Автор: Качина Ия Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ ООШ п. Климковка Белохолуницкого района Кировской области
Населённый пункт: п. Климковка
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Классификация Покрытосеменных растений
Раздел: среднее образование
План-конспект открытого урока биологии в 6 классе
Дата проведения: 19 апреля 2022
Тема: Контрольно-обобщающий урок по теме «Классификация растений»
Цель: обобщить
знания
по систематике
цветковых
растений;
закрепить
знания
о признаках каждого семейства
Задачи:
образовательная:
проверить
усвоение
учащимися
знаний
об
основных
систематических
категориях:
вид,
род,
семейство,
класс,
отдел,
царство;
классификации цветковых растений; морфологической характеристики отдельных
семейств
классов
Однодольные
(Лилейные
и
Злаки)
и
Двудольные
(Крестоцветные,
Розоцветные,
Пасленовые,
Мотыльковые,
Сложноцветные),
народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств.
развивающие:
способствовать
развитию
логического
мышления,
внимания,
совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы,
развивать умения и навыки работать по группам.
воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к растениям;
любовь
к
природе,
способствовать
формированию
у
учащихся
чувства
коллективизма, взаимопомощи, поддержки друг друга; формировать способности
к совместной умственной деятельности.
Предметные результаты:
1.
должны знать основные систематические категории, характерные признаки
однодольных и двудольных растений, признаки основных семейств, важнейщие
сельскохозяйственные растения, основы их выращивания и народохозяйственное
значение.
2.
Должны уметь делать морфологическую характеристику растений, выявлять
признаки семейства по внешнему строению растений.
Личностные результаты:
1.
Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо
природы
2.
Уметь отстаивать свою точку зрения
3.
Понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей
среде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение, работая по образцу, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (анализ схем и
иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, в
паре, группе.
1
Форма урока: урок - игра
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме
«Классификация растений».
Технологии: ИКТ-технологии, проблемного обучения, развивающего обучения.
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор.
Наглядность: Лист оценивания; Карточки; Цветик-семицветик;
Ход урока:
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
3
мин
-
Здравствуйте,
ребята!
Посмотрите,
пожалуйста, на доску.
- А как вы думаете, почему здесь такое
обилие
цветов? Какое отношение они
имеют к нашему уроку?
(анализ ответов,
наводящие вопросы)
Приветствуют учителя.
Смотрят на доску.
Ответы учеников.
2.Постановка
цели и задач
урока. Мотива-
ция учебной
деятельности
учащихся
5
мин
- Молодцы, сегодня мы с вами проведем
необычный урок, а ботанический марафон
по теме «Классификация покрытосеменных
растений».
В ходе марафона каждый из вас
будет вести “Листок активности”.
- В конце игры по этим баллам мы выставим
отметку каждому игроку, поэтому нужно
быть
активными,
внимательными,
собранными, ведь знания по этой теме уже
есть у каждого из вас. Но мы их должны
привести
в
систему
и
разложить
по
полочкам в нашей голове???
Цель урока: обобщить и систематизировать
знания
-Какие знания должны у вас проверить?
-Чему мы учились на прошлых уроках?
Задачи:
проверить усвоение знаний об
основных
систематических
категориях;
морфологической
характеристики
отдельных семейств классов Однодольные
(Лилейные
и
Злаки)
и
Двудольные
(Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые,
Мотыльковые,
Сложноцветные),
народнохозяйственном значении отдельных
представителей указанных семейств.
-Для достижения поставленных целей и
задач, проведем наш сегодняшний урок
Помогают
формулировать цели и
задачи урока
3. Обобщение и
систематизация
знаний
7
мин
-Чтоб все в игре прошло без запинки
ЕЕ мы начинаем с разминки.
-Давайте
вспомним,
об
отделе
Покрытосеменных растений, выполнив тест:
2
5 заданий с выбором одного правильного
варианта и 5 заданий да/нет.
-А сейчас обменяйтесь своими листами для
взаимопроверки.
На
слайде
вы
видите
эталон
ответа,
проверьте выполнение теста у товарища и
поставьте набранное количество баллов в
соседнюю колонку.
Выполняют задание
Обмениваются листами,
проверяют и ставят
баллы.
4. Применение
знаний и
умений в новой
ситуации
15
мин
-
Следующий
этап
нашего
марафона
«Ученые ботаники».
- Как известно, ботаниками называют всех
умных людей, но ведь ботаника – это наука
о …? И в первую очередь мы должны
судить о знаниях по растениям.
Задание 1.
Вот
и
посмотрим,
знаете
ли
вы
отличительные признаки растений класса
Однодольные и класса Двудольные?
-На
доске
под
номерами
перемешены
карточки с признаками растений по классам
и
названия
семейств.
Вам
предстоит
собраться на ботанический консилиум всем
классом и распределить эти признаки и
семейства по классам покрытосеменных
растений, т.е. на признаки однодольных и
двудольных растений.
- А сейчас вам каждому предстоит написать
«научную
работу»,
в
ваших
листах
активности уже есть текст, но вам нужно его
дополнить, все сведения для заполнения
есть на доске. Словами писать не нужно, а
только проставить соответствующие цифры
в пропуски.
Будьте внимательны!
- Итак, меняемся листами активности и
сверяем с эталоном научного текста на
слайде, проверяем и выставляем балл, за
каждый верный ответ.
Задание 2. Определить семейство
-В природе огромное количество загадок и
тайн, которые ещё не открыты, так, что
ученым есть над чем работать. Вот и вам
сейчас
предстоит
разгадать
загадки,
а
отгадки
распределить
по
семействам,
которые написаны на листках активности.
- загадки на слайде, а отгадки вам нужно
будет найти в наклейках и приклеить к
Ученики выходят к
доске и сообща
начинают распределение
признаков, советуясь
друг с другом.
По
ходу
чтения
дети
находят
ответ
и
записывают в тексте.
Ученики проверяют
работы и выставляют
баллы.
Выполняют задания.
3
нужному названию семейства, но будьте
внимательны, наклеек больше, чем загадок,
каждая
загадка
соответствует
одной
наклейке.
-Итак, обмен листами и проверка (со
слайда), за верный ответ 1 балл.
Задание 3: «Классификация растений»
-Снова собираем ботанический консилиум,
нам
нужно
заполнить
таблицу
по
классификации семейств покрытосеменных
растений для научной энциклопедии, очень
ответственное дело, работаем предельно
внимательно и ответственно.
(выходят к
доске)
-
А
сейчас
вам
предстоит
поработать
экспертами
и
найти
ошибки
в
классификации растений.
В
листах
активности
это
задание
под
цифрой 3.
Ученики выставляют
оценки одноклассникам
в лист оценивания.
Команда
заполняет
таблицу
на
доске,
проверяем вместе.
Исправляют ошибки, за
каждую
исправленную
ошибку балл.
5.Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.
10
мин
Задание 4. Ботаническая ярмарка
-Удивительно, но наш марафон попадает на
ботаническую
ярмарку.
Перед
вами
продовольственные товары, но купить их
можно
только
за
знания.
Для
этого
выбираете товар и называете: какое это
растение или из какого растения получают
данный продукт, а также семейство, к
которому принадлежит растение и класс
(яблоко,
груша,
помидор,
кукурузные
палочки, шоколадка, лук, чеснок, капуста,
перец, картофель, печенье или булочка)
Задание 5. “Цветик - семицветик”
И наконец наш марафон продолжает цветок
желаний.Отрывая
любой
лепесток
по
очереди, вы получите описание одного из
семейств, записанное на обратной стороне
лепестка.
По
этому
описанию
должны
определить, о каком семействе идет речь:
На запас Викторина.
Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
Какое растение любят кошки? (Валериана)
Какое растение говорит о том, где оно живет
(Подорожник)
Какая ягода поможет больному горлу (Малина)
Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой
(Рябина)
Выбирают товар и
покупают за знания
Ученики рассаживаются
по одному и по очереди
отрывают лепесток с
вопросом , зачитывают
его и отвечают, за
правильный ответ
выставляют 2 бал
Выполняют задания.
4
Какой чай носит мужское имя (Ивар-чай)
Эта ягода поможет нормализовать зрение (Черника)
Какая
трава
поможет
излечиться
от
кожных
заболеваний? (Чистотел)
На каком овоще спала принцесса? (Горох)
Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые
реснички (Ромашка)
Что без боли и печали доводит до слез (Лук)
Цветами, какого овощного растения украшала себя
французская королева (Картофель)
Какой овощ римляне называли головой? (Капуста)
Из плодов, какого дерева изготовляют шоколад
(Какао)
Это растение называют кормильцем Востока (Рис)
6. Рефлексия
(подведение
итогов занятия)
5
мин
-Ну что ж, наш ботанический марафон
подходит к концу, сейчас каждый из вас,
возьмите, пожалуйста, еще один маленький
листок, под названием ЛОСТ (лист освоения
содержания темы) и проставьте себе в графе
самооценка, соответствующий балл, но не
завышайте, это не для отметки в журнал, а
для того, чтобы знать, над чем нам еще
нужно поработать.
оценивают себя в
процессе деятельности
Задание на дом:
Спасибо за работу, ребята! Вы сегодня были
молодцы! А домашнее задание будет таким:
опишите
ваше
любимое
растение:
семейство, формула, интересные факты из
жизни этого растения, может быть кто-то
выполнит рисунок или составит кроссворд
по растениям.
Записывают дз.
Итог урока
А
сейчас
подсчитайте
свои
баллы
и
поставьте себе соответствующую отметку.
Но не расстраивайтесь, если что-то не
получилось, у нас все впереди. А на
последок приклейте себе на лист активности
такую вишенку, на которую, вы считаете,
сегодня на уроке поработали, если мозг
вскипал
от
напряжения,
то
конечно
большую, ну и так далее..
Оценочные листы сдаются
учителю.
5