Напоминание

"Обучение грамоте. Звук й, буква Й, й".


Автор: Демина Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40"
Населённый пункт: Челябинская область г. Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение грамоте. Звук й, буква Й, й".
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект учебного занятия с использованием ЦОР.

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ СОШ № 40

Учитель: Дёмина Светлана Сергеевна

Класс: 1-б

Тема учебного занятия: Буквы Й, й, обозначающие согласный звук [ й ].

Развитие речи: «Жить – Родине служить».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.Познакомить учащихся с новым звуком [ й ] и буквами Й, й; учить выделять,

дифференцировать и характеризовать звук [ й ], находить новую букву в словах,

формировать навык чтения слогов, слов, предложений с буквами Й, й, способствовать

формированию навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

2. Развивать фонематический слух, логическое мышление, развивать речь устную и

письменную.

3. Воспитывать любознательность, патриотические чувства.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, материалы из

Интернета.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1.

2.

3.

Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подго

товка учащихся к работе

Компетенции

метод

ы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Организация внимания

и внутренней

готовности…

Умение

организоваться

словес

ный

фронтал

ьный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На улице пасмурно и грустно, так давайте в

нашем классе создадим атмосферу

праздника. Улыбнитесь друг другу, мне,

тихонько садитесь. Начинаем урок

обучения грамоте.

Подготовка к работе

2. Сообщение темы урока. Подготовка к изучению нового материала.

Цель этапа: Выявление сложностей при выполнении домашнего зада

ния

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Знать изученные буквы

и звуки.

Уметь

дифференцирова

ть и

характеризовать

Словесн

ый,

иллюстр

ативный

Фронт

альны

й

опрос

изученные звуки

и буквы,

анализировать и

делать выводы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Назовите буквы, которые показаны на

слайде: а, Л, Р, у, о, Ы, и, э, м, Н, й.

Что вы можете сказать об этих буквах?

Разделите эти группы на две группы,

обозначающие гласные и согласные звуки.

Слайд №

А теперь составьте слова из букв второй

группы.

А как можно выполнить это задание?

Характеристику какому звуку мы не

давали, и какую букву еще не изучали.

Учитель сообщает тему урока.

Речевая разминка.

1.

Упражнения для щек:

надувание щек одновременно;

надувание щек попеременно;

втягивание щек в ротовую полость;

полоскание.

2.

Упражнения для языка:

высовывание языка лопаткой;

коснуться краями языка углов рта;

высовывание языка жалом, двигать

вправо, влево;

присасывание к небу спинки языка;

Они обозначают гласные и согласные

звуки.

Их можно разделить на две группы:

1- буквы, которые обозначают гласные

звуки;

2- буквы, которые обозначают

согласные звуки.

Большие и маленькие буквы; буква Ы

написана неправильно, в русском языке

нет слов, которые начинаются на букву

Ы. Буква и – лишняя, все печатные, а и

– письменная. Буква и – особенная

буква, она подарила элементы новым

буквам.

Буквы гласных звуков а, у, о, э, и.

Буквы согласных звуков л, м, н, р, й.

Дети начинают работать. Мы не можем

это сделать, потому что здесь нет

гласных.

Если мы возьмем еще буквы из первой

группы.

Дети составляют несколько слов устно.

Звук [ й ], буквы Й, й.

облизывание верхних и нижних зубов

под губой (почистить зубки).

3.

Упражнение для губ:

и – у произнести отдельно, затем

слитно;

и – улыбка, у – трубочка;

угадывание звука при открытом ротике

без произношения: а, и, у, о, м, ы.

3. Изучение нового материала. Звук [ й ], буквы Й, й.

Цель этапа:

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Познакомить

учащихся с новым

звуком и новыми

буквами Й, й,

дифференцировать

и характеризовать

звук [й], находить

новую букву в

словах,

способствовать

формированию

навыков

правильного,

сознательного,

выразительного и

беглого чтения.

Развивать

умение

логически

мыслить,

сравнивать,

анализировать,

обобщать,

выделять

главное.

Словесный,

иллюстратив

ный

Коллект

ивная,

индивид

уальна,

группов

ая

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выделение звука [й] из слов: май,

герой.

Характеристика звука [й].

Артикуляция (положение губ, языка,

зубов), отнесение к согласным

звонким мягким звукам.

Развитие фонематического

восприятия. Игра «Поймай звук».

Возьмите синий и зеленый квадраты.

Если услышите мягкий звук –

положите в слово зеленый квадрат,

если услышите твердый звук –

положите в слово синий квадрат.

Ловушка (звук [й] всегда мягкий)

Дети анализируют схемы слов: май, герой.

У детей полоски, разделенные на три части и

зеленый квадрат.

Йод, шайба, йогурт, линейка, хоккей,

яма, сильный, юг, ель.

Учитель напоминает детям, что этот

звук они уже встречали в некоторых

словах. В начале слов и после

гласных он обозначался вместе с

последующими гласными одной

буквой: ель, юг, яма, маяк.

Игра «Доскажи словечко».

- Что мы ели, угадай?

- Кара…

- Что нам пели, угадай?

- Баю-…

- Что за месяц, угадай?

- Месяц…

- Что в стакане, угадай?

- Сладкий…

Знакомство с буквами Й, й.

Чтение слов с буквой Й.(слайд №)

вай

бай

май

чай

Два ученика наизусть читают стихотворения

А.Шибаева о букве й.

Ну-ка лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

Один ученик у доски из различных полосок

составляет букву Й. Остальные дети пишут

букву Й в воздухе, пальчиком правой руки,

обеими руками.

Печатание слогов в кассах букв:

ий, йо, ой, ай, эй, ый.

4. Закрепление нового материала. Чтение слов, предложений и текстов с буквой Й.

Развитие речи « Жить – Родине служить».

Цель этапа: Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного,

беглого чтения; развивать речь устную и письменную; работать над культурой речи

учащихся; воспитывать любознательность, патриотические чувства.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Познакомить

учащихся с

русскими

воинами

различных

исторических

эпох.

Формировать умения

читать слова и

предложения с буквами

Й, й, умение давать

полные и точные ответы

на вопросы учителя,

анализировать текст.

Словесн

ый,

иллюстр

ативный

Фронт

альная,

группо

вая,

индив

идуаль

ная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа с учебником «Русская азбука»

страницы 158-159.

Чтение пословиц на странице 158.

О чем говорят нам эти пословицы?

Чему они нас учат?

Патриотическое воспитание по теме:

«Родина – мать, сумей за нее постоять».

Беседа по иллюстрации: История

российской армии со времен татаро-

монгольского нашествия до наших дней.

Показ слайдов.

Чтение текста на странице 160.

Анализ прочитанного текста.

Высказывания детей.

Индивидуальные задания на карточках:

составление предложений со словом

герой.

5. Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались

особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и

анализировали.

А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Чему научились?



В раздел образования