Авторы: Герасимова Анастасия Евгеньевна, Чуб Маргарита Владимировна
Должность: Доцент кафедры учёта, анализа и аудита
Учебное заведение: ВИУ РАНХиГС
Населённый пункт: Город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Оценка мер государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Раздел: высшее образование
Статья на тему: «Оценка мер государственной поддержки малого
предпринимательства в Волгоградской области»
Малый
бизнес
является
неотъемлемой
составляющей
рыночной
экономики, гарантирующей улучшение качества жизни общества в целом. Он
во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта.
Высокий уровень развития малого бизнеса выступает необходимым
слагаемым современной модели рыночной экономики. Такое развитие
позволяет развивать и поддерживать конкурентную среду, а также создавать
элементарную социально-экономическую опору устройству общества.
На современном этапе становления экономической науки широко
признано,
что
государственная
поддержка
малого
бизнеса
является
важнейшим
фактором,
обеспечивающим
экономическую
стабильность.
Именно поэтому государство предоставляет гранты и субсидии, снижает
налоговую нагрузку, предоставляет выгодны условия кредитования, а также
оказывает иные виды поддержки этому сектору.
Малый бизнес является важным звеном экономики в силу своей
мобильности,
гибкости
и
высокой
эффективности.
Малое
предпринимательство выполняет важные задачи, такие как:
увеличение как материальных, так и духовных возможностей об-
щества;
разработка необходимой основы для реализации способностей
населения на практике;
объединение нации с возможностью сохранения её национально-
го духа и национальной гордости.
В совокупности со всеми вышеперечисленными задачами, малое
предпринимательство также влияет на появление новых рабочих мест,
расширение потребительского сектора, развитие разумной конкуренции,
большее наполнение рынка новыми товарами и услугами, увеличение
экспорта, тем самым, делая экономику государства более «здоровой».
1
Именно поэтому государство ежегодно направляет значительные суммы
денег для поддержки малого предпринимательства.
Малое предпринимательство – это сектор экономики, состоящий из
коммерческих организаций, показатели деятельности которых не превышают
определённых пороговых показателей.
Впервые термин «малое предпринимательство» официально был
использован в Постановлении Совета министров СССР от 08.08.1990 №790
«O
мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в
Постановлении Совета министров РСФСР от 18.07.1991 №406 «O мерах по
поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Стоит отметить, что
до принятия Федерального Закона «O
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ»
упоминание
o
среднем
предпринимательстве
отсутствует
и
его
рассматривали
совместно
c
крупным,
т.е.
категория
«среднее
предпринимательство» до 2007 года отсутствовало.
В экономике России, как и в экономиках других стран мира существует
разделение предприятий на малый, средний и крупный бизнес. Важно
отметить,
что
в
каждой
стране
критерии
разделения
существенно
различаются.
Каждое государство в зависимости от национальности,
производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает
свои критерии распределения предприятий по их размерам.
В Российской федерации организации, исходя из определённых
критериев, разделяются на микро, малые, средние и крупные предприятия.
Разница между типами субъектов предпринимательской деятельности
по размерам представлена в таблице 1.
Таблица 1 - «Отличие малого бизнеса от среднего и крупного»
Критерии
сравнения
Малый бизнес
Средний бизнес
Крупный бизнес
Количество
предприятий
Одно предприятие
Сеть в городе или
регионе
Сеть в разных
областях страны
2
или международная
Среднесписочная
численность
работников
От 16 до 100
человек
От 101 до 250
человек
От 251 человека и
больше
Годовой доход
До 800 млн. руб.
От 800 млн. руб. до
2 млрд. руб.
Свыше 2 млрд. руб.
Проблемы вмешательства государства в экономику так и остаются
актуальными в течение нескольких веков. В условиях рыночной экономики
они получили большую значимость, когда началось крупномасштабное
производство и
рыночный механизм
взял
на себя
роль регулятора
экономических отношений в целом и регулятора малого бизнеса в частности.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального Закона Российской
Федерации от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации», государственная поддержка
малого бизнеса включает в себя: «финансовую, в том числе гарантийную,
имущественную, информационную, консультационную поддержку таких
субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки
и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций
и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов
малого
и
среднего
предпринимательства,
осуществляющих
внешнеэкономическую
деятельность,
поддержку
субъектов
малого
и
среднего
предпринимательства,
осуществляющих
сельскохозяйственную
деятельность».
Финансовая поддержка бизнеса в Волгоградской области включает в
себя:
гранды
социальным
предприятиям,
пролонгацию
действующих
договоров микрозаймов Фонда микрофинансирования предпринимательства;
льготную плату за поручительства Гарантийного фонда Волгоградской
области; новую программу микрофинансирования «Импортозамещение»;
снижение финансовой нагрузки на предприятия, осуществляющие проекты
развития и финансовое оздоровление за счет средств займов регионального
3
фонда сельского хозяйства; продолжение поддержки ресурсоснабжающих
организаций и повышение качества услуг по тепло-, водоснабжению и
водоотведению.
К имущественной поддержке малого бизнеса в Волгоградской области
относится: мораторий на начисление пеней и штрафов по арендной плате за
земельные участки и имущество; отсутствие повышения арендной платы за
имущество и земельные участки; мораторий на изменение выкупной цены за
земельные участки.
Также
в
Волгоградской
области
оказывается
административная
поддержка малого бизнеса, включающая в себя: мораторий на проверки
регионального и муниципального уровня; упрощение процедуры получения
документов в сфере разрешительной деятельности на региональном уровне;
установлен особый порядок повышения платы за использование природных
ресурсов; поддержка инвестиционных проектов и многое другое.
Кроме всего вышеперечисленного в области также действует программа
поддержки малого бизнеса «Развитие и поддержка малого и среднего
предпринимательства в Волгоградской области».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года" решением президиума
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
от
24.09.2018
утвержден
национальный
проект
«Малое
и
среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы».
Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации
малое
предпринимательство
обеспечивается
достаточным
уровнем
поддержки. Именно государство способно дать необходимые знания в
области бизнеса действующим предпринимателям, «воспитать» будущие
поколения, а также привить уже выработанную за рубежом систему
моральных ценностей, воспитать предпринимательскую этику. Можно
4
сказать, что у России есть такие возможности, так как государство обладает
достаточно высоким уровнем образования и воспитания квалификационных
специалистов,
а
также
необходимыми
материальными
ресурсами
и
информацией.
В 21 веке в обществе возникает сложный вопрос, как разумно
применить политику государства к развитию малого предпринимательства.
Это возможно лишь при условии, что государство будет оказывать на неё
положительное
влияние,
осуществлять
сбалансированный
контроль
и
оказывать необходимый и достаточный уровень поддержки.
5