Напоминание

Воспитание сплочённого коллектива и развитие самостоятельности


Автор: Салохович Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №28
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание сплочённого коллектива и развитие самостоятельности
Раздел: начальное образование





Назад




«Воспитание сплочённого коллектива и развитие самостоятельности»

Очень часто перед классными руководителями встаёт вопрос: как работать с

детьми, чтобы избежать конфликтов в классах.

Работа классного руководителя сложна и многогранна. Главным показателем

работы классного руководителя следует считать самочувствие в ней воспитанника. Класс

хорош, если ребенок с желанием идет на занятия, рад встрече с одноклассниками и учителем.

Классный руководитель должен не покладая рук трудиться над созданием дружного

коллектива, формированием основ культуры общения и построения межличностных отношений

друг с другом и с окружающими. Это важно потому, что атмосфера особого доверия между

детьми положительно влияет на успеваемость.

Часто в классе учатся дети разные по развитию, социальному статусу. Есть дети из

неполных семей, из семей, где у родителей нет возможности или желания больше уделять

внимания своим детям. В таких классах чаще всего можно столкнуться с проблемой буллинга.

Мальчики чаще всего очень неспокойные, большинство стремится к лидерству, не умеет

проигрывать, уступать, возникает много конфликтных ситуаций. Основным направлением в

сплочении детского коллектива мы считаем создание условий, которые препятствуют

возникновению и развитию конфликтов в классе.

В основе работы по воспитанию дружного коллектива лежит КТД. Почему именно

коллективные творческие дела? В основе КТД три основные идеи:

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2.

Творческое

(нестандартное,

нешаблонное,

создаваемое

в

совместной

творческой

деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия

каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные

приемы:

коллективное

общение,

«продажа

идей»,

«мозговой

штурм»

(атака),

когда

предлагается много невероятных идей.

2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению,

выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников,

приглашенных гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и

гостей.

Приемы:

различного

рода

необычные

афиши,

другие

формы

оповещения

театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с

предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам,

индивидуальные

задания):

жеребьевка,

творческое

деление

на

группы,

коллективное

определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения

и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино,

видео-оформления.

5. Проведение самого дела.

6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или избранно все

высказывают свое мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было делать). После

этого

следует

психолого-педагогический

анализ

проведенного

дела,

осуществляемый

педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

Трудовые дела

Атака трудовая

Десант трудовой

Подарок далёким друзьям

Почта трудовая

Рейд трудовой

«Снежная сказка»

В трудовых КТД дети осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания

классного руководителя — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к

труду, социалистической собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким

сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые

можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на

труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в

улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о

близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими

видами общественно ценной практики.

Познавательные дела

Вечер весёлых задач

Вечер-путешествие

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн

Город веселых мастеров

Защита фантастических проектов

Рассказ-эстафета

Турнир-викторина

Турнир знатоков

Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и

далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского

отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок,

требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД

— формирование потребности в познании,

сознательного,

увлеченного,

действенного

отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным

средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для

развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию, непознанного,

целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума,

творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн,

школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и

углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам

гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приобретенные с помощью

самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном

общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями

общественно-политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные

профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это

работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора,

интеллектуальное развитие.

Художественные дела

Литературно-художественные конкурсы

Турнир знатоков поэзии

Эстафета любимых занятий

Эстафета-«ромашка»

Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно

развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной

культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают

желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость,

благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Создавая и

воплощая замысел своих

художественных обозрений,

в

которых

соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение,

музыка и танцы, школьники применяют (и закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения

и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и

внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем

полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание

художественных

обозрений),

трудовым

(предметно-художественное

творчество),

познавательным, творческим.

Спортивные дела

«Бой неуловимых»

Весёлая зимняя спартакиада

«Десант — ракеты»

«Космонавты и метеоры»

Спартакиада народных игр

Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у

воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к

физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду

и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость,

находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с

общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения

участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

Итак, детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном

педагогическом общении.

На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником,

наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива,

оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных

взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации

педагогического общения.

Проведенные

исследования

позволяют

сделать

вывод,

что

для

успешного

взаимодействия

педагога

и

учащихся

необходимо

наличие

у

педагога

следующих

педагогических качеств и способностей:

1) интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность

коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно

ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в

зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой,

умение управлять настроением, мыслями, чувствами;

6) способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас,

правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав

жизненных,

естественных

переживаний

педагога

и

педагогически

целесообразных

переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении;

10)

способность

к

педагогической

импровизации,

умение

применять

все

разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).

Форм и методов работы по сплочению классных коллективов много. Но каждый новый рабочий

день ставит перед учителем не только учебные, но и свои воспитательные задачи. Очень важно

в повседневной суете не упустить, заметить, приласкать, поддержать, дать правильный совет,

помирить, не дать разгореться конфликту. Каждому классному руководителю необходимо

прежде всего развивать в себе качества, помогающие в сплочении детского коллектива.

В настоящее время формирование детского коллектива на наш взгляд надо строить, опираясь на

убеждение: «Мы разные, но мы вместе, и у нас общая цель».



В раздел образования