Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как ос-нова развития активной творческой личности младших школьников.


Автор: Залалиева Наталья Геннадьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: город Бийск Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как ос-нова развития активной творческой личности младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Н.Г. Залалиева,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 »

(г. Бийск)

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как

основа развития активной творческой личности младших школьников

В статье раскрывается значение технологии проектно- исследовательской деятельно-

сти, внедрение которой позволяет целенаправленно формировать опыт и способствует

развитию личностных качеств, которые обеспечат успешность деятельности в современ-

ной жизни.

В современном обществе востребованы люди творческие, активные, инициативные, мо-

бильные.

Освоение технологии проектно-исследовательской деятельности позволило мне создать

условия для приобретения и развития личностных качеств - целеустремленности, самостоя-

тельности, толерантности, ответственности, инициативности и творческого отношения к

делу.

Организация проектно-исследовательской деятельности укладывается в структуру дея-

тельности: мотив проблема цель задачи методы и способы

план действия результат рефлексия.

Учитываю возрастные возможности для организации проектно- исследовательской дея-

тельности: проект исследования младших школьников в большей степени подсказан взрос-

лыми; по объёму - это мини-проект; по форме - это групповое проектирование, работа в па-

рах или индивидуальная деятельность.

В соответствии с доминирующим методом, который лежит в основе выполнения проекта,

различают исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные и

другие. На уроках литературного чтения внедряю эти проекты.

Этапы процесса создания любого произведения искусства: возникновение замысла; обду-

мывание плана и способов воплощения задуманного; создание художественного образа

(произведения) с помощью слова, изображения, музыки, драматизации; анализ и оценка со-

зданного образа; доработка, уточнение, дополнение результата творчества.

Одним из видов детских проектов является рисунок. Ребенок сам легко находит нужную

ему степень свободы при иллюстрировании книг. Рисуя иллюстрации, дети делятся впечат-

лениями от прочитанного, то есть реализуют потребность в общении, происходит развитие

коммуникативных навыков учащихся.

Творческая индивидуальная работа подчиняется общей цели- созданию книжки- малыш-

ки. В результате книга принадлежит всему коллективу создателей, согретая теплом рук ма-

леньких творцов.

Работа над проектом прошла этапы: изготовление рисунков, оформление выставки, пре-

зентация выставки рисунков, создание книжки- малышки, презентация книжки.

Примеры детских проектов - модели, кроссворды, ребусы, викторины, загадки, считалки,

придумывание историй с включением пословиц, «создание» фильмов.

Каждому ребенку присущ театральный инстинкт- стремление посредством игры побывать

в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия.

Одним из видов проекта являются спектакли, инсценировки, литературные игры. Разы-

грывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, овладевают четкой дикцией,

жестикуляцией, учатся применять знания в новой ситуации.

Знакомые сюжеты можно варьировать, придумывать продолжение известных сказок.

Даже самые стеснительные дети вовлекались в творческий процесс, раскрепощались, про-

являли фантазию и находчивость.

Во время проектно-исследовательской работы происходит смена различных видов дея-

тельности: эмоциональной, речевой, познавательной, творческой, игровой, оценочной. Каж-

дый вид, обладая своими специфическими средствами, вносит что-то свое, особое, ориги-

нальное и неповторимое в развитие личности.

Проектная деятельность ставит ребенка в позицию активного участника, каждый вносит

посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, а

значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.

Таким образом, организация проектно- исследовательской деятельности на уроке поз-

воляет подготовить младшего школьника к наиболее сложным проектно - исследовательским

работам, создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию по-

ложительной самооценки, вдохновляет детей творить.

Литература:

1.

Омороков, М.И. Основы обучения чтению младших школьников. [Текст] / М.И. Омо-

рокова.- М.: Вентана - Граф, 2005.- 126с.

2.

Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе.

[Текст] / Н.Л. Галеева.- М.: Знания, 2007.-121с.

3.

Соловьева Е.Ф. Эффективные образовательные технологии. [Текст] / Е.Ф. Соловьева –

Феникс – 2007, - 45 с.



В раздел образования