Автор: Снитковская Раиса Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 28
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Поговорим о дружбе"
Раздел: начальное образование
1
Классный час на тему
: «Поговорим о дружбе»
(2 класс )
Цели:
учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта
показать важность и ценность настоящей дружбы;
Задачи :
учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям;
развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально, в паре, в
группе, коллективно.
способствовать сплочению коллектива, воспитывать культуру общения.
Медиапродукт – презентация 20 слайда (среда POWER POINT)
Метод обучения: поисковый, словесный, практический
Оборудование:
проектор, экран, компьютер;
тексты пословиц;
портреты друзей, выполненные учащимися;
изображение солнышка ;
лепестки ромашки из картона, цветы из цветной бумаги.
^ Занятие выстроено в виде системы заданий, охватывающей различные
виды творческой деятельности. Предварительно была проведена большая
подготовка к занятию. Ребята сочиняли о друзьях, сказки о дружбе, рисовали
портреты, подбирали пословицы, учили стихи. Все задания носили творческий
характер. Подготовка к занятию и само мероприятие сплотило детей, заставило
задуматься о том, как сохранить дружбу.
Классный час на тему «Дружба»
^ Ход занятия
1 задание: Чтобы узнать тему нашего классного часа нам предстоит разгадать
кроссворд.
Угадайте героев сказок СЛАЙД № 2
1.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша малютка просто
С дюйм была малютка ростом
Если сказку вы читали
Знаете, как дочку звали ( ДЮЙМОВОЧКА )
1
2.
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон)
3.
Она красива и мила
А имя её от слова « зола» ( ЗОЛУШКА )
4.
Прогнала мачеха из дома
Нашла приют у семи гномов ( БЕЛОСНЕЖКА )
5.
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино)
6.
Она добра, красива и мила
Учила деревянного мальчишку
И строгим воспитателем была
За глупости бранила шалунишку ( МАЛЬВИНА )
Классный руководитель: Составьте из полученных букв слово
( дружба)
Кл. рук-ль: а сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент
мультфильма « Крокодил Гена и его друзья»
- Что вы видели?
- Почему Гена решил написать объявление ?
( Ему было скучно, грустно, одиноко, он хотел найти друзей)
Классный руководитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. О дружбе говорили во все
времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и
учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так:
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Классный час «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ» слайд 3
-Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и
постараемся сформулировать правила дружбы.
Кл. рук: - как вы думаете, почему эта тема для нас важна? ( Мы должны учиться
дружить; учиться быть хорошим другом, учится беречь дружбу)
III. Работа по теме занятия
1
- А как вы думаете, с чего же все началось?
- Как возникло само слово «друг»?
- Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется
«Слово «друг». ( Ульяна)
- Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленнее лицо, умение, руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
- Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна.
Пожалуй, каждый из вас мечтает иметь настоящего друга. Вот и у героев ваших
любимых мультфильмов тоже есть друзья. слайд 4
Давайте поможем им найти друг друга. слайд 5
Крокодил Гена и …(Чебурашка)
Малыш и … (Карлсон)
Винни-Пух и … (Пятачок)
Белоснежка и … (семь гномов)
Лунтик и …( Кузя )
Маша и … ( Медведь)
Кл. рук: - Другом может быть кто угодно, но он должен быть настоящим. Какими
качествами он должен обладать. Солнышко для нас тоже является другом, но его
закрыли тучки. ( слайд 6 - 7 )
Из положительных качеств настоящего друга мы вы будете составлять
СОЛНЫШКО.
У вашего солнышка нет лучиков, лучики лежат на партах.
- честность , обман, доброта, верность, грубость, взаимовыручка , предательство,
преданность , задиристость, надёжность, справедливость, драчливость,
1
ответственность, сострадание, весёлый, заботливый, готовность в любую минуту
прийти на помощь.
- Да, ребята, вы очень внимательны. Действительно, чтобы рядом с вами были
настоящие друзья, вы должны и сами учиться овладевать всеми этими качествами. -
А кого же можно назвать настоящим другом? Слайд 10
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем,
что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего
друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
- Кто или что для вас может стать другом? Слайд 11
- Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
- Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
- Друг – это учитель, который поможет заглянуть тебе в тайны знаний.
- Друг – это старый плюшевый медведь, который выслушает тебя и никому ничего не
расскажет.
- друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Слайд 12
Задание: а теперь я предлагаю вашему вниманию притчу.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, и было
у
него много друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда на утро пришел хозяин в овчарню, чтобы выгнать свое стадо
на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и
заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.
Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге…».
^ Как вы думаете, чем закончится притча?
1
«Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в
облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а
вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял,
что друзья пришли к нему на помощь. С тех пор его стадо стало в несколько раз
больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он
вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».
Вопросы классу:
1.
Как поступили друзья?
Старый друг лучше новых двух.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друзей-то много, да друга нет.
Лучше вода у друга, чем мед у врага.
Друзья познаются в беде.
Не мил и свет, когда друга нет.
2.
Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче? (Не имей 100
рублей, а имей 100 друзей; Друзья познаются в беде).
Классный руководитель: Конечно, в трудные минуты нам нужен человек, на
которого мы могли бы положиться.
Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю,
нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день
нужно творить добро.
- Классный руководитель: Значит, какое правило можем вывести
1-е правило:
Не оставляй друга в беде
- Дружба приносит радость и удовлетворение от общения. Ты произносишь слово
«дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе
интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.
КЛ. РУК:
Ребята вы рисовали портреты своих друзей
.
слайд 13
Я предлагаю вам рассказать о своём друге.
Расскажите почему вы дружите. Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба стала
ещё крепче. – Что вы делаете, чтобы сохранить дружбу? ( не обижаем друг друга, не
зазнаёмся, не обзываем, помогаем друг другу.)
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить
истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
1
КЛ. РУК: -
Но всегда ли у друзей всё гладко и хорошо?
Слайд 14
Ребята, а друзья могут ссориться ? ( если друзья настоящие, они не ссорятся по
пустякам, а если и поссорились, то они обязательно помирятся)
Если поссоришься с другом, то не нужно винить его – надо выяснить, в чём виноват
ты сам, постараться помириться.
КЛ. РУК:
Значит, что важно в дружбе?
Признавать свои ошибки и не считать унизительным просить
прощения у друга.
Стих. «Поссорились» ( ВЛАДА)
Мы поссорились с подругой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
- Почему девочки поссорились? -
Почему они хотят помириться?
- Как они это сделают?
- Как вы общаетесь со своими друзьями? (вежливо)
- Сейчас я проверю, как вы знаете вежливые слова
Поиграем в игру: “Доскажи словечко”. (Ответы хором)
В нашем классе чудеса, бывает, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте).
С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово … (извините).
Подарили вам портфель и ещё что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).
Это важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас всё, что захотите.
1
Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг,
почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они
решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас
мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли
стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на
камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Слайд 15
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята,
нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее,
что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
- Когда ты прав, всякий будет с тобой.
- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам
хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет,
посмеётся вместе с вами или погрустит.
Стихотворение В. Шекспира ( СНЕЖАНА)
Настоящий друг везде
Верный: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ( РАБОТА В ГРУППЕ
) слайд 16-17
Ситуация 1
Девочка возмущённо жаловалась маме: « Во дворе есть такой плохой
мальчик – всё время зовёт меня Валькой». « А как ты его зовёшь?» - спросила мама.
« Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу : « Эй ты!»
1
Права ли девочка?
( девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая пример, а не кричать «Эй,
ты!»)
Слайд 18
Ситуация 2
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две
одинаковые машинки. На что мальчик сказал « Что мне делать с двумя машинками?
Ведь у меня такая уже есть!»
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
( Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоём.)
Классный руководитель: Мы с вами выяснили, что такое дружба , кого можно
назвать настоящим другом. Разобрали проблемные ситуации, послушали стихи о
дружбе, а теперь давайте внимательно прочитаем правила дружбы:
Слайд 19
1.
Дружба – это понимание друг друга.
2.
Друг – это тот, кто помогает, переживает, волнуется о нас.
3.
Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься.
4.
Будь вежлив с друзьями. Называй друга по имени.
5.
Помогай другу в трудную минуту.
- Если вы будете стараться выполнять эти правила, то ваш друг вам обязательно
скажет: « Как хорошо, когда есть друзья. Я тебя люблю. Ты хороший друг.
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
если друг твой что-то , к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
1
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Учитель: Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Мы с вами проводим
очень много времени вместе.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг, другу в трудную минуту.
Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного
мультипликационного героя, терпеливого и доброго кота
Слайд №20
«Ребята, давайте жить дружно!
^ Подведение итогов. Рефлексия.
Вспомните, как девочка Женя использовала свои 6 желаний.
У вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание, запишите его на
лепесточке.
Какое было её последнее желание? (Для себя? НЕТ ДЛЯ ДРУГА!)
Давайте составим наш цветик -семицветик
^ Прочитайте ваши желания.
А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
^ Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
«Мы – друзья»
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней.
Нет пословице, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей СТО друзей».
( Памятка)
6.
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его. Если он
попал в беду, помоги ему, чем можешь.
7.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги,
поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так,
чтобы не брать себе самое лучшее.
8.
Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить –
значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по
отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
1
9.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно,
не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо
получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам;
если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и
исправиться.
10.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других
людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы
найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе,
но и перенесёте во взрослую жизнь.
Приложение:
Ситуация 1
Девочка возмущённо жаловалась маме: « Во дворе есть такой плохой
мальчик – всё время зовёт меня Валькой». « А как ты его зовёшь?» - спросила мама.
« Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу : « Эй ты!»
Права ли девочка?
1
_________________________________________________________________________
Ситуация 2
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две
одинаковые машинки. На что мальчик сказал « Что мне делать с двумя машинками?
Ведь у меня такая уже есть!»
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
________________________________________________________________________
Старый друг лучше новых двух.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друзей-то много, да друга нет.
Лучше вода у друга, чем мед у врага.
Друзья познаются в беде.
Не мил и свет, когда друга нет.
Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче?
Старый друг лучше новых двух.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друзей-то много, да друга нет.
Лучше вода у друга, чем мед у врага.
Друзья познаются в беде.
Не мил и свет, когда друга нет.
Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче?
______________________________________________________________________