Напоминание

Тема урока «Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление».


Автор: Сотникова Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Урмарская СОШ им .Г.Е.Егорова"
Населённый пункт: посёлок Урмары Чувашская Республика
Наименование материала: Урок
Тема: Тема урока «Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики. 4 класс.

Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление».

Цель урока

: повторить алгоритм деления и закрепить умения делить многозначные числа на

однозначные.

Задачи:

Образовательные:

1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел;

решать задачи изученных видов;

закреплять умение определять количество цифр в частном

Развивающие:

Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий

кругозор.

Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, чертежные принадлежности. Карточки для

проверочной работы.

ХОД УРОКА

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Урок наш хочу начать с восточной

притчи Мудреца (

Звучит восточная мелодия

,слайд № 1 )

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с

вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца.

Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у

меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее

кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу

ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит:

«Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец

подумал и сказал: «Все в твоих руках».

-Как вы думаете , в чем смысл притчи?

(

Смысл этой фразы таков- любой человек сам хозяин своей

судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями.

)

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на урок математики.

Итак, девиз нашего урока: «Все в ваших руках!»

1

2.Устный счет.

- Любая в математике работа не обходится без устного счёта. (На доске запись чисел)

-1) Прочитай числа в порядке возрастания: 111, 552671,1678, 4362, 632508, 67823000,503, 32,

-Назовите число, в котором число сотен, десятков, единиц одинаковое.

-Назовите самое большое число . Сколько классов содержит это число?

2) -Какой ваш любимый праздник приближается? (Новый год). Без кого не бывает Нового года?

(Слайд № -В преддверии Нового года Дед Мороз прислал нам письмо. Давайте прочитаем

«Дорогие ребята! Скоро наступит мой любимый праздник Новый год! Думаю, что и вы его тоже

очень любите! Я приготовил для вас елочку . Но ее необходимо нарядить. Выполните мои задания.

Желаю удачи! До скорой встречи!»

-Вот эти снежинки от Деда Мороза сегодня принес вам снеговик.

(Дети выходят по одному, берут снежинки и решают, называют только ответы . А на елке появляются

правильные ответы ) Слайд № 3

106*6=636

600:10=60

303*3=909

177:0

840:8=105

140*10=1400

44*1=44

36*0

-Ой, а с этой снежинкой что случилось? (На нуль делить нельзя!)

-Верно. Какие свойства умножения и деления мы с вами повторили?(деление на 10, умножение на 10 и

на 1, деление и умножение трехзначных чисел).

-А какой пример был самый легкий?(36*0)

-Молодцы, с заданием справились, елочка наша нарядная.

3.Актуализация опорных знаний .Постановка цели и задач урока.

-Вот здесь ещё со слово «АЛГОРИТМ».

- Итак, кто из вас знает что обозначает слово «АЛГОРИТМ»? (Определенный порядок действий для

достижения результата)

-Подберите синонимы. ( Порядок, рецепт приготовления, инструкция, режим дня…)

(На доске записать все синонимы)

-А как на уроке математики мы можем использовать алгоритм? ( При сложении, вычитании,

умножении, делении многозначных чисел, решении задач,…)

-Вспомните, над каким действием мы работали в последнее время на уроках математики?

-С каким действием будет связана тема нашего урока? (Деление многозначного числа на однозначное)

-Что мы должны для этого вспомнить? (Компоненты деления, алгоритм деления, деление чисел с нулем,

(что при делении 0 на любое число, получается 0), как проверяют деление)

-А что мы должны знать про остаток? (Остаток должен быть меньше делителя).

-Правильно. Тема нашего урока : «Деление многозначных чисел на однозначные» (Слайд №4)

2

-Сегодня на уроке мы с вами вспомним компоненты деления, будем отрабатывать навыки деления по

алгоритму, а так же решать задачи.

4. Работа над темой урока. Закрепление.

-Итак, пришло время перейти к теме нашего урока.

-Прежде чем приступить к работе, назовите компоненты деления. (Делимое, делитель, частное).

-Этот снеговичок приготовил для вас алгоритм, но по-видимому что-то перепутал . Исправьте ошибки.

(На доске листы с записью алгоритма, ученики правильно расставляют порядок.)

Вспомним алгоритм деления на однозначное число.

1.

Выделяем неполное делимое.

2.

Определяем количество цифр в частном.

3.

Делением находим цифру частного.

4.

Умножаем, узнаем, сколько разделили.

5.

Вычитаем. Находим остаток.

6.

Остаток сравниваем с делителем (должен быть меньше делителя)

(Если остаток меньше делителя, то решаем правильно.)

-Итак, давайте решим пример (У доски с проговариванием вслух решают три ученика, один

комментирует, два ученика у доски с обратных сторон решают , остальные- пишут в тетрадях.)

-Объясните, почему в частном три цифры? (Вопрос задается тем ученикам. которые решают

самостоятельно.)

-Откуда взялись нули? (Если остаток равен нулю и в частном остались только нули, они

приписываются справа.)

Работа в парах.

-Перед вами карточки с примерами. Решите их в парах. (Слайд №5)

1734:2=867

3468:4=867

-Что заметили интересного в этих примерах? (Одинаковые частные)

-Кто скажет, как проверить деление? (Нужно частное умножить на делитель)

-Выполните проверку любого примера умножением.

-Все верно? Молодцы!

---А теперь небольшой блиц-опрос.

1) О каком месяце говорят: «Году начало-зиме середина»? (Январь)

2)После указа какого царя Новый год на Руси стал считаться 1 января? (Петр 1)

3) Без кого не обходится ни один Новый год? В России Дед Мороз приезжает на тройке лошадей, а в

какой стране он прибывает на ослике? ( В Германии),

3

4) А как его зовут в Англии и в США?(Санта Клаус). На чём он ездит?

Физкультминутка

-Дед Мороз предложил вам вот что (Слайд №6 )

«На елочном базаре в 2013 году продали 7224 елки. В 2014 году продали в 3 раза меньше, чем в 2013

году. А в 2015г. в 2 раза меньше, чем в 2014 году.»

-Скажите, это задача? Чего не хватает?

-Какой вопрос можно задать, чтобы получилась задача?

(Один ученик решает эту задачу у доски, остальные -в тетрадях)

-Какую закономерность вы заметили при решении этой задачи? (Ёлок продаётся всё меньше)

-Стоит ли из-за нескольких праздничных дней ней губить лесное чудо?

-Каждый из нас сможет сберечь дерево, лес, планету. Нужно только постараться. Ведь все в наших

руках!

-Чем же мы можем заменить елочку? Как называется наука, которая занимается охраной природы?

(Экология)

-(к доске выходит один ученик, решает первое действие, второй -второе действие)

Работа по учебнику.

-№ 9 стр.91 (по вариантам, 1 в.-верхняя строка, 2 в. –нижняя строка). Поменялись тетрадками.

-Выйдете те , у кого «5».А теперь те, у кого «4».

-А остальные должны еще немного поработать дома. Ведь все в ваших руках!

5.Рефлексия .Подведение итога .Выставление оценок. (Слайд № 8 )

-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Какие цели и задачи ставили? Что нам на

уроке сегодня удалось и над чем еще надо поработать.

- Убедились, что все в ваших руках?

На столе лежат карточки желтого цвета, на которых написано «Я точно знаю алгоритм деления и

смогу решить пример» , и карточка белого цвета с надписью «Мне необходимо поработать над …».

Подойдите по очереди к столу , начиная с первого ряда, и выберите ту, которая соответствует вам.

-Вы - молодцы! Спасибо за урок! (Слайд № 9 )

4

№418 с. 89

803, 903, 980.

№9 с. 91

2470, 970, 103,

304, 9900,

9100, 10600,

10800.

1.Выделяем неполное делимое.

2. Определяем количество цифр в частном.

3. Делением находим цифру частного.

4. Умножаем, узнаем, сколько разделили.

5. Вычитаем. Находим остаток.

6.Остаток сравниваем с делителем (должен быть меньше делителя)

АЛГОРИТМ

13:13

5



В раздел образования