Автор: Карташова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Богородская СОШ" Толбинская НОШ
Населённый пункт: село Толба Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока математики в 1классе"
Раздел: начальное образование
Математика 1 класс
Тема: пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Педагогические цели:
1.
Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз» ,«налево» ,«направо»;
2.
Развивать навык определения местоположения предметов ( вверх, вниз, вправо,влево);
3.
Продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов;
4.
Создать условия для развития мыслительных операций — анализа, сравнения.
Тип урока:
комбинированный
Планируемые результаты( предметные):
Обучающийся умеет: моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описывать
расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, справа, слева, за; называть числа в порядке их следования при счете;
отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов)
Универсальные учебные действия ( метапредметные)
Личностные.
Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные
моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе; уважения к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
Регулятивные.
Научится:
принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность
научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; определять цель выполнения заданий на уроке, во
внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные.
Научится:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск
необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на
возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную
информацию в учебнике.
Коммуникативные.
Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для
партнера высказывания; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Формы и методы обучения: формы —
фронтальная, индивидуальная; методы — словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы: местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше- ниже,
слева- справа, левее- правее, сверху- снизу, между, за. Направление движения: вверх, вниз, налево, направо.
Образовательные ресурсы( цифровые): учебник печатная тетрадь счетный материал сюжетные картинки; магнитная доска
геометрические фигуры; цветные карандаши.
Технологическая карта урока 2
Этап (элемент) урока
Методический прием
Деятельность учителя
Осуществляемые
действия учащихся
Формируемые умения
учащихся
Текущий
контроль
1. Организационный
момент
Фронтальная беседа
Приветствует учащихся,
проверяет готовность
класса и оборудования,
эмоционально
настраивает на урок.
-Ребята, вам тепло? В
классе светло? Прозвенел
для вас звонок? Хотите
учиться? Значит можно
садиться!
-Проверим готовность к
уроку.
Приветствуют
учителя. Отвечают на
вопросы учителя.
Организуют свое
рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе.
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость к
веселым вопросам,
пробуждающим
любознательность.
Наблюдение
учителя
2. Изучение нового
материала.
Составление рассказа
по сюжетным
картинкам.
Фронтальная работа
по сюжетной картинке
(с. 6-7 учебника),
игровой момент
Задает вопросы по
сюжетной картинке(с.6
учебника) с целью
выяснить, на каком уровне
сформированы
пространственные
отношения «вверху»,
«внизу».
- Кто находиться вверху
рисунка?
В какую игру играют дети,
изображенные внизу
рисунка?
- Рассмотрите детей,
качающихся на качелях. -
-Кто находиться вверху?
- Кто внизу?
- Расскажите о детях на
горке. Кто выше всех?
- Кто находиться в самом
Рассматривают
иллюстрацию в
учебнике и
составляют рассказ о
том, в какие игры
любят играть дети
летом.
- Дети, катающиеся с
горки.
- Они строят из песка
- Девочка.
- Мальчик.
- Мальчик в голубом
костюме.
- Мальчик в пестрой
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Осознанно и
произвольно строят
речевые высказывания
в устной форме.
Используют сюжетные
картинки для решения
учебной задачи.
Работа с
сюжетными
картинками в
учебнике.
Использование
магнитной доски
с фигуркой
мальчика,
изображениями
школы, театра и
нескольких
дорог.
низу?
Рассмотрите рисунок в
учебнике на с.7.
Расскажите, как мальчику
дойти до школы.
- А как дойти до
кинотеатра?
Использует магнитную
доску с фигуркой мальчика
, изображениями школы,
театра и нескольких дорог.
- Молодцы, ребята. Вы
помогли мальчику. С
вашей помощью он попал
к нам на уроки ,сможет
учиться вместе с нами.
(Оставляет на доске
фигурку мальчика.)
-Послушайте
стихотворение поэта В.
Берестова, которое
поможет вам лучше
запомнить направление «
лево», «право»:
Стоял ученик на развилке
дорог, где право? Где
лево? Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове
почесал той самой рукою,
которой писал, и мячик
кидал, и страницы
листал,и ложку держал.
«Победа!»- раздался
ликующий крик.
Где «право», где «лево»
узнал ученик.
футболке.
Отвечают на вопросы
учителя.
Учащиеся словесно
описывают путь
мальчика, используя
слова: вперед, назад,
вверх, вниз, налево,
направо.
Анализируют
стихотворение и
отвечают на вопросы
учителя.
- Как ученик догадался, где
«право», где «лево»?
Физкультминутка
Тишина стоит вокруг
вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
делай «раз»и делай
«два».
Исходное положение-
ноги на ширине плеч.
Декламируют
стихотворение,
выполняя движения.
Выполняют упражнения
для профилактики
утомления
Наблюдения
учителя
3. Формирование
навыка определения
местоположения
предметов в
пространстве.
Фронтальная работа с
наглядным
материалом.
Беседа по вопросам о
предметах, имеющихся в
классе:
- Что выше: стол или стул?
- Кто ниже: Сережа или
Таня?
- Что находится в кабинете
вверху?
- Что находиться внизу? И
т. д.
Прикрепляет на доску
различные фигурки.
- Определите, какой(какие)
предмет(предметы)
расположен слева, какой
справа.
Например: на доске грибы
и ягоды земляники.
- Что находиться слева:
грибы или ягоды?
- Что находиться справа?
Отвечают на вопросы
учителя
Используют наглядный
счетный материал для
решения учебной
задачи.
Работа с
наглядным
материалом.
Ответы на
вопросы
учителя.
4. Работа в тетради
Творческое задание.
- Кто изображен на
рисунке? Сколько
кроликов?
- Кроликов, которые
смотрят направо, оставьте
белыми, а тех, которые
смотрят налево, закрасьте
черным цветом.
Работают в тетради
№1 ( с.4, рисунок 2).
Рассматривают
иллюстрации в
печатной тетради и
отвечают на
вопросы . Рисуют
морковки по
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Применяют
коммуникативные
навыки.
Работа в
печатной
тетради
- Дорисуйте морковки так,
чтобы у всех кроликов их
стало поровну.
Взаимопроверка.
заданию.
Взаимопроверка в
парах.
Физкультминутка
Мы становимся все
выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре- руки вниз.
Исходное положение-
ноги на ширине
плеч. Декламируйте
стихотворение,
выполняя движения.
Выполняют упражнения
для профилактики
утомления.
Наблюдение
учителя
5. Письмо по
образцу
Задания на развитие
внимания, мышления,
умения
ориентироваться в
тетради по клеточкам.
Работа в тетради №
1( с.4)
Задание 1:
- Обведите по контурам
флажки. ( На первых
уроках можно разрешить
ученикам обводить
фигуры по точечным
контурам простым
карандашом, но
впоследствии этот вид
работы выполняется
ручкой.)
- Флажки, которые
находятся левее,
закрасьте красным
карандашом, а флажки
которые расположены
правее, - зеленым.
Задание 2. Рисование
«дорожки».
Закрашивают флажки
цветными
карандашами
Обводят образец по
точкам, а затем
повторяют его
самостоятельно.
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу
Работа в
тетради по
образцу
6. Подведение
Обобщающая беседа
Анализируют и
Формулируют полные
Формулируют
Развернутые ответы
итогов
оценивает
успешность в
достижении цели и
определяет
перспективы
последующей работы.
- Что нового узнали?
- Что особенно
понравилось?
- Какую работу вам
хотелось бы
выполнить еще?
Понравилась ли вам
ваша работа на
уроке?
ответы на вопросы.
Высказывают
предположения
собственное мнение.
Адекватно
воспринимают
качественную оценку
своей работы
на вопросы