Автор: Залалиева Наталья Геннадьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: город Бийск Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как ос-нова развития активной творческой личности младших школьников.
Раздел: начальное образование
Н.Г. Залалиева,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 »
(г. Бийск)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как
основа развития активной творческой личности младших школьников
В статье раскрывается значение технологии проектно- исследовательской деятельно-
сти, внедрение которой позволяет целенаправленно формировать опыт и способствует
развитию личностных качеств, которые обеспечат успешность деятельности в современ-
ной жизни.
В современном обществе востребованы люди творческие, активные, инициативные, мо-
бильные.
Освоение технологии проектно-исследовательской деятельности позволило мне создать
условия для приобретения и развития личностных качеств - целеустремленности, самостоя-
тельности, толерантности, ответственности, инициативности и творческого отношения к
делу.
Организация проектно-исследовательской деятельности укладывается в структуру дея-
тельности: мотив проблема цель задачи методы и способы
план действия результат рефлексия.
Учитываю возрастные возможности для организации проектно- исследовательской дея-
тельности: проект исследования младших школьников в большей степени подсказан взрос-
лыми; по объёму - это мини-проект; по форме - это групповое проектирование, работа в па-
рах или индивидуальная деятельность.
В соответствии с доминирующим методом, который лежит в основе выполнения проекта,
различают исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные и
другие. На уроках литературного чтения внедряю эти проекты.
Этапы процесса создания любого произведения искусства: возникновение замысла; обду-
мывание плана и способов воплощения задуманного; создание художественного образа
(произведения) с помощью слова, изображения, музыки, драматизации; анализ и оценка со-
зданного образа; доработка, уточнение, дополнение результата творчества.
Одним из видов детских проектов является рисунок. Ребенок сам легко находит нужную
ему степень свободы при иллюстрировании книг. Рисуя иллюстрации, дети делятся впечат-
лениями от прочитанного, то есть реализуют потребность в общении, происходит развитие
коммуникативных навыков учащихся.
Творческая индивидуальная работа подчиняется общей цели- созданию книжки- малыш-
ки. В результате книга принадлежит всему коллективу создателей, согретая теплом рук ма-
леньких творцов.
Работа над проектом прошла этапы: изготовление рисунков, оформление выставки, пре-
зентация выставки рисунков, создание книжки- малышки, презентация книжки.
Примеры детских проектов - модели, кроссворды, ребусы, викторины, загадки, считалки,
придумывание историй с включением пословиц, «создание» фильмов.
Каждому ребенку присущ театральный инстинкт- стремление посредством игры побывать
в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия.
Одним из видов проекта являются спектакли, инсценировки, литературные игры. Разы-
грывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, овладевают четкой дикцией,
жестикуляцией, учатся применять знания в новой ситуации.
Знакомые сюжеты можно варьировать, придумывать продолжение известных сказок.
Даже самые стеснительные дети вовлекались в творческий процесс, раскрепощались, про-
являли фантазию и находчивость.
Во время проектно-исследовательской работы происходит смена различных видов дея-
тельности: эмоциональной, речевой, познавательной, творческой, игровой, оценочной. Каж-
дый вид, обладая своими специфическими средствами, вносит что-то свое, особое, ориги-
нальное и неповторимое в развитие личности.
Проектная деятельность ставит ребенка в позицию активного участника, каждый вносит
посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, а
значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.
Таким образом, организация проектно- исследовательской деятельности на уроке поз-
воляет подготовить младшего школьника к наиболее сложным проектно - исследовательским
работам, создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию по-
ложительной самооценки, вдохновляет детей творить.
Литература:
1.
Омороков, М.И. Основы обучения чтению младших школьников. [Текст] / М.И. Омо-
рокова.- М.: Вентана - Граф, 2005.- 126с.
2.
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе.
[Текст] / Н.Л. Галеева.- М.: Знания, 2007.-121с.
3.
Соловьева Е.Ф. Эффективные образовательные технологии. [Текст] / Е.Ф. Соловьева –
Феникс – 2007, - 45 с.