Автор: Бруг Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №70
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения качества урока
Раздел: начальное образование
«Пути повышения качества образования в начальной школе»
Учитель начальных классов Бруг Надежда Александровна
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Киплинг
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В
России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на
основе использования последних достижений психологии, информатики и
теории управления познавательной деятельностью.
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств
и
характеристик
результатов
образования,
способных
удовлетворить
потребности школьников, общества и заказчиков образования.
Из чего оно складывается?
Из высокого уровня профессионализма педагогов
Из создания комфортности в обучении школьников
Прочности знаний учащихся
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Из материально-технического обеспечения школы.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за
короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в
практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем
пути его дальнейшего совершенствования.
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество
сформированности
общеучебных
умений
школьников
(умение работать с учебником, текстом, составить план, умение
анализировать, делать вывод и т. п.);
качество
воспитанности
школьников
(отслеживается
по
специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля,
познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в
обществе).
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый
благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это
путь
самый
трудный»
Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это
жесткое требование нашей профессии.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что
она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из
преподавания и учения.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для
повышения качества образования, учитель должен управлять:
• целеполаганием учащихся;
• мотивацией их деятельности;
• формированием умений учащихся;
• созданием обратных связей «учитель – ученик»;
• созданием проблемных ситуаций;
• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно
находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Методическая работа в начальной школе:
следование традициям и внедрение новации;
повышение компетентности учителя;
освоение
и
внедрение
в
работу
новейших
информационных
технологий;
определение
причин
типичных
затруднений
школьников
и
их
коррекция;
выявление
уровня
сформированности
системы
качества
знаний
учащихся;
накопление
и
фиксирование
индивидуальных
достижений
школьников путём оформления портфолио;
организация
проектной
деятельности,
позволяющей
развивать
творческие способности учащихся.
Целевые направления:
совершенствование организации учебного процесса и повышение
результатов обучения;
создание
условий
для
повышения
мотивации
к
обучению,
саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
обеспечение
учебно-воспитательного
процесса
на
современном
уровне;
создание
условий
для
удовлетворения
образовательных
потребностей ребенка;
совершенствование системы воспитательной работы как средства
повышения качества образования;
обеспечение
физического
развития
учащихся,
использование
здоровьесберегающих технологий;
совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
обобщение
и
внедрение
в
практику
достижений
передового
педагогического опыта;
формирование установок на освоение современных педагогических
технологий,
подходов,
обеспечивающих
подготовку
качественно
нового младшего школьника;
создание
единой
системы
урочной
и
внеурочной
деятельности
учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие
образовательного процесса;
организация
взаимодействия
учителей
начальных
классов,
психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития
индивидуальных способностей обучающихся.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной
работы и умело управлять этим процессом.
Технологии и методики, применяемые в начальной школе:
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология
системно-деятельностного
подхода
(проблемное
обучение);
проектная деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
1)
Важным
средством
повышения
эффективности
урока
является
многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что
ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью,
а
ее
однообразием,
односторонностью.
Младшие
школьники
усваивают
знания
лучше,
е сли
на
уроке
чередуют ся
разнообразные
и
непродолжительные
виды
работы.
Однако
следует
учитывать,
что
разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их
активности,
если
оно
не
обусловлено
целью
урока,
не
является
ее
выражением.
2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы
игры.
Игра,
являясь
основным
видом
деятельности
дошкольника,
продолжает
занимать
важное
место
в
жизни
младших
школьников,
она
рассматривается
в
качестве
важного
компонента
основной
деятельности
младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную
деятельность
учащихся,
способствуют
развитию
самостоятельности
и
инициативы,
товарищества
и
взаимопомощи
в
труде.
Игра
—
важное
средство повышения у учащихся интереса к учению.
В
начальном
обучении
широко
распространены
дидактические,
или
обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на
умственное развитие учащихся.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного
воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для
личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в
свою
очередь
включают:
театральные,
сюжетно-ролевые
и
строительные
игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные
игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается
привычка
сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся:
познают,
запоминают
новое,
ориентируются
в
необычных
ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые
пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все
усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из
всего
существующего
многообразия
различных
видов
игр
именно
дидактические
игры
самым
тесным
образом
связаны
с
учебно-
воспитательным процессом.
3)
Уже
в
начальной
школе
большинство
обучающихся
занимают
в
учебном процессе
пассивную роль и начинают терять интерес к учебе.
Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика,
не
учить
его,
а
помогать
ему
учиться
и
развиваться.
Способность
к
саморазвитию
должна
стать
результатом
познавательной
деятельности.
Наиболее
конструктивным
решением
проблемы
является
создание
таких
условий
в
обучении,
в
которых
обучаемый
может
занять
активную
личностную
позицию
и
в
полной
мере
выразить
себя,
свою
индивидуальность.
Заслуживает
внимания
коллективная
форма
познавательной деятельности.
Что
же
собой
она
представляет?
Это
такая
форма,
при
которой
коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член
коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. –
работа в парах, группах.
4)
Учебный
проект
«Использование
современного
оборудования
и
технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного
метода».
5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка.
6) Предметные декады в начальной школе.
7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть
его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4
часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и
услышанного,
3/4
части
материала,
если
ученик
привлечен
в
активные
действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для
повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и
организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной
школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются
компетенции
в
области
коммуникации:
умение
собирать
факты,
их
сопоставлять,
организовывать,
выражать
свои
мысли
на
бумаге
и
устно,
логически
рассуждать,
слушать
и
понимать
устную
и
письменную
речь,
открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование
ИКТ
на
различных
уроках
позволяет
перейти
от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при
котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это
способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные
инновационные
методики,
новые
формы
организации
и
проведения учебных занятий;
продолжать
методическое
совершенствование
учителей
для
повышения их профессионализма;
активнее
и
шире
использовать
на
уроках
современные
педагогические
технологии,
возможности
информационно-
коммуникационных технологий, сети Интернет.