Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ


Автор: Фазуллина Ирина Авзаловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Психолого-педагогическое

сопровождение обучающихся с ОВЗ

в МБУ «Школа № 91» г.о. Тольятти

Цель психолого-педагогического сопровождения:

создание системы психолого-педагогических и социальных

условий для личностного

развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.

Задачи:

1. Построение индивидуальной образовательной программы, которая позволит каждому обучающемуся с ОВЗ обучаться совместно с

нормально развивающимися обучающимися, но на уровне своих возможностей;

2.

Повышение

психолого-педагогической

компетентности

всех

участников

образовательного

процесса,

участвующих

в

процессе

инклюзии.

При создании модели службы сопровождения учитывались факторы:

Ранее выявление нарушений в развития обучающихся;

Желание родителей ребенка с ОВЗ и родителей нормально развивающихся детей помогать ребенку с ОВЗ в процессе обучения и

социальной адаптации;

Системность

в

организации

взаимодействия

и

взаимопонимания

как

между

педагогами,

педагогами-психологами,

социальным

педагогом, администрации, так и между обучающимися с ОВЗ, их нормально развивающимися сверстниками и родителями.

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ

Заключение ПМПК

Психодиагностика

Заключение ППк

Семья

Родители

одноклассников

Одноклассники

ИОП

Индивидуальные

занятия

АОП

Мониторинг,

коррекция

и

прогнозирование результатов

сопровождения

Групповые занятия

Учебная

деятельность

Внеурочная деятельность

Освоение

программ

учебных

предметов

Познавательная сфера

Мотивационная сфера

Эмоционально-волевая сфера

Личностная сфера

принцип целенаправленности- направленность на выявление

существенных характеристик с ориентацией на потенциальные

возможности

принцип включения в систему тестов ряда разнородных заданий,

который охватывают особенности психической деятельности

принцип

целостности

в

оценке

личности-объективное

выявление

связей

познавательных,

психодинамических

эмоционально-личностных особенностей

1

2

3

Психодиагностика обучающихся с ОВЗ

Для психодиагностики применяется пакет психодиагностического инструментария,

утвержденный Региональным социопсихологическим центром и МОиН Самарской области

Диагностические методики (начальная школа)

Компонент УУД

1.

Прогрессивные

матрицы

Дж.Равена

(исследование

способностей

воспринимать

абстрактные формы);

2.«Простые

аналогии»

Семаго

Н.Я.

(исследование

универсальных

логических

действий);

3. Зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер (выявление структкрных зрительно-

моторных функций);

4. Тест Тулуза-Пьерона (исследование особенностей внимания, психомоторного темпа

школьников);

5. «Кубики» К.Кооса (исследование общего уровня саморегуляции).

Познавательный,

регулятивный

1. «Дерево» Дж. и Д. Лампен, модиф. Л.П.Пономаренко (исследование самооценки);

2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова;

3.«Мотивация учения» - рисуночный вариант Л.М. Шипицина.

Личностный

1.«Руковички» Г.А. Цукерман;

2.«Совместная сортировка» Г.В. Бурменская.

Коммуникативный

Диагностические методики (5-6 класс)

Компонент УУД

1.Прогрессивные

матрицы

Дж.Равена

(исследование

способностей

воспринимать

абстрактные формы);

2.ГИТ (групповой интеллектуальный тест Дж. Ванны, адаптация М. К. Акимовой, Е. М.

Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой).

3.Тест Тулуза-Пьерона (исследование особенностей внимания, психомоторного темпа

школьников);

Познавательный

регулятивный

1.Опросник Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой (методика диагностики

мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах

школы);

2.Методика

«Самооценка»

Т.

Дембо,

С.Я.Рубинштейн,

модификация

А.Н.Прихожан

(изучение самооценки и уровня притязаний школьников);

Личностный

1.Методика

«Кто

прав»

Г.А.

Цукерман

(выявление

сформированности

действий,

направленных на учет позиции собеседника),

2.Методика «Совместное рисование (исследование формирования коммуникативных

действий по согласованию усилий школьников в процессе сотрудничества).

Коммуникативный

Диагностические методики (7-9 класс)

Компонент УУД

1.Прогрессивные

матрицы

Дж.Равена

(исследование

способностей

воспринимать

абстрактные формы);

2 Школьный тест умственного развития (ШТУР-2), авторы К.М. Гуревич, М.К. Акимова,

Е.М. Борисова, В.Г. Захарин и др.;

3.Тест Тулуза-Пьерона (исследование особенностей внимания, психомоторного темпа

школьников);

Познавательный

регулятивный

компонент

1.Опросник Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой (методика диагностики

мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших

классах школы);

2.Методика

«Самооценка»

Т.Дембо,

С.Я.Рубинштейн,

модификация

А.Н.Прихожан

(изучение самооценки и уровня притязаний школьников);

3. Анкета «Личностный рост» Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П.В. Степанов (диагностика

уровня развития отношения школьника к той или иной ценности)

Личностный

компонент

Развивающая психолого-педагогическая программа «Мой самый классный класс»

29 апреля 2016 г.

Распоряжение № 273-р

Работа с родителями

Программа коррекционно-развивающей работы «Уроки психологии в начальной школе»

Программа коррекционно-развивающей работы «Чувствуем, познаем, размышляем»

в средней школе

Эффективное взаимоотношение и взаимодействие родителей обучающихся с ОВЗ с

родителями одноклассников реализуется в рамках образовательной (просветительской)

психолого-педагогической программы «Психологические подсказки родителям подростков»

познавательная сфера (восприятие,

память, внимание, мышление) и

динамика ее развития,

сформированность учебной

деятельности;

мотивационная сфера и динамика ее

развития;

эмоционально-волевая сфера (уровень

тревожности, активности)и динамика ее

развития, влияние эмоционального

состояния на процесс обучения;

3

1

4

2

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие

психологические критерии, показатели результативности психолого-

педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ:

личностная сфера (самооценка,

потребность в достижении, уровень

коммуникации) и динамика ее развития.

Сведения о динамике развития обучающихся с ОВЗ параллели 9-х классов 2019-2020 учебный год.

Низкий уровень развития процессов

Ниже среднего уровень развития процессов

Средний уровень развития процессов

Познавательная и мотивационная сфера

Эмоционально-

волевая и

личностная сфера

Динамика

развития

Код обучающегося с ОВЗ

Мышление

Память

Внимание

Восприятие

АСВ

Дата обследования:

сентябрь 2019г.

Дата обследования:

январь 2020г.

Возникают трудности при

выполнении заданий,

требующих анализа и

синтеза, сравнения,

обобщения. Обобщение

проводит на интуитивно-

практическом уровне.

Не формируется

соответствующие

возрастным возможностям

уровни словесно-логического

и абстрактного мышлений.

Затруднения в

запоминании

вербальной

информации.

Быстрое

забывание,

неточность

воспроизведения

.

Неспособен к

длительному

напряжению и

концентрации

внимания

Специфика восприятия:

ограниченность,

фрагментность и

константность.

Снижен уровень

аффектно -

потребностной сферы,

повышенная

утомляемость,

бедность психических

процессов.

Волнообразная

динамика

развития.

Предполагается

удовлетворитель

ный уровень

продуктивности

и успешности

Не формируется

соответствующий

возрастным возможностям

уровень словесно –

логического и абстрактно -

логического мышления

Затруднения в

запоминании

вербальной

информации

Быстрая

утомляемость

неспособность

сконцентрироват

ь внимание на

длительное

время.

Целостность

восприятия предметов.

Полноценность

зрительного слухового

восприятия.

Результат

выполняемой

деятельности

соответствует

поставленной цели

Самооценка

адекватная

Познавательная и мотивационная сфера

Эмоционально-волевая

и личностная сфера

Динамика

развития

Код обучающегося

с ОВЗ

Мышление

Память

Внимание

Восприятие

МВА

Дата обследования:

сентябрь 2019г

Дата обследования:

январь 2020 г

Возникают трудности при

выполнении заданий, требующих

анализа, синтеза, сравнения,

обобщения;

Обобщение проводит на

интуитивно-практическом уровне;

низкая познавательная активность

Недостатки в

развитии

произвольной

памяти: замедленное

запоминание,

быстрое забывание,

неточность

воспроизведения

Неспособен к

длительному

напряжению и

концентрации

внимания

Низкая

работоспособность

Специфика

восприятия:

поверхностное,

ограниченность,

фрагментарность и

константность

Не сформированы

устойчивые способы

самоконтроля и самооценки

При решении практической

задачи использует

нерациональные способы

достижения результата,

действует методом проб и

ошибок

Относительно

положительная

динамика: средний

уровень.

Предполагается

удовлетворительный

уровень

продуктивности и

успешности усвоения

образовательной

программы

Не формируется соответствующий

возрастным возможностям уровень

словесно-логического и абстрактно-

логического мышления,

достаточная познавательная

активность

Затруднения в

запоминании

вербальной

информации

Повышение

устойчивости

внимания,

достаточная

работоспособность

Целостное

восприятие

предметов,

полноценность

зрительного,

слухового восприятия

При постановке цели

достигается результат

деятельности, действия

адекватны и осмысленны

МРН

Дата обследования:

сентябрь 2019г

Дата обследования

январь 2020г.

Несформированность

мыслительных операций,

возникающие трудности при

выполнении заданий, требующих

анализа и сравнения.

Низкая познавательная активность

Недостатки

сформированности

произвольной

памяти: замедленное

запоминание;

быстрое забывание.

Неточность

воспроизведения.

Неспособен к

длительному

напряжению и

концентрации

внимания

Специфика

восприятия:

ограниченность,

фрагментность и

константность.

Незрелость эмоционально –

волевой сферы из-за не

сформированности

представлений

Действия не всегда

адекватны, но осмысленны

Незначительная

динамика развития.

Предполагается

неудовлетворительн

ый уровень

результативности

усвоения учебной

программы

Не формируется соответствующий

возрастным возможностям уровень

словесно – логического и

абстрактно- логического мышления

Затруднения в

запоминании

вербальной

информации

Быстрая

утомляемость,

неспособность

сконцентрировать

внимание на

длительное время.

Специфика

восприятия:

ограниченность,

фрагментность и

константность.

Не сформированы

устойчивые способы

самоконтроля и самооценки



В раздел образования