Автор: Яшина Наталия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБУ "Школа № 86 имени Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности урока-путешествия при изучении иностранного языка"
Раздел: среднее образование
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Яшина Наталия Владимировна, учитель английского языка, МБУ «Школа № 86»
Урок-путешествие – отнюдь не новая форма проведения занятия в школьной
практике. Ее можно применять на занятиях по всем учебным предметам, в любом классе,
с учениками любого возраста. Она предлагает богатые возможности для освоения нового
и повторения ранее пройденного материала. При этом, однако, урок-путешествие –
незаслуженно редко используемая форма. Конечно же, по ряду причин. Поэтому в своей
работе я хотела бы указать на целый ряд преимуществ проведения урока-путешествия
именно по иностранному языку и, надеюсь, вдохновить педагогов либо впервые
попробовать данную форму проведения занятий, либо внедрить ее в свою постоянную
практику.
В своей работе, для более ясного понимания практического применения такой
формы, как урок-путешествие, я буду в основном опираться на один из подобных уроков
по английскому языку, проведенных мной в 6 классе – “Travel to New Zealand”, хотя также
буду приводить примеры из других уроков и даже поделюсь новыми идеями, которые
будут полезны учителям иностранного языка.
Конечно же, первое – и главное – преимущество урока-путешествия перед
традиционными формами проведения занятий – его увлекательность. У учащихся
появляется возможность хотя бы виртуально оказаться в новой, далекой точке земного
шара, в каком-то прекрасном месте, где они, скорее всего, не были, но возможно, после
урока захотят побывать. Подобранное музыкальное и видео-сопровождение, ограниченное
лишь фантазией и широтой кругозора учителя, полностью погрузит учащихся в
атмосферу места (будь то отдельный город, регион или целая страна), заставит их забыть
о том, что они находятся в своем городе, в своей школе, в конкретном кабинете.
Например, урок “Travel to New Zealand” я начала, включив узнаваемый саундтрек из
фильма «Властелин колец», который был снят в Новой Зеландии, а также показав детям
слайды с захватывающими дух видами этой страны, сопроводив всё это небольшим
рассказом о том, где расположена эта страна, чем она знаменита, какие исторические и не
только личности являются уроженцами Новой Зеландии. Познакомив ребят со способом
приветствия местных жителей – маори (они трутся носами), я предложила им
поздороваться друг с другом, потерев нос своего соседа. И вот мы, хихикая, незаметно для
себя уже сами словно оказались в «стране длинного белого облака».
Эмоциональная вовлеченность позволяет детям лучше воспринимать учебный
материал, лучше запоминать и использовать его, что решает проблему мотивации
учеников
– наверное, главную проблему нынешнего поколения. Но в этом главном
преимуществе урока-путешествия, его увлекательности, кроется опасность. Важно не
потерять новизну восприятия, каждый такой урок должен быть небольшим событием в
жизни ребенка. Поэтому подобный урок лучше всего проводить не чаще, чем один раз за
прохождения раздела учебника (или модуля), или не чаще одного раза в месяц или в
четверть. Это, во-первых, как было сказано выше, не позволит такой форме приесться
ученикам, и, во-вторых, не поставит учителя в ситуацию, когда ему нужно будет каждую
неделю готовить такой трудоемкий урок, требующий немалого времени для подготовки и,
что немаловажно, вдохновения, которое легко потерять при эмоциональном выгорании.
Урок-путешествие также хорош как форма занятия, позволяющая очень органично
применить различные способы подачи материала, а на уроках иностранного языка, как мы
знаем, немалую роль играет развитие навыков говорения, понимания речи на слух и
умения работать с текстами. Если позволяет наличие техники в кабинете, можно также
задействовать и видео-материал, при этом он даже не обязательно может содержать в себе
какой-то рассказ или вообще речь на иностранном языке. Например, всё на том же уроке
“Travel to New Zealand” я предложила ребятам посмотреть официальный ролик с сайта
Иммиграционной службы Новой Зеландии, в котором показывались красоты страны,
мелькали обитатели животного мира и туристы, развлекающие себя всевозможными
способами. Видео не сопровождалось закадровым голосом. Ребятам же, разделенным на
три группы, при просмотре этого ролика предлагалось выписать замеченных на видео
животных, ландшафтные формы и действия туристов. Таким образом, мы повторили сразу
три лексические темы – “Animals”, “Landforms”, “Activities”. А следом мы расширили
словарный запас, познакомившись при помощи цветных карточек (можно заменить
слайдами) с новыми словами по этим темам.
При проведении подобного урока можно охватывать широчайшую географию
мест. При этом прекрасно, если педагог будет подбирать места с умыслом. К примеру, для
повторения
или
прохождения
тем
“IT”,
“Gadgets”,
“Global
companies”
можно
«отправиться» в Сан-Франциско, а именно – в Кремниевую долину, являющуюся местом,
где расположены штаб-квартиры и главные офисы таких компаний, как Microsoft, Google
и т.д. Учителям французского, испанского языков, для большей правдоподобности, можно
«отправлять» своих учеников в страны, где этот язык является официальным, чтобы
воображаемая ситуация соответствовала реальному положению дел. Учителю китайского
языка можно «путешествовать» со своими учениками по различным провинциям Китая
(благо, размеры страны позволяют провести десятки подобных уроков и ни разу не
повториться с местом). Пожалуй, учителя английского языка здесь в самом выгодном
положении, ведь помимо стран с носителями английского языка (коих немало), можно
«отправляться» вообще куда угодно, так как английский язык является важнейшим
международным языком.
Урок-путешествие дает широкий простор для разыгрывания всевозможных сценок
и проведения ролевых игр, где учащиеся будут поставлены в ситуацию практического
применения языка. Можно «отправить» ребят в магазин купить продуктов на ужин и
заодно повторить тему “Food”, научив их общаться с консультантом и кассиром. Можно
заказать обед во французском уличном кафе, забронировать билеты в Sydney Opera House
в Австралии, купить сувениры с изображением Елизаветы II
в Лондоне… Можно
позвонить администратору отеля, сообщив, что в комнате не горит свет. Можно
отправиться на экскурсию, задавая гиду множество уточняющих вопросов… И так далее,
и так далее. Согласитесь, в воображаемой ситуации путешествия отыгрывать подобные
ситуации намного интереснее, так как это ситуации, которые реально повторятся в жизни
учеников, если они отправятся в заграничную поездку.
На уроке “Travel
to
New
Zealand” учащиеся были поставлены в ситуацию
экскурсии, где один из участников группы выступал в роли гида, а остальные ребята – в
роли туристов. У каждого из учеников были небольшие подсказки с ключевыми фразами
или словосочетаниями, из которых ученики в диалоге турист – гид общались по теме
главных достопримечательностей и интересных фактах о том или ином регионе Новой
Зеландии.
В завершение урока-путешествия учащимся можно показать «облако слов»,
заранее составленное из слов, повторенных или изученных в ходе урока, и предложить
ребятам составить из них предложения. Это задание дает простор для повторения или
прохождения одного или нескольких грамматических правил, если задать ребятам в
качестве условия составление предложений, например, используя только Present
Continuous или обязательно вставив модальный глагол.
В качестве домашнего задания на уроке-путешествии я предлагаю работу, не раз
выполненную моими учениками, - составление “Tour
brochure”. Задача учащихся –
составить туристический буклет про место, в котором мы «побывали» на уроке,
сформулировав
короткие
словосочетания,
предложения
или
небольшой
текст
с
применением повторенной или изученной на уроке лексики и / или грамматики. Такое
задание, во-первых, позволяет ученикам повторить пройденные на уроке темы, научиться
самостоятельно применять их на практике и проявить творческие способности – как
языковые, так и художественные. В качестве вариантов оформления я всегда предлагаю
ученикам небольшие иллюстрации и фотографии, отражающие характер города, региона
или страны, куда мы совершали «путешествие». Их можно выдать ученикам в
распечатанном виде или отправить электронный вариант, чтобы ребята сами распечатали
только те изображения, которые решат использовать в своем буклете. И, конечно же,
авторское оформление буклета приветствуется и поощряется.
Подводя
итог,
хочется
сказать,
что
урок-путешествие
позволяет
учителю
применить в рамках всего одного урока сразу множество различных приемов, затронуть
сразу несколько лексических и грамматических тем, применить знания из различных
разделов и тем в практической, приближенной к жизни ситуации. Урок-путешествие
позволяет перенести теоретические знания учащихся на практику, установить связи
между отдельными темами и объединить их в единую систему знаний. Учитель может
применить различные способы подачи материала (аудио, видео, текст), использовать
деятельностный подход, предоставив учащимся разговорную практику,
применив
интерактивные приемы (работа в группах, ролевые игры, сценки, проблемные ситуации).
Подобный
урок
поможет
ребятам
погрузиться
в
иноязычную
среду,
увереннее
использовать иностранный язык в своей речи.
А главное, урок-путешествие позволяет сделать всё вышеперечисленное не как
набор отдельных заданий и упражнений, а в форме единого, гармоничного занятия,
объединенного одной идеей. Введенный в школьную практику в качестве системы, урок-
путешествие поможет учителю в рамках одной, по сути, игровой формы решать сразу
несколько, востребованных в тот или иной момент учебного года, задач, и позволит
повысить мотивацию к обучению учащихся, которые теперь будут гадать, куда же они
«отправятся» в следующий раз. Путешествуйте, во всех смыслах!
Список литературы
1.
Андреева И.А. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам / И.А.
Андреева, А.В. Мачульская // Современные проблемы науки и образования. – 2006. –
№1. – С. 29-30.
2.
Кувалдина А.С. Урок-путешествие и урок-соревнование как вариативные формы
обучения иностранному языку в начальной школе / А.С. Кувалдина, Е.Ю. Мерзоева //
Молодые голоса. Материалы II Всероссийской лингвометадической конференции. –
2017. – С. 97-99.
3.
Томин В.В. Взаимодействие старшеклассников на уроках иностранного языка
нетрадиционных форм, направленных на развитие иноязычной компетенции / В.В.
Томин, А.А. Рул // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – №4 Ч.
3. – С. 180-183.
4.
Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка / Г.Г. Эксузян // Образование в
современной школе. – 2010. – №3. – С. 18-24.
Руководитель методического
объединения учителей иностранных Ильмендерова С.А.
языков МБУ «Школа № 86»