Автор: Шапран Яна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа-интернат №36 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование
Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с
умственной отсталостью
Учитель школы-интернат №36 города Белово
Кемеровская область
Шапран Яна Николаевна
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир
людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку
выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и
эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми.
Современная психолого-педагогическая наука считает ознакомление детей с
предметным миром основой всестороннего развития ребенка. Занятия по ознакомлению с
окружающим
миром
могут
обеспечить
развитие
всех
потребностей
ребенка
в
эмоциональном общении с взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в
познании действительности.
Различные аспекты развития представлений у школьников рассматриваются
различными специалистами. Проблема ориентации детей в пространстве широка и
многогранна.
Она
включает
как
представление
о
величине
и
форме,
так
и
пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных
пространственных
отношений,
например:
определение
положения
предмета
в
пространстве между другими предметами, восприятие глубины и другое.
Представление – это образ предмета, возникший на основе восприятия, оно во
многом зависит от качества восприятия и, в свою очередь, само оказывает существенное
влияние на процесс восприятия. Образы представлений богаче по содержанию образов
восприятий, так как это уже интеграция наиболее значимых признаков объекта, отнесение
его к определенной категории. Следовательно, представления тесно связаны не только с
восприятием, но и с памятью, мышлением, речью. Так, для того чтобы у учеников
формировались
четкие,
адекватные
и
устойчивые
представления,
необходим
полноценный анализ предметов и явлений, стремление как можно точнее и на длительный
срок запомнить воспринятое. Вместе с тем изучение любого явления начинается с
формирования у детей предметно-пространственного образа этого явления. От прочности
и адекватности этих чувственных образов – представлений – во многом зависит
правильность понятий, суждений, умозаключений, выводов.
Представления играют важную роль в жизни человека. Процесс обучения детей
строится с учетом особенностей формирования и развития представлений, так как
актуализация
имеющихся
и
вновь
усвоенных
знаний
всегда
сопровождается
возникновением образов тех предметов и явлений, о которых они говорят, думают,
вспоминают. Представления возникают в отсутствии объектов. Как правило, в них
отражаются наиболее характерные особенности, присущие целой группе сходных
объектов.
Физиологической основой представлений является повторное возбуждение в коре
головного
мозга
временных
связей,
возникающих
при
восприятии
объектов
и
актуализирующихся под воздействием не самих этих объектов, а других раздражителей,
связанных с ними в прошлом опыте.
У умственно отсталых учеников отмечается большое своеобразие в развитии всей
психической деятельности, в том числе и представлений. В коррекционной психологии
проведен ряд исследований, направленных на изучение зрительных представлений у
школьников с недостатками умственного развития разных возрастных групп. У учащихся
начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида представления
предметов существенно отличаются от реальных предметов. Так, в рисунках учеников,
выполненных по памяти после восприятия знакомых им объектов, обнаруживается
отсутствие многих характерных для них частей (например, фигура человека бывает
лишена туловища, руки и ноги пристраиваются прямо к голове - «головоног»); предметы
изображаются в ином положении, другого размера, чем те, которые были предъявлены. Не
всегда сохраняется и пространственное расположение отдельных частей объекта.
Например, показанные педагогом ручные часы, ученики рисуют без винтика для перевода
стрелок или без секундной стрелки; изображают предметы значительно меньшего
размера, чем предъявленный оригинал.
Замечено, что у умственно отсталых учащихся в памяти слабо сохраняются
пространственные отношения, в которых находятся объекты. Вместо специфических
пространственных отношений предметов реального мира преобладают неспецифические
отношения. При словесном воспроизведении содержания сюжетной картины сразу после
ее рассмотрения у школьников с недостатками умственного развития обнаруживается
неполнота представлений: они воспроизводят не более трети изображенного на картине.
У
учащихся
начальных
классов
также
прослеживаются
фрагментарность,
скудность, искаженность представлений. Вместо обобщенных представлений ученики
репродуцируют конкретные черты, возникшие на основе индивидуального опыта, либо
называют случайно возникшие в их памяти признаки других объектов, сходных с
описываемым
Неполноценность
представлений,
возникших
в
процессе
самостоятельного
восприятия объектов и явлений в их натуральном виде, на картинке, свойственна
ученикам и младших классов, и старшеклассникам. При воспроизведении выясняется, что
возникшие без регулирующего участия педагога представления бедны, нечетки, часто
ошибочны.
При
отсроченном
воспроизведении
ярко
проявляется
тенденция
к
уподоблению, ошибочному сочетанию отдельных элементов различных образов. Так,
характеризуя определенную природную зону, описывая растительный мир и типичных его
представителей, учащиеся называют растения, характерные для других природных зон,
совершенно несходных с данной природной зоной по климатическим условиям.
Не менее важным способом формирования адекватных представлений у умственно
отсталых школьников является сочетание словесного описания предметов с активной
предметной деятельностью под руководством педагога и с последующим графическим
воспроизведением образов изучаемых предметов. Образованию четких представлений и
сохранению их в памяти способствует также сравнение объектов, установление черт
сходства и отличий между ними, что тоже возможно только с помощью вопросов учителя.
Причем сохранение четких и дифференцированных представлений во многом зависит от
степени сходства сравниваемых предметов. Чем больше сходства между объектами, тем
чётче у детей представления о каждом из них. И наоборот: чем больше отличаются друг
от друга сравниваемые объекты, тем труднее сохранить детям в памяти все эти отличия, и
представления оказываются расплывчатыми, искаженными, нечеткими. Задача педагога –
научить
умственно
отсталых
школьников
самостоятельно
пользоваться
приемом
сравнения.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Отмечается,
по сравнению с нормально развивающими детьми, его замедленный темп. Детям с лёгкой
степенью умственной отсталости требуется значительно больше времени, чтобы
воспринять предлагаемый им материал. Поэтому очень важна в работе с такими детьми
помощь и участие взрослого.