Автор: Матвиенко Яна Викторовна
Должность: тренер
Учебное заведение: МАУ СШ "Комплекс Молодежный"
Населённый пункт: г. Ковров Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации юного пловца к постоянным занятиям спортом
Раздел: дополнительное образование
Формирование мотивации юного пловца к постоянным занятиям
спортом
Матвиенко Яна Викторовна
Высокие достижения в спорте тесно связаны с мотивационной сферой
спортсменов. Мотивация является не только стержневой характеристикой
личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает
влияние на характер всех процессов, протекающих в организме. Недооценка
роли мотивации при работе, учета динамики мотивов часто приводит к тому,
что человек оказывается не способным проявить свои возможности в ходе
спортивной деятельности.
Спортивную
мотивацию
принято
определять
как
психическое
состояние
спортсмена,
обусловленное
отношением
его
к
различным
сторонам
конкретной
ситуации
спортивной
деятельности:
к
самой
деятельности, к поставленной цели, ожидаемым результатам, успеху и
неудачам, своим возможностям, к партнерам, тренеру.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая
все ее структурные образования: направленность личности, характер,
эмоции, способности, психологические процессы. В отличие от мотивов,
характеризующихся устойчивостью, мотивация представляет динамический
компонент мотивационной сферы.
Таким образом, формирование мотивации к занятиям выбранным
видом спорта является очень важной составляющей работы тренера с юным
спортсменом. Особенно это важно в плавании при планировании высоких
достижений. Чтобы достичь значительных результатов в данном виде спорта
тренер и юный спортсмен проходят путь в десяток, а иногда в несколько
десятков лет, чтобы достичь запланированной цели. Поэтому важно
продумать
систему
воспитательных
мероприятий,
обеспечивающую
сохранение, поддержание и развитие заинтересованности в постоянных
занятиях плаванием, стимулирующую привыкание к высоким нагрузкам и
увеличивающимся объемам времени, затрачиваемому на тренировочный и
соревновательный процесс.
Очень важным при подготовке юного пловца является воспитание установки
на достижение высоких, а иногда запредельно высоких целей. Такой тип
мотивации определяется структурой личности спортсмена и почувствовать,
распознать этот тип у 6-7 летнего малыша может только опытный детский
тренер. Формированию мотиваций достижения наивысшего спортивного
результата
способствует
повышенная
потребность
юного
пловца
в
самоутверждении, самовыражении и развитии волевых качеств его личности.
Главная задача тренера при работе с таким спортсменом последовательное
формирование у него высоких нравственных, прежде всего морально-
волевых качеств. На протяжении многих лет подготовки тренер формирует у
пловцов
патриотизм,
нравственные
качества
(честность,
доброжелательность) самообладание, дисциплинированность, терпимость,
коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность,
трудолюбие).Именно
эта
длительная
и
трудная
работа
позволит
не
перегореть спортсмену и стойко перенести возможные неудачи, найти силы к
дальнейшему спортивному труду после достижения желанных пиковых
побед.
Опыт показывает, что воспитательное взаимодействие тренера с
одаренными
воспитанниками
может
осуществляться
по-разному,
в
частности путем:
- непосредственного влияния на тренирующихся (убеждение, нравоучение,
требование,
приказ,
угроза,
наказание,
поощрение,
личный
пример,
авторитет, просьба, совет);
- создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые
побуждают тренирующегося изменить собственное отношение к чему-либо,
выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер (ярким
примером служит соревновательная деятельность);
-
использования
общественного
мнения
(команды,
группы
старших
спортсменов), а также мнения значимого для него человека (тренера);
- совместной деятельности тренера и воспитанников (через тренировочную
деятельность, общение и труд);
- обучения или самообразования, передачи информации или социального
опыта, осуществляемых в процессе межличностного или профессионального
общения ;
- чтения художественной литературы (особенно совместного чтения),
просмотра мотивирующих кинофильмов.
Постоянная работа с детьми делает тренера старшим другом детей
(«значимым взрослым) и его роль воспитателя и мотиватора на протяжении
жизни спортсмена трудно переоценить.