Автор: Салохович Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №28
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание сплочённого коллектива и развитие самостоятельности
Раздел: начальное образование
«Воспитание сплочённого коллектива и развитие самостоятельности»
Очень часто перед классными руководителями встаёт вопрос: как работать с
детьми, чтобы избежать конфликтов в классах.
Работа классного руководителя сложна и многогранна. Главным показателем
работы классного руководителя следует считать самочувствие в ней воспитанника. Класс
хорош, если ребенок с желанием идет на занятия, рад встрече с одноклассниками и учителем.
Классный руководитель должен не покладая рук трудиться над созданием дружного
коллектива, формированием основ культуры общения и построения межличностных отношений
друг с другом и с окружающими. Это важно потому, что атмосфера особого доверия между
детьми положительно влияет на успеваемость.
Часто в классе учатся дети разные по развитию, социальному статусу. Есть дети из
неполных семей, из семей, где у родителей нет возможности или желания больше уделять
внимания своим детям. В таких классах чаще всего можно столкнуться с проблемой буллинга.
Мальчики чаще всего очень неспокойные, большинство стремится к лидерству, не умеет
проигрывать, уступать, возникает много конфликтных ситуаций. Основным направлением в
сплочении детского коллектива мы считаем создание условий, которые препятствуют
возникновению и развитию конфликтов в классе.
В основе работы по воспитанию дружного коллектива лежит КТД. Почему именно
коллективные творческие дела? В основе КТД три основные идеи:
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2.
Творческое
(нестандартное,
нешаблонное,
создаваемое
в
совместной
творческой
деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия
каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные
приемы:
коллективное
общение,
«продажа
идей»,
«мозговой
штурм»
(атака),
когда
предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению,
выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников,
приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и
гостей.
Приемы:
различного
рода
необычные
афиши,
другие
формы
оповещения
–
театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с
предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам,
индивидуальные
задания):
жеребьевка,
творческое
деление
на
группы,
коллективное
определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения
и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино,
видео-оформления.
5. Проведение самого дела.
6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или избранно все
высказывают свое мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было делать). После
этого
следует
психолого-педагогический
анализ
проведенного
дела,
осуществляемый
педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
Трудовые дела
Атака трудовая
Десант трудовой
Подарок далёким друзьям
Почта трудовая
Рейд трудовой
«Снежная сказка»
В трудовых КТД дети осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания
классного руководителя — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к
труду, социалистической собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким
сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые
можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.
Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на
труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в
улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о
близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими
видами общественно ценной практики.
Познавательные дела
Вечер весёлых задач
Вечер-путешествие
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн
Город веселых мастеров
Защита фантастических проектов
Рассказ-эстафета
Турнир-викторина
Турнир знатоков
Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и
далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского
отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок,
требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД
— формирование потребности в познании,
сознательного,
увлеченного,
действенного
отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным
средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для
развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию, непознанного,
целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума,
творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн,
школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и
углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам
гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приобретенные с помощью
самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном
общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями
общественно-политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные
профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это
работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора,
интеллектуальное развитие.
Художественные дела
Литературно-художественные конкурсы
Турнир знатоков поэзии
Эстафета любимых занятий
Эстафета-«ромашка»
Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно
развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной
культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают
желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость,
благородство души; обогащают внутренний мир человека.
Создавая и
воплощая замысел своих
художественных обозрений,
в
которых
соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение,
музыка и танцы, школьники применяют (и закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения
и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и
внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем
полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание
художественных
обозрений),
трудовым
(предметно-художественное
творчество),
познавательным, творческим.
Спортивные дела
«Бой неуловимых»
Весёлая зимняя спартакиада
«Десант — ракеты»
«Космонавты и метеоры»
Спартакиада народных игр
Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у
воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к
физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду
и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость,
находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.
Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с
общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения
участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.
Итак, детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном
педагогическом общении.
На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником,
наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива,
оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных
взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации
педагогического общения.
Проведенные
исследования
позволяют
сделать
вывод,
что
для
успешного
взаимодействия
педагога
и
учащихся
необходимо
наличие
у
педагога
следующих
педагогических качеств и способностей:
1) интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность
коммуникативные качества;
2) способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;
3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно
ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в
зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;
4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5) умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой,
умение управлять настроением, мыслями, чувствами;
6) способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас,
правильный отбор языковых средств;
9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав
жизненных,
естественных
переживаний
педагога
и
педагогически
целесообразных
переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении;
10)
способность
к
педагогической
импровизации,
умение
применять
все
разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).
Форм и методов работы по сплочению классных коллективов много. Но каждый новый рабочий
день ставит перед учителем не только учебные, но и свои воспитательные задачи. Очень важно
в повседневной суете не упустить, заметить, приласкать, поддержать, дать правильный совет,
помирить, не дать разгореться конфликту. Каждому классному руководителю необходимо
прежде всего развивать в себе качества, помогающие в сплочении детского коллектива.
В настоящее время формирование детского коллектива на наш взгляд надо строить, опираясь на
убеждение: «Мы разные, но мы вместе, и у нас общая цель».