Автор: Габдрахманов Ринат Раисович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ ООШ села Старая Тушка
Населённый пункт: Село Старая Тушка, Кировская область
Наименование материала: программа по физической культуре
Тема: Шахматы
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
села Старая Тушка
Дополнительная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы»
Срок реализации образовательной программы: 1 год
Составил:
Габдрахманов Р.Р
Учитель физической культуры
2021 г.
1.1. Пояснительная записка
Одним
из
направлений
внеурочной
деятельности
обучающихся
является
спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МКОУ ООШ
села Старая Тушка детским кружком «Шахматы»
Программа разработана с учетом современных требований, т.к.
человечеству
придётся решать ряд сложнейших проблем связанных с жизнью на планете.
Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные
люди. Поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала
человечества.
Рабочая программа «Шахматы» для обучающихся 5-9
классов разработана в
соответствии:
- с
требованиями
федерального
государственного образовательного
стандарта основного общего образования (2009г.);
- авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ
внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс,
Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год).
- с образовательными потребностями и запросами участников образовательного
процесса, особенностями обучающихся, профессиональными возможностями
педагога, состоянием учебно-методического и материально технического
обеспечения образовательного процесса.
Данная программа тесно связана со всеми предметами, составляющими базовый
компонент образования в школе. Специфика шахматной игры позволяет понять
основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория
множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также
обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры
реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом
процессе управления.
Актуальность
программы
обусловлена тем,
что
в
школе
происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат»
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям. Так же -
это одна из самых эффективных игр, способствующих
интеллектуальному развитию человека.
Шахматы положительно влияют на совершенствование многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. Стержневым
моментом
занятий
становится
деятельность
самих
учащихся,
когда
они
наблюдают, сравнивают,
классифицируют,
группируют,
делают
выводы, выясняют закономерности.
Недельная нагрузка 1 час (34 часа в год) – 1 год обучения Занятия проводятся 1
раз в неделю. Учебная группа состоит из 8-12 учащихся.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие во всех его проявлениях — от наглядно образного
мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
•
развитие внимания и мотивации школьника;
•
развитие наглядно-образного мышления;
•
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
•
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
•
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
•
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
•
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
1.3. Содержание программы
-
1. Правила игры
- Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы
фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная
нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на
проходе.
- Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур.
Дидактические задания и игры.
2. Как научиться играть в шахматы
- Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как
изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.
Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.
- Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение
шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика.
3.Особенности фигур
- Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.
- Практика: Игровая практика
- 4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте
- Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва,
угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно
предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается
шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения.
Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их
стратегические цели.
- Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика.
5.Как разыгрывать дебют
- Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах.
Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская
партия. Французская защита. Защита Каро-Канн. Сицилианская защита. Ферзевый
гамбит. Защита Нимцовича. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.
- Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких
фигур. Игровая практика.
6.Турниры. Подведение итогов обучения
- Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и
командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры
внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных
партий. Подведение итогов обучения.
- Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный
турнир. Викторина.
1.4. Планируемые результаты
К концу изучения учащиеся должны знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
К концу изучения учащиеся должны уметь:
•
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
•
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
•
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
•
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие
материального перевеса;
•
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
•
определять общую цель и пути её достижения;
Учебно-тематический план
№
п/п
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
1.Правила игры.
6
1.1.
Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и
фигуры. Цель игры.
1
1.2.
Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная
позиция.
1
1.3.
Шахматная нотация. Запись партии.
1
1.4.
Пат. Ничья.
1
1.5.
Рокировка.
1
1.6.
Превращение пешки. Взятие на проходе.
1
2.Как научиться играть в шахматы.
4
2.1.
Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль.
1
2.2.
Как изучать миттельшпиль
1
2.3.
Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.
1
2.4.
Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.
1
3.Особенности фигур.
4
3.1.
Ладья. Слон. Конь.
2
3.2.
Ферзь. Король. Пешка.
2
4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте.
10
4.1.
Особенности шахматной борьбы.
1
4.2.
«Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва,
угроза. Форсированный вариант.
1
4.3.
Оценка позиции.
1
4.4.
Вечный шах.
1
4.5.
Как правильно предлагать ничью.
1
4.6.
Шахматные часы. Контроль. Цейтнот.
1
4.7.
Как заканчивается шахматная партия.
1
4.8.
Шахматные разряды и звания.
1
4.9.
Задачи и этюды.
1
4.10.
Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью.
1
5.Как разыгрывать дебют.
6
5.1.
Основные цели дебюта.
1
5.2.
Развитие фигур и борьба за центр в дебютах.
1
5.3.
Дебют четырёх коней.
1
5.4.
Защита двух коней.
1
5.5.
Шотландская партия.
1
5.6.
Испанская партия.
1
6.Турниры. Подведение итогов обучения.
4
6.1.
Турнир по круговой системе с записью партий и контролем
времени (1 час на партию каждому игроку)
3
6.2.
Подведение итогов обучения
1
ИТОГО:
34
- Методическое обеспечение занятий
№
п/
п
Раздел или
тема
программы
Формы
занятий
(беседа, игра,
рассказ,
сеанс
одновременн
ой
игры,
шахматная
викторина, у
роки,
групповые
занятия,
индивидуаль
ные занятия,
игровая
деятельность
,
конкурсы,
решения,
турнирная
практика,
разбор
партий,
работа
с
компьютеро
м)
Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса
(метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
репродуктивные
методы обучения,
исследовательские
методы обучения,
частично-
поисковые методы
обучения.
Дидактически
й материал,
техническое
оснащение
занятий
(таблицы,
схемы,
плакаты,
фотографии,
специальная
литература,
компьютерные
программы, и
т.д.)
Формы
подведения
итогов
(опрос,
выставка,
конкурс,
олимпиада,
соревнование,
шахматный
турнир,
самоанализ,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
занятие,
тестирование,
анкетирование,
зачет
1
2
3
4
5
6
1
Правила
беседа,
метод
шахматные
опрос,
игры
рассказ, игра,
групповое
занятие
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
частично-
поисковые методы
обучения.
доски,
шахматная
литература
педагогическое
наблюдение
2
Как
научиться
играть в
шахматы
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
частично-
поисковые методы
обучения.
шахматные
доски,
шахматная
литература
опрос,
педагогическое
наблюдение
3
Особеннос
ти фигур
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
частично-
поисковые методы
обучения.
шахматные
доски,
шахматная
литература
опрос,
педагогическое
наблюдение
4
Об
особенност
ях
шахматной
борьбы и
шахматном
спорте
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
частично-
поисковые методы
обучения.
шахматные
доски,
шахматная
литература
опрос,
педагогическое
наблюдение
5
Как
разыгрыват
ь дебют
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
частично-
поисковые методы
обучения.
шахматные
доски,
шахматная
литература
опрос,
самоанализ
6
Различные
виды
преимущес
тва
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
исследовательские
методы обучения
шахматные
доски,
шахматная
литература
опрос,
тестирование
7
Пешечные
беседа,
метод
шахматные
опрос,
окончания
рассказ, игра,
групповое
занятие
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
исследовательские
методы обучения
доски,
шахматная
литература
педагогическое
наблюдение
8
Фигура
против
пешки
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
исследовательские
методы обучения
шахматные
доски,
шахматная
литература
опрос,
педагогическое
наблюдение
9
Решение
шахматных
задач. Мат
в один ход
беседа,
рассказ, игра,
групповое
занятие,
разбор
партий
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
исследовательские
методы обучения
шахматные
доски,
шахматная
литература,
компьютерные
программы
опрос,
самоанализ,
анкетирование
10
Турниры.
Подведени
е итогов
обучения
турнирная
практика,
разбор
партий,
групповое
занятие,
сеанс
одновременн
ой игры
метод
упражнения,
объяснительно-
иллюстративные
методы обучения,
исследовательские
методы обучения
шахматные
доски,
шахматная
литература,
шахматные
часы
шахматный
турнир,
контрольное
занятие, зачет
-
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Шахматы, доска, учебник.
2.3. Форма аттестации
- Соревнования, шахматные турниры, решение логических задач.
2.4. Методический материал
Таблицы,
схемы,
сборники
игр,
тематические
презентация, видеоматериалы.
2.5. Список литературы
Учебно – методический комплект:
•
А.А.
Тимофеев
"Программа
курса
"Шахматы
–
школе:
Для
начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011
•
Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред.
Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
Методические пособия:
•
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
•
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
•
А. Панченко «Теория и практика шахматных окончаний», 2006
•
Х.Л. Мучник «Первые шахматные уроки», 1980