Автор: Фазуллина Ирина Авзаловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ
в МБУ «Школа № 91» г.о. Тольятти
Цель психолого-педагогического сопровождения:
создание системы психолого-педагогических и социальных
условий для личностного
развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.
Задачи:
1. Построение индивидуальной образовательной программы, которая позволит каждому обучающемуся с ОВЗ обучаться совместно с
нормально развивающимися обучающимися, но на уровне своих возможностей;
2.
Повышение
психолого-педагогической
компетентности
всех
участников
образовательного
процесса,
участвующих
в
процессе
инклюзии.
При создании модели службы сопровождения учитывались факторы:
•
Ранее выявление нарушений в развития обучающихся;
•
Желание родителей ребенка с ОВЗ и родителей нормально развивающихся детей помогать ребенку с ОВЗ в процессе обучения и
социальной адаптации;
•
Системность
в
организации
взаимодействия
и
взаимопонимания
как
между
педагогами,
педагогами-психологами,
социальным
педагогом, администрации, так и между обучающимися с ОВЗ, их нормально развивающимися сверстниками и родителями.
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ
Заключение ПМПК
Психодиагностика
Заключение ППк
Семья
Родители
одноклассников
Одноклассники
ИОП
Индивидуальные
занятия
АОП
Мониторинг,
коррекция
и
прогнозирование результатов
сопровождения
Групповые занятия
Учебная
деятельность
Внеурочная деятельность
Освоение
программ
учебных
предметов
Познавательная сфера
Мотивационная сфера
Эмоционально-волевая сфера
Личностная сфера
принцип целенаправленности- направленность на выявление
существенных характеристик с ориентацией на потенциальные
возможности
принцип включения в систему тестов ряда разнородных заданий,
который охватывают особенности психической деятельности
принцип
целостности
в
оценке
личности-объективное
выявление
связей
познавательных,
психодинамических
эмоционально-личностных особенностей
1
2
3
Психодиагностика обучающихся с ОВЗ
Для психодиагностики применяется пакет психодиагностического инструментария,
утвержденный Региональным социопсихологическим центром и МОиН Самарской области
Диагностические методики (начальная школа)
Компонент УУД
1.
Прогрессивные
матрицы
Дж.Равена
(исследование
способностей
воспринимать
абстрактные формы);
2.«Простые
аналогии»
Семаго
Н.Я.
(исследование
универсальных
логических
действий);
3. Зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер (выявление структкрных зрительно-
моторных функций);
4. Тест Тулуза-Пьерона (исследование особенностей внимания, психомоторного темпа
школьников);
5. «Кубики» К.Кооса (исследование общего уровня саморегуляции).
Познавательный,
регулятивный
1. «Дерево» Дж. и Д. Лампен, модиф. Л.П.Пономаренко (исследование самооценки);
2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова;
3.«Мотивация учения» - рисуночный вариант Л.М. Шипицина.
Личностный
1.«Руковички» Г.А. Цукерман;
2.«Совместная сортировка» Г.В. Бурменская.
Коммуникативный
Диагностические методики (5-6 класс)
Компонент УУД
1.Прогрессивные
матрицы
Дж.Равена
(исследование
способностей
воспринимать
абстрактные формы);
2.ГИТ (групповой интеллектуальный тест Дж. Ванны, адаптация М. К. Акимовой, Е. М.
Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой).
3.Тест Тулуза-Пьерона (исследование особенностей внимания, психомоторного темпа
школьников);
Познавательный
регулятивный
1.Опросник Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой (методика диагностики
мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах
школы);
2.Методика
«Самооценка»
Т.
Дембо,
С.Я.Рубинштейн,
модификация
А.Н.Прихожан
(изучение самооценки и уровня притязаний школьников);
Личностный
1.Методика
«Кто
прав»
Г.А.
Цукерман
(выявление
сформированности
действий,
направленных на учет позиции собеседника),
2.Методика «Совместное рисование (исследование формирования коммуникативных
действий по согласованию усилий школьников в процессе сотрудничества).
Коммуникативный
Диагностические методики (7-9 класс)
Компонент УУД
1.Прогрессивные
матрицы
Дж.Равена
(исследование
способностей
воспринимать
абстрактные формы);
2 Школьный тест умственного развития (ШТУР-2), авторы К.М. Гуревич, М.К. Акимова,
Е.М. Борисова, В.Г. Захарин и др.;
3.Тест Тулуза-Пьерона (исследование особенностей внимания, психомоторного темпа
школьников);
Познавательный
регулятивный
компонент
1.Опросник Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой (методика диагностики
мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших
классах школы);
2.Методика
«Самооценка»
Т.Дембо,
С.Я.Рубинштейн,
модификация
А.Н.Прихожан
(изучение самооценки и уровня притязаний школьников);
3. Анкета «Личностный рост» Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П.В. Степанов (диагностика
уровня развития отношения школьника к той или иной ценности)
Личностный
компонент
Развивающая психолого-педагогическая программа «Мой самый классный класс»
29 апреля 2016 г.
Распоряжение № 273-р
Работа с родителями
Программа коррекционно-развивающей работы «Уроки психологии в начальной школе»
Программа коррекционно-развивающей работы «Чувствуем, познаем, размышляем»
в средней школе
Эффективное взаимоотношение и взаимодействие родителей обучающихся с ОВЗ с
родителями одноклассников реализуется в рамках образовательной (просветительской)
психолого-педагогической программы «Психологические подсказки родителям подростков»
познавательная сфера (восприятие,
память, внимание, мышление) и
динамика ее развития,
сформированность учебной
деятельности;
мотивационная сфера и динамика ее
развития;
эмоционально-волевая сфера (уровень
тревожности, активности)и динамика ее
развития, влияние эмоционального
состояния на процесс обучения;
3
1
4
2
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие
психологические критерии, показатели результативности психолого-
педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ:
личностная сфера (самооценка,
потребность в достижении, уровень
коммуникации) и динамика ее развития.
Сведения о динамике развития обучающихся с ОВЗ параллели 9-х классов 2019-2020 учебный год.
Низкий уровень развития процессов
Ниже среднего уровень развития процессов
Средний уровень развития процессов
Познавательная и мотивационная сфера
Эмоционально-
волевая и
личностная сфера
Динамика
развития
Код обучающегося с ОВЗ
Мышление
Память
Внимание
Восприятие
АСВ
Дата обследования:
сентябрь 2019г.
Дата обследования:
январь 2020г.
Возникают трудности при
выполнении заданий,
требующих анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения. Обобщение
проводит на интуитивно-
практическом уровне.
Не формируется
соответствующие
возрастным возможностям
уровни словесно-логического
и абстрактного мышлений.
Затруднения в
запоминании
вербальной
информации.
Быстрое
забывание,
неточность
воспроизведения
.
Неспособен к
длительному
напряжению и
концентрации
внимания
Специфика восприятия:
ограниченность,
фрагментность и
константность.
Снижен уровень
аффектно -
потребностной сферы,
повышенная
утомляемость,
бедность психических
процессов.
Волнообразная
динамика
развития.
Предполагается
удовлетворитель
ный уровень
продуктивности
и успешности
Не формируется
соответствующий
возрастным возможностям
уровень словесно –
логического и абстрактно -
логического мышления
Затруднения в
запоминании
вербальной
информации
Быстрая
утомляемость
неспособность
сконцентрироват
ь внимание на
длительное
время.
Целостность
восприятия предметов.
Полноценность
зрительного слухового
восприятия.
Результат
выполняемой
деятельности
соответствует
поставленной цели
Самооценка
адекватная
Познавательная и мотивационная сфера
Эмоционально-волевая
и личностная сфера
Динамика
развития
Код обучающегося
с ОВЗ
Мышление
Память
Внимание
Восприятие
МВА
Дата обследования:
сентябрь 2019г
Дата обследования:
январь 2020 г
Возникают трудности при
выполнении заданий, требующих
анализа, синтеза, сравнения,
обобщения;
Обобщение проводит на
интуитивно-практическом уровне;
низкая познавательная активность
Недостатки в
развитии
произвольной
памяти: замедленное
запоминание,
быстрое забывание,
неточность
воспроизведения
Неспособен к
длительному
напряжению и
концентрации
внимания
Низкая
работоспособность
Специфика
восприятия:
поверхностное,
ограниченность,
фрагментарность и
константность
Не сформированы
устойчивые способы
самоконтроля и самооценки
При решении практической
задачи использует
нерациональные способы
достижения результата,
действует методом проб и
ошибок
Относительно
положительная
динамика: средний
уровень.
Предполагается
удовлетворительный
уровень
продуктивности и
успешности усвоения
образовательной
программы
Не формируется соответствующий
возрастным возможностям уровень
словесно-логического и абстрактно-
логического мышления,
достаточная познавательная
активность
Затруднения в
запоминании
вербальной
информации
Повышение
устойчивости
внимания,
достаточная
работоспособность
Целостное
восприятие
предметов,
полноценность
зрительного,
слухового восприятия
При постановке цели
достигается результат
деятельности, действия
адекватны и осмысленны
МРН
Дата обследования:
сентябрь 2019г
Дата обследования
январь 2020г.
Несформированность
мыслительных операций,
возникающие трудности при
выполнении заданий, требующих
анализа и сравнения.
Низкая познавательная активность
Недостатки
сформированности
произвольной
памяти: замедленное
запоминание;
быстрое забывание.
Неточность
воспроизведения.
Неспособен к
длительному
напряжению и
концентрации
внимания
Специфика
восприятия:
ограниченность,
фрагментность и
константность.
Незрелость эмоционально –
волевой сферы из-за не
сформированности
представлений
Действия не всегда
адекватны, но осмысленны
Незначительная
динамика развития.
Предполагается
неудовлетворительн
ый уровень
результативности
усвоения учебной
программы
Не формируется соответствующий
возрастным возможностям уровень
словесно – логического и
абстрактно- логического мышления
Затруднения в
запоминании
вербальной
информации
Быстрая
утомляемость,
неспособность
сконцентрировать
внимание на
длительное время.
Специфика
восприятия:
ограниченность,
фрагментность и
константность.
Не сформированы
устойчивые способы
самоконтроля и самооценки