Напоминание

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса"


Автор: Камилова Тамилла Сулеймановна
Должность: преподаватель акушерства и гинекологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД Дербентский Медицинский Колледж "им.Илизарова"
Населённый пункт: город Дербент, Республика Дагестан
Наименование материала: Статья
Тема: "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса"
Раздел: высшее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РД

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД

« ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Г.А.ИЛИЗАРОВА»

ДОКЛАД

На тему «Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть

образовательного процесса»

Преподаватель акушерства и гинекологии ДМК

Камилова Тамилла Сулеймановна

Дербент

Понятие «внеурочная деятельность» говорит сама за себя. Она представляет собой

дополнительную сферу обучения, которая реализуется вне основного учебного процесса. Данная

программа базируется преимущественно на самодисциплине, принципах тайм-менеджмента.

Внеурочная деятельность носит вспомогательный и добровольный характер. С одной стороны,

заниматься изучением дисциплин или иных сфер деятельности или нет – решение индивид

принимает самостоятельно, исходя из собственных возможностей, способностей. С другой

стороны, она позволяет отточить имеющиеся навыки, глубже познать профессию или ее смежные

стороны, а также повысить уровень эрудиции (что немаловажно в нынешнее время).

Зачастую первокурсники не задумываются о внеурочной деятельности. На фоне адаптации, более

серьезной учебной нагрузки и обстановки, требований им сначала предстоит привыкнуть к

новшествам. Задумываться о посещении дополнительных секций они начинают в середине

первого семестра или после первой сессии, когда «прочувствуют» все прелести студенческой

жизни.

Виды внеурочной деятельности у студентов первого курса

Внеурочная деятельность при колледжах и вузах предусматривает различные вариации: от

добровольных до добровольно-принудительных. Притом характер мероприятий будет различным:

спортивный, научный, творческий, «праздничный» или культурно-досуговый и пр.

Внеурочная деятельность выполняет ряд функций:

Познавательная, призванная расширить представления и знания слушателя в рамках

конкретной области, отрасли;

Организационная, призванная спланировать дела. День с учетом приоритетности дел;

Дисциплинарная, воспитывающая в человеке ответственность и серьезный подход к

любому делу, независимо от его важности и роли в профессиональной или повседневной

жизни.

Научно-исследовательская. Здесь студенты обретают навыки по планированию,

организации и проведению экспериментов, сбору и обработке первичных/вторичных

данных, констатации проблем и актов, аргументации выводов, корректной интерпретации

информации и пр.

Внеурочная деятельность может быть реализована в самых разных вариациях.

Вариант 1. Спорт. Здесь преобладают те виды спорта, которые доступны вузу на фоне

материально-технической базы, оснащения спортзала и подготовки педагогов. Самыми

распространенными видами спорта, доступными в рамках внеурочной деятельности выступают:

волейбол баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, теннис, отдельные виды борьбы и пр.

Нередко посетителям спортивных секций предоставляются привилегии в рамках физкультуры:

разрешается не посещать занятия при условии стабильных тренировок и участия в соревнованиях,

возможность частичного пропуска занятий без отработок и пр.

Вариант 2. Творчество. Чаще всего при колледжах и вузах действуют танцевальные и вокальные

кружки, воспитывающие творческие личности. Также к данной категории принято относить всем

известные «КВНы». Посещение данных занятий способствует повышению самооценки,

преодолению страхов (выступление на публике) и выработке ораторских способностей.

Вариант 3. Наука. В рамках данного направления студенты погружаются в конкретную

дисциплину или научную область, исследуя интересующую тему, проблему. Чаще

всего исследования носят экспериментальный характер. Студентам доверяют работу в

лабораториях со специальным оборудованием и инструментами, реагентами и пр. Здесь

привлекает, интригует и подвигает к достижениям не только желания и интересы студента, но и

сама обстановка, инновации и опыты.

Виды внеурочной деятельности студентов

Вариант 4. Волонтерство и стройотряды. В рамках данного вида деятельности студенты

задействованы в самых разных сферах: социальная помощь, сборы, работа на спецплощадках и

предприятиях-партнерах и пр. Здесь не всегда требуется профессионализм или владение особыми

навыками и знаниями. Более важную миссию выполняют такие качества, как сочувствие,

доброжелательность, стремление улучшить мир и помочь нуждающимся. Посещение подобных

секций развивает культурную и этическую составляющую, гуманность.

Вариант 5. Тематические беседы, встречи, «круглые столы». Данные внеурочные занятия носят

научно-исследовательский или «психологический» характер. Они способствуют углублению

знаний, совершенствованию определенных навыков в конкретной сфере (области), перениманию

опыта от практиков.

Выбирать внеурочный вид деятельности целесообразно с учетом способностей индивида, его

желания и стремления развиваться, возможностей (наличие подходящей секции, свободного

времени, оборудования и пр.).

Еще одним вариантом 5 внеурочной деятельности в рамках обучения при ссузе или

вузе выступает выполнение задания для самообучения, написание научных статей, рефератов,

докладов и участие в научных конференциях, привлечение к «бытовым» и культурно-досуговым

мероприятиям: субботникам, организации и проведению концертов, праздников и пр.

Внеурочная деятельность выполняет ряд функций:

Познавательная, призванная расширить представления и знания слушателя в рамках

конкретной области, отрасли;

Организационная, призванная спланировать дела. День с учетом приоритетности дел;

Дисциплинарная, воспитывающая в человеке ответственность и серьезный подход к

любому делу, независимо от его важности и роли в профессиональной или повседневной

жизни.

Научно-исследовательская. Здесь студенты обретают навыки по планированию,

организации и проведению экспериментов, сбору и обработке первичных/вторичных

данных, констатации проблем и актов, аргументации выводов, корректной интерпретации

информации и пр.

Выбирать дополнительные секции и занятия следует, исходя из следующих параметров:

Текущая учебная нагрузка и уровень сложности осваиваемой программы;

Наличие свободного времени;

Интересы и желание развиваться в конкретной области, сфере, базовая подготовка;

Формат занятий: непосредственное посещение занятий (спорткомплекс), онлайн-курсы и

пр.

Важно, чтобы внеурочная деятельность приносила пользу и не была в тягость. Участие в

дополнительных секциях не должно мешать основному образовательному процессу: успеваемость

не должна страдать, организм не должен чрезмерно перегружаться. Всего должно быть в меру.

Формы организации внеурочной деятельности

Грамотно организовать досуг и сделать его максимально интересным и полезным помогут

банальные принципы тайм-менеджмента:

Оценка расписания занятия и грамотная расстановка приоритетов: планирование дел с

учетом срочности и важности, выделение свободного время (с конкретизацией дня недели,

часов и пр.);

Определение подходящего направления подготовки, исходя из способностей, талантов

стремлений и пр.

Анализ предложений вуза или иных учебных центров в системе дополнительного

образования и поиск подходящих секций, кружков и пр.;

Определение возможностей и посильности предлагаемой программы: наличие и важность

базовых знаний/навыков, примерный план обучения (запланированные мероприятия, темы

и задания и пр.).

Первокурсникам рекомендуется подбирать и организовывать внеурочную деятельность по мере

прохождения адаптации и усвоения основных правил вуза: после знакомства со всеми педагогами

и изучения их требований к предмету, погружению в учебную деятельность с констатацией

уровня сложности (выделение простых и сложных предметов), утвержденного (именно

утвержденного, а не плавающего) расписания и пр.

Достоинства и недостатки внеурочной деятельности

Занятия внеурочной деятельностью могут принести студенту (как первого, так и последующих

курсов) как пользу, так и вред. К числу явных преимуществ грамотно спланированной и

организованной внеурочной деятельности способствует:

Расширению кругозора и повышению эрудиции;

Совершенствованию профессиональных качеств (по статистике студенты в 70% случаев

выбирают секции в рамках осваиваемой профессии или профильной дисциплины);

Способствует полезному времяпровождению, корректной и полезной организации досуга.

Студентам не приходится слоняться по игровым и иным сомнительным заведениям,

«убивая» время впустую.

Среди негласных недостатков участия во внеурочной деятельности можно отметить повышенную

или чрезмерную (нерассчитанную) нагрузку на организм, провоцирующую переутомление, стресс,

неврозы и нервные расстройства, а в некоторых случаях травмы. Также на фоне некорректного

распорядка дня или чрезмерной увлеченности дополнительными занятиями (когда они интересны)

может ухудшиться текущая успеваемость.



В раздел образования