Автор: Черепанова Екатерина Максимовна
Должность: Студентка группы ПОРМ(б)-01
Учебное заведение: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета
Населённый пункт: Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Педагогические труды и деятельность А.С.Макаренко
Раздел: высшее образование
Черепанова Екатерина Максимовна,
студентка
(Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета)
Педагогические труды и деятельность Антона Семеновича Макаренко
Хабаровск, 2022 г.
Содержание
Введение...................................................................................................................2
§ 1 Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в художественном
творчестве................................................................................................................2
§ 2 Педагогические работы....................................................................................5
Заключение..............................................................................................................6
Список использованных источников....................................................................6
2
Введение
Макаренко Антон Семенович – выдающийся ученый, педагог,
писатель и большой души человек. Считал, что правильное воспитание
является главным критерием формирования здоровой и достойной личности.
Человек
не
рождается
порочным
и
не
рождается
порядочным.
Положительные или негативные качества в нем развиваются или, наоборот,
притупляются в процессе жизни вследствие влияния внешних факторов.
Макаренко обогатил советскую педагогику ценными методами и
приемами. Это гениальный автор работ по коммунистическому воспитанию
подрастающего поколения.
Он
подготовил
сотни
детей
из
колоний
несовершеннолетних
преступников к реальной жизни, помог им пройти социальную адаптацию.
Верил в своих учеников и всегда приходил на помощь, опираясь на свой
личный
опыт.
Более
3000
детей
обрели
счастье
благодаря
его
образовательной системе. Именно поэтому данная личность является очень
интересной и значимой в педагогике, соответственно, данная тематика
представляет собой актуальный объект исследования.
Цель работы – изучить деятельности Макаренко А.С.
Задачи исследования:
- провести анализ педагогического опыта и взглядов Макаренко А.С.;
-
исследовать
ключевые
направления
педагогических
работ
Макаренко А.С.
3
§ 1 Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в
художественном творчестве.
Основными трудами писателя по теме воспитания и педагогики, не
потерявшие своей актуальности и сегодня, стали:
- «Педагогическая поэма»;
- «Флаги на башнях», «Марш 30-го г.», «ФД-1»;
- «Книга для родителей»;
- Специальные методические разработки: «Воспитание в семье и в
школе»,
«Проблемы
воспитания
в
советской
школе»,
«Разговор
о
воспитании», «Коммунистическое воспитание и поведение».
Одним
из
главных
его
трудов
является
эпическое
творение
«Педагогическая поэма». Работу над ней советский новатор начал в 1925
году. Спустя 10 лет книга была издана. В романе Макаренко повествует об
истории рождения и развития колонии им. М. Горького и его коллектива.
Написанное в поэме - это настоящий личный опыт Антона Семеновича.
Закончив Учительский Институт Макаренко начинает свою педагогическую
деятельность
вблизи
Полтавы
в
с.
Ковалевка.
Ему
была
поручена
организация
трудовой
колонии
для
детей:
несовершеннолетних
правонарушителей - подростков, беспризорных детей с уголовным прошлым.
Именно такие дети были первыми воспитанниками данного учреждения.
Своих воспитанников Макаренко называл «горьковцами». Они обрели
трудовую дисциплину, благодаря его стараниям [3].
Здесь применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских.
Много стараний и самоотверженной борьбы было вложено в их нравственное
перевоспитание педагогов - воспитателей во главе с А.С. Макаренко.
Формировалась культура личности каждого ребенка, развивалось чувство
долга
и
чести,
воспитывалось
чувство
собственного
достоинства
и
значимости для своей страны. Все происходящее на личном опыте описывает
Макаренко в данном произведении.
4
Автор ведет повествование от своего лица и позиционирует себя
не только как гениальный педагог, но и талантливый литератор. Язык
написания легкий и простой для восприятия. Писатель пытается донести, что
в каждой конкретной ситуации нужно действовать по-своему, искать разные
способы решения проблемы, но никак не по шаблону. Наиважнейшим
фактором формирования коллектива он выдвигает труд.
Признанный педагог искал спасение своих ребят в коллективе. У
каждого в колонии какая-то своя трагедия, своя печальная история. И их
отмывают,
одевают
и
возвращают
к
нормальной
жизни
сначала
единомышленники Макаренко, а затем и все ребята, которые уже стали
коллективом [2].
В жизни ученого важную роль сыграл советский писатель Максим
Горький, ярый борец с беспризорностью. Основоположник литературы
всегда поддерживал инициативу Антона Семеновича. Рассказы Горького
обнажали угнетательский строй, доказывали веру в человека, в его
безграничные способности. Он убедил Макаренко написать книгу о своей
деятельности в колонии.
Успешная работа педагога в этом учреждении под Полтавой не давала
покоя завистникам. В скором времени Макаренко был освобожден от
занимаемой должности и стал руководить коммуной имени Дзержинского в
1927 году. Часть воспитанников и лучших педагогов Антон Семенович взял с
собой из «горьковской» колонии, и приступил к работе. В отличие от
предыдущего
места
воспитания
детей
здесь
было
организовано
промышленное производство. В результате и в этом месте был наведен
порядок, дети занимались спортом, клубной работой.
Его литературный труд «Педагогическая поэма» вышла в 1935 году.
Воспитатель детских сердец был очень благодарен Максиму Горькому. Он
уверял, что эта книга никогда бы не была им написана, если бы не вера,
внимание, нажим и энергия помощи Максима Горького.
5
В свое произведение автор вложил все самое лучшее как величайший
педагог, человек и художник слова. «Педагогическая поэма» запечатлела
черты советской действительности с покоряющей поэтической силой.
Опыт преподавания в коммуне им. Ф. Дзержинского находит
отражение в повести - рассказе «Марш 30-го г.». Это прообраз хорошо
известной
"Педагогической
поэмы".
Книга
включает
цикл
очерков,
объединенный основными действующими лицами, повествующих о жизни
воспитательной колонии новаторского типа и описывающих опыт создания
на Украине трудовой коммуны для трудных подростков и беспризорников.
В 1930 году возникали непредвиденные и неординарные ситуации в
условиях надвигающейся войны, Макаренко отстранили от управления
колонией им. Ф. Дзержинского, а созданные заводы передались для
постоянной часовой работы военному учреждению. Макаренко пытался
передать свой опыт другим исправительным ведомствам Украины, но его
педагогические взгляды сильно расходились с практикой советской жизни, и
он уехал в Москву, чтобы завершить литературное труды своего опыта и
разработок в педагогике.
Книга «ФД-1» - продолжение «Марша 30-го г.». Идет описание
событий, произошедших в 1930-1932гг. в жизни «дзержинцев» (так
назывались воспитанники колонии им Ф. Дзержинского). Здесь описан и
поход на Кавказ, посещение Тбилиси, Баку, а также открытие первого завода,
изготавливающего электросверла. Многие из частей этой книги пропущены и
даже фамилия фигурирует не Макаренко, а Захаров. Это может запутать
читателя. Все потому, что это произведение было опубликовано уже после
смерти великого ученого. Несмотря на это, здесь чувствуется его обаяние,
описание счастливых дней и трудностей, с которыми автор столкнулся в тот
период. Это последнее произведение, описывающее жизнь трудовых колоний
[10].
«Флаги на башнях» – художественное творение, которое завершает
карьеру Макаренко в педагогике. Это его последнее слово, завещание и
6
исповедь. Этот роман – триумф писателя, его высшая стадия развития. Здесь
продолжается тема, начатая в «Педагогической поэме»: рассказывается об
истории славного коллектива, изображенного в величайшей поэме. Явно
показаны достижения в перевоспитании обозленных детей. Из сложных
подростков вышли достойные люди. Строгая организация труда, четкое
деление обязанностей, и, как следствие, действенный результат, в который
невозможно поверить. За многое в этом произведении ругали Макаренко: за
фальшь, повествование от третьего лица. Критика была необоснованная. И
великому педагогу приходилось отбиваться от нападков недоброжелателей.
Многие считали роман сказкой, так как не допускали мысли, что в Советском
Союзе возможна счастливая детская жизнь. Все это возмущало Макаренко.
Он уверял, что «Флаги на башнях» - это реальная действительность,
настоящая жизнь, и в ней нет ни одной выдуманной ситуации. Главная идея
воспитания
доброй
души
писателя
такова:
«Поместите
человека
в
нормальные условия, и он станет нормальным».
Тонкий психолог рассказывает простыми словами про то, во что
всегда верил и чему посвятил всю свою жизнь. И эта жизнь отвечает
взаимностью. Как и «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» подкупают
своей жизненностью, эмоциональностью и искренностью.
Воспитание внутри семьи играет важную роль в судьбе каждого
ребенка. В своем произведении «Книга для родителей» основной задачей
Макаренко ставит помочь родителям осознать, какую ответственность они
несут за будущее поколение. Здесь раскрываются проблемы семьи и
семейного воспитания детей. Рассматриваются такие вопросы как авторитет
родителей, отношение к деньгам, воспитание в неполной семье и культура
поведения единственного ребенка и т.д. В произведении использованы
письма из личной переписки автора с женой Галиной и их приемным сыном.
Рассмотрение каждого вопроса в книге начинается с маленького
литературного рассказа. Затем строится анализ той проблемы, которая встала
перед родителями.
7
Макаренко уверен, воспитание – процесс очень тонкий. Важно не
перегнуть палку нравоучительными беседами, иначе это будет больше
похоже на дрессуру и как следствие полное игнорирование ребенком
родительских усилий. Правильно выстроенный диалог, а не воспитательные
ухищрения, заставят ребенка понять и прислушаться к родительским
советам.
Дети глубже переживают личные драмы, поэтому родителям важно
принимать активное участие в их жизни, быть чуткими к проблемам
порастающего поколения, а не наслаждаться воспитательским величием.
Взрослые создают дисциплину в семье путем делового распоряжения
спокойствия,
в
семье
не
должно
быть
напускной
дружбы,
важна
субординация, понимание ребенком, что перед ним родитель.
Автор размышляет над нетленными вопросами развития: как привить
детям доброту, уважение и почитание к старшим, чувство собственного
достоинства и любовь к отчизне.
Классик отечественной педагогики уверен, что цельность детских
характеров закладывается благодаря адекватной семейной организации.
8
§ 2 Педагогические работы
Его первая крупная научно - педагогическая работа вышла в 1936 году
«Методика организации воспитательного процесса». Здесь описывается ряд
строгих правил:
1.Четкое организационное строение коллектива;
2. Самоуправление в отряде, т.е. выбор командира путем назначения
либо выборов коллектива;
3. Органы самоуправления – общее собрание всех воспитанников
детского учреждения;
4. Общее собрание. Оно обязано выполнять следующее: подготовка
докладов в различные учреждения, переписки с другими организациями,
решение вопросов, требующих внимания.
В специальных методических разработках «О воспитании» включено
наиболее важное из огромного педагогического достояния А.С. Макаренко.
Мысли
литератора
о
роли
товарищества
и
товарищеского
труда
в
воспитании, о культуре детей и авторитета родителей, о воспитании
героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического
коллектива крайне актуальны сегодня в период перестройки социально-
экономических отношений в стране и демократизации нашего общества. В
этих книгах ответы на свои вопросы найдут все, кого интересуют проблемы
воспитания подрастающего поколения [1].
Макаренко не считал, что учитель должен быть слабым и тихим
человеком, не считал, что нужно избегать взысканий и наказаний. В его
произведениях встречается термин «требовательная любовь»: чем выше
уважение к ребенку, тем больше к нему требований. Наказания не должны
причинять душевные и физические страдания младшему поколению. Ребёнок
должен научиться признавать вину перед своими ровесниками, перед
группой сверстников, которые в его жизни занимают важное место. Для
9
величайшего педагога главное – это соблюдение дисциплины, но стремление
к идеальной учебе – нет.
В начале педагогического пути деятельность Антона Семеновича
воспринималась солидными людьми того времени враждебно. Постепенно
работы писателя были отредактированы цензурой, и методика Макаренко
началась применяться в реальной практике.
Отличительной особенностью его педагогики является воспитание в
человеке двигать общество, действовать общими усилиями ради достижения
полезных обществу деяний. Уважать пожилых и поддерживать молодых –
вот правило здорового общества.
Еще одним произведением А.С. Макаренко является повесть "Честь",
написанная в 1937 году. Многие критики считают, что здесь педагог
рассказывает о своем детстве и юности. Однако у Макаренко была другая
цель: он желал показать, как понимали проблему чести до революции и в
первые годы после нее, как относились к ней различные классы. Для кого-то
она искусственная, мимолетная, для других же честь настоящая и вечная. На
одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Героям повести Тепловым он
придал черты своих родителей [9].
Макаренко выдвинул несколько строгих педагогических ориентиров:
1. Система перспективных линий. Подразумевает развитие новых
перспектив в коллективе;
2. Закон параллельного действия. Ответственность за каждого члена
коллектива несут сами товарищи. При этом каждый товарищ ответственен
перед своим же коллективом;
3. Принцип педагогической целесообразности. Жизнь детей должна
обусловливаться целями и задачами воспитания.
4. Принцип активной целеустремленности. В коллективе должна быть
цель. И если эта цель достигнута, необходимо ставить другую цель и не
останавливаться на достигнутом.
10
Заключение
Из-за постоянной критики в свой адрес, все печатные труды А.С.
Макаренко, появились не в педагогическом издательстве, а в литературном.
Его работы и сейчас являются нормативной базой для разработки
методик по организации воспитательной работы.
Для передовых учителей произведения Макаренко А.С. – настольные
книги, которые помогают улучшить качество учебно-воспитательной работы
и организацию всего воспитательного процесса.
В своей жизни Макаренко совершил три огромных подвига: поднял
колонию им. Горького, затем дзержинскую колонию и последнее – смог обо
всем этом написать интересно, со своей историей и своими наблюдениями,
размышлениями и заключениями.
Он скончался 1 апреля 1939 года. Ушел из жизни, не дожив до
середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию
великого педагога - новатора, к его трудам и идеям, которые он выводил из
реальных дел.
11
Список использованных источников
1.
Аронов, А. А. Антон Семенович Макаренко: PRO И CONTRA /
А. А. Аронов // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 1. – С.
20– 25 ;
2.
Байрамуков,
А.
С.
Как
Антон
Макаренко
учил
беспризорниковрецидивистов уважать честный труд и советский строй / А.
С. Байрамуков, Ф. Р. Гагуева // Современные технологии: актуальные
вопросы, достижения и инновации : сборник статей победителей VIII
Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 359– 361 ;
3.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика,
1984. - Т. 3. - 201 с.
4.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика,
1984. - Т. 7. - 694 с.
5.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика,
1984. - Т. 4. - 714 с.
6.
Макаренко А.С.; Педагогика, 1983. - С. 128.
7.
Макаренко, А. С. «Проектировать лучшее в человеке ...» [Текст] /
А. С. Макаренко ; авт. коммент. Л. Ю. Гордин. – Минск : Университетское,
1989. – 416 с.
8.
Макаренко, А. С. Воспитание в советской школе / А. С.
Макаренко ; сост. В. В. Кумарин. – М. : Просвещение, 1966. – 255 с. : портр. –
Библиогр.: с. 253–254.
9.
Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] : лекции о
воспитании детей / А. С. Макаренко. – М. : Правда, 1985. – 448 с.
10.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 2008. - 225
с.
11.
Педагогика. / Под ред. П.А. Пидкасистого. - М.: Акалис, 2017. -
187 с.
12