Автор: Воротникова Марина Викторовна
Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права
Учебное заведение: УрЮИ МВД России
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Организация института наставничества в образовательных учреждениях высшего образования
Раздел: высшее образование
Организация института наставничества в образовательных
учреждениях высшего образования
Особенность труда начинающих преподавателей заключается в том,
что с первого дня работы к ним предъявляются те же требования, что и к
опытным педагогам: те же обязанности и та же ответственность. Поэтому
значительная часть молодых специалистов ощущают дезадаптированность в
новых
для
них
условиях
образовательной
организации,
испытывают
определенные трудности в осуществлении педагогической деятельности,
переносят высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации
всех внутренних ресурсов.
Особенностью высших учебных заведений является то, что молодой
специалист приходит осуществлять работу практически со сверстниками и
даже студентами старше его по возрасту, ряд из которых имеют опыт работы
по специальности, начальные специальные знания и умения.
Педагоги, процесс адаптации которых был неуспешен, либо уходят из
профессии, либо испытывают затруднения в осуществлении функций
преподавателя вуза, что отражается и на качестве обучения студентов.
Данный факт диктует необходимость педагогического сопровождения
профессиональной адаптации начинающих преподавателей».
Всё вышеизложенное предопределяет актуальность формирования
механизма системы наставничества в организации высшего образования как
наиболее
эффективный
метод
профессиональной
адаптации
молодых
специалистов. Поддержка опытного педагога-наставника, оказывающего
практическую и теоретическую помощь молодому специалисту на рабочем
месте и повышающего его профессиональную компетентность, позволит
адаптировать молодого специалиста к профессиональным обязанностям,
осуществить полное освоение педагогической профессии, адаптацию в
трудовом коллективе, наладить отношения между педагогами, сформировать
мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, то
есть оптимизировать процесс профессионального становления молодого
педагога,
осуществить
успешное
управление
профессиональным
становлением личности.
Говоря о наставничестве и наставниках, необходимо более подробно
рассмотреть эти понятия. В настоящее время существует несколько
определений понятий «наставничество» и «наставник».
А.
Денисова
представляет
наставничество
как
систему
взаимоотношений между сотрудниками, находящимися на разных ступенях
служебной иерархии по опыту, стажу работы, образовательному уровню,
возрасту. В национальной педагогической энциклопедии, включающей
различные педагогические словари, наставничество трактуется как «оказание
помощи
молодым
преподавателям
в
период
их
вхождения
в
профессиональную деятельность. Этот период включает адаптацию к
реальным условиям и овладение мастерством...» [3], а наставник - как
«высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого
другие работники (молодые педагоги] могут получить совет или поддержку.
Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения,
составлять различные инструкции и задания учащимся, а также оценивает
процесс и результаты деятельности молодого коллеги, реализуя лично им
принятые установки; лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое
профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте, зачастую в
ходе выполнения оплачиваемой работы..» [3].
Таким
образом,
наставничество
обеспечивает
профессиональное
становление, развитие и адаптацию к квалифицированному исполнению
должностных обязанностей лиц, в отношении которых оно осуществляется.
Наставничество
рассматривается,
с
одной
стороны,
как
наиболее
эффективная разновидность кадровой технологии корпоративного обучения,
обеспечивающая
передачу
посредством
планомерной
работы
знаний,
навыков и установок [4], или, с другой стороны, как педагогическая
технология, обеспечивающая развитие личности обучающегося, молодого
или вновь принятого на работу специалиста, гармоничного вхождения
человека в трудовую деятельность [5]. А наставник рассматривается как
«человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем
коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт,
необходимый и достаточный для овладения профессией. Сократ главной
задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика»
[6]. Поэтому к наставнику предъявляются особые требования, связанные с
его
профессиональной
(педагогической,
научной,
методической]
компетентностью и с личностными качествами (терпеливость, авторитет в
коллективе, коммуникативность и др.].
К лицам, в отношении которых осуществляется наставничество в
организации высшего образования, могут относиться: молодой специалист,
впервые принятый на работу; специалист, вновь принятый на работу после
продолжительного перерыва; специалист, изменение и/или выполнение
новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника.
Основными
задачами
наставничества
в
организации
высшего
образования могут являться: привитие молодым преподавателям интереса к
научно-педагогической деятельности и закрепление молодых специалистов в
вузе; ускорение процесса профессионального становления; сокращение
сроков адаптации в коллективе, усвоение традиций коллектива и правил
поведения в образовательной организации высшего образования, творческого
отношения
к
выполнению
своих
обязанностей;
развитие
личностно
ориентированных
отношений
между
молодыми
специалистами
и
«стажистами»,
способствующих
осуществлению
поддержки
в
педагогической практике и обеспечению взаимосвязи и преемственности
профессиональной деятельности разных поколений сотрудников.
Основными этапами организации наставничества в вузе могут быть
следующие: 1] организация наставничества (формирование необходимых
документов: приказа/распоряжения «Об организации наставничества в
вузе»], определение ответственных лиц либо создание специализированных
структур (совет /комиссия по наставничеству], выбор формы наставничества,
назначение наставников и наставляемых]; 2] прохождение наставничества
(реализация процесса: утверждение перечня мероприятий, определение форм
и методов работы наставников, осуществление выбора инструментов для
реализации наставничества]; 3] завершение наставничества (подведение
итогов и получение обратной связи от наставников и лиц, в отношении
которых осуществлялось наставничество, с помощью заполнения отчетов,
обработка отчетов, подведение результатов и поощрение наставников и
наставляемых
по
результатам
проведенной
работы].
Координация,
организационное и документационное сопровождение наставничества в вузе
может быть возложено на кадровую службу вуза.
Организация наставничества в вузе подразумевает организационное и
документационное сопровождение. Организационное сопровождение может
заключаться в информационном обеспечении подбора наставников; анализе,
обобщении опыта работы наставников; поддержании контакта с наставником
и наставляемым для оказания необходимой помощи в рамках своей
компетенции. Документационное сопровождение процесса заключается в
подготовке
проектов
нормативных
актов,
сопровождающих
процесс
наставничества; оказании консультационной помощи в разработке перечня
мероприятий по наставничеству; осуществлении контроля за завершением
периода
наставничества
и
внесения
в
личные
дела
педагогов
соответствующих
записей
и
документов.
Координация
работы
по
наставничеству заключается в проведении анкетирования лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности
работы с ними наставников; ликвидации выявленных затруднений в процессе
адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Назначение
наставников
предполагает
определение
наиболее
подходящих кандидатур для осуществления наставничества, получение их
согласия и утверждение в качестве персонального наставника для лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество, которые также дают
согласие на участие в процессе наставничества с выбранным лицом. Такое
взаимное
согласование
обеспечивает
эффективность
наставнической
деятельности
и
предотвращает
возможные
конфликтные
ситуации.
Документационное закрепление наставников осуществляется на основе
служебной записки руководителя структурного подразделения в форме
приказа. Для качественной организации процесса наставничества на роль
наставника предпочтительно должны выбираться кандидаты, обладающие: 1]
профессиональными
знаниями
и
умениями,
что
позволяет
делиться
знаниями,
опытом,
обеспечивать
качественную
корректировку
педагогической
деятельности
наставляемого;
2]
коммуникативными
навыками,
умеющие
находить
общий
язык
с
людьми,
выстраивать
вертикальные и горизонтальные связи, а также понимать другого человека,
принимать чужие позиции, ценить чужие чувства; 3] административными
навыками, умеющие формулировать и ставить задачи, организовывать и
контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить их
корректировку, умением организовывать свою работу и деятельность
работника, в отношении которого осуществляется наставничество; 4]
имеющие опыт работы с людьми и в педагогической среде; 5] имеющие
представление
об
особенностях
своего
образовательного
учреждения,
характере межличностных отношений, существующих в педагогическом
коллективе; 6] пользующиеся доверием руководства вуза и коллег; 7]
умеющие нестандартно, творчески организовать процесс наставнической
поддержки, обеспечить молодому учителю самостоятельность, способность к
самосовершенствованию, расширению кругозора; 8] имеющие общность
интересов, что способствует взаимодействию единомышленников, общей
увлеченности конкретной педагогической проблемой.
В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог
сталкивается со многими трудностями: неумением грамотно рассчитать
время занятия, логично выстроить последовательность этапов занятия и
преподнести материал в рамках лекционных и практических занятий,
осуществить
планирование
деятельности,
организовывать
практику
и
воспитательные мероприятия со студентами и т. п. Для каждого лица, в
отношении которого необходимо организовать наставничество, исходя из его
потребности, уровня подготовки, имеющихся профессиональных знаний и
навыков, а также в зависимости от должности может быть определена
наиболее подходящая форма наставничества, например: индивидуальная, то
есть непосредственный индивидуальный контакт наставника и подопечного;
групповая,
то
есть непосредственный контакт
наставника и группы
подопечных;
виртуальная
-
использование
информационно-
коммуникационных
технологий,
таких
как
трансляция
опыта
через
видеоконференции (скайп и др.]; а также методы и приемы наставничества:
инструктаж
- наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или
предлагает ему копировать свои собственные действия; объяснение
- наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу,
и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование
своим действиям; метод кейса - наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат и др.
Видами деятельности в рамках организации наставничества могут
являться: 1)мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого
осуществляется
наставничество,
с
должностными
обязанностями,
квалификационными требованиями, нормативными документами, целями и
задачами
деятельности
вуза
и
соответствующего
структурного
подразделения; 2] ознакомление наставляемого с рабочим местом и
коллективом; 3] изучение наставляемым теоретических и практических
вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей; 4] посещение
учебных занятий у опытных педагогов, которое позволяет молодым
специалистам понять общую практическую методологию организации
образовательного
процесса
в
организации
высшего
образования;
5]
посещение учебных занятий наставляемых, что позволяет наставникам
определить
сильные
и
слабые
стороны
молодого
специалиста,
скорректировать методологию учебных занятий молодого сотрудника во
избежание дальнейших профессиональных ошибок; 6] помощь в участии
наставляемого в конкурсах педагогического мастерства (разных видов], что
позволяет своевременно войти в профессию, адаптироваться к публичной
деятельности, а также осмыслить свою профессиональную деятельность, что,
в
свою
очередь,
служит
стимулом
формирования
потребности
в
профессиональном совершенствовании; 7] помощь в участии наставляемого
в транслировании опыта (выступление на заседаниях кафедр, конференциях
и т. п.], что влияет на психологическую адаптацию и впоследствии
удовлетворенность профессиональной педагогической деятельностью; 8]
включение
наставляемого
в
организацию
мероприятий,
проводимых
структурными
подразделениями,
что
способствует
формированию
дружеских
отношений
с
сотрудниками,
более
полному
пониманию
наставляемым особенностей работы вуза.
Завершение
наставничества
может
осуществляться
заполнением
наставником отчета о результатах работы лица, в отношении которого
осуществлялось
наставничество,
заполнением
наставляемым
отчета
о
процессе прохождения наставничества и работе наставника, включая оценку
деятельности
наставника,
осуществление
ответственным
структурным
подразделением обработки и анализа представленных отчетов и подготовки
предложений по распространению лучшего опыта наставничества.
Заключение. Таким образом, эффективность института наставничества
в организациях высшего образования на современном этапе является
актуальной и педагогически обусловленной, определяется индивидуальным
характером и адресностью, способствует улучшению результатов высшего
образования, повышению его качества. Именно данная работа ускоряет
процесс
вхождения
начинающего
педагога
в
образовательную,
педагогическую среду, способствует формированию уверенности, качеству
выполнения должностных обязанностей, закреплению его убежденности в
правильном выборе профессии, должности. Быстрая адаптация молодых
специалистов к новой должности и рабочему процессу способствует
совершенствованию
корпоративной
культуры
организации,
развитию
инноваций и новых подходов в подготовке профессиональных кадров для
страны.