Автор: Мильтюсова Татьяна Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34 г. Ставрополя
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: «Использование физкультурной минутки на уроках в начальной школе»
Раздел: начальное образование
Статья на тему: «Использование физкультурной минутки на уроках в
начальной школе»
Актуальность использования физкультурной минутки на уроках в
начальной школе заключается в уменьшении утомления учащихся, снятия
отрицательных
воздействий
от
длительных
нагрузок
на
общеобразовательных уроках, активизации внимания младших школьников,
повышении
их
способности
к
эффективному
восприятию
учебного
материала.
В связи с этим, каждый учитель в ходе проведения уроков обязан
использовать физкультурные минутки как физкультурно-оздоровительную
форму организации образовательного процесса, динамично влияющую на
общее укрепление здоровья учащихся, которая в свою очередь, влияет на
продуктивность занятий.
Изучением значения использования физкультурной минутки на уроках
начальной школы занимались такие педагоги и психологи как И.В.
Абрамова, М.М. Безруких, Ю.А. Копылов, Ф.Г. Хабирова [1, 2, 4, 9].
По мнению М.М. Безруких, недостаток двигательной активности - одна
из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов
организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних
заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в
транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в
движениях.
Поэтому физкультурные минутки необходимо проводить на каждом
уроке. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по
внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на
20-й – 30-ой минутах урока. Физкультурные минутки не проводятся во время
контрольных, самостоятельных работ и диктантов.
В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5
упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты.
Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук,
четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения
рекомендуется
выполнять
в
положении
сидя
или
стоя.
Комплексы
упражнений меняются один раз в две недели.
В.И. Ковалько рекомендует учителю применять разученные на уроках
комплексы обще развивающих упражнений при выполнении домашних
заданий [3].
Учитель, как правило, проводит физкультурную минутку только при
разучивании
нового
комплекса.
В
остальных
случаях
это
право
предоставляется физоргу или наиболее подготовленным ученикам класса
(группы), а учитель следит за правильностью выполнения упражнений и
осанкой учащихся.
По команде учителя дежурный класса (группы) открывает форточку
или окно, учащиеся прекращают выполнение заданий, ослабляют пояса,
расстёгивают воротнички и начинают делать упражнения.
Важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение.
Школьникам младшего возраста удобное исходное положение для ног —
стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет
обеспечивать
устойчивое
положение
и
способствовать
равномерному
распределению тяжести тела.
Выполняя
упражнения для
туловища,
используется
исходное
положение — ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе.
Исходное положение для рук — руки вниз, отведены назад, за спину,
на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.
Дети, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с
ритмом дыхания, часто задерживают дыхание.
По
мнению
Т.И.
Бочкаревой,
стихотворные
физкультминутки
помогают решить проблемы правильного дыхания. Она считает, чтобы
научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, необходимо
предложить им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах,
произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно
произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик
и т. д. [1]
На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и
глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех
необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс
живо,
эмоционально,
интересно.
Музыкальное
сопровождение
(бубен,
барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти
школьников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для
переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально
возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается
по
характеру воздействия
- гармонизации
всего
организма ребенка,
настройки его на самоисцеляющее начало.
Т.Н. Назарова считает, что очень важной частью работы по развитию
мелкой моторики является пальчиковые гимнастики. Они увлекательны и
способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры»
как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы [6]. В ходе таких игр у детей,
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Например, игра «Моя семья». Поочередно сгибать пальцы на обеих
руках, начиная с большого, на последнюю показать ладошки.
Игра «Если устали глаза». Плотно сомкните веки на 5 сек., затем
широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-
4 раза. Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его
на кончик носа. Повторите 4-6 раз. Делайте медленные круговые движения
глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2
раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза. Посмотрите на верхний левый
угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на
верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
Релаксационные упражнения. Релаксация - это метод, с помощью
которого можно частично или полностью избавляться от физического или
психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом,
поскольку овладеть ею довольно легко - ля этого не требуется специального
образования и даже природного дара
Упражнение «Штанга Ралли». По команде «едем на гоночной машине»
вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки —
«крепко
держимся
за
руль»,
туловище
слегка
отклонено
назад.
Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек
расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить,
обратить внимание на приятное чувство расслабления.
Сделать наклон
вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно
подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой. Упражнение проводить 10-
15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук,
ног, туловища. «Бросить штангу» — наклонившись вперед, руки при этом
свободно
повисают.
Обратить
внимание
на
приятное
ощущение
расслабления.
Все релаксационные упражнения носят игровой характер, каждому из
них даётся образное название. Если ребенок умеет правильно использовать
возможности своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема
легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет
схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Есть
упражнения, которые способствуют разработке дыхания. Эти упражнения не
занимают много времени. Их можно включать в утреннюю гимнастику, а
также использовать на уроках чтения, русского языка, естествознания, когда
материал урока в основном устного содержания.
Например, «Зал вздохов». Необходимо с силой выдохнуть воздух
коротко, долго, с силой, слабо. Дышать коротко, отрывисто вдох долгий
выдох.
Такие
регулярные
упражнения
способствуют
профилактике
заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно
дышать.
Список использованной литературы
1.Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. «Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе» (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара,
2004г.
2.Безруких М..М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. Материалы курса
«Здоровьесберегающая школа»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2006. 48с.
3.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4
классы», Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
4.Копылов Ю.А., Полянская Н.В. «Физическая культура и здоровье
школьника: от А до Я. Советы родителям», Москва, 2011г.
5.Корнеева И.Г. Егорова Н.А. «Организация здоровьесберегшающей
среды в школе» // Справочник заместителя директора школы, 2008. - №. 4. С.
35-40.
6. Назарова
Т.Н.
Научно-методическая
деятельность
учителя.
Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель,
2011
7.Рапопорт И.К. «Значение здоровьесберегающих и оздоровительных
технологий в школе» // Справочник образовательного учреждения, 2009. - №
7. С.7-9.
8.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.
9.Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных
учреждениях. «Школа». Казань.2005.