Автор: Цуканова Алена Сергеевна
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: Московского государственного психолого-педагогического университета
Населённый пункт: г. Москвы
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование
Статья для публикации
на тему:
«Использование современных техник рисования в коррекционно-развивающей
работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и умственной
отсталостью»
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, мелкая моторика,
современные техники рисования.
Одним из наиболее актуальных вопросов современного образования является подбор и
адаптация методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно, что расстройства аутистического спектра (далее – РАС) является первазивным
расстройством,
которое
проявляется
в
нарушении:
поведения,
коммуникации
и
социального взаимодействия. Конечно, данная характеристика слишком краткая и не дает
полного понимания специфики развития детей с аутизмом. Кроме того, согласно
исследованиям Т. Питерса и Р. Гудмана, примерно у 50% людей с аутизмом имеется
умеренная умственная отсталость, у 25% — умственная отсталость легкой степени, и
лишь у 25% коэффициент интеллектуального развития в пределах нормы.
Сегодня существует множество исследований, научных работ и других трудов,
посвященных теме аутизма. Его клиническая картина весьма многогранна и сугубо
индивидуальна. Однако мы можем отметить нарушения в развитии, которые встречаются
особенно часто, например: нарушения речи, познавательной и игровой деятельности,
расстройства пищевого поведения и т.д. Также присуще отсутствие или недостаточная
сформированность
навыков
мелкой
моторики.
Этому
способствует
наличие
гиперчувствительности, мышечной дистонии как в сторону гипотонуса, так и в сторону
гипертонуса, нарушения зрительно-двигательной координации и прочее.
Многие ученые давали различные определения термину «мелкая моторика». Например,
доктор психологических наук А.Л. Сиротюк определяет мелкую моторику, как развитие
мелких
мышц
пальцев,
способность
выполнять
ими
тонкие
координированные
манипуляции, движения малой амплитуды.
Она оказывает влияние на развитие у ребенка
координации
движений,
мышления
и
интеллекта.
Кроме
того,
сформированные
мелкомоторные навыки – это основа для успешного обучения графическим и письменным
навыкам. В свою очередь, без последнего тяжело представить освоение образовательных
программ.
Безусловно, с первых лет школьной жизни дети с РАС обучаются по специальным
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
начального
общего
образования (далее – АООП НОО). Адаптация программы происходит благодаря учету
психофизических особенностей данной категории обучающихся как при планировании
направлений работы и результатов освоения основных предметов, так и в коррекционно-
развивающей работе.
Обучение младших школьников с РАС и умственной отсталостью строится на основании
АООП НОО вариантов 8.3 и 8.4. Если мы проанализируем их содержание, то отметим
отсутствие специально направленной работы на развитие навыков мелкой моторики.
Хотя, без сомнения, эти навыки необходимы практически во всех предметных областях, а
процесс их приобретения размыт среди общего перечня осваиваемых умений.
Таким
образом,
представляется
необходимость
специально
организованных
коррекционно-развивающих занятий для младших школьников с РАС и умственной
отсталостью, направленных на развитие мелкомоторных навыков.
Эффективным способом решения задачи по развитию мелкомоторных функций является
изобразительная деятельность.
Не только благодаря обучению различным техникам
рисования, в процессе которого развиваются движения рук, пальцев и кистей, но также
благодаря своей простоте и эмоционально-положительной атмосферы, которая особенно
важна для обучающихся с РАС. При этом, в рамках освоения АООП НОО возможна
реализация в формате внеурочной деятельности.
При планировании рабочей программы курса внеурочной деятельности, направленной на
развитие мелкой моторики у обучающихся с РАС и умственной отсталостью, возможно
включение в нее современных техник рисования, которые помогают ребенку быстро
достичь качественного результата в виде законченного изображения.
К современным техникам рисования можно отнести различные изобразительные
инструменты.
Так,
при
классической
лепке
или
создании
аппликаций
могут
использоваться такие материалы, как:
₋
Тесто – популярный материал, отличающийся своей мягкостью и податливостью, а
также безопасностью, ведь он съедобен – в состав входит мука, соль и вода и, при
необходимости, с добавлением цветных пищевых красителей. Тесто не прилипает к
рукам, при этом имеет свойства пластилина, отдельные детали легко склеиваются
между собой. Готовое изделие можно сохранить на память, запечь при помощи
взрослых, или оставить для высушивания на 12 часов.
₋
Шариковый пластилин – превосходный материал для развития мелкой моторики
представляет собой множество мелких шариков, связанных общей клейкой массой.
Он не прилипает к рукам и обладает яркими, сочными цветами. Чаще всего этот
материал используется для декорирования (облепливания) формочек, фигурок и
особенно детских поделок, так как отлично скрывает неровности и недостатки
изделий.
₋
Воздушный пластилин – этот пластилин начинает застывать на воздухе через 1-2
часа. После застывания немного похож на каучук становится очень легким. Из
воздушного пластилина можно лепить, как из обычного пластилина или формовать
в молды, его также можно приклеивать к основам в сыром виде, окрашивать
любыми
красками.
Такой
пластилин
хорошо
подходит
для
изготовления
аппликаций и поделок.
₋
Жвачка для рук – это пластилин-полимер, внешне напоминающий жвачку. В
отличие от обычного пластилина, он не липнет к рукам. У такой жвачки есть масса
необычных для пластилина свойств. Например, подобный пластилин держит
форму совсем недолго, что позволяет вновь и вновь тренировать различные
моторные движения. Жвачка также бывает разных видов: светящаяся, магнитная,
ароматная и даже меняющая цвет на солнце.
₋
Пластилин-ластик – поделка из этого пластилина сохраняет свойства обычной
пластилиновой фигуры, но при кипячении ее свойства меняются – получается
фигурка, которой можно стирать карандашные надписи. Пластилин не токсичен, не
выделяет запаха под воздействием температур и не липнет к посуде. Является
прекрасным материалам для создания удивительных полезных поделок.
₋
Песочный стол представляет собой деревянный ящик, средний размер которого 50
на 70 сантиметров. Высота бортов около 10 сантиметров дает возможность
комфортной работы с песком. Сборка ящика не предполагает использование
гвоздей, что безопасно для детей. Столы могут быть также оснащены внутренней
подсветкой, которая помогает сделать рисунок на песке более четким. Множество
плюсов
использования
данного
пособия
состоит
не
только
в
простоте
использования, но также в том, что оно способствует сенсорному развитию. Для
обучающихся
с
расстройствами
аутистического
спектра
часто
является
препятствием использование мокрых материалов, пачкающихся и оставляющих
яркие следы. В случае с сухим песком, ребенок изучает его свойства, обогащает
свой тактильный опыт, обучается техникам работы с ним, благодаря чему получает
быстрый визуальный результат – завершенный рисунок. Это также благоприятно
влияет на вовлечение ребенка с РАС в образовательный процесс. При отсутствии
оборудования может быть заменен на наборы «домашняя песочница», в который
входит кинетический, живой радужный песок, либо любой иной аналогичный
продукт, сохраняющий свойства песка.
₋
Графические планшеты представлены широким спектром различных моделей.
Планшеты могут быть построены по принципу доски для рисования маркерами или
при помощи электронных чернил – линия на планшете отображается путем
нажатия на экран стилусом. Существуют планшеты для рисования светом,
благодаря использованию специальной ручки-фонарика, водой (на специальной
бумаге). Графические планшеты могу быть оснащены различными трафаретами,
подсветкой, звуковым сопровождением, инструментами для рисования и прочим.
₋
Цифровые планшеты или, по-другому, планшетные компьютеры – это электронное
устройство
с
сенсорным
экраном,
позволяющий
управлять
различными
программами, в том числе графическими. В современном мире существует
множество компьютерных программ для создания графических изображений,
например: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Paint, Paint 3D, Gimp, Krita, ArtStudio,
Procreate и многие другие. Графические редакторы могут быть разного уровня
сложности, в том числе, адаптированные для детей. Одним из плюсов также
является возможность использования стилусов с вспомогательной сенсорной
панелью, которые являются аналогами привычного карандаша и листа бумаги.
₋
Функции графических редакторов также представлены в панелях Московской
электронной школы (далее – МЭШ). Полезным отличием данного инструмента
является
возможность
объединения
учебного
материала
урока
(например,
презентации) с практическими графическими упражнениями, а также создание
множества вспомогательных материалов, которые позволят обучающимся в
игровой форме создавать рисунки. Для современных обучающихся данная панель
хороша
знакома,
поэтому
ее
использование
не
вызывает
существенных
затруднений.
Таким образом, при использовании всего вышеперечисленного в коррекционно-
развивающей работе с обучающимися с РАС и умственной отсталостью, можно развить
следующие навыки мелкой моторики:
₋
правильный захват инструмента;
₋
удержание предмета;
₋
нажим;
₋
вращательные и поступательные движения;
₋
удержание позы;
₋
ведение по заданному направлению;
₋
регуляция;
₋
зрительно-двигательная координация.
Пример занятий по курсу внеурочной деятельности, направленной на развитие мелкой
моторики, представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Примеры тем занятий по курсу внеурочной деятельности.
Тема
Краткое описание
Виды развиваемых моторных
навыков
«Зимние
пейзажи»
Аппликация. Вата, клей.
Захват, вытягивание, нажим,
удержание предмета.
«Снегопад»
Рисунок на песке.
Тактильные навыки, нажим, щепоть,
регуляция.
«Снежинка»
Аппликация «Снежинка».
Манная крупа, соль, клей.
Тактильные навыки, щепоть, нажим,
удержание предмета.
«Обведи
снеговика»
Рисунок на панели МЭШ.
Нажим, регуляция, удержание позы и
направления движения, зрительно-
двигательная координация.
«Масленица»
Рисунок на песке.
Тактильные навыки, нажим, щепоть,
регуляция, круговые моторные
движения.
«Цифровой
рисунок»
Знакомство с графическим
планшетом, графическим
редактором, рисунком на
компьютере. Правила работы с
компьютером.
Правильный захват инструмента,
удержание предмета, удержание
позы/предмета, ведение по заданному
направлению, зрительно-двигательная
координация.
«Простые
геометрические
фигуры»
Графический планшет,
графический редактор, рисунок
на компьютере. Рисунок
простых фигур - линия.
Правильный захват инструмента,
удержание предмета, нажим,
удержание позы/предмета, ведение по
заданному направлению, зрительно-
двигательная координация.
«Весенние
цветы»
Рисунок водой на графическом
планшете.
Правильный захват инструмента,
удержание предмета, регуляция,
нажим.
«Весна»
Рисунок на песке.
Тактильные навыки, нажим, щепоть,
регуляция, круговые и вращательные
моторные движения, перенос позы рук
между правой и левой.
«Ручей»
Рисунок на панели МЭШ.
Нажим, регуляция, удержание позы и
направления движения, зрительно-
двигательная координация.
«8 марта»
Графический планшет,
графический редактор, рисунок
на компьютере. Рисунок
простых фигур – цветок (круг,
линия).
Правильный захват инструмента,
удержание предмета, нажим,
удержание позы/предмета, ведение по
заданному направлению, зрительно-
двигательная координация.