Напоминание

"Наглядная геометрия" 5-6 класс


Автор: Киселева Юлия Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 39"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Тема: "Наглядная геометрия" 5-6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Магнитогорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Наглядная геометрия»

для 5-6 классов

Составитель:

Киселева Ю.С.

Магнитогорск, 2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ

5–6 классы

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработа-

на на основе примерной программы основного общего образования по наглядной гео-

метрии авторской программы И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева по наглядной гео-

метрии для основной школы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Наглядная

геометрия»

Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь

следующих результатов:

Личностные:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к

осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом

устойчивых познавательных интересов;

целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общества;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать

смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и

контрпримеры;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,

отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении

математических задач;

способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов,

задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей

жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения

геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика,

схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной

информации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их

проверки;

Предметные:

представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее

значимости в жизни человека;

умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую

информацию);

владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими

плоскими и объемными геометрическими фигурами;

владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для

описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать

рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов,

использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых

геометрических фигур.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).

Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по

результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Содержание учебного предмета «Наглядная геометрия»

Тема

раздела

Содержание учебного

предмета

Формы

организации

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Первые

шаги

в

геометрии

История развития

геометрии.

Инструменты для по-

строений и

измерений в

геометрии.

Проверочная

работа

«Развитие

прост

ранственных

представлений

учащихся»

Выступление

Измерять с помощью инст-

рументов и сравнивать дли-

ны отрезков и величины

углов. Строить отрезки задан-

ной длины с помощью

линейки и циркуля и углы

заданной величины с по-

мощью транспортира. Вы-

ражать одни единицы изме-

рения длин через другие

Пространс

тво

и

размерност

ь

Одномерное пространство

(точки, отрезки, лучи),

двумерное пространство

(треугольник, квадрат,

окружность), трехмерное

пространство

(прямоугольный

параллелепипед, куб).

Плоские и пространствен-

ные фигуры. Перспектива

как средство изображения

трехмерного пространства

на плоскости. Четырех-

угольник, диагонали

четырехугольника. Куб и

пира

мида, их

изображения на

плоскости

Сотрудничество

Изображать геометрические

фигуры плоские и

пространственные от руки

и с использованием чертеж-

ных инструментов. Различать

фигуры плоские и объемные.

Простейши

е геомет-

рические

фигуры

Геометрические понятия:

точка, прямая, отрезок,

луч,

угол. Виды углов:

острый,

прямой, тупой,

развернутый.

Измерение углов с

помощью транспортира.

Вертикальные и смежные

углы.

Диагональ квадрата.

Сотрудничество

Распознавать, называть и

строить геометрические

фигуры (точку, прямую,

отрезок, луч, угол), виды

углов

(острый, прямой,

тупой,

развернутый),

вертикальные углы и

смежные углы.

Строить

биссектрису на глаз

и с

Биссектриса угла

помощью транспортира.

Тема

раздела

Содержание учебного

предмета

Формы

организации

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Конструиров

ание из «Т»

Конструирование на

плоскости и в

пространстве,

а также на клетчатой

бумаге

из частей буквы Т

Сотрудничество

Моделировать геометриче-

ские фигуры, используя бу-

магу

Куб и его

свойства

Многогранники.

Вершины,

ребра, грани

многогранника. Куб:

вершины, ребра,

грани,

диагональ, противо-

положные вершины. Раз-

вертка куба.

Проверочная

работа

«Исследование

куба»

Сотрудничество

Распознавать и называть

куб и

его элементы (вершины,

ребра, грани, диагонали).

Распознавать куб по его

развертке. Изготавливать

куб

из развертки. Приводить

примеры предметов из

окружающего мира,

имеющих форму куба.

Задачи на

разреза-ние

и

складывани

е фигур

Равенство фигур при

наложении. Способы

разрезания квадрата на

равные части.

Разрезание

многоугольников на

равные части. Игра

«Пентамино».

Конструирование

многоугольников.

Сотрудничество

Изображать равные фигуры

и обосновывать их равенство.

Конструировать заданные

фигуры из плоских

геометрических фигур.

Расчленять, вращать,

совмещать,

накладывать

фигуры

Треугольн

ик

Многоугольник.

Треугольник: вершины,

стороны, углы. Виды

треугольников

(разносторонний,

равнобедренный,

равносторонний,

остроугольный, пря-

моугольный,

тупоугольный).

Пирамида.

Правильная треугольная

пирамида (тетраэдр).

Развертка пирамиды.

Построение

треугольников (по

двум

сторонам и углу между

Сотрудничество

Распознавать на чертежах,

изображать прямоугольный,

остроугольный,

тупоугольный, равнобедрен-

ный, равносторонний, раз-

носторонний треугольники.

Распознавать и называть

пирамиду и его элементы

(вершины, ребра, грани).

Распознавать пирамиду по

его развертке. Изготавли-

вать ее из развертки.

Приводить примеры пред-

метов из окружающего ми-

ра, имеющих форму пира-

миды.

Строить треугольник (по

ними, по стороне и

двум углам, по трем

сторонам) с помощью

транспортира,

циркуля

и линейки

двум сторонам и углу меж-

ду ними, по стороне и двум

углам, по трем сторонам)

с помощью транспортира,

циркуля и линейки

1

Правильн

ые

многогран

ники

Тетраэдр, куб, октаэдр,

додекаэдр, икосаэдр.

Формула Эйлера.

Развертки правильных

многогранников

Сотрудничество

Различать и называть пра-

вильные многогранники.

Вычислять по формуле Эй-

лера. Изготавливать некото-

рые правильные многогран-

ники из их разверток

Геометриче

ские

голово-

ломки

Игра «Танграм».

Составление заданных

многоугольников из

ограниченного

числа

фигур

Сотрудничество

Конструировать заданные

фигуры из плоских геомет-

рических фигур

Измерение

длины

Единицы измерения

длины. Старинные

единицы

измерения.

Эталон измерения

длины — метр. Единицы

измерения приборов.

Точность измерения.

Сотрудничество

Измерять длину отрезка ли-

нейкой. Выражать одни

единицы измерения длин

через другие. Находить точ-

ность измерения приборов.

Измерять длины кривых ли-

ний

Измерение

площади

и

объема

Единицы измерения

площади. Измерение

площади

фигуры с

избытком и с

недостатком.

Приближенное

нахождение площади.

Палетка. Единицы

измерения

площади и

объема.

Сотрудничество

Находить приближенные

значения площади, измерять

площади фигур с избытком и

недостатком; использовать

разные единицы

площади и

объема.

Вычисление

длины,

площади

и

объема

Нахождение площади

фигуры с помощью

палетки,

объема тела с

помощью единичных

кубиков. Равно

составленные и

равновеликие

фигуры.

Площадь прямо-

угольника. Объем прямо

угольного

параллелепипеда

Сотрудничество

Вычислять площади прямо-

угольника и квадрата,

используя формулы.

Вычислять объем куба и

прямоугольного

параллелепипеда

по формулам.

Выражать одни единицы

площади и объема через другие

Окружност

ь

Окружность и круг:

центр,

радиус, диаметр.

Правиль

ный

многоугольник,

вписанный в

окружность

Сотрудничество

Распознавать на чертежах и

называть окружность и ее

элементы (центр, радиус,

диаметр). Изображать ок-

ружность.

Распознавать

правильный

многоугольник, вписанный в

окружность. Строить

правильные

многоугольники с

помощью

циркуля и

транспортира.

Геометри-

ческий

тренинг

Занимательные задачи на

подсчет геометрических

фигур в различных

плоских

конфигурациях.

Тренинг

Распознавать геометриче

ские

фигуры в сложных

конфигурациях. Вычленять

из

чертежа отдельные элементы.

Топологиче

ские опыты

Лист Мебиуса. Опыты с

листом Мебиуса.

Вычерчивание

геометрических фигур

одним росчерком. Граф,

узлы графа.

Возможность

построения графа одним

росчерком.

Опыты

Строить геометрические

фигуры от руки. Исследо-

вать и описывать свойства

фигур, используя экспери-

мент, наблюдение, измерение

и моделирование. Рисовать

графы, соответствую

щие

задаче.

Задачи со

спичками

Занимательные задачи на

составление

геометриче

ских фигур из

спичек.

Трансформация

фигур при

перекладывании спичек

Сотрудничество

Конструировать фигуры из

спичек. Исследовать и опи-

сывать свойства фигур, ис-

пользуя эксперимент, на-

блюдение, измерение и мо-

делирование

Зашифрован

ная

переписка

Поворот. Шифровка с

помощью 64-клеточного

квадрата.

Выступление

Сотрудничество

Рисовать фигуру, получен-

ную при повороте на задан-

ный угол в заданном на-

правлении.

Задачи,

головоломк

и,

игры

Деление фигуры на

части. Игры со

спичками, с много-

гранниками. Проекции

многогранников

Сотрудничество

Исследовать и описывать

свойства фигур, используя

эксперимент, наблюдение,

измерение и моделирование

Итоговый

урок

Защита проектов

Творческий отчет

Тематическое планирование

Первый год обучения (5 класс) – 34 часа

Учебно-тематический план для 5 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

п/п

Название разделов

Количество

часов

Форма контроля

практическая

работа

проверочная

работа

проект

1.

Первые шаги в

геометрии.

Пространство и

размерность.

4

2.

Простейшие

геометрические

фигуры.

Конструирование

5

3.

Куб. Задачи на

разрезание

4

4.

Треугольник

4

5.

Многогранники

4

6.

Измерение

геометрических

величин

8

6

Топологические

опыты

2

7

Занимательная

геометрия

2

8

Итоговое повторение

1

1

ИТОГО

34

Второй год обучения (6 класс) – 34 часа

Учебно-тематический план для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

№ п/

п

Название разделов

Количество

часов

Форма контроля

практическ

работа

проверочная

работа

проект

1.

Зашифрованная

переписка. Задачи,

головоломки, игры.

3

2.

Фигурки из кубиков.

2

3.

Параллельность и

перпендикулярность

5

4.

Координатная

плоскость

3

5.

Оригами

2

6.

Замечательные кривые

5

7.

Зеркальное отражение.

Симметрия

9

8.

Важные свойства

окружности.

2

9.

Занимательная

геометрия

2

10.

Итоговое повторение

1

1

ИТОГО

34



В раздел образования