Автор: Гончарова Татьяна Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа-интернат №36 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование
Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью
Учитель школы-интернат №36 города Белово
Кемеровская область
Гончарова Татьяна Алексеевна
Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной
отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в
свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на
социализации личности, развитии познавательной, трудовой и творческой деятельности,
последующей адаптацией в обществе.
Нарушение
координации
движений,
ручной
моторики
у
детей
с
интеллектуальными нарушениями проявляются в неспособности детей целенаправленно
управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении
движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая
дифференциация
движений
по
времени
и
амплитуде.
Кроме
того,
отмечаются
пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут
довести начатое до конца.
При поступлении в специальное учебное заведение школьники с нарушением
интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких
предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.
Особые затруднения ребята испытывают при необходимости использовать самые простые
предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и
не участвует в работе.
Особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта
заключаются
в
том,
что
у
данных
школьников
хуже
развита
кинетическая
чувствительность.
Вследствие
чего
двигательная
недостаточность
возрастает
при
выполнении
сложных
заданий,
где
требуется
управление
движениями,
чёткое
дозирование
мышечных
усилий,
точность
движений,
перекрёстная
координация
движений,
пространственно-временная
организация
двигательного
акта,
словесное
опосредования движений. Поэтому, для развития мелкой мускулатуры и навыков ручной
умелости у детей с ОВЗ необходимы особые условия:
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Нервные окончания пальцев рук, ладоней и кистей рук непосредственно связаны с
мозгом. С целью воздействия на биологически активные точки, стимулирования зон коры
больших полушарий применяю различные техники массажа:
1.
Массаж шишками.
2.
Массаж грецкими орехами.
3.
Массаж карандашами.
4.
Массаж Су-Джок.
Данную работу необходимо проводить в игровой форме перед выполнением
заданий по письму, рисованию. Сопровождаю массаж короткими стишками, потешками,
рассказыванием детям сказок.
Пальчиковые игры с предметами.
Помимо благотворного влияния на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры с
предметами эмоционально обогащают процесс, побуждают более старательно выполнять
задание. Используются следующие предметы:
1.
Природный материал: желуди, камешки, ракушки, горох и т. д.
2.
Мелкую мозаику.
3.
Мелкий конструктор.
4.
Счетные палочки.
5.
Контейнеры с фасолью, горохом и мелкими игрушками «Сухой бассеин»:
нахождение заданных предметов; угадывание предмета с закрытыми
глазами на ощупь.
6.
Прищепки.
7.
Пазлы.
8.
Шнуровки.
9.
Игры с карандашами.
10. Застегивание и расстегивание пуговиц.
11. Лепка.
12. Игра на нарисованном «рояле».
13. Пальчиковый театр.
14. Игры с нитками на фланелеграфе.
15. Наматывание ниток на клубки.
В процессе таких игр дети раскрепощаются, развивается координация движений,
активизируется речь. В заключении такой игры часто виден результат – выложенный узор,
найдена спрятанная игрушка, оказана помощь кукле.
Пальчиковые игры без предметов.
Детям эти игры знакомы с раннего детства, они им очень радуются. Такие игры
способствуют гармонизации движений тела, развитию мелкой моторики рук, помогают
избавится от монотонности речи, почувствовать ее ритм, нормализовать ее темп, учат
соблюдать речевые паузы, снижают психическое напряжение. Они несут и обучающую
нагрузку- одни направлены на обучение счету, другие – на знакомство с частями тела.
При взаимодействии двумя руками ребенок учится ориентироваться в пространстве,
координируется работа полушарий мозга. Кроме того, такие игры помогают достичь
тесного контакта со взрослым, что положительно влияет на дальнейшие отношения между
ними.
1.
Пальчиковые, сопровождающиеся потешками.
2.
Пальчиковая гимнастика.
3.
Показ
при
помощи
рук
различных
изображений
(«очки»,
«стул»,
«колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение
потешек или сказок.
Эти игры используются как на переменах, так и на уроках, во время
физкультминуток на уроках математики, письма и др.
Различные техники рисования.
Рисование – один из самых любимых детьми видов деятельности. Очень важно,
чтобы у умственно отсталых школьников имелись конкретные представления о тех
объектах, которые будут изображаться. Не менее важно следить за тем, как ребёнок
держит карандаш, и при необходимости исправлять неправильное положение. Особое
внимание следует уделять показу способов выполнения того или иного движения. При
этом одним из путей обучения является не только подражание действиям взрослого, но и
понятие их смысла, а затем обязательное повторение мелом на доске или карандашом на
листе бумаги.
В работе с детьми по данному направлению используются такие способы
рисования, как:
1.
Обведение и дорисовка различных фигур.
2.
Раскраска.
3.
Штриховка.
4.
Рисование карандашами, мелками, красками.
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям.
Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путём многократных
специально организованных упражнений, требующих длительного времени.
Вот некоторые из них:
1.
Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы»,
«заборчик».
2.
Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки»,
«цветные веревочки».
3.
Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий:
«лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели».
4.
Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к
шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки».
5.
Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек
намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют».
6.
Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки,
бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз,
апельсин, яблоко, орех.
Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое
значение для развития техники рисования. Однако еще раз подчеркнем, что умственно
отсталому школьнику, а тем более первокласснику, для образования надлежащих навыков
требуется большое количество повторений.
Работа с бумагой: складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаются некоторых правил:
1.
Задание подбирают с учетом их постепенно возрастающей сложности.
2.
Учитывают индивидуальные особенности ребенка, темп его развития,
возможности, настроение.
3.
Работу проводят регулярно, систематически.
4.
Соблюдают временной регламент,
чтобы не вызвать переутомления
ребенка.
5.
Повышают у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в
занимательную игру.
6.
Деятельность ребенка должна быть успешной, тогда подкрепляется его
интерес к играм. Процесс обучения и развития должен формировать у детей
положительную мотивацию.
Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной активностью – очень важная
задача для родителей и педагогов. На массаж, игры и упражнения ежедневно следует
отводить 10-15 минут. Для детей с особыми потребностями важна мотивация к действию,
постепенное вовлечение в процесс игры, положительная оценка самых маленьких
достижений.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной
недостаточностью выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и
тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм
информации
в
соответствии
с
его
актуальными
потребностями,
обеспечивает
избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения
мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и
деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют
организацию учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе. В
связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов
развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Достигнуть постепенного развития ручной умелости возможно в результате
перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.
Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной
недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или
ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у
них организованности, точности и напряжения.