Автор: Алсуфьева Лидия Ивановна
Должность: Учитель биологии и химии, воспитатель.
Учебное заведение: ГБОУ НАО "НСШ и.А.П.Пырерки"
Населённый пункт: Нарьян-Мар
Наименование материала: Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие педагогические технологии как средство формирования здорового образа жизни у школьников, воспитывающихся в образовательных организациях интернатного типа".
Тема: Обобщение опыта по теме ЗОЖ
Раздел: полное образование
Тема:
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
как
средство
формирования здорового образа жизни у школьников, воспитывающихся в
образовательных организациях интернатного типа.
Раздел 1.
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
В настоящее время проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
актуальна.
По статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,
Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук
здоровье подрастающего поколения и молодежи неуклонно ухудшается. Основной
причиной данного положения является отсутствие сформированной мотивации
ведения здорового образа жизни и ясного понимания, как заботиться о своем
здоровье. Дети, обучающиеся в школе, не всегда могут противостоять пагубному
влиянию окружающей среды. В век информационных технологий, ускорения темпа
жизни требования к детям растут, появляются новые тенденции в развитии
школьного образования, которые предъявляют требования к качеству образования
и
задают
вектор
развития,
соответствующий
современным
научным
представлениям, ожиданиям родителей, представления социума о том, какое
должно быть школьное образование сегодня. Всвязи с этим растут нагрузки на
организм ребенка, которые проявляются в повышении уровня психической и
физической выносливости, быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни.
Автор
опыта
работает
педагогом
в
Государственном
бюджетном
образовательном учреждении Ненецкого автономного округа «Ненецкая средняя
школа имени А.П. Пырерки». В данной школе живут и учатся дети из отдалённых
посёлков округа и сироты и ребята, которые находятся вдалеке от родителей
круглогодично. В школе созданы условия, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно. Данные условия направлены на полноценное развитие культурно-
1
гигиенических навыков, поддержания и сохранения физического, психического
здоровья, форм продуктивного взаимодействия и межличностной коммуникации.
Возникновение идеи опыта связано с тем, что состояние здоровья школьников
ухудшается под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, сложная
социальная ситуация вызванная эмоциональной депривацией с родителями
обуславливает предрасположенность детей к курению, употреблению наркотиков,
алкоголя, раннему ведению половой жизни. Важно отметить, что знание о том, как
сохранить свое здоровье – это своего рода предпосылка на успех, которая создает
условия
для
счастливой
жизни.
Чтобы
создать
условия
для
успешного,
полноценного развития каждого ребенка автор использует здоровьесберегающие
технологии, которые обеспечивают необходимые условия для полноценного
естественного развития обучающихся и способствует формированию у них
осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ обеспечивает
практическое
освоение
навыков
сохранения
и
укрепления
физического,
психического и нравственного здоровья.
В
работе
по
данному
направлению
составляющим
звеном
стало
исследование процессов развития валеологической культуры и культуры здоровья
детей. В опроснике, направленном на выявление особенностей отношения детей к
здоровому образу жизни приняли участие старшеклассники школы-интерната им.
Пырерки..
С
помощью
данного
исследования
нам
удалось
выявить
ряд
показателей, характеризующих валеологическую культуру детей.
Результаты диагностического обследования показали, что для большинства детей
здоровый образ жизни означает не употреблять алкоголь, не курить. При оценке
своего образа жизни школьники завышают балл неадекватно, положительная
направленность в пользу ведения здорового образа жизни присутствует в виде
аргументов о здоровом потомстве и привлекательном внешнем виде, но стимулом
к действию может лишь послужить, исходя из ответов учеников, тяжелая болезнь
или неудача в делах. Необходимо отметить , что воспитанники характеризуются
слабостью ценностных ориентаций, наличием опыта курения, употребления
алкоголя, недостаточностью знаний о последствиях вредных привычек на здоровье
человека.
2
Анализ
проведённого опроса свидетельствует о необходимости поиска
способа решения выявленных особенностей валеологической культуры и культуры
здоровья у учащихся школы-интерната им. Пырерки. На основе изучения
литературы по данной проблеме и знания особенностей детей, воспитывающихся в
образовательном учреждении интернатного типа, автор остановил свое внимание
на здоровьесберегающих педагогических технологиях, как средстве формирования
здорового образа жизни детей.
Актуальность опыта
Самый драгоценный дар, который дает природа человеку – здоровье.
Состояние
здоровья
подрастающего
поколения
–
показатель
благополучия
общества и государства. На данный момент можно наблюдать, основываясь на
статистических данных, ухудшение здоровья учащихся. Идеи здоровья и здорового
образа жизни не для всех школьников понятны. Такие социальные пороки как
алкоголизм, наркомания, преступность, ведение ранней половой жизни калечат
психическое и физическое здоровье детей.
Учащиеся школы-интерната им. Пырерки пребывают в образовательном
учреждении круглогодично, поэтому работа, направленная на сохранение здоровья
детей, профилактику заболеваний, привитие здорового образа жизни, ложится на
плечи педагогов, которые реализуют здоровьесберегающие технологии как на
уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
По
мнению
автора,
здоровьесберегающие
педагогические
технологии
являются эффективным средством формирования здорового образа жизни, т.к.
выполняют следующие функции:
1.
Формирующая, которая гласит что на становление личности влияют
наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и
психические свойства и социальные факторы, обстановка в семье, классном
коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы
функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной
среде;
3
2.
Информативно-коммуникативная, которая обеспечивает трансляцию опыта
ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации,
формирующих
бережное
отношение
к
индивидуальному
здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
3.
Диагностическая, которая заключается в мониторинге развития школьников
на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и
направленность
действий
педагога
в
соответствии
с
природными
возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ
предпосылок
и
факторов
перспективного
развития
педагогического
процесса,
индивидуальное
прохождение
образовательного
маршрута
каждым ребенком;
4.
Адаптивная,
которая
подразумевает
воспитание
у
школьников
направленности
на
здравотворчество,
здоровый
образ
жизни,
оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость
к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.
Она
обеспечивает
адаптацию
школьников
к
социально-значимой
деятельности.
5.
Рефлексивная:
заключается
в
переосмыслении
предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет
соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
6.
Интегративная. Она объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения
здоровья подрастающего поколения.
Теоретические
подходы
к
решению
проблем
здоровья
школьника
содержаться в трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И.
Писарева, К.Д. Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли,
развитию самостоятельности личности.
В изучение подрастающего поколения немалый вклад внесли ученые 19 века
С.П.
Боткин,
В.Я.
Мудров,
А.М.
Филомафитский,
заложившие
основы
педагогической валеологии.
В 70-80-е г.г. 20 века многоплановый аналих здорового образа жизни проведен в
трудах философов А.П. Бутенко, В.Б. Капустин, М.Н. Руткевич, социологов В.В.
4
Бовкун, И.М. Быховская, А.В. Лисовский, Л.Я. Рубина, медиков Н.М. Амосов, В.Е.
Апарин, И.И. Брехман, А.И. Киколов, Ю.П. Лисицин, педагогов и психологов М.Я.
Виленский, В.А. Сластенин.
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования
здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных
наук: философы: К. Гельвеций, Дж. Локк, М.В. Ломоносов и др.; психологи и
физиологи: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др.; ученые-медики: Н.А. Амосов,
В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, И.И. Буянов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин, Б.Н.
Чумаков и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили, В.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Я.Корчак,
С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и др.
Отдельные
аспекты
организации
педагогического
процесса
и
педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка мы
находим у педагогов XX века Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака,
К. Роджерса, Т.И. Назаров. Из современных авторов стоит отметить работы Н.Т.
Лебедевой
и
М.
П.
Осиповой,
которые
наиболее
глубоко
рассмотрели
педагогические
основы
формирования
здорового
образа
жизни
младших
школьников.
Основываясь на изучении литературы, автор разработал и реализовал свою
систему мероприятий, адаптированную с учетом особенностей детей и условий
образовательной организации, направленную на формирование здорового образа
жизни школьников.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая
педагогическая
идея
опыта
заключается
в
необходимости
формирования
здорового
образа
жизни
у
воспитанников
посредством
здоровьесберегающих
технологий
в
учебно-воспитательном
процессе,
что
позволит автору от теоретического понимания проблемы перейти к практическим
действиям,
даст
возможность
проследить
изменение
сформированности
представлений и отношения о здоровом образе жизни с помощью критериев,
показателей диагностических методик.
5
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2000 года по октябрь 2017
года.
1 этап – подготовительный: (2000 г.) изучение особенностей группы
воспитанников, анализ психолого-педагогической литературы, передового опыта
по проблеме формирования здорового образа жизни у школьников подросткового
возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
2 этап – основной: (2000 – сентябрь 2017 гг.) работа по разработке модели
формирования
здорового
образа
жизни
у
детей
подросткового
возраста
общеобразовательной
организации
интернатного
типа
посредством
здоровьесберегающих технологий.
3 этап:- (октябрь 2017 г.) анализ результатов работы по теме опыта.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы автора по формированию
здорового образа жизни у
воспитанников
1 - 11 классов посредством
здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях образовательной
организации интернатного типа.
Теоретическая база опыта
Образовательное учреждение на современном этапе развития общества
должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья
учащихся. Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя
взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная,
общественная,
личностная
[3].
Здоровьесберегающая
педагогика,
главная
отличительная
особенность
которой
-
приоритет
здоровья
среди
других
направлений
воспитательной
работы
школы,
включает
последовательное
формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с
обязательным
использованием
всеми
педагогами
здоровьесберегающих
6
технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для
здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы
понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате
обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ
жизни, заботиться о собственном здоровье.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно
рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной
технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
работы,
которые,
дополняя
традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения [6].
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно,
что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является
формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной
степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе
воспитания
над
обучением.
Культура
здоровья
должна
не
изучаться,
а
воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового
образа
жизни
[4].
Неотъемлемой
частью
культуры
здоровья
является
информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться
успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или
наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы
ребенок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда
полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной
на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры
здоровья,
использование
здоровьесберегающих
технологий
как
основного
инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической
работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы
служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп
медицинского риска и т. п. Эта деятельность также направлена на сохранение
здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже
не с помощью образовательных технологий.
7
Творчески осмысленное внедрение в работу школ рекомендаций, приемов,
технологий позволяет, с одной стороны, заметно снизить влияние неблагоприятных
факторов образовательного процесса школы на здоровье учащихся и педагогов, а с
другой - реализовать хотя бы часть тех позитивных возможностей, которыми
располагает каждый учитель и каждая школа, стремящиеся дать подростку старт
счастливой жизни.
Приведем классификацию здоровьесберехающих технологий по Н. К.
Смирнову:
1.
Медико-гигиенические
технологии
(МГТ).
К
медико-гигиеническим
технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих
гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов.
Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся,
оказание
консультативной
и
неотложной
помощи
обратившимся
в
медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому
просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой
здоровья
учащихся,
организует
профилактические
мероприятия
в
преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к
компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры
необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на
которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами
здоровья.
Занятия
по
программе
«Лечебная
педагогика»
должны
проводиться под контролем и при участии медицинских работников.
Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других
медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам
и
педагогам,
проведение
занятий
лечебной
физической
культуры,
организация фитобаров и т. п. - тоже элементы этой технологии.
2.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
(ФОТ).
Направлены
на
физическое
развитие
занимающихся:
закаливание,
тренировку
силы,
выносливости,
быстроты,
гибкости
и
других
качеств,
отличающих
здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются
на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
8
3.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность
этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных
условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с
природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и
зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в
природоохранных мероприятиях.
4.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их
реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях,
архитекторы,
строители,
представители
коммунальной,
инженерно-
технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д.
Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный
случай главной задачи - сохранение жизни. Требования и рекомендации этих
специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему
здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам
обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность
жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в
школе отвечает ее директор.
5.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются
на три подгруппы:
5.1.
Организационно-педагогические
технологии
(ОПТ),
определяющие
структуру
учебного
процесса,
частично
регламентированную
в
СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других дезаптационных состояний;
5.2.
Психолого-педагогические
технологии
(ПИТ),
связанные
с
непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он
оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и
психолого-педагогическое
сопровождение
всех
элементов
образовательного процесса;
5.3.
Учебно-воспитательные
технологии
(УВТ),
которые
включают
программы
по
обучению
грамотной
заботе
о своем
здоровье и
формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению
здорового
образа
жизни,
предупреждению
вредных
привычек,
9
предусматривающие также проведение организационно-воспитательной
работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [7].
Формы и виды деятельности по здоровьесбережению:
1.
Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием
комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от
учебного процесса.
2.
Различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с
учетом его психологического и физиологического воздействия на организм
учащихся.
3.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП,
нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
4.
Система
медико-психолого-педагогического
мониторинга
состояния
здоровья, физического и психического развития школьников.
5.
Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры
здоровья и профилактике вредных привычек.
6.
Служба психологической помощи учителям и учащимся по преодолению
стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику,
формированию
доброжелательности
и
справедливых
отношений
в
коллективе.
7.
Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех
учащихся в школе.
8.
Мероприятия,
направленные
на
укрепление
здоровья
школьников
и
учителей, создание условий для их гармоничного развития [2].
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа и
условий образовательной организации,
от организации здоровьесберегающей
среды, показателей здоровья детей, профессиональной компетентности педагогов.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
педагогические
технологии
представляют собой совокупность форм и методов организации обучения детей без
ущерба для их здоровья, классифицируются на организационно-педагогические,
психолого-педагогические,
учебно-воспитательные
и
реализуются
в
разных
формах деятельности.
10
Раздел 2. Технология описания опыта.
Целью данного педагогического опыта является выявление эффективности
учебно-воспитательных
здоровьесберегающих
технологий
в
формировании
культуры здоровья участников образовательного процесса.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих
задач:
- изучить теоретическую основу проблемы формирования культуры здоровья
у учащихся образовательных школ;
- выявить особенности сформированности культуры здоровья у учащихся
образовательной организации интернатного типа;
- разработать и апробировать цикл мероприятий по формированию культуры
здоровья у учащихся образовательной организации интернатного типа;
- проверить эффективность работы по формированию культуры личности у
учащихся образовательной организации интернатного типа.
Комплекс мероприятий реализовывался во время встреч, которые имеют
следующую структуру: вводная часть (установление эмоционального контакта и
создание мотиваций), основная часть (тренинги; информационные беседы; подвижные
игры; оформление стен-газет, памяток; показ видеороликов, видеофильмов и т.д.),
заключительная часть (подведение итогов).
При разработке комплекса мероприятий, направленных на формирование
здорового образа жизни, автор опирался на принципы общей педагогики.
Принцип комплексного подхода к воспитанию ребенка. Это позволяло
целенаправленно воздействовать на каждый из компонентов, определяющих
формирование культуры здоровья учащихся образовательной организации.
Принцип доступности предусматривал подбор информации, реализуемой на
мероприятии, в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями
учеников.
Реализация принципа систематичности и последовательности предполагала
постепенность воздействия, все последующие мероприятия основывались на
использовании навыков, сформированных на основе предыдущих. Это позволило
11
закрепить и углубить знания о здоровом образе жизни, мотивировать детей
заботиться о своем здоровье.
Сознательность и активность воспитанников образовательной организации
интернатного типа обеспечивалась разнообразием игрового, проблемно-поискового
характера, что позволяло осуществлять многократное повторение аналогичных
действий на различном материале и в разных условиях, поддерживая интерес детей
к заданиям.
Принцип наглядности предусматривал подбор наглядных пособий с учетом
психофизических и возрастных возможностей детей, что обеспечивало уточнение
знаний о вредных привычках, их влиянии на организм человека.
Деятельностный принцип означал организацию активной деятельности
учащихся, в реализации которой создавались условия для ориентировки ребенка в
различных ситуациях, направленных на формирование культуры здоровья.
Личностно-ориентированный принцип обуславливал учет индивидуальных
особенностей, формирование эмоционального оптимистического настроя детей в
процессе педагогического воздействия.
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода было
необходимо в связи с различным уровнем их психофизического развития,
различным уровнем сформированности культуры здоровья.
Доступность содержания работы обеспечивалась созданием вариантных
условий восприятия, учитывающих психофизические и возрастные возможности
детей.
Автор опыта полагает, что здоровьесберегающие учебно-воспитательные
технологии являются средством формирования здорового образа жизни при
создании системы условий, побуждающих ребёнка к определению правильного
«маршрута» своей жизни без вредных привычек, формированию у него системы
ценностей и проявлению своего Я.
К первой группе условий относится: развитие представлений о здоровом
образе жизни,
разнообразии его компонентов,
эмоционально-положительное
отношение взрослого к деятельности ребенка.
Втор
ܿ
а
ܿ
я
групп
ܿ
а
ус
ܿ
ло
ܿ
в
ܿ
и
ܿ
й
опре
ܿ
де
ܿ
л
ܿ
яет:
ро
ܿ
л
ܿ
ь
взрос
ܿ
ло
ܿ
го
(
ܿ
в
ܿ
ы
ܿ
я
ܿ
в
ܿ
ле
ܿ
н
ܿ
ие
воз
ܿ
мо
ܿ
ж
ܿ
носте
ܿ
й д
ܿ
л
ܿ
я с
ܿ
а
ܿ
мосто
ܿ
яте
ܿ
л
ܿ
ь
ܿ
ност
ܿ
и, и
ܿ
н
ܿ
и
ܿ
ц
ܿ
и
ܿ
ат
ܿ
и
ܿ
в
ܿ
ы, н
ܿ
апр
ܿ
а
ܿ
в
ܿ
л
ܿ
я
ܿ
ю
ܿ
щ
ܿ
а
ܿ
я фу
ܿ
н
ܿ
к
ܿ
ц
ܿ
и
ܿ
я),
12
а
ܿ
кт
ܿ
и
ܿ
в
ܿ
ну
ܿ
ю поз
ܿ
и
ܿ
ц
ܿ
и
ܿ
ю с
ܿ
а
ܿ
мо
ܿ
го ребе
ܿ
н
ܿ
к
ܿ
а, ор
ܿ
г
ܿ
а
ܿ
н
ܿ
из
ܿ
а
ܿ
ц
ܿ
и
ܿ
ю пре
ܿ
д
ܿ
мет
ܿ
но-простр
ܿ
а
ܿ
нст
ܿ
ве
ܿ
н
ܿ
но
ܿ
й
сре
ܿ
д
ܿ
ы (
ܿ
м
ܿ
атер
ܿ
и
ܿ
а
ܿ
л, обст
ܿ
а
ܿ
но
ܿ
в
ܿ
к
ܿ
а, ат
ܿ
мосфер
ܿ
а).
Комплекс мероприятий начинается с Дня здоровья в начале сентября, где дети
дружно идут с педагогами в лес, играют в спортивные игры, устраивают чаепитие.
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ «Закаляйся и расти! С хворью нам не по пути!!!»
1апреля (среда)
Время
проведения
Мероприятия
Ответственные
8.00
Музыкальное оформление, показ
юмористических видеороликов
8.15
Встреча учащихся и педагогов
школы
8.25
Шуточная утренняя зарядка
На переменах
Музыкальное оформление,показ
юмористических видеороликов
1 и 2 большие
перемены
Рынок «Дуримарок»
12.30
Весёлые старты «В здоровом теле -
здоровый смех!!!»
13.30-14.30
Праздничный обед с сюрпризом «С
днём смеха!!!»
15.00-17.00
Банные процедуры «С лёгким
паром!!!»
16.30
Фитобар «Витаминный шиповник!»
2 апреля (четверг)
8.00
Музыкальное оформление, показ
видеороликов по ЗОЖ
13
На 1и 2
больших
переменах
Акция «Поделись улыбкою
своей!!!»
15.00-16.00
Познавательная игра «Минздрав
предупреждает!!!»
В течение
месяца
Воспитательные часы «Задумайся о
своём здоровье!!!»
16.00-17.00
Практическое занятие «Полезная и
вредная пища»
15.00-16.00
Волейбол (старшие классы и
сотрудники школы)
3 апреля (пятница)
8.25
Утренняя зарядка
8.30
Классный час «Поговорим о
здоровье»
На переменах
Показ видеороликов по ЗОЖ
На 1 и 2
больших
переменах
Акция «Волшебная шкатулочка»
В течение дня
Анкетирование воспитанников
«Моё отношение к ЗОЖ»
15.00-16.00
Защита плакатов по ЗОЖ «Всё о
здоровье!»
16.00
Фиточай
4 апреля (суббота)
8.25
Утренняя зарядка
14
15.00-18.00
Прогулка в лес
19.00-21.00
Подготовка праздничного номера
школьной газеты «Здравушка»
5 апреля (воскресенье)
10.00-12.00
Подготовка праздничного номера
школьной газеты «Здравушка»
11.00-14.00
Прогулка в лес
14.00-16.00
Каток
6 апреля (понедельник)
8.25
Утренняя зарядка
1 и 2 большая
перемена
Акция «Оставь свой след», «Буклет»
В течение
дня
Подготовка к Дню Здоровья
14.30-15.30
Конференция по ЗОЖ «Поговорим о
здоровье!»
7 апреля
(воскресенье)Всероссийский день
здоровья (по отдельному плану)
9.04.15
Подведение итогов по недели
здоровья « Хотим сказать спасибо!»
Таким образом, создавая эмоционально-положительную атмосферу, учителя
располагают детей на дальнейшую работу, сплачиваают коллектив школьников. А
спортивные игры активизируют двигательную активность учеников, развивают
ловкость и сноровку.
15
На базе школы проводится акция «Затуши сигарету - выбери жизнь!», День отказа
от курения «Стоп! Это касается каждого!», воспитательский час «Последствия
курения», которые предполагают проведение автором уроков здоровья с
презентациями о вреде курения, викторин, прослушивание выпусков радиопередач
школьниками на данную тему, издание буклетов, мотивирующих детей отказаться
от пагубной привычки, просмотр видеороликов. Также ребята принимают участие
в городской акции, посвященной Дню отказа от курения.
«Отбросим курение как можно дальше!!!».
№
Мероприятие
Время, место
проведения
Класс
Ответственный
1.
Школьная
радиопередача «
Курить не модно-
дыши свободно!»
1 большая
перемена
5-11 классы
2.
Экскурсия по
информационным
плакатам «Курить
немодно, дыши
свободно»
1,2 большая
перемена
5-11 классы
3.
«Меняю сигарету на
конфету»
1,2 большая
перемена
5-11 классы
4.
Показ видеороликов
о вреде курения
1,2 большая
перемена
5-11классы
5.
Раздача буклетов,
листовок
В течение дня
5-11классы
6.
Консультации
школьного психолога
по профилактике
вредных привычек.
В течении дня
5-11классы
7.
Ознакомление
воспитанников с
памятками «Как
В течение дня
5-11классы
16
бросить
курить»,записок о
вреде курения.
8.
Встреча со
специалистом ОМП
«Жизнь без вредных
привычек!»
19.11.14,16ч.
10-11 классы
9.
Посещение книжной
выставки «День
отказа от курения»
Библиотека,
В течении дня
5-11классы
10.
Конкурс плакатов
«Мы за жизнь!!!»
В течение
недели
(подведение
итогов 14.30)
5-11классы
Школьники активно участвуют в акции, посвящённой Дню борьбы со Спидом,
ознакомляясь с возможными последствиями ведения ранней половой жизни,
проходят тренинг «Что надо знать о Спиде».
План проведения школьной акции
«Твой верный путь в твоих руках!».
Посвящённой Всемирному дню борьбы со Спидом.
Дата
Название мероприятия
Класс, место
проведения
Ответственные
22.11-
26.11
Конкурс плакатов : «Мы против
Спида! Мы за ЗОЖ!»
26.11
Оформление книжной выставки
«Что такое ВИЧ/СПИД?»
Библиотека
27.11
Оформление школы к
проведению акции
2этаж в здании
школы
28.11-
4.12
Просмотр профилактических
видеороликов по ВИЧ/СПИДУ
2этаж в здании
школы,1 и 2
большая
перемена.
Библиотека
28.11
Открытие всероссийской акции
«СТОП ВИЧ/СПИД» Занятия с
8-11 классы,
актовый зал в
17
элементами тренинга «Три
способа сказать «НЕТ!», «ВИЧ!»
16ч30мин
28.11.16
Тренинг : « Здоровье-это
защита»
(профилактика ВИЧ/СПИДА)
16.30,1корпус
3этаж
29.11
Профилактическая беседа «Как
можно уберечься от СПИДа?».
7-9 классы,36
каб,14.30
1.12
Всемирный День борьбы со
СПИДОМ
-Акция «Остановим Спид
вместе!»
8.00-12.00
-Просмотр видеороликов
На 1,2 больших
переменах
-Флешмоб
1 большая
перемена
Беседа школьного врача
«Осторожно, СПИД!»
В течение дня,
9,11 классы
- Акция «Красная ленточка»
1 большая
перемена
-Урок Здоровья «Остановим
СПИД вместе!»
8-9 классы,
актовый зал
2.12
Классный час «Осторожно,
СПИД!»
8-11 классы
2.12-
3.12
Распространение буклетов,
памяток, информационных
листов по ВИЧ/СПИДу
На 1,2
переменах
1.12-
3.12
Консультирование по вопросам
профилактики ВИЧ-
инфекции,СПИДА.
3.12.
Подведение итогов в конкурсе
плакатов : «Мы против
СПИДА!»
Автор работает с детьми, реализуя классные часы на тему «Сегодня в моде
здоровый образ жизни», «Твой режим дня», «Иммунитет», «Вред энергетических
напитков», «Как влияет алкоголь на организм», «Полезные привычки – навыки –
выбор» и т.д., донося до детей, что здоровый образ жизни на настоящий момент
актуален среди молодежи и складывается из двигательной активности, режима дня,
культуры здоровья, привычек, режима жизни. Рассказывает о факторах, которые
могут повлиять на здоровье человека.
18
Для того чтобы активизировать детей, актуализировать их знания, автор опыта
проводит недели здоровья, веселые старты, на которых школьники углубляют свои
знания, расширяют кругозор посредством познавательных бесед, уроков здоровья,
презентаций, проектов, радиопередач, викторин, издают буклеты, играют по станциям и
осуществляют поход в лес.
Наименование проекта: « Со спортом дружим, спорт нам очень
нужен!!!»
Постановка проблемы:
В Ненецкой школе-интернате круглогодично
живут и учатся более 164 воспитанников, среди них дети-сироты и дети, лишенные
родительского попечительства по разным причинам. Также в школу приезжают
дети из отдаленных тундровых поселков НАО.
Спортивно-оздоровительное
направление в школе является одним из приоритетных. Воспитанники принимают
участие в соревнованиях школьного и окружного уровней по волейболу,
баскетболу, хоккею и т.д.. Занимают призовые места, но в основном это одна и та
же группа воспитанников (примерно 35 человек). Проблема состоит в том, что с
каждым годом уменьшается численность детей, посещающих спортивные секции.
У детей в настоящее время двигательный режим, в основном, ограничен поездкой
на
транспорте,
занятиями
физкультурой
в
школе,
непродолжительными
прогулками на улице. Большую часть суток подростки ведут малоподвижный
образ жизни, выполняя уроки, просматривая телепередачи и играя на компьютере.
Недостаток двигательной активности сказывается на их здоровье. Они быстро
утомляются, становятся раздражительными, агрессивными. К тому же врачебные
осмотры показали, что у наших детей третья группа здоровья доминирует над
второй группой, а первая группа вообще отсутствует. Это, конечно, вызывает
тревогу.
Поэтому наша основная задача: привлечь воспитанников к активным
занятиям спортом, физкультурой и здоровому образу жизни.
Причины существования проблемы:
-Низкая мотивация воспитанников на ЗОЖ
-Недостаточно грамотно преподносится информация о ЗОЖ
-Пассивная жизненная позиция ребят
-Недостаточная пропаганда спортивных секций
19
Цель проекта
:
Формирование интереса к различным видам спорта через
подготовку и проведения массовых спортивных мероприятий, обратить внимание
педагогов и детей на необходимость вести здоровый образ жизни.
Задачи:
- мотивация детей на здоровый образ жизни и укрепление здоровья;
- выражение отношения к определённому виду спорта в какой-либо форме
(оформление плакатов, заучивание стихов, песен, сочинение);
-
формирование
представления
о
различных
видах
спорта
и
специальностях в сфере физической культуры и спорта;
- создание ответственной группы из числа педагогов и учащихся;
- подготовка плана мероприятия проекта;
- воспитание потребности и умения детей самостоятельно заниматься
физкультурой;
- привлечение воспитанников к систематическим занятиям физической
культуры и спортом;
- активизация работы штаба здоровья;
- вовлечение воспитанников в пропаганду спорта и здорового образа
жизни.
Действия:
- Встречи с врачом
- убеждения
- работа со школьным психологом, социальным педагогом
-оформление информационных плакатов
-заучивание стихов и песен
- работа с литературой
20
-составление презентаций
-проведение конкурсов, соревнований, викторин
- встречи со спортсменами округа
Дата
Мероприятие
Класс
Время, место
проведения
Ответственны
е
11.03.14
Собрание
организационной
группы по реализации
проекта « Мы со
спортом дружим,
спорт нам очень
нужен!!!»
15ч,119 ком 1
спальный
корпус
18.03.14
Собрание
организационной
группы по реализации
проекта «Со спортом
дружим, спорт нам
очень нужен!!!» с
воспитателями
15ч,119 ком 1
спальный
корпус
18.03-2.04
Оформление
информационных
стендов: «Спорт для
здоровья», «Основные
правила
оздоровительных
занятий», «Виды
спорта»,
«Путешествие по
видам спорта».
20.03-30.03
Оформление плакатов
на тему: «Пословицы
о спорте»
20.03
Оформление заявки на
витаминное кафе
20.03-31.03
Подготовка классов к
конкурсу защиты
плакатов
«Путешествие по
видам спорта», к
конкурсу стихов и
песен о спорте.
1.04
Собрание
организационной
группы по реализации
21
проекта «Мы со
спортом дружим,
спорт нам очень
нужен!!!»
7.04,12.04,14.0
4
Показ
видеофильмов по
здоровому образу
жизни, о спорте,
спортсменах.
1,2 большая
перемена
7.04-18.04
Реализация проекта«Мы со спортом дружим, спорт нам очень
нужен!!!»
7.04.14
Открытие проекта
«Спорт и мы»
3-11
Актовый зал
7.04.14
Соревнования по
волейболу (мальчики)
7-8
Спортивный
зал ,14.30
7.04.14
Пионербол
5-6
Спортивный
Зал ,14.30
8.04.14
Анкетирование «Моё
отношение к спорту»
5-11
В течение дня
8.04.-12.04
Викторина:
«Путешествие по
видам спорта»-8-9
классы, «История
олимпийских игр»,
«Герои спорта»
3-11
классы
спортивный
зал ,14.30
8.04.14
Спортивная игра
«Снайпер»
5-6
спортивный
зал
15.15-16.50
8.04.14
Спортивный праздник
«Мой друг- спорт!!!»
3-5
классы
спортивный
зал,14.30
8.04.14
Спортивная игра
«Пионербол»
5-6
классы
спортивный
зал
15.15-16.50
9.04.14
Мастер-класс по
волейболу
8-11
классы
спортивный
зал
15.15-16.50
9.04
Сочинение «Мой
любимый вид спорта»
5-11
классы
10.04
Защита плакатов
«Путешествие по
разным видам спорта»
3-11
классы
актовый зал,
15 часов
10.04.14
Соревнования по
волейболу
9а,б,7а,
б
классы
Спортивный
зал ,14.20
10.04.14
Соревнования по
10 ,11
Спортивный
22
волейболу
классы
зал ,16.30
11.04.14
Воспитательный час
«Мы в ответе за наше
здоровье!»
3-11
классы
16 часов
11.04.14
Соревнования по
волейболу
7-11
классы
Спортивный
зал ,14.20-
16.30
10.04
Акция «Спорт и мы»
3-11
классы
актовый зал,
15 часов
11.04
Весёлые старты «Я
выбираю спорт как
альтернативу
вредным привычкам»
6-7
классы
СПОРТИВНЫ
Й ЗАЛ,
15 часов
15.04
Ученическая
конференция «Мы за
спорт и зож!!!»
6-10
классы
Каб.36
12.04
Подведение итогов по викторине -
12.04
Подведение итогов по анкетированию -
13.04
Подвижные игры на свежем воздухе - воспитатели классов
14.04
Показ видеофильма «Мы со спортом дружим» 1,2 большая
перемена -
14.04-18.04
Соревнования по плаванию -
15.04.
Конкурс стихов и
песен о спорте и
здоровье «Мы со
спортом дружим!»
3-8
классы
актовый зал,15
часов
17.04.14
«Мы говорим вам:
«Спасибо!»(Подведен
ие итогов по проекту)
3-10
классы
актовый зал,
15 часов
18.04-25.04
Подготовка
творческого отчёта в
ЗР
Ресурсы:
Педагоги, воспитатели,дети
Оборудование: компьютер, проектор, экран, спортивный инвентарь, ватманы,
краски, кисточки, гуашь.
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний о спортивных секциях, о влиянии физических упражнений
на организм подростка, о видах спорта;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью;
23
- проявление интереса к спорту и спортивным секциям у большего количества
детей;
- формирование обученной команды для проведения проекта;
- формирование базы методических разработок, а также фото- и видеоматериалов.
На базе образовательной организации ребята выступают на конференциях,
которые посвящены ведению здорового образа жизни, например, «На страже
здоровья», «Профилактика вредных привычек».
Профилактика наркомании актуальна в образовательной организации. На эту
тематику посвящены тренинги и классные часы, в ходе которых ученики
расставляют для себя приоритеты и выстраивают свою систему ценностей.
Совместно с автором опыта дети публикуют свои статьи на тему здорового
образа жизни в школьной газете «Здравушка», на сайте школы, снимают
видеоролики, посвященные культуре здоровья.
24
Таким образом, автором была реализована
работа
по
формированию
у
детей
25
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА № О
ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ!!!
НОЯБРЬ
2016
ЗДОРОВ БУДЕШЬ- ВСЁ ДОБУДЕШЬ.
Здоровому всё здОрово
.
Закаляй своё тело с пользой для дела.
БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ С НОВУ, А ЗДОРОВЬЕ С
МОЛОДУ.
"Курение вредно" - говорят,
Уж лучше посажу я сад.
Весной пусть яблони цветут
И птицы весело поют.
"Курение вредно", - вторят нам.
Пусть будет свежим по утрам
Тот воздух, что вдыхаем мы,
В лугах любуясь на цветы.
"Курение вредно", - мы твердим.
И дом прекрасный создадим.
Пусть будет дом - дворец у всех,
Где радость есть и звонкий смех.
"Курение вредно", - знаем мы.
Мы быть здоровыми должны.
Мы выбираем танцы, спорт-
Футбол, хоккей, бег и скейтборд.
"Курить нельзя", - скажи и ты.
И сигарету на цвету
Смени на воздух, на друзей,
На красоту планеты всей.
Мы будем в чистом мире жить,
Творить, смеяться и дружить.
Пусть счастье будет нам на
всех,
Любовь, здоровье и успех!
Порокам, что заводят в Ад,
Мы скажем дружно
«Нет!».
Пусть расцветает счастья
сад,
Жизнь длится сотни лет!
школьного возраста здорового образа жизни. Дети получили знание, из чего
строится здоровый образ жизни, какие привычки надо считать вредными и к чему
они могут привести, закрепили информацию на данную тему в тренингах, в
беседах с педагогами, выразили свою активную позицию в участии в акциях
школьного и городского масштаба. Путем изготовления видеороликов, написания
публикаций
в
газету
и
печати
брошюр
актуализировали
профилактику
алкоголизма, наркомании среди сверстников. На основе проделанной работы
ребята сменили ценностные ориентиры и взяли курс на ведение здорового образа
жизни.
Результативность опыта.
Для оценки эффективности работы по формированию здорового образа жизни
автор использовала опросник, который состоял из 8-ми разделов. За основу
опросника был взят материал из журнала «Педагогика здоровья». В некоторых
вопросах нужно было ответить однозначно (да, нет) и объяснить почему, в других
оценить свой образ жизни, в большинстве вопросах нужно было проранжировать
предложенные варианты ответов по значимости. Вопросы носили как открытый
характер, когда респонденты записывали ответы в произвольной форме, так и
закрытый, т. е. ученикам был предложен определённый набор возможных
вариантов ответов. Опросник (см. приложение №1) состоял из 8-ми разделов. За
основу опросника был взят материал из журнала «Педагогика здоровья». В
некоторых нужно было ответить однозначно (да, нет) и объяснить почему, в других
оценить свой образ жизни, в большинстве вопросах нужно было проранжировать
предложенные варианты ответов по значимости. Вопросы носили как открытый
характер, когда респонденты записывали ответы в произвольной форме, так и
закрытый, т. е. ученикам был предложен определённый набор возможных
вариантов ответов.
Вопрос 1: «Что такое на Ваш взгляд «здоровый образ жизни»?» Варианты
ответов нужно было проранжировать по значимости.
При ранжировании составляющих здорового образа жизни показатели ЗОЖ
выстроились в таком порядке:
1.
отсутствие вредных привычек,
2.
заниматься спортом,
3.
саморазвитие и самосовершенствование,
4.
вести осмысленную жизнь,
5.
полноценно и правильно питаться,
6.
доброжелательное отношение к другим людям.
Думаем. что не случайно на первое место в системе ценностей были поставлены:
не пить, не курить, не употреблять наркотики. Не надо скрывать, что проблема
пьянства на Севере стоит очень остро, происходит алкоголизация населения
Севера, в том числе женщин и детей, особенно в поселках округа. А так как
26
большинство наших учащихся из поселков, поэтому такие вопросы для нас очень
актуальны.
В связи с ухудшающимся состоянием здоровья люди всё больше осознают
необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня
здоровья. Это же показывают ответы наших ребят.
На вопрос «Необходим ли, по Вашему мнению, здоровый образ жизни?»
95% ответили – «да, необходим»; 5% - «нет».
При оценке своего образа жизни
по 10-бальной шкале, большинство
учащихся (28%) – оценило его как 7 баллов, 21% - поставили себе 5 баллов, 18% -
оценивают свой образ жизни
6 баллов, 10% - дают оценку 8 баллов, 5% -
оценивают его на 9 балов.
По нашим наблюдениям можно сказать, что часть учащихся завысили оценку
своего образа жизни. Наши воспитанники живут в интернатных условиях, каждый
шаг, каждый поступок на виду. Конечно, у наших старшеклассников нет особых
проблем, связанных с выпивками и т. д., но немногие из нас находят время
заниматься спортом, не все умеют позитивно относиться к себе, не всегда мы
доброжелательны по отношению к окружающим, не очень умеем снять стресс.
Следующий вопрос «Для чего вы стали бы вести здоровый образ жизни?»
Важным аргументом в пользу ЗОЖ для ребят является следующее. Из полученных
ответов мы видим, что для учащихся главное их будущее (иметь здоровых детей
(18%)) и внешняя привлекательность (быть сильным (17%), быть красивым (16%),
быть всегда в форме (11%)), что, несомненно, связано с возрастом учащихся
(стремление нравиться противоположному полу, выглядеть не хуже других), а
также для ребят немаловажно и стремление быть успешным в делах (16%), в
полной мере осуществлять свои способности (14%).
Таким образом, большинство испытуемых подчёркивают важность здорового
образа жизни, считая, что от него зависит эффективность жизни. Это видно из
ответов на следующий вопрос «Как вам кажется, насколько эффективность
жизни зависит от образа жизни?»: во многом – 68%, полностью – 23%, не очень –
9%.
Обстоятельствами, которые могли бы побудить ребят изменить свой
образ жизни, они считают: тяжёлая болезнь – 20 %, неудачи в делах – 18 %,
жизненный кризис, смерть близкого человека и общее неудовлетворительное
состояние – называют 15 %, влюблённость – 9 %, пример в здоровом образе жизни
авторитетного для вас человека и чтение специальной литературы – называют 4 %,
3 % называют участие в лекциях и семинарах по данной проблеме.
Из этого можно сделать вывод, что основными факторами, побуждающими к
активной
деятельности
по
укреплению
здоровья,
в
большинстве
случаев
выступают экстремальные ситуации. Это говорит о том, что многие ребята
серьёзно не задумываются о будущих проблемах, считают, что ещё будет время и
ситуации, которые когда-то заставят пересмотреть своё отношение жизненным
установкам и ценностям.
В
связи
с
этим
интересно
отметить,
что
степень
важности
общечеловеческих ценностей распределились следующим образом:
-
здоровье,
-
образование,
-
материальная обеспеченность,
-
семья, дружба,
27
-
уверенность в себе,
-
интересная работа, познание, развитие,
-
красота, любовь, творчество,
-
развлечения и беспечная жизнь.
Показательно, что во всех анкетах параметр «здоровье» выставлен на первое
место, а «беспечная жизнь» и «развлечения» стоят на последнем.
Считаем,
что
такие исследования необходимы,
так как
выпускникам
интернатов обычно труднее адаптироваться во взрослой жизни. Может быть, кто-
то из них, отвечая на вопросы анкеты, в первый раз задумался над тем, что
медицина ориентирована только на излечение болезни. И лишь сознательные
усилия самого человека могут повысить уровень его здоровья. Это и станет
предпосылкой для долгой, продуктивной, интересной жизни
Приложение № 1
ОПРОСНИК «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ».
1.
Что такое на ваш взгляд «Здоровый образ жизни»?
Проранжируйте предложенные варианты ответов по значимости.
Не пить
Не курить
Заниматься спортом
Полноценно и правильно питаться
Не употреблять наркотики
Не вести беспорядочную половую жизнь
Вести осмысленную жизнь
Жить полноценной духовной жизнью
Позитивное отношение к себе
Доброжелательное отношение к другим людям
Гармоничное отношение в семье
Саморазвитие, самосовершенствование
Другое…………………….
2.
Необходим ли, по вашему мнению, здоровый образ жизни? Если «нет» - то
почему. Если «да» - то зачем.
3.
Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым? Оцените по 10-
бальной шкале.
4.
Как вам кажется, насколько эффективность жизни зависит от образа жизни?
Полностью
Во многом
Не очень
Не зависит
28
5.
Для чего бы вы стали вести здоровый образ жизни? Чтобы:
Быть сильным
Быть красивым
Быть всегда в форме
Быть успешным в делах
В полной мере осуществлять свои способности
Развиваться как личность
Иметь здоровых детей
Получать от жизни радость, удовольствие
Другое ………………………………….
6.
Какие обстоятельства могли бы побудить вас изменить образ жизни?
Тяжелая болезнь
Жизненный кризис
Смерть близкого человека
Общее неудовлетворительное состояние
Неудачи в делах
Пример в ЗОЖ авторитетного для вас человека
Влюблённость
Чтение специальной литературы
Участие в лекциях или семинарах по данной проблематике
И другое………………………….
7.
Что вы делаете для повышения уровня своего здоровья?
8.
Расставьте следующие ценности в соответствии с их степенью важности для
вас:
Образование
Здоровье
Семья
Дружба
Красота, любовь
Познание, развитие
Уверенность в себе
Творчество
Интересная работа
Материальная обеспеченность
Счастье других
Развлечения
Беспечная жизнь
Приложение № 2.
Результаты опроса «Исследование представлений старшеклассников о
здоровом образе жизни».
Всего опрошено 40 человек в возрасте 15 – 18 лет. Результаты опроса
выстроились в следующем порядке:
29
1
2
3
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
не пить
не курить
заниматься спортом
полноценно и правильно питаться
не употреблять наркотики
не вести беспорядочную половую жизнь
вести осмысленную жизнь
жить полноценной духовной жизнью
позитивное отношение к себе
доброжелательное отношение к другим людям
гармоничные отношения в семье
саморазвитие и самосовершенствование
места
количество человек
Рис. 1. Здоровый образ жизни глазами старшеклассников. Распределение по
значимости вариантов ответов.
не пить
не курить
заниматься спортом
полноценно и правильно питаться
не употреблять наркотики
не вести беспорядочную половую жизнь
вести осмысленную жизнь
жить полноценной духовной жизнью
позитивное отношение к себе
доброжелательное отношение к другим людям
гармоничные отношения в семье
саморазвитие и самосовершенствование
0
5
10
15
20
25
баллы
Рис. 2. Полученный результат по набранному количеству баллов (анализ
результатов проводился на основе оценки первых трёх значимых мест).
95%
5%
да
нет
Рис. 3. Необходимость здорового образа жизни по мнению
опрошенных участников.
30
70%
15%
15%
да
нет
не знаю
Рис. 4. Является ли ваш образ жизни здоровым?
13%
5%
21%
18%
28%
10%
5%
оценка 3
оценка 4
оценка 5
оценка 6
оценка 7
оценка 8
оценка 9
Рис. 5. Оценка своего образа жизни учащимися
по 10 бальной шкале.
полностью
во многом
не очень
не зависит
0
5
10
15
20
25
30
Рис. 6. Зависимость эффективности жизни от образа жизни по мнению
опрошенных.
31
Рис. 7.
Необходимость вести здоровый образ жизни.
20%
15%
15%
15%
18%
1%
9%
4%
3%
Тяжелая болезнь
Жизненный кризис
Смерть близкого человека
Общее неудовлетворительное состояние
Неудачи в делах
Пример в ЗОЖ авторитетного для вас человека
Влюбленность
Чтение специальной литературы
Участие в лекциях или семинарах по данной проблеме
Рис. 8. Обстоятельства способные изменить образ жизни опрошенных школьников.
32
4%
4%
11%
16%
14%
16%
18%
17%
быть сильным
быть красивым
быть в форме
быть успешным в делах
в полной мере осуществлять свои способности
развиваться как личность
иметь здоровых детей
получать от жизни радость, удовольствие
1
2
3
0
5
10
15
20
25
Здоровье
Семья
Дружба
Красота любовь
Познание развитие
Уверенность в себе
Творчество
Интересная работа
Материальная обеспеченность
Счастье других
Развлечения
Беспечная жизнь
места
количество человек
Рис. 9,10. Степень важности общечеловеческих ценностей
для
участников
опроса.
Распределение
по
значимости
вариантов
ответов.
Полученный результат по набранному количеству баллов (анализ результатов
проводился
на
основе
оценки
первых
трёх
значимых
мест).
Образование
Здоровье
Семья
Дружба
Красота любовь
Познание развитие
Уверенность в себе
Творчество
Интересная работа
Материальная обеспеченность
Счастье других
Развлечения
Беспечная жизнь
0
5
10
15
20
25
30
35
40
баллы
В исследовании принимало участие 15 старшеклассников с сентября 2000г. по
октябрь 2017г. в два этапа:
33
1.
Сентябрь 2000г. – констатация исходного уровня сформированности
здорового образа жизни у школьников;
2.
Октябрь 2017г. – констатация уровня сформированности здорового образа
жизни
у
школьников
после
проведения
комплекса
мероприятий,
направленного на формирование культуры здоровья.
Таким образом, автор делает вывод по результатам диагностики, используя
сравнительный анализ полученных данных в сентябре 2000г. и октябре 2017г.
34
Библиографический список
1.
Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской
Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления подрастающего
поколения России в период 2006-2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - C. 2-6.
2.
Глазков, Ю. И. Всероссийское общественное движение «Здоровая молодежь
- сильная Россия!" / Ю. И. Глазков // Вестник образования России. - 2006. -
№ 22. - С. 39–43.
3.
Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века: сб. тр. IV-ой
междунар. науч.-практ. конф., 8-9 июня 2006 г. в г. Самара / М-во
образования
и
науки
Самар.
обл.,
Научно-исследовательский
ин-т
содержания и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. образования, Гос.
образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации)
специалистов «Мар. ин-т образования», Самар. обл. ин-т повышения
квалификации и переподгот. работников образования. - М.: НИИ СиМО
РАО; Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. - 314 с.
4.
Науменко, Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего образования:
[о реализации рос. образоват. программы «Шк. здоровья» в рамках
междунар. проекта «Шк., содействующая здоровью»] / Ю. В. Науменко //
Валеология. - 2006. - № 3. - C. 44-52.
5.
Решетникова, О. О психологическом нездоровье: [о Всероссийском форуме
«Здоровье нации - основа процветания России», проходившем с 9 по 13
апреля 2007 года в Москве] / О. Решетникова // Школьный психолог: газ.
издат. дома «Первое сентября». - 2007. - № 10. - С. 33–35.
6.
Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
7.
Стандарт
профилактической
и
оздоровительной
работы
в
общеобразовательных учреждениях // Здоровье детей: газ. издат. дома
«Первое сентября». - 2008. - № 19. - С. 7-10
35