Напоминание

Оценка мер государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области


Авторы: Герасимова Анастасия Евгеньевна, Чуб Маргарита Владимировна
Должность: Доцент кафедры учёта, анализа и аудита
Учебное заведение: ВИУ РАНХиГС
Населённый пункт: Город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Оценка мер государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Раздел: высшее образование





Назад




Статья на тему: «Оценка мер государственной поддержки малого

предпринимательства в Волгоградской области»

Малый

бизнес

является

неотъемлемой

составляющей

рыночной

экономики, гарантирующей улучшение качества жизни общества в целом. Он

во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество

валового национального продукта.

Высокий уровень развития малого бизнеса выступает необходимым

слагаемым современной модели рыночной экономики. Такое развитие

позволяет развивать и поддерживать конкурентную среду, а также создавать

элементарную социально-экономическую опору устройству общества.

На современном этапе становления экономической науки широко

признано,

что

государственная

поддержка

малого

бизнеса

является

важнейшим

фактором,

обеспечивающим

экономическую

стабильность.

Именно поэтому государство предоставляет гранты и субсидии, снижает

налоговую нагрузку, предоставляет выгодны условия кредитования, а также

оказывает иные виды поддержки этому сектору.

Малый бизнес является важным звеном экономики в силу своей

мобильности,

гибкости

и

высокой

эффективности.

Малое

предпринимательство выполняет важные задачи, такие как:

увеличение как материальных, так и духовных возможностей об-

щества;

разработка необходимой основы для реализации способностей

населения на практике;

объединение нации с возможностью сохранения её национально-

го духа и национальной гордости.

В совокупности со всеми вышеперечисленными задачами, малое

предпринимательство также влияет на появление новых рабочих мест,

расширение потребительского сектора, развитие разумной конкуренции,

большее наполнение рынка новыми товарами и услугами, увеличение

экспорта, тем самым, делая экономику государства более «здоровой».

1

Именно поэтому государство ежегодно направляет значительные суммы

денег для поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство – это сектор экономики, состоящий из

коммерческих организаций, показатели деятельности которых не превышают

определённых пороговых показателей.

Впервые термин «малое предпринимательство» официально был

использован в Постановлении Совета министров СССР от 08.08.1990 №790

«O

мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в

Постановлении Совета министров РСФСР от 18.07.1991 №406 «O мерах по

поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Стоит отметить, что

до принятия Федерального Закона «O

развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ»

упоминание

o

среднем

предпринимательстве

отсутствует

и

его

рассматривали

совместно

c

крупным,

т.е.

категория

«среднее

предпринимательство» до 2007 года отсутствовало.

В экономике России, как и в экономиках других стран мира существует

разделение предприятий на малый, средний и крупный бизнес. Важно

отметить,

что

в

каждой

стране

критерии

разделения

существенно

различаются.

Каждое государство в зависимости от национальности,

производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает

свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В Российской федерации организации, исходя из определённых

критериев, разделяются на микро, малые, средние и крупные предприятия.

Разница между типами субъектов предпринимательской деятельности

по размерам представлена в таблице 1.

Таблица 1 - «Отличие малого бизнеса от среднего и крупного»

Критерии

сравнения

Малый бизнес

Средний бизнес

Крупный бизнес

Количество

предприятий

Одно предприятие

Сеть в городе или

регионе

Сеть в разных

областях страны

2

или международная

Среднесписочная

численность

работников

От 16 до 100

человек

От 101 до 250

человек

От 251 человека и

больше

Годовой доход

До 800 млн. руб.

От 800 млн. руб. до

2 млрд. руб.

Свыше 2 млрд. руб.

Проблемы вмешательства государства в экономику так и остаются

актуальными в течение нескольких веков. В условиях рыночной экономики

они получили большую значимость, когда началось крупномасштабное

производство и

рыночный механизм

взял

на себя

роль регулятора

экономических отношений в целом и регулятора малого бизнеса в частности.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального Закона Российской

Федерации от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации», государственная поддержка

малого бизнеса включает в себя: «финансовую, в том числе гарантийную,

имущественную, информационную, консультационную поддержку таких

субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки

и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций

и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов

малого

и

среднего

предпринимательства,

осуществляющих

внешнеэкономическую

деятельность,

поддержку

субъектов

малого

и

среднего

предпринимательства,

осуществляющих

сельскохозяйственную

деятельность».

Финансовая поддержка бизнеса в Волгоградской области включает в

себя:

гранды

социальным

предприятиям,

пролонгацию

действующих

договоров микрозаймов Фонда микрофинансирования предпринимательства;

льготную плату за поручительства Гарантийного фонда Волгоградской

области; новую программу микрофинансирования «Импортозамещение»;

снижение финансовой нагрузки на предприятия, осуществляющие проекты

развития и финансовое оздоровление за счет средств займов регионального

3

фонда сельского хозяйства; продолжение поддержки ресурсоснабжающих

организаций и повышение качества услуг по тепло-, водоснабжению и

водоотведению.

К имущественной поддержке малого бизнеса в Волгоградской области

относится: мораторий на начисление пеней и штрафов по арендной плате за

земельные участки и имущество; отсутствие повышения арендной платы за

имущество и земельные участки; мораторий на изменение выкупной цены за

земельные участки.

Также

в

Волгоградской

области

оказывается

административная

поддержка малого бизнеса, включающая в себя: мораторий на проверки

регионального и муниципального уровня; упрощение процедуры получения

документов в сфере разрешительной деятельности на региональном уровне;

установлен особый порядок повышения платы за использование природных

ресурсов; поддержка инвестиционных проектов и многое другое.

Кроме всего вышеперечисленного в области также действует программа

поддержки малого бизнеса «Развитие и поддержка малого и среднего

предпринимательства в Волгоградской области».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от

07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития

Российской Федерации на период до 2024 года" решением президиума

Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию

от

24.09.2018

утвержден

национальный

проект

«Малое

и

среднее

предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской

инициативы».

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации

малое

предпринимательство

обеспечивается

достаточным

уровнем

поддержки. Именно государство способно дать необходимые знания в

области бизнеса действующим предпринимателям, «воспитать» будущие

поколения, а также привить уже выработанную за рубежом систему

моральных ценностей, воспитать предпринимательскую этику. Можно

4

сказать, что у России есть такие возможности, так как государство обладает

достаточно высоким уровнем образования и воспитания квалификационных

специалистов,

а

также

необходимыми

материальными

ресурсами

и

информацией.

В 21 веке в обществе возникает сложный вопрос, как разумно

применить политику государства к развитию малого предпринимательства.

Это возможно лишь при условии, что государство будет оказывать на неё

положительное

влияние,

осуществлять

сбалансированный

контроль

и

оказывать необходимый и достаточный уровень поддержки.

5



В раздел образования