Напоминание

"Поговорим о дружбе"


Автор: Снитковская Раиса Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 28
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Поговорим о дружбе"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Классный час на тему

: «Поговорим о дружбе»

(2 класс )

Цели:

учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта

показать важность и ценность настоящей дружбы;

Задачи :

учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям;

развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально, в паре, в

группе, коллективно.

способствовать сплочению коллектива, воспитывать культуру общения.

Медиапродукт – презентация 20 слайда (среда POWER POINT)

Метод обучения: поисковый, словесный, практический

Оборудование:

проектор, экран, компьютер;

тексты пословиц;

портреты друзей, выполненные учащимися;

изображение солнышка ;

лепестки ромашки из картона, цветы из цветной бумаги.

^ Занятие выстроено в виде системы заданий, охватывающей различные

виды творческой деятельности. Предварительно была проведена большая

подготовка к занятию. Ребята сочиняли о друзьях, сказки о дружбе, рисовали

портреты, подбирали пословицы, учили стихи. Все задания носили творческий

характер. Подготовка к занятию и само мероприятие сплотило детей, заставило

задуматься о том, как сохранить дружбу.

Классный час на тему «Дружба»

^ Ход занятия

1 задание: Чтобы узнать тему нашего классного часа нам предстоит разгадать

кроссворд.

Угадайте героев сказок СЛАЙД № 2

1.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка просто

С дюйм была малютка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали ( ДЮЙМОВОЧКА )

1

2.

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон)

3.

Она красива и мила

А имя её от слова « зола» ( ЗОЛУШКА )

4.

Прогнала мачеха из дома

Нашла приют у семи гномов ( БЕЛОСНЕЖКА )

5.

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино)

6.

Она добра, красива и мила

Учила деревянного мальчишку

И строгим воспитателем была

За глупости бранила шалунишку ( МАЛЬВИНА )

Классный руководитель: Составьте из полученных букв слово

( дружба)

Кл. рук-ль: а сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент

мультфильма « Крокодил Гена и его друзья»

- Что вы видели?

- Почему Гена решил написать объявление ?

( Ему было скучно, грустно, одиноко, он хотел найти друзей)

Классный руководитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. О дружбе говорили во все

времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и

учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так:

«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Классный час «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ» слайд 3

-Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и

постараемся сформулировать правила дружбы.

Кл. рук: - как вы думаете, почему эта тема для нас важна? ( Мы должны учиться

дружить; учиться быть хорошим другом, учится беречь дружбу)

III. Работа по теме занятия

1

- А как вы думаете, с чего же все началось?

- Как возникло само слово «друг»?

- Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется

«Слово «друг». ( Ульяна)

- Когда еще никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленнее лицо, умение, руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

- Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна.

Пожалуй, каждый из вас мечтает иметь настоящего друга. Вот и у героев ваших

любимых мультфильмов тоже есть друзья. слайд 4

Давайте поможем им найти друг друга. слайд 5

Крокодил Гена и …(Чебурашка)

Малыш и … (Карлсон)

Винни-Пух и … (Пятачок)

Белоснежка и … (семь гномов)

Лунтик и …( Кузя )

Маша и … ( Медведь)

Кл. рук: - Другом может быть кто угодно, но он должен быть настоящим. Какими

качествами он должен обладать. Солнышко для нас тоже является другом, но его

закрыли тучки. ( слайд 6 - 7 )

Из положительных качеств настоящего друга мы вы будете составлять

СОЛНЫШКО.

У вашего солнышка нет лучиков, лучики лежат на партах.

- честность , обман, доброта, верность, грубость, взаимовыручка , предательство,

преданность , задиристость, надёжность, справедливость, драчливость,

1

ответственность, сострадание, весёлый, заботливый, готовность в любую минуту

прийти на помощь.

- Да, ребята, вы очень внимательны. Действительно, чтобы рядом с вами были

настоящие друзья, вы должны и сами учиться овладевать всеми этими качествами. -

А кого же можно назвать настоящим другом? Слайд 10

Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем,

что сам имеет.

Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего

друга.

Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

- Кто или что для вас может стать другом? Слайд 11

- Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.

- Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,

- Друг – это учитель, который поможет заглянуть тебе в тайны знаний.

- Друг – это старый плюшевый медведь, который выслушает тебя и никому ничего не

расскажет.

- друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Слайд 12

Задание: а теперь я предлагаю вашему вниманию притчу.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, и было

у

него много друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и

угнали всех овец. Когда на утро пришел хозяин в овчарню, чтобы выгнать свое стадо

на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и

заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.

Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге…».

^ Как вы думаете, чем закончится притча?

1

«Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в

облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а

вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял,

что друзья пришли к нему на помощь. С тех пор его стадо стало в несколько раз

больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он

вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».

Вопросы классу:

1.

Как поступили друзья?

Старый друг лучше новых двух.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друзей-то много, да друга нет.

Лучше вода у друга, чем мед у врага.

Друзья познаются в беде.

Не мил и свет, когда друга нет.

2.

Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче? (Не имей 100

рублей, а имей 100 друзей; Друзья познаются в беде).

Классный руководитель: Конечно, в трудные минуты нам нужен человек, на

которого мы могли бы положиться.

Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю,

нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день

нужно творить добро.

- Классный руководитель: Значит, какое правило можем вывести

1-е правило:

Не оставляй друга в беде

- Дружба приносит радость и удовлетворение от общения. Ты произносишь слово

«дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе

интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.

КЛ. РУК:

Ребята вы рисовали портреты своих друзей

.

слайд 13

Я предлагаю вам рассказать о своём друге.

Расскажите почему вы дружите. Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба стала

ещё крепче. – Что вы делаете, чтобы сохранить дружбу? ( не обижаем друг друга, не

зазнаёмся, не обзываем, помогаем друг другу.)

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить

истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

1

КЛ. РУК: -

Но всегда ли у друзей всё гладко и хорошо?

Слайд 14

Ребята, а друзья могут ссориться ? ( если друзья настоящие, они не ссорятся по

пустякам, а если и поссорились, то они обязательно помирятся)

Если поссоришься с другом, то не нужно винить его – надо выяснить, в чём виноват

ты сам, постараться помириться.

КЛ. РУК:

Значит, что важно в дружбе?

Признавать свои ошибки и не считать унизительным просить

прощения у друга.

Стих. «Поссорились» ( ВЛАДА)

Мы поссорились с подругой,

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала,

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

- Почему девочки поссорились? -

Почему они хотят помириться?

- Как они это сделают?

- Как вы общаетесь со своими друзьями? (вежливо)

- Сейчас я проверю, как вы знаете вежливые слова

Поиграем в игру: “Доскажи словечко”. (Ответы хором)

В нашем классе чудеса, бывает, происходят,

Дети нужные слова часто не находят.

В любое время года, в жару или ненастье

Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте).

С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,

Убежал, не вспомнил он слово … (извините).

Подарили вам портфель и ещё что-либо,

Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).

Это важные слова надо помнить, дети,

Интереснее тогда будет жить на свете.

Три волшебных слова чаще говорите,

И получится у вас всё, что захотите.

1

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг,

почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они

решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас

мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли

стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на

камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Слайд 15

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Действительно, ребята,

нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее,

что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

- Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам

хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет,

посмеётся вместе с вами или погрустит.

Стихотворение В. Шекспира ( СНЕЖАНА)

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ( РАБОТА В ГРУППЕ

) слайд 16-17

Ситуация 1

Девочка возмущённо жаловалась маме: « Во дворе есть такой плохой

мальчик – всё время зовёт меня Валькой». « А как ты его зовёшь?» - спросила мама.

« Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу : « Эй ты!»

1

Права ли девочка?

( девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая пример, а не кричать «Эй,

ты!»)

Слайд 18

Ситуация 2

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две

одинаковые машинки. На что мальчик сказал « Что мне делать с двумя машинками?

Ведь у меня такая уже есть!»

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

( Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоём.)

Классный руководитель: Мы с вами выяснили, что такое дружба , кого можно

назвать настоящим другом. Разобрали проблемные ситуации, послушали стихи о

дружбе, а теперь давайте внимательно прочитаем правила дружбы:

Слайд 19

1.

Дружба – это понимание друг друга.

2.

Друг – это тот, кто помогает, переживает, волнуется о нас.

3.

Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься.

4.

Будь вежлив с друзьями. Называй друга по имени.

5.

Помогай другу в трудную минуту.

- Если вы будете стараться выполнять эти правила, то ваш друг вам обязательно

скажет: « Как хорошо, когда есть друзья. Я тебя люблю. Ты хороший друг.

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

если друг твой что-то , к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

1

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных.

Учитель: Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Мы с вами проводим

очень много времени вместе.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг, другу в трудную минуту.

Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного

мультипликационного героя, терпеливого и доброго кота

Слайд №20

«Ребята, давайте жить дружно!

^ Подведение итогов. Рефлексия.

Вспомните, как девочка Женя использовала свои 6 желаний.

У вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание, запишите его на

лепесточке.

Какое было её последнее желание? (Для себя? НЕТ ДЛЯ ДРУГА!)

Давайте составим наш цветик -семицветик

^ Прочитайте ваши желания.

А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

^ Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

«Мы – друзья»

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Нет пословице, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей СТО друзей».

( Памятка)

6.

Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его. Если он

попал в беду, помоги ему, чем можешь.

7.

Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги,

поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так,

чтобы не брать себе самое лучшее.

8.

Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить –

значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по

отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

1

9.

Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно,

не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо

получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам;

если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и

исправиться.

10.

Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других

людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы

найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе,

но и перенесёте во взрослую жизнь.

Приложение:

Ситуация 1

Девочка возмущённо жаловалась маме: « Во дворе есть такой плохой

мальчик – всё время зовёт меня Валькой». « А как ты его зовёшь?» - спросила мама.

« Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу : « Эй ты!»

Права ли девочка?

1

_________________________________________________________________________

Ситуация 2

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две

одинаковые машинки. На что мальчик сказал « Что мне делать с двумя машинками?

Ведь у меня такая уже есть!»

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

________________________________________________________________________

Старый друг лучше новых двух.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друзей-то много, да друга нет.

Лучше вода у друга, чем мед у врага.

Друзья познаются в беде.

Не мил и свет, когда друга нет.

Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче?

Старый друг лучше новых двух.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друзей-то много, да друга нет.

Лучше вода у друга, чем мед у врага.

Друзья познаются в беде.

Не мил и свет, когда друга нет.

Есть ли здесь пословицы, которые подходят к этой притче?

______________________________________________________________________



В раздел образования