Напоминание

"Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью"


Автор: Шапран Яна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа-интернат №36 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с

умственной отсталостью

Учитель школы-интернат №36 города Белово

Кемеровская область

Шапран Яна Николаевна

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир

людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку

выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и

эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми.

Современная психолого-педагогическая наука считает ознакомление детей с

предметным миром основой всестороннего развития ребенка. Занятия по ознакомлению с

окружающим

миром

могут

обеспечить

развитие

всех

потребностей

ребенка

в

эмоциональном общении с взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в

познании действительности.

Различные аспекты развития представлений у школьников рассматриваются

различными специалистами. Проблема ориентации детей в пространстве широка и

многогранна.

Она

включает

как

представление

о

величине

и

форме,

так

и

пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных

пространственных

отношений,

например:

определение

положения

предмета

в

пространстве между другими предметами, восприятие глубины и другое.

Представление – это образ предмета, возникший на основе восприятия, оно во

многом зависит от качества восприятия и, в свою очередь, само оказывает существенное

влияние на процесс восприятия. Образы представлений богаче по содержанию образов

восприятий, так как это уже интеграция наиболее значимых признаков объекта, отнесение

его к определенной категории. Следовательно, представления тесно связаны не только с

восприятием, но и с памятью, мышлением, речью. Так, для того чтобы у учеников

формировались

четкие,

адекватные

и

устойчивые

представления,

необходим

полноценный анализ предметов и явлений, стремление как можно точнее и на длительный

срок запомнить воспринятое. Вместе с тем изучение любого явления начинается с

формирования у детей предметно-пространственного образа этого явления. От прочности

и адекватности этих чувственных образов – представлений – во многом зависит

правильность понятий, суждений, умозаключений, выводов.

Представления играют важную роль в жизни человека. Процесс обучения детей

строится с учетом особенностей формирования и развития представлений, так как

актуализация

имеющихся

и

вновь

усвоенных

знаний

всегда

сопровождается

возникновением образов тех предметов и явлений, о которых они говорят, думают,

вспоминают. Представления возникают в отсутствии объектов. Как правило, в них

отражаются наиболее характерные особенности, присущие целой группе сходных

объектов.

Физиологической основой представлений является повторное возбуждение в коре

головного

мозга

временных

связей,

возникающих

при

восприятии

объектов

и

актуализирующихся под воздействием не самих этих объектов, а других раздражителей,

связанных с ними в прошлом опыте.

У умственно отсталых учеников отмечается большое своеобразие в развитии всей

психической деятельности, в том числе и представлений. В коррекционной психологии

проведен ряд исследований, направленных на изучение зрительных представлений у

школьников с недостатками умственного развития разных возрастных групп. У учащихся

начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида представления

предметов существенно отличаются от реальных предметов. Так, в рисунках учеников,

выполненных по памяти после восприятия знакомых им объектов, обнаруживается

отсутствие многих характерных для них частей (например, фигура человека бывает

лишена туловища, руки и ноги пристраиваются прямо к голове - «головоног»); предметы

изображаются в ином положении, другого размера, чем те, которые были предъявлены. Не

всегда сохраняется и пространственное расположение отдельных частей объекта.

Например, показанные педагогом ручные часы, ученики рисуют без винтика для перевода

стрелок или без секундной стрелки; изображают предметы значительно меньшего

размера, чем предъявленный оригинал.

Замечено, что у умственно отсталых учащихся в памяти слабо сохраняются

пространственные отношения, в которых находятся объекты. Вместо специфических

пространственных отношений предметов реального мира преобладают неспецифические

отношения. При словесном воспроизведении содержания сюжетной картины сразу после

ее рассмотрения у школьников с недостатками умственного развития обнаруживается

неполнота представлений: они воспроизводят не более трети изображенного на картине.

У

учащихся

начальных

классов

также

прослеживаются

фрагментарность,

скудность, искаженность представлений. Вместо обобщенных представлений ученики

репродуцируют конкретные черты, возникшие на основе индивидуального опыта, либо

называют случайно возникшие в их памяти признаки других объектов, сходных с

описываемым

Неполноценность

представлений,

возникших

в

процессе

самостоятельного

восприятия объектов и явлений в их натуральном виде, на картинке, свойственна

ученикам и младших классов, и старшеклассникам. При воспроизведении выясняется, что

возникшие без регулирующего участия педагога представления бедны, нечетки, часто

ошибочны.

При

отсроченном

воспроизведении

ярко

проявляется

тенденция

к

уподоблению, ошибочному сочетанию отдельных элементов различных образов. Так,

характеризуя определенную природную зону, описывая растительный мир и типичных его

представителей, учащиеся называют растения, характерные для других природных зон,

совершенно несходных с данной природной зоной по климатическим условиям.

Не менее важным способом формирования адекватных представлений у умственно

отсталых школьников является сочетание словесного описания предметов с активной

предметной деятельностью под руководством педагога и с последующим графическим

воспроизведением образов изучаемых предметов. Образованию четких представлений и

сохранению их в памяти способствует также сравнение объектов, установление черт

сходства и отличий между ними, что тоже возможно только с помощью вопросов учителя.

Причем сохранение четких и дифференцированных представлений во многом зависит от

степени сходства сравниваемых предметов. Чем больше сходства между объектами, тем

чётче у детей представления о каждом из них. И наоборот: чем больше отличаются друг

от друга сравниваемые объекты, тем труднее сохранить детям в памяти все эти отличия, и

представления оказываются расплывчатыми, искаженными, нечеткими. Задача педагога –

научить

умственно

отсталых

школьников

самостоятельно

пользоваться

приемом

сравнения.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Отмечается,

по сравнению с нормально развивающими детьми, его замедленный темп. Детям с лёгкой

степенью умственной отсталости требуется значительно больше времени, чтобы

воспринять предлагаемый им материал. Поэтому очень важна в работе с такими детьми

помощь и участие взрослого.



В раздел образования