Напоминание

Формирование мотивации юного пловца к постоянным занятиям спортом


Автор: Матвиенко Яна Викторовна
Должность: тренер
Учебное заведение: МАУ СШ "Комплекс Молодежный"
Населённый пункт: г. Ковров Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации юного пловца к постоянным занятиям спортом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование мотивации юного пловца к постоянным занятиям

спортом

Матвиенко Яна Викторовна

Высокие достижения в спорте тесно связаны с мотивационной сферой

спортсменов. Мотивация является не только стержневой характеристикой

личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает

влияние на характер всех процессов, протекающих в организме. Недооценка

роли мотивации при работе, учета динамики мотивов часто приводит к тому,

что человек оказывается не способным проявить свои возможности в ходе

спортивной деятельности.

Спортивную

мотивацию

принято

определять

как

психическое

состояние

спортсмена,

обусловленное

отношением

его

к

различным

сторонам

конкретной

ситуации

спортивной

деятельности:

к

самой

деятельности, к поставленной цели, ожидаемым результатам, успеху и

неудачам, своим возможностям, к партнерам, тренеру.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая

все ее структурные образования: направленность личности, характер,

эмоции, способности, психологические процессы. В отличие от мотивов,

характеризующихся устойчивостью, мотивация представляет динамический

компонент мотивационной сферы.

Таким образом, формирование мотивации к занятиям выбранным

видом спорта является очень важной составляющей работы тренера с юным

спортсменом. Особенно это важно в плавании при планировании высоких

достижений. Чтобы достичь значительных результатов в данном виде спорта

тренер и юный спортсмен проходят путь в десяток, а иногда в несколько

десятков лет, чтобы достичь запланированной цели. Поэтому важно

продумать

систему

воспитательных

мероприятий,

обеспечивающую

сохранение, поддержание и развитие заинтересованности в постоянных

занятиях плаванием, стимулирующую привыкание к высоким нагрузкам и

увеличивающимся объемам времени, затрачиваемому на тренировочный и

соревновательный процесс.

Очень важным при подготовке юного пловца является воспитание установки

на достижение высоких, а иногда запредельно высоких целей. Такой тип

мотивации определяется структурой личности спортсмена и почувствовать,

распознать этот тип у 6-7 летнего малыша может только опытный детский

тренер. Формированию мотиваций достижения наивысшего спортивного

результата

способствует

повышенная

потребность

юного

пловца

в

самоутверждении, самовыражении и развитии волевых качеств его личности.

Главная задача тренера при работе с таким спортсменом последовательное

формирование у него высоких нравственных, прежде всего морально-

волевых качеств. На протяжении многих лет подготовки тренер формирует у

пловцов

патриотизм,

нравственные

качества

(честность,

доброжелательность) самообладание, дисциплинированность, терпимость,

коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность,

трудолюбие).Именно

эта

длительная

и

трудная

работа

позволит

не

перегореть спортсмену и стойко перенести возможные неудачи, найти силы к

дальнейшему спортивному труду после достижения желанных пиковых

побед.

Опыт показывает, что воспитательное взаимодействие тренера с

одаренными

воспитанниками

может

осуществляться

по-разному,

в

частности путем:

- непосредственного влияния на тренирующихся (убеждение, нравоучение,

требование,

приказ,

угроза,

наказание,

поощрение,

личный

пример,

авторитет, просьба, совет);

- создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые

побуждают тренирующегося изменить собственное отношение к чему-либо,

выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер (ярким

примером служит соревновательная деятельность);

-

использования

общественного

мнения

(команды,

группы

старших

спортсменов), а также мнения значимого для него человека (тренера);

- совместной деятельности тренера и воспитанников (через тренировочную

деятельность, общение и труд);

- обучения или самообразования, передачи информации или социального

опыта, осуществляемых в процессе межличностного или профессионального

общения ;

- чтения художественной литературы (особенно совместного чтения),

просмотра мотивирующих кинофильмов.

Постоянная работа с детьми делает тренера старшим другом детей

(«значимым взрослым) и его роль воспитателя и мотиватора на протяжении

жизни спортсмена трудно переоценить.



В раздел образования