Автор: Киселева Юлия Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 39"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Тема: "Наглядная геометрия" 5-6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Наглядная геометрия»
для 5-6 классов
Составитель:
Киселева Ю.С.
Магнитогорск, 2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ
5–6 классы
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработа-
на на основе примерной программы основного общего образования по наглядной гео-
метрии авторской программы И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева по наглядной гео-
метрии для основной школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Наглядная
геометрия»
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
Личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов,
задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей
жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика,
схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной
информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
Предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее
значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую
информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими
плоскими и объемными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для
описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать
рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов,
использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых
геометрических фигур.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по
результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Содержание учебного предмета «Наглядная геометрия»
Тема
раздела
Содержание учебного
предмета
Формы
организации
Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Первые
шаги
в
геометрии
История развития
геометрии.
Инструменты для по-
строений и
измерений в
геометрии.
Проверочная
работа
«Развитие
прост
ранственных
представлений
учащихся»
Выступление
Измерять с помощью инст-
рументов и сравнивать дли-
ны отрезков и величины
углов. Строить отрезки задан-
ной длины с помощью
линейки и циркуля и углы
заданной величины с по-
мощью транспортира. Вы-
ражать одни единицы изме-
рения длин через другие
Пространс
тво
и
размерност
ь
Одномерное пространство
(точки, отрезки, лучи),
двумерное пространство
(треугольник, квадрат,
окружность), трехмерное
пространство
(прямоугольный
параллелепипед, куб).
Плоские и пространствен-
ные фигуры. Перспектива
как средство изображения
трехмерного пространства
на плоскости. Четырех-
угольник, диагонали
четырехугольника. Куб и
пира
мида, их
изображения на
плоскости
Сотрудничество
Изображать геометрические
фигуры плоские и
пространственные от руки
и с использованием чертеж-
ных инструментов. Различать
фигуры плоские и объемные.
Простейши
е геомет-
рические
фигуры
Геометрические понятия:
точка, прямая, отрезок,
луч,
угол. Виды углов:
острый,
прямой, тупой,
развернутый.
Измерение углов с
помощью транспортира.
Вертикальные и смежные
углы.
Диагональ квадрата.
Сотрудничество
Распознавать, называть и
строить геометрические
фигуры (точку, прямую,
отрезок, луч, угол), виды
углов
(острый, прямой,
тупой,
развернутый),
вертикальные углы и
смежные углы.
Строить
биссектрису на глаз
и с
Биссектриса угла
помощью транспортира.
Тема
раздела
Содержание учебного
предмета
Формы
организации
Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Конструиров
ание из «Т»
Конструирование на
плоскости и в
пространстве,
а также на клетчатой
бумаге
из частей буквы Т
Сотрудничество
Моделировать геометриче-
ские фигуры, используя бу-
магу
Куб и его
свойства
Многогранники.
Вершины,
ребра, грани
многогранника. Куб:
вершины, ребра,
грани,
диагональ, противо-
положные вершины. Раз-
вертка куба.
Проверочная
работа
«Исследование
куба»
Сотрудничество
Распознавать и называть
куб и
его элементы (вершины,
ребра, грани, диагонали).
Распознавать куб по его
развертке. Изготавливать
куб
из развертки. Приводить
примеры предметов из
окружающего мира,
имеющих форму куба.
Задачи на
разреза-ние
и
складывани
е фигур
Равенство фигур при
наложении. Способы
разрезания квадрата на
равные части.
Разрезание
многоугольников на
равные части. Игра
«Пентамино».
Конструирование
многоугольников.
Сотрудничество
Изображать равные фигуры
и обосновывать их равенство.
Конструировать заданные
фигуры из плоских
геометрических фигур.
Расчленять, вращать,
совмещать,
накладывать
фигуры
Треугольн
ик
Многоугольник.
Треугольник: вершины,
стороны, углы. Виды
треугольников
(разносторонний,
равнобедренный,
равносторонний,
остроугольный, пря-
моугольный,
тупоугольный).
Пирамида.
Правильная треугольная
пирамида (тетраэдр).
Развертка пирамиды.
Построение
треугольников (по
двум
сторонам и углу между
Сотрудничество
Распознавать на чертежах,
изображать прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный, равнобедрен-
ный, равносторонний, раз-
носторонний треугольники.
Распознавать и называть
пирамиду и его элементы
(вершины, ребра, грани).
Распознавать пирамиду по
его развертке. Изготавли-
вать ее из развертки.
Приводить примеры пред-
метов из окружающего ми-
ра, имеющих форму пира-
миды.
Строить треугольник (по
ними, по стороне и
двум углам, по трем
сторонам) с помощью
транспортира,
циркуля
и линейки
двум сторонам и углу меж-
ду ними, по стороне и двум
углам, по трем сторонам)
с помощью транспортира,
циркуля и линейки
1
Правильн
ые
многогран
ники
Тетраэдр, куб, октаэдр,
додекаэдр, икосаэдр.
Формула Эйлера.
Развертки правильных
многогранников
Сотрудничество
Различать и называть пра-
вильные многогранники.
Вычислять по формуле Эй-
лера. Изготавливать некото-
рые правильные многогран-
ники из их разверток
Геометриче
ские
голово-
ломки
Игра «Танграм».
Составление заданных
многоугольников из
ограниченного
числа
фигур
Сотрудничество
Конструировать заданные
фигуры из плоских геомет-
рических фигур
Измерение
длины
Единицы измерения
длины. Старинные
единицы
измерения.
Эталон измерения
длины — метр. Единицы
измерения приборов.
Точность измерения.
Сотрудничество
Измерять длину отрезка ли-
нейкой. Выражать одни
единицы измерения длин
через другие. Находить точ-
ность измерения приборов.
Измерять длины кривых ли-
ний
Измерение
площади
и
объема
Единицы измерения
площади. Измерение
площади
фигуры с
избытком и с
недостатком.
Приближенное
нахождение площади.
Палетка. Единицы
измерения
площади и
объема.
Сотрудничество
Находить приближенные
значения площади, измерять
площади фигур с избытком и
недостатком; использовать
разные единицы
площади и
объема.
Вычисление
длины,
площади
и
объема
Нахождение площади
фигуры с помощью
палетки,
объема тела с
помощью единичных
кубиков. Равно
составленные и
равновеликие
фигуры.
Площадь прямо-
угольника. Объем прямо
угольного
параллелепипеда
Сотрудничество
Вычислять площади прямо-
угольника и квадрата,
используя формулы.
Вычислять объем куба и
прямоугольного
параллелепипеда
по формулам.
Выражать одни единицы
площади и объема через другие
Окружност
ь
Окружность и круг:
центр,
радиус, диаметр.
Правиль
ный
многоугольник,
вписанный в
окружность
Сотрудничество
Распознавать на чертежах и
называть окружность и ее
элементы (центр, радиус,
диаметр). Изображать ок-
ружность.
Распознавать
правильный
многоугольник, вписанный в
окружность. Строить
правильные
многоугольники с
помощью
циркуля и
транспортира.
Геометри-
ческий
тренинг
Занимательные задачи на
подсчет геометрических
фигур в различных
плоских
конфигурациях.
Тренинг
Распознавать геометриче
ские
фигуры в сложных
конфигурациях. Вычленять
из
чертежа отдельные элементы.
Топологиче
ские опыты
Лист Мебиуса. Опыты с
листом Мебиуса.
Вычерчивание
геометрических фигур
одним росчерком. Граф,
узлы графа.
Возможность
построения графа одним
росчерком.
Опыты
Строить геометрические
фигуры от руки. Исследо-
вать и описывать свойства
фигур, используя экспери-
мент, наблюдение, измерение
и моделирование. Рисовать
графы, соответствую
щие
задаче.
Задачи со
спичками
Занимательные задачи на
составление
геометриче
ских фигур из
спичек.
Трансформация
фигур при
перекладывании спичек
Сотрудничество
Конструировать фигуры из
спичек. Исследовать и опи-
сывать свойства фигур, ис-
пользуя эксперимент, на-
блюдение, измерение и мо-
делирование
Зашифрован
ная
переписка
Поворот. Шифровка с
помощью 64-клеточного
квадрата.
Выступление
Сотрудничество
Рисовать фигуру, получен-
ную при повороте на задан-
ный угол в заданном на-
правлении.
Задачи,
головоломк
и,
игры
Деление фигуры на
части. Игры со
спичками, с много-
гранниками. Проекции
многогранников
Сотрудничество
Исследовать и описывать
свойства фигур, используя
эксперимент, наблюдение,
измерение и моделирование
Итоговый
урок
Защита проектов
Творческий отчет
Тематическое планирование
Первый год обучения (5 класс) – 34 часа
Учебно-тематический план для 5 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
№
п/п
Название разделов
Количество
часов
Форма контроля
практическая
работа
проверочная
работа
проект
1.
Первые шаги в
геометрии.
Пространство и
размерность.
4
2.
Простейшие
геометрические
фигуры.
Конструирование
5
3.
Куб. Задачи на
разрезание
4
4.
Треугольник
4
5.
Многогранники
4
6.
Измерение
геометрических
величин
8
6
Топологические
опыты
2
7
Занимательная
геометрия
2
8
Итоговое повторение
1
1
ИТОГО
34
Второй год обучения (6 класс) – 34 часа
Учебно-тематический план для 6 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
№ п/
п
Название разделов
Количество
часов
Форма контроля
практическ
работа
проверочная
работа
проект
1.
Зашифрованная
переписка. Задачи,
головоломки, игры.
3
2.
Фигурки из кубиков.
2
3.
Параллельность и
перпендикулярность
5
4.
Координатная
плоскость
3
5.
Оригами
2
6.
Замечательные кривые
5
7.
Зеркальное отражение.
Симметрия
9
8.
Важные свойства
окружности.
2
9.
Занимательная
геометрия
2
10.
Итоговое повторение
1
1
ИТОГО
34