Напоминание

Педагогические труды и деятельность А.С.Макаренко


Автор: Черепанова Екатерина Максимовна
Должность: Студентка группы ПОРМ(б)-01
Учебное заведение: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета
Населённый пункт: Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Педагогические труды и деятельность А.С.Макаренко
Раздел: высшее образование





Назад




Черепанова Екатерина Максимовна,

студентка

(Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета)

Педагогические труды и деятельность Антона Семеновича Макаренко

Хабаровск, 2022 г.

Содержание

Введение...................................................................................................................2

§ 1 Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в художественном

творчестве................................................................................................................2

§ 2 Педагогические работы....................................................................................5

Заключение..............................................................................................................6

Список использованных источников....................................................................6

2

Введение

Макаренко Антон Семенович – выдающийся ученый, педагог,

писатель и большой души человек. Считал, что правильное воспитание

является главным критерием формирования здоровой и достойной личности.

Человек

не

рождается

порочным

и

не

рождается

порядочным.

Положительные или негативные качества в нем развиваются или, наоборот,

притупляются в процессе жизни вследствие влияния внешних факторов.

Макаренко обогатил советскую педагогику ценными методами и

приемами. Это гениальный автор работ по коммунистическому воспитанию

подрастающего поколения.

Он

подготовил

сотни

детей

из

колоний

несовершеннолетних

преступников к реальной жизни, помог им пройти социальную адаптацию.

Верил в своих учеников и всегда приходил на помощь, опираясь на свой

личный

опыт.

Более

3000

детей

обрели

счастье

благодаря

его

образовательной системе. Именно поэтому данная личность является очень

интересной и значимой в педагогике, соответственно, данная тематика

представляет собой актуальный объект исследования.

Цель работы – изучить деятельности Макаренко А.С.

Задачи исследования:

- провести анализ педагогического опыта и взглядов Макаренко А.С.;

-

исследовать

ключевые

направления

педагогических

работ

Макаренко А.С.

3

§ 1 Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в

художественном творчестве.

Основными трудами писателя по теме воспитания и педагогики, не

потерявшие своей актуальности и сегодня, стали:

- «Педагогическая поэма»;

- «Флаги на башнях», «Марш 30-го г.», «ФД-1»;

- «Книга для родителей»;

- Специальные методические разработки: «Воспитание в семье и в

школе»,

«Проблемы

воспитания

в

советской

школе»,

«Разговор

о

воспитании», «Коммунистическое воспитание и поведение».

Одним

из

главных

его

трудов

является

эпическое

творение

«Педагогическая поэма». Работу над ней советский новатор начал в 1925

году. Спустя 10 лет книга была издана. В романе Макаренко повествует об

истории рождения и развития колонии им. М. Горького и его коллектива.

Написанное в поэме - это настоящий личный опыт Антона Семеновича.

Закончив Учительский Институт Макаренко начинает свою педагогическую

деятельность

вблизи

Полтавы

в

с.

Ковалевка.

Ему

была

поручена

организация

трудовой

колонии

для

детей:

несовершеннолетних

правонарушителей - подростков, беспризорных детей с уголовным прошлым.

Именно такие дети были первыми воспитанниками данного учреждения.

Своих воспитанников Макаренко называл «горьковцами». Они обрели

трудовую дисциплину, благодаря его стараниям [3].

Здесь применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских.

Много стараний и самоотверженной борьбы было вложено в их нравственное

перевоспитание педагогов - воспитателей во главе с А.С. Макаренко.

Формировалась культура личности каждого ребенка, развивалось чувство

долга

и

чести,

воспитывалось

чувство

собственного

достоинства

и

значимости для своей страны. Все происходящее на личном опыте описывает

Макаренко в данном произведении.

4

Автор ведет повествование от своего лица и позиционирует себя

не только как гениальный педагог, но и талантливый литератор. Язык

написания легкий и простой для восприятия. Писатель пытается донести, что

в каждой конкретной ситуации нужно действовать по-своему, искать разные

способы решения проблемы, но никак не по шаблону. Наиважнейшим

фактором формирования коллектива он выдвигает труд.

Признанный педагог искал спасение своих ребят в коллективе. У

каждого в колонии какая-то своя трагедия, своя печальная история. И их

отмывают,

одевают

и

возвращают

к

нормальной

жизни

сначала

единомышленники Макаренко, а затем и все ребята, которые уже стали

коллективом [2].

В жизни ученого важную роль сыграл советский писатель Максим

Горький, ярый борец с беспризорностью. Основоположник литературы

всегда поддерживал инициативу Антона Семеновича. Рассказы Горького

обнажали угнетательский строй, доказывали веру в человека, в его

безграничные способности. Он убедил Макаренко написать книгу о своей

деятельности в колонии.

Успешная работа педагога в этом учреждении под Полтавой не давала

покоя завистникам. В скором времени Макаренко был освобожден от

занимаемой должности и стал руководить коммуной имени Дзержинского в

1927 году. Часть воспитанников и лучших педагогов Антон Семенович взял с

собой из «горьковской» колонии, и приступил к работе. В отличие от

предыдущего

места

воспитания

детей

здесь

было

организовано

промышленное производство. В результате и в этом месте был наведен

порядок, дети занимались спортом, клубной работой.

Его литературный труд «Педагогическая поэма» вышла в 1935 году.

Воспитатель детских сердец был очень благодарен Максиму Горькому. Он

уверял, что эта книга никогда бы не была им написана, если бы не вера,

внимание, нажим и энергия помощи Максима Горького.

5

В свое произведение автор вложил все самое лучшее как величайший

педагог, человек и художник слова. «Педагогическая поэма» запечатлела

черты советской действительности с покоряющей поэтической силой.

Опыт преподавания в коммуне им. Ф. Дзержинского находит

отражение в повести - рассказе «Марш 30-го г.». Это прообраз хорошо

известной

"Педагогической

поэмы".

Книга

включает

цикл

очерков,

объединенный основными действующими лицами, повествующих о жизни

воспитательной колонии новаторского типа и описывающих опыт создания

на Украине трудовой коммуны для трудных подростков и беспризорников.

В 1930 году возникали непредвиденные и неординарные ситуации в

условиях надвигающейся войны, Макаренко отстранили от управления

колонией им. Ф. Дзержинского, а созданные заводы передались для

постоянной часовой работы военному учреждению. Макаренко пытался

передать свой опыт другим исправительным ведомствам Украины, но его

педагогические взгляды сильно расходились с практикой советской жизни, и

он уехал в Москву, чтобы завершить литературное труды своего опыта и

разработок в педагогике.

Книга «ФД-1» - продолжение «Марша 30-го г.». Идет описание

событий, произошедших в 1930-1932гг. в жизни «дзержинцев» (так

назывались воспитанники колонии им Ф. Дзержинского). Здесь описан и

поход на Кавказ, посещение Тбилиси, Баку, а также открытие первого завода,

изготавливающего электросверла. Многие из частей этой книги пропущены и

даже фамилия фигурирует не Макаренко, а Захаров. Это может запутать

читателя. Все потому, что это произведение было опубликовано уже после

смерти великого ученого. Несмотря на это, здесь чувствуется его обаяние,

описание счастливых дней и трудностей, с которыми автор столкнулся в тот

период. Это последнее произведение, описывающее жизнь трудовых колоний

[10].

«Флаги на башнях» – художественное творение, которое завершает

карьеру Макаренко в педагогике. Это его последнее слово, завещание и

6

исповедь. Этот роман – триумф писателя, его высшая стадия развития. Здесь

продолжается тема, начатая в «Педагогической поэме»: рассказывается об

истории славного коллектива, изображенного в величайшей поэме. Явно

показаны достижения в перевоспитании обозленных детей. Из сложных

подростков вышли достойные люди. Строгая организация труда, четкое

деление обязанностей, и, как следствие, действенный результат, в который

невозможно поверить. За многое в этом произведении ругали Макаренко: за

фальшь, повествование от третьего лица. Критика была необоснованная. И

великому педагогу приходилось отбиваться от нападков недоброжелателей.

Многие считали роман сказкой, так как не допускали мысли, что в Советском

Союзе возможна счастливая детская жизнь. Все это возмущало Макаренко.

Он уверял, что «Флаги на башнях» - это реальная действительность,

настоящая жизнь, и в ней нет ни одной выдуманной ситуации. Главная идея

воспитания

доброй

души

писателя

такова:

«Поместите

человека

в

нормальные условия, и он станет нормальным».

Тонкий психолог рассказывает простыми словами про то, во что

всегда верил и чему посвятил всю свою жизнь. И эта жизнь отвечает

взаимностью. Как и «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» подкупают

своей жизненностью, эмоциональностью и искренностью.

Воспитание внутри семьи играет важную роль в судьбе каждого

ребенка. В своем произведении «Книга для родителей» основной задачей

Макаренко ставит помочь родителям осознать, какую ответственность они

несут за будущее поколение. Здесь раскрываются проблемы семьи и

семейного воспитания детей. Рассматриваются такие вопросы как авторитет

родителей, отношение к деньгам, воспитание в неполной семье и культура

поведения единственного ребенка и т.д. В произведении использованы

письма из личной переписки автора с женой Галиной и их приемным сыном.

Рассмотрение каждого вопроса в книге начинается с маленького

литературного рассказа. Затем строится анализ той проблемы, которая встала

перед родителями.

7

Макаренко уверен, воспитание – процесс очень тонкий. Важно не

перегнуть палку нравоучительными беседами, иначе это будет больше

похоже на дрессуру и как следствие полное игнорирование ребенком

родительских усилий. Правильно выстроенный диалог, а не воспитательные

ухищрения, заставят ребенка понять и прислушаться к родительским

советам.

Дети глубже переживают личные драмы, поэтому родителям важно

принимать активное участие в их жизни, быть чуткими к проблемам

порастающего поколения, а не наслаждаться воспитательским величием.

Взрослые создают дисциплину в семье путем делового распоряжения

спокойствия,

в

семье

не

должно

быть

напускной

дружбы,

важна

субординация, понимание ребенком, что перед ним родитель.

Автор размышляет над нетленными вопросами развития: как привить

детям доброту, уважение и почитание к старшим, чувство собственного

достоинства и любовь к отчизне.

Классик отечественной педагогики уверен, что цельность детских

характеров закладывается благодаря адекватной семейной организации.

8

§ 2 Педагогические работы

Его первая крупная научно - педагогическая работа вышла в 1936 году

«Методика организации воспитательного процесса». Здесь описывается ряд

строгих правил:

1.Четкое организационное строение коллектива;

2. Самоуправление в отряде, т.е. выбор командира путем назначения

либо выборов коллектива;

3. Органы самоуправления – общее собрание всех воспитанников

детского учреждения;

4. Общее собрание. Оно обязано выполнять следующее: подготовка

докладов в различные учреждения, переписки с другими организациями,

решение вопросов, требующих внимания.

В специальных методических разработках «О воспитании» включено

наиболее важное из огромного педагогического достояния А.С. Макаренко.

Мысли

литератора

о

роли

товарищества

и

товарищеского

труда

в

воспитании, о культуре детей и авторитета родителей, о воспитании

героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического

коллектива крайне актуальны сегодня в период перестройки социально-

экономических отношений в стране и демократизации нашего общества. В

этих книгах ответы на свои вопросы найдут все, кого интересуют проблемы

воспитания подрастающего поколения [1].

Макаренко не считал, что учитель должен быть слабым и тихим

человеком, не считал, что нужно избегать взысканий и наказаний. В его

произведениях встречается термин «требовательная любовь»: чем выше

уважение к ребенку, тем больше к нему требований. Наказания не должны

причинять душевные и физические страдания младшему поколению. Ребёнок

должен научиться признавать вину перед своими ровесниками, перед

группой сверстников, которые в его жизни занимают важное место. Для

9

величайшего педагога главное – это соблюдение дисциплины, но стремление

к идеальной учебе – нет.

В начале педагогического пути деятельность Антона Семеновича

воспринималась солидными людьми того времени враждебно. Постепенно

работы писателя были отредактированы цензурой, и методика Макаренко

началась применяться в реальной практике.

Отличительной особенностью его педагогики является воспитание в

человеке двигать общество, действовать общими усилиями ради достижения

полезных обществу деяний. Уважать пожилых и поддерживать молодых –

вот правило здорового общества.

Еще одним произведением А.С. Макаренко является повесть "Честь",

написанная в 1937 году. Многие критики считают, что здесь педагог

рассказывает о своем детстве и юности. Однако у Макаренко была другая

цель: он желал показать, как понимали проблему чести до революции и в

первые годы после нее, как относились к ней различные классы. Для кого-то

она искусственная, мимолетная, для других же честь настоящая и вечная. На

одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Героям повести Тепловым он

придал черты своих родителей [9].

Макаренко выдвинул несколько строгих педагогических ориентиров:

1. Система перспективных линий. Подразумевает развитие новых

перспектив в коллективе;

2. Закон параллельного действия. Ответственность за каждого члена

коллектива несут сами товарищи. При этом каждый товарищ ответственен

перед своим же коллективом;

3. Принцип педагогической целесообразности. Жизнь детей должна

обусловливаться целями и задачами воспитания.

4. Принцип активной целеустремленности. В коллективе должна быть

цель. И если эта цель достигнута, необходимо ставить другую цель и не

останавливаться на достигнутом.

10

Заключение

Из-за постоянной критики в свой адрес, все печатные труды А.С.

Макаренко, появились не в педагогическом издательстве, а в литературном.

Его работы и сейчас являются нормативной базой для разработки

методик по организации воспитательной работы.

Для передовых учителей произведения Макаренко А.С. – настольные

книги, которые помогают улучшить качество учебно-воспитательной работы

и организацию всего воспитательного процесса.

В своей жизни Макаренко совершил три огромных подвига: поднял

колонию им. Горького, затем дзержинскую колонию и последнее – смог обо

всем этом написать интересно, со своей историей и своими наблюдениями,

размышлениями и заключениями.

Он скончался 1 апреля 1939 года. Ушел из жизни, не дожив до

середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию

великого педагога - новатора, к его трудам и идеям, которые он выводил из

реальных дел.

11

Список использованных источников

1.

Аронов, А. А. Антон Семенович Макаренко: PRO И CONTRA /

А. А. Аронов // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 1. – С.

20– 25 ;

2.

Байрамуков,

А.

С.

Как

Антон

Макаренко

учил

беспризорниковрецидивистов уважать честный труд и советский строй / А.

С. Байрамуков, Ф. Р. Гагуева // Современные технологии: актуальные

вопросы, достижения и инновации : сборник статей победителей VIII

Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 359– 361 ;

3.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика,

1984. - Т. 3. - 201 с.

4.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика,

1984. - Т. 7. - 694 с.

5.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика,

1984. - Т. 4. - 714 с.

6.

Макаренко А.С.; Педагогика, 1983. - С. 128.

7.

Макаренко, А. С. «Проектировать лучшее в человеке ...» [Текст] /

А. С. Макаренко ; авт. коммент. Л. Ю. Гордин. – Минск : Университетское,

1989. – 416 с.

8.

Макаренко, А. С. Воспитание в советской школе / А. С.

Макаренко ; сост. В. В. Кумарин. – М. : Просвещение, 1966. – 255 с. : портр. –

Библиогр.: с. 253–254.

9.

Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] : лекции о

воспитании детей / А. С. Макаренко. – М. : Правда, 1985. – 448 с.

10.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 2008. - 225

с.

11.

Педагогика. / Под ред. П.А. Пидкасистого. - М.: Акалис, 2017. -

187 с.

12



В раздел образования