Напоминание

Пути повышения качества урока


Автор: Бруг Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №70
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения качества урока
Раздел: начальное образование





Назад




«Пути повышения качества образования в начальной школе»

Учитель начальных классов Бруг Надежда Александровна

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Киплинг

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В

России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на

основе использования последних достижений психологии, информатики и

теории управления познавательной деятельностью.

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств

и

характеристик

результатов

образования,

способных

удовлетворить

потребности школьников, общества и заказчиков образования.

Из чего оно складывается?

Из высокого уровня профессионализма педагогов

Из создания комфортности в обучении школьников

Прочности знаний учащихся

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Из материально-технического обеспечения школы.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за

короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в

практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем

пути его дальнейшего совершенствования.

Составляющие качества образования:

качество обученности школьников по образовательным областям;

качество

сформированности

общеучебных

умений

школьников

(умение работать с учебником, текстом, составить план, умение

анализировать, делать вывод и т. п.);

качество

воспитанности

школьников

(отслеживается

по

специальным методикам);

качество развития личности школьников (эмоциональность, воля,

познавательный интерес, мотивация и т. д.);

качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в

обществе).

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый

благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это

путь

самый

трудный»

Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это

жесткое требование нашей профессии.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что

она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из

преподавания и учения.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для

повышения качества образования, учитель должен управлять:

• целеполаганием учащихся;

• мотивацией их деятельности;

• формированием умений учащихся;

• созданием обратных связей «учитель – ученик»;

• созданием проблемных ситуаций;

• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно

находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Методическая работа в начальной школе:

следование традициям и внедрение новации;

повышение компетентности учителя;

освоение

и

внедрение

в

работу

новейших

информационных

технологий;

определение

причин

типичных

затруднений

школьников

и

их

коррекция;

выявление

уровня

сформированности

системы

качества

знаний

учащихся;

накопление

и

фиксирование

индивидуальных

достижений

школьников путём оформления портфолио;

организация

проектной

деятельности,

позволяющей

развивать

творческие способности учащихся.

Целевые направления:

совершенствование организации учебного процесса и повышение

результатов обучения;

создание

условий

для

повышения

мотивации

к

обучению,

саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

обеспечение

учебно-воспитательного

процесса

на

современном

уровне;

создание

условий

для

удовлетворения

образовательных

потребностей ребенка;

совершенствование системы воспитательной работы как средства

повышения качества образования;

обеспечение

физического

развития

учащихся,

использование

здоровьесберегающих технологий;

совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи:

обобщение

и

внедрение

в

практику

достижений

передового

педагогического опыта;

формирование установок на освоение современных педагогических

технологий,

подходов,

обеспечивающих

подготовку

качественно

нового младшего школьника;

создание

единой

системы

урочной

и

внеурочной

деятельности

учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие

образовательного процесса;

организация

взаимодействия

учителей

начальных

классов,

психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития

индивидуальных способностей обучающихся.

Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной

работы и умело управлять этим процессом.

Технологии и методики, применяемые в начальной школе:

технология личностно-ориентированного образования;

технология уровневой дифференциации;

технология игрового обучения;

технология

системно-деятельностного

подхода

(проблемное

обучение);

проектная деятельность;

здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

1)

Важным

средством

повышения

эффективности

урока

является

многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что

ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью,

а

ее

однообразием,

односторонностью.

Младшие

школьники

усваивают

знания

лучше,

е сли

на

уроке

чередуют ся

разнообразные

и

непродолжительные

виды

работы.

Однако

следует

учитывать,

что

разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их

активности,

если

оно

не

обусловлено

целью

урока,

не

является

ее

выражением.

2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы

игры.

Игра,

являясь

основным

видом

деятельности

дошкольника,

продолжает

занимать

важное

место

в

жизни

младших

школьников,

она

рассматривается

в

качестве

важного

компонента

основной

деятельности

младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную

деятельность

учащихся,

способствуют

развитию

самостоятельности

и

инициативы,

товарищества

и

взаимопомощи

в

труде.

Игра

важное

средство повышения у учащихся интереса к учению.

В

начальном

обучении

широко

распространены

дидактические,

или

обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на

умственное развитие учащихся.

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного

воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для

личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в

свою

очередь

включают:

театральные,

сюжетно-ролевые

и

строительные

игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные

игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается

привычка

сосредотачиваться,

мыслить

самостоятельно,

развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся:

познают,

запоминают

новое,

ориентируются

в

необычных

ситуациях,

пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые

пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все

усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из

всего

существующего

многообразия

различных

видов

игр

именно

дидактические

игры

самым

тесным

образом

связаны

с

учебно-

воспитательным процессом.

3)

Уже

в

начальной

школе

большинство

обучающихся

занимают

в

учебном процессе

пассивную роль и начинают терять интерес к учебе.

Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика,

не

учить

его,

а

помогать

ему

учиться

и

развиваться.

Способность

к

саморазвитию

должна

стать

результатом

познавательной

деятельности.

Наиболее

конструктивным

решением

проблемы

является

создание

таких

условий

в

обучении,

в

которых

обучаемый

может

занять

активную

личностную

позицию

и

в

полной

мере

выразить

себя,

свою

индивидуальность.

Заслуживает

внимания

коллективная

форма

познавательной деятельности.

Что

же

собой

она

представляет?

Это

такая

форма,

при

которой

коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член

коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. –

работа в парах, группах.

4)

Учебный

проект

«Использование

современного

оборудования

и

технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного

метода».

5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка.

6) Предметные декады в начальной школе.

7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть

его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4

часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и

услышанного,

3/4

части

материала,

если

ученик

привлечен

в

активные

действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для

повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и

организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной

школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются

компетенции

в

области

коммуникации:

умение

собирать

факты,

их

сопоставлять,

организовывать,

выражать

свои

мысли

на

бумаге

и

устно,

логически

рассуждать,

слушать

и

понимать

устную

и

письменную

речь,

открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Использование

ИКТ

на

различных

уроках

позволяет

перейти

от

объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при

котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это

способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Таким образом, для повышения качества образования необходимо:

использовать на уроках и во внеурочное время современные

инновационные

методики,

новые

формы

организации

и

проведения учебных занятий;

продолжать

методическое

совершенствование

учителей

для

повышения их профессионализма;

активнее

и

шире

использовать

на

уроках

современные

педагогические

технологии,

возможности

информационно-

коммуникационных технологий, сети Интернет.



В раздел образования