по ознакомлению с профессиями

в каждой возрастной группе. В приложении представлены конспекты НОД и

другие методические материалы.

Для получения положительного результата работы нами были

созданы необходимые условия:

психолого–педагогические

условия:

учет

принципов

личностно-

ориентированной педагогики, деятельностного подхода;

организация предметно - развивающей среды, включающей наглядные

пособия,

детскую

литературу,

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

и

дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

сотрудничество

всех

субъектов

воспитательно-образовательного

процесса: педагогического коллектива и родителей.

Вначале работы нами была организована входная или первичная

диагностика

«Представление

о

труде

взрослых»

рекомендованная

Урунтаевой и Гризик. Детям предлагалось ответить на вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

Таким

образом

выяснялся

первоначальный

уровень

знаний

о

профессиях.

Затем детям из подготовленных наборов костюмов и атрибутов

предлагалось определить свою будущую профессию.

Ознакомлением

с

трудом

взрослых

необходимо

начинать

уже

в

дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о

разных профессиях. На слайде представлены формы работы по ранней

профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду.

- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- непосредственно образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией

2

Экскурсии

- самый эффективный вид профориентационной работы,

который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий

дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на

словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает

детям лучше узнать всё о той или иной профессии.

Мы используем этот вид работы с самого раннего возраста: экскурсии

по своей группе, в прачечную, в медицинский кабинет, пищеблок.

Экскурсии старших дошкольников носят самый разнообразный

характер: это могут быть учреждения соцкультбыта: дворец культуры,

кинотеатр, театр, аптека, магазин, библиотека, школа, парикмахерская и т.д.

Также проводим экскурсии на почту, в пожарную часть, на железную

дорогу, на хлебозавод и др.

Для знакомства с рабочими профессиями

используем виртуальные экскурсии.

Непосредственно образовательная деятельность - это первый и очень

важный способ ознакомления детей с профессиями. И здесь нельзя умалять

роль воспитателя в передаче знаний. От того, как педагог будет знакомить

детей с профессиями, будет возникать, или наоборот не возникать интерес к

передаваемому ею материалу.

Беседы о людях разных профессий – также очень эффективный вид

профориентационной работы с дошкольниками. Не всегда есть возможность

узнать о той или иной профессии непосредственно на производстве. С этой

целью мы приглашаем людей данной профессии непосредственно в детский

сад.

В формировании профориентации детей важную роль играет чтение

художественных произведений.

Своей эмоциональностью, образностью,

живостью детская книжка пробуждает интерес, уважение к труду, желание

подражать

героям

литературных

произведений,

подобно

им,

хорошо

трудиться

Организация сотрудничества с родителями

Родители нашего дошкольного учреждения активно участвуют в

профориентационной работе, в оформлении выставок и фотовыставок

«Профессии наших пап», «Моя мама на работе», «Трудовые династии».

Также в детском саду организуются «Встречи с интересными людьми», где

дети с удовольствием и большим интересом общаются с родителями –

представителями разных профессий.

Детская игра – это первый профориентатор ребенка – так говорил о

важности

игры

в

профориентационной

работе

Асмолов

Александр

Григорьевич

3

Большое количество своего времени наши дети проводят за игрой.

Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей

старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Особенно

важную

роль

играют сюжетно

-

ролевые

игры

профессионально - ориентированной направленности.

Самостоятельная творческая художественная деятельность

Работу по профориентации можно считать успешной, если у ребенка

появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к

любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость

и самому человеку и окружающим людям.

Итоговая диагностика.

При

организации

итоговой

диагностики

используется

визуальная

методика «5 картинок». Ребенок рассказывает по выбранной им картинке,

что он знает о данной профессии. Оценивание знаний детей осуществляется

по 3-х бальной системе.

Предполагаемые результаты:

дети должны знать и называть профессии взрослых;

владеть обобщающим понятием «профессия»;

называть предметы, необходимые для работы;

уметь имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.

Итоговая

педагогическая

диагностика

покажет

уровень

сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит

скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Спасибо за внимание.

4



В раздел образования