Напоминание

Вначале было слово. День славянской письменности и культуры


Автор: Гринько Людмила Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №3
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вначале было слово. День славянской письменности и культуры
Раздел: начальное образование





Назад




Гринько Людмила Сергеевна

МБОУ г. Мурманска Гимназия № 3

Тема: «Вначале было слово» (Использование материалов, посвященных

Дню славянской письменности и культуры, в целях духовного становления

личности школьника. Из опыта проведенных уроков и внеклассных

мероприятий, посвящённых Дню славянской письменности и культуры, в

начальной школе.)

Наличие письменности имеет большое значение для народа.

Письменность является гранью, отделяющей первобытное общество от

цивилизованного.

Кирилл и Мефодий открыли славянам дверь к тем духовным

сокровищам, которые несёт письменность.

Знакомство с историей появления письменности у наших предков –

славян я начинаю уже с уроков обучения грамоте. Так, например, на уроке

чтения прежде, чем приступить к работе над статьёй Генриха Сапгира «О

старых букварях», я задаю детям вопросы:

- Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Откуда взялись

наши буквы? Когда они появились?

Ведь было время, когда их не было. Давным – давно, больше тысячи

лет тому назад, наши далёкие предки не имели букв, у них не было

письменности, они не могли написать ни книгу, ни письмо. Как же они

обрели письменность? Далее, я использую информационно-компьютерные

технологии, показываю фотографию памятника первоучителям Кириллу и

Мефодию. Даю краткую биографическую справку о их жизни и

деятельности. Показываю буквы кириллицы и даю их обозначения: Аз

Буки Веди Глаголь Добро Есть.

Объясняю, что слово «азбука» - славянское, и произошло оно от

названий двух первых букв славянской азбуки «азъ» и «буки». На примере

таких уроков стараюсь показать учащимся родство славянских языков и

место русского языка среди них. Это даёт возможность формировать

уважение к предкам, оставивших великое духовное наследие.

Знакомство с историей создания славянской письменности

продолжается и на уроках окружающего мира.

Так при изучении темы «Золотые ворота» в Древнюю Русь» даётся

понятие, что такое кириллица и кто её придумал.

Вниманию детей предлагаются фотографии икон, фресок XII века.

Учащимся даю задание прочитать что на них написано. Это у детей

вызывает

затруднение.

Некоторые

буквы

знакомы,

а

в

слова

не

складываются. Возникает проблемный вопрос.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о различии

древнерусского алфавита и современного, первых книг на Руси, с

жизненными и творческими путями создателей кириллицы.

Такие уроки приобщают детей к глубинному традиционному наследию.

Способствуют формированию осознанного патриотического чувства, тех

духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического

пути русского народа.

Знакомство с истоками и путями развития славянского письма

происходит и на уроках трудового обучения.

Начинается урок со вступительной беседы. «Когда вы читаете

страницы книги, врядли задумываетесь о том, кто трудился над ней.

Может, немножко поразмышляете об авторе, написавшем её, или о

художнике, чьи иллюстрации украшают книгу.

И не придёт в голову думать о тех, кто придумал эти буквы – значки,

кто научил вас читать. Вы, наверное, скажите сейчас, что читать вас

научили учителя, родители. Но были и ещё два человека, научившие весь

славянский народ азбуке».

Далее даются сведения из жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.

На доску вывешивается современный алфавит. Ребята знакомятся с

таблицей букв кириллицы. Сообщается тема урока «Буквицы». Дети из

пластилина лепят буквы кириллицы и современного алфавита.

Аналогичную работу можно провести и на уроках изобразительного

искусства. Только в данном случае ребята рисуют эти буквы, а затем

раскрашивают акварельными красками.

Такие уроки позволяют учащимся почувствовать связь своего народа

со всеми славянскими народами общей историей, языком, традициями.

Данный материал можно также использовать и на уроках математики.

Ребятам предлагаю ответить на вопрос: есть ли разница между азбукой и

алфавитом? А если есть, то в чём она?

Дети предлагают свои варианты ответов. Объясняю ребятам: «Эти

слова обозначают одно и тоже: совокупность букв, принятых в данной

письменности,

расположенных

в

условленном

порядке.

А

вот

происхождение этих слов разное. Слово алфавит пришло к нам из

греческого языка и происходит от названий двух первых букв греческого

алфавита «альфа» + «вита». А слово азбука – славянское, произошло от

названий двух первых букв славянской азбуки «язъ» и «буки». Детей

знакомлю с количеством букв славянской азбуки (43) и современного

алфавита (33). Далее предлагаю задания математического характера.

- На сколько букв больше в славянском алфавите?

- Сколько гласных? Согласных? На сколько их больше? Если столько –

то гласных, сколько тогда согласных?

Такие задания способствуют развитию познавательного интереса не

только к урокам математики, но и к истории развития письменности.

Воспитать гражданина России, просвещенного человека, знающего

историю

своего

края,

Отечества,

культуру,

традиции,

обычаи

способствуют и праздники, которые я провожу в канун «Дня славянской

письменности».

В течение недели группы учеников подбирают материал о культуре

выбранной ими страны. Дети готовят рисунки национальных орнаментов,

костюмы, выступления. Зал оформляют рисунками, таблицами, плакатами

с текстами, написанными современным славянским шрифтом. Например:

«По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Праздник открываем чтением стихотворения Виктора Тимофеева на

разных языках.

Разве это завещали предки,

Думая о наших дальних днях?

Три народа, три дубовых ветки,

Спорят о наследстве, о корнях!

Братья! Братовья! Браты! Братуси!

Воля Божья нас на век сплела.

Русский, украинский, белорусский –

Три вершины, три родных ствола!

Чи оце заповiдали предки?

Три народы хоч «Рятуй!» кричи,

Три верхiвки – впали в суперечки,

Дiлять корiнь дуба. Чий вiн? Чий?

Браття! Братов’я! Брати! Братусi!

Назавжди! Чи ж мало вам цього?

Руський, украiнський, бiлоруський…,

Три верхiвки дуба одного.

Цi ж пра гэта размаулялi продкi,

Думаушы аб нашых дальнiх днях?

Тры народы, тры дубовыя галiны

Паспрачалiся аб спадчыне, аб каранях.

Брацця! Братау’я! Браты! Братусi!

Воля Бож’я нас навек спляла.

Рускi, украiнскi, ,беларускi.

Три вяршынi аднаго ствала.

Всем присутствующим в зале задаётся вопрос: «Понятен ли смысл

прочитанного?» Если понятен, то почему?

Ребята объясняют, что по звучанию легко можно узнать славянский

язык и письменность стран, где употребляют кириллицу, сразу покажется

нам знакомой, даже на первый, беглый взгляд.

- Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ребята рассказывают о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, и

как чтут о них память в славянских странах, представляют устное

народное творчество трех народов (инсценирование сказок, небылиц,

потешек, народных песен, танцев, игр). Учащиеся получают задание

составить целые пословицы из полосок бумаги.

Например:

а) Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

б) Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

В конце праздника дети отвечают на такой вопрос: «Что бы вы сказали

Кириллу и Мефодию сегодня?»

Формировать нравственные идеалы личности, её ценностные

ориентации,

воспитывать

любовь

к

родным

местам

способствуют

экскурсии. Накануне детям предлагаю прочитать статью «День славянской

письменности и культуры» из учебной книги «Мой Мурманск».

В классном уголке вывешиваю викторину такого содержания:

1.

Какие юбилеи праздновал славянский мир в 20-м столетии?

2.

Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24

мая?

3.

Где в нашем городе находится памятник первоучителям?

4.

В каком году памятник был поставлен?

К проведению экскурсии привлекаю родителей учащихся. Они вместе с

детьми готовят материал (биографическую справку о первоучителях,

стихи).

В день проведения экскурсии учащиеся и родители рассказывают о

создателях письменности. Дети читают стихи, посвященные Кириллу и

Мефодию.

На следующий день на уроке ребятам предлагаю написать письмо другу

или подруге, в котором они описывают экскурсию к памятнику.

Используя разные формы деятельности я стараюсь обратить своих

учеников не только к истокам письменности, но и побудить в них

творческие

начала,

повысить

гражданскую

активность,

пробудить

национальное самосознание.



В раздел образования